Формирование жизненных компетенций у детей со сложным дефектом на уроке социальных коммуникаций.
материал по теме

Трефилова Елена Владимировна

Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование жизненных компетенций у детей со сложным дефектом на уроке социальных коммуникаций.

МКСКОУ «Ярская школа-интернат»

Трефилова Елена Владимировна

Одним из приоритетных направлений современного этапа развития системы специального (коррекционного) образования является помощь детям, ранее не охваченных ею, в том числе детям со сложной структурой дефекта. Они представляют собой категорию детей, которые наряду с общим для них состоянием имеют одно или несколько системных нарушений.

В нашей школе также возникла необходимость открыть класс для детей со сложной структурой дефекта. Я третий год работаю с данной категорией детей. В классе 4 мальчика: Захар, Андрей П (синдром дауна), Андрей К (атипичный аутизм), Дима (ДЦП). Возрастная категория детей 10-12 лет. Эти дети  требуют особого внимания,  правильного воспитания, любви, терпения, и даже порой настойчивости. «Нет «необучаемых» детей, нужно просто уметь  любить их  такими, какие  они есть». Это девиз, под которым, я думаю,  работает каждый специалист группы детей со сложной структурой дефекта. Именно полюбить и принять его таким какой он есть, и только после этого можно строить свою работу.

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитиях и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы.

В проекте СФГОС впервые четко выделяются взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненная компетенция». В соответствии с концепцией в образовании детей со сложным дефектом из двух составляющих ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Требуется специальная работа по введению ребенка в сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов. 

Главная проблема детей со сложным дефектом заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации  крайне затруднен, прежде всего, тем, что у него значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Все это осложняется и трудностями в общении. Ребенок с ОВЗ, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. Слабо формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе. Учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания. Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Учитывая вышеперечисленные проблемы, мной была разработана программа занятий «Социальные коммуникации».

Уроки  с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяю из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает личностно-ориентированный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учитывая зону ближайшего развития и постепенным видимым снижением помощи взрослого.

Основным направлением  моей работы является практическая подготовка к жизни детей. Поэтому содержание предмета «Социальная коммуникация» строится с учетом принципов:

- жизненная значимость;

- практическая необходимость.

и решаются следующие задачи:

-дать детям знания и представления о различных учреждениях окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания и т.д.);

 -научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться ими, дать твердые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе.

 В программу включены следующие разделы:

1. «Моя семья». Семья – первый социум, в котором  ребёнок учится основам общежития, уважению к старшим, умению подчинять свои желания требованиям старших и распорядку жизни, принятому в семье; учится выполнять закреплённые за ним обязанности и нести ответственность за порученное ему дело. Со всеми учениками класса ездили на такси, в автобусе к каждому в гости. Дети приобретают новые социальные роли, где нужно принять гостей, проводить их в естественной обстановке. Вместе с детьми учатся и родители. Ведь не секрет, что мамы ограждают  детей от какой бы - то ни было самостоятельности, а тем более ответственности.

2.«Моя школа». Школа – второй социум, в который попадает  ребёнок и на примере которого он учится выполнять требования учителей , подчинять свои желания режимным моментам учебного процесса, постигает принципы мирного (неконфликтного) сосуществования в детском коллективе.

3. «Улица».

4. «Общественный транспорт».

5. «Общественные места».

6. «Службы быта» .

7. «Средства связи».

В разделах «Улица», «Общественный транспорт», «Общественные места», «Службы быта», «Средства связи»  позволяют сформировать у ребёнка правила поведения в общественных местах, познакомить с правилами речевого этикета (умению обратиться к другому человеку с вопросом, просьбой о помощи, построить беседу по телефону и т.д.).

Так как по предмету «Социальные коммуникации» нет методического обеспечения, в своей работе большое количество времени уделяю практическим занятиям вне школы:

- экскурсии за пределы школы в те учреждения, без которых не обойтись любому человеку: в аптеку, на почту, магазин, библиотеку и т. д., способствуют выработке у воспитанников умений ориентироваться в окружающей жизни;

- совместный досуг, участие в общешкольных мероприятиях, помогают ученикам овладеть социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни и желание родителей разнообразить свой досуг;

- совместные выходы на природу,  прогулки по поселку (классные, общешкольные, совместно с родителями), формируют у детей адекватное представление об опасности и безопасности, учат ориентироваться в незнакомом месте;

- подготовка  к семейным праздникам. Дети вручают родителям приглашения на классные мероприятия. Родители помогают подбирать костюмы, готовят поделки с детьми, учат стихи. У учащихся формируются коммуникативные навыки, они получают опыт нового ролевого поведения. У родителей появляется инициатива, желание устраивать такие праздники дома;

- день открытых дверей, когда  любой родитель может прийти в школу и получить дополнительную консультацию по формированию жизненно важных компетенций у своего ребенка.

Начиная свою работу, трудно было даже представить, что их можно научить хотя бы элементарному взаимодействию между собой внутри класса, ведь результатов обучения и воспитания приходится ждать достаточно долго, но работая третий год с данной категорией детей, все больше убеждаюсь, что они медленно, но приобретают умения и навыки социальной компетенции.

     Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок со сложным дефектом овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Главным показателем моей работы  является то, что у детей появилось желание посещать школу, находиться в коллективе детей, взаимодействовать друг с другом, общаться с другими детьми вне класса, даже вне школы, посильно принимать помощь  специалистов, принимать участие в классных, общешкольных мероприятиях. Родители стали общаться семьями, делиться своими горестями и радостями, что тоже считаю немаловажным в своей работе. Для меня, как для учителя-дефектолога, проблема работы с детьми со сложной структурой дефекта, представляет практический интерес.

          Хотелось бы закончить  словами: Мы живем так, как можем, а они живут так, как мы им поможем. Это действительно так, ведь жизнь этих детей в наших руках.

Литература.

  1. Проект СФГОС.
  2. Шипицына, Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе [Текст]. - СПб., 2002.
  3. Программа для обучения глубоко умственно отсталых детей (Составитель: НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1984 год).
  4.  Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.
  5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-е испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005.
  6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  7. 5. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.- М.: «Академия», 2003.
  8. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы / А.И. Гаурилюс // Дефектология. 1995. -№2.-С. 27-31.
  9. Программы для 0 IV классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) / Под ред. И.М. Бгажноковой. - М., 1997. - 228 с.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование жизненной компетенции у детей с ОВЗ

Практическая значимость исследования может считаться попытка разработки новых элементов образовательного процесса для воспитания детей с ЗПР....

Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

Коррекционная работа по теме: " Формирование жизненных компетенций у детей нарушением интеллекта на уроках СБО", 2018 год

Коррекционная работа по формированию жизненных компетенций учащихся с нарушением интеллекта...

Доклад на МО "Формирование жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на уроках ПТО"

В докладе представлены материалы по формированию жизненных компетенций у обучающихся на уроках слесарного дела....

Формирование социальных жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

В статье раскрыты процессы социализации обучающихся  с умственной отсталостью. На уроках биологии  успешно используются ряд педагогических приемов для  социализации, для включения обуча...

Статья "Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

 Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения...

Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...