Доклад на МО "Формирование жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на уроках ПТО"
материал по технологии (8 класс) на тему
В докладе представлены материалы по формированию жизненных компетенций у обучающихся на уроках слесарного дела.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – «Специальная (коррекционная) школа № 9.»
ДОКЛАД
Формирование жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на уроках ПТО
Автор – составитель:
Коваленко М. Ф., учитель трудового обучения
Мысковский городской округ
2018 год
Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX – середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства. Индустриальное общество нуждалось в огромном количестве квалифицированных рабочих и инженеров, владеющих современными технологиями. Естественно, что в этот период образование решало вполне определенные задачи (и решало их, надо заметить, весьма успешно).
В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
- ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Содержание образования, обогащенное применением информационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, станет глубже и осмысленнее. Компьютер в специальном образовании рассматривается как мощное средство моделирования развивающей среды, средство расширения временных и пространственных границ специального образования. Использование информационных технологий будет способствовать улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом.
Используя возможности компьютера как наглядного пособия качественно нового уровня, позволяет сделать уроки более привлекательными. Использование компьютерных технологий активизирует познавательную деятельность ученика, формирует умение работать с информацией, положительное отношение к школе. Благодаря ИКТ (использование тестов, карточек для индивидуальной работы, опорных схем, памяток–инструкций, сообщений, фотоматериалов) и Интернету появилась возможность выбора интересного содержания современной информации, статистических данных, богатой наглядности, что влияет на развитие любознательности детей с умственной отсталостью, привлекательность учебного материала, доступность изложения.
Особенности детей с умственной отсталостью требуют достаточно многочисленных тренировочных упражнений. С целью поддержки интереса к предмету использую методы и приёмы развивающей системы Л.В Занкова, ориентируемые на развитие мышления, речи: наблюдение, сравнение, сопоставление, классификацию, группировку, выявление закономерностей, использование проблемных ситуаций, ориентирующих учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания. Главное в работе, по моему мнению, коллективный диалог: умение общаться, дать простор детской мысли, выслушивать каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. Учащиеся не боятся допускать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь учитель и одноклассники и все вместе примут правильное решение.
Наряду с классно-урочной системой применяю в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии, отдавая предпочтение следующим:
- коллективным способам обучения;
- проблемному обучению;
- здоровьесберегающей технологии.
Эти технологии позволяют обучающемуся выступать в качестве субъекта деятельности, ее инициатора и организатора, тем самым, предоставляя ему необходимые свободы для принятия самостоятельных решений, выбора содержания и способов учения и поведения.
В разработанной мною рабочей программе по слесарному делу с учетом требований ФГОСТ 2 поколения, учтены применяемые технологии и особенности классов. Для удобства предложено почасовое тематическое планирование учебного материала в соответствии с учебными пособиями и материально-технической базой.
В своей работе применяю следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, словесный (беседа, рассказ), наглядный(таблицы, стенды, плакаты, образцы изделий), практический и различные методы контроля и самоконтроля.
Из форм организации учебно-познавательной деятельности предпочитаю коллективную, групповую, парную, индивидуальную. В своей работе применяю следующие приемы: постановка проблемных вопросов, задач, сравнение с образцом изделия, взаимопроверка, самостоятельное формулирование результатов проделанной работы.
Проблемное обучение формирует гармонически развитую личность , способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к саморазвитию и самокоррекции.
При проведении уроков с применением технологии коллективного способа обучения обращаю внимание на следующие особенности организации учебной деятельности: работают все обучающиеся, они учатся слушать и слышать. В результате применения коллективного способа обучения отмечается повышение познавательной активности, проявление способности к общению, укрепление межличностных отношений.
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это качественная характеристика любой образовательной технологии, совокупность принципов, приемов и методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Основные факторы, позволяющие сохранить и укрепить здоровье учащихся:
- рациональное планирование урока;
- чередование видов учебной деятельности;
- физкультминутки;
- наличие эмоциональных разрядок;
- правильная рабочая поза во время работы;
- положительные эмоции, благоприятное отношение с учителем, комфортная обстановка в мастерской.
Использование в практической работе современных педагогических технологий способствует повышению уровня познавательной активности обучающихся, развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности, формированию доступных для детей с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков по слесарной обработке металла.
Литература:
1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии/М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – 240 с.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петербург, КАРО, 2008. – 368 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие . – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»
Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...
Доклад на тему "Приемы формирования навыка устного счета у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики"
Материал разработан для учителей-дефектологов, работающих с детьми с умственной отсталостью. Описываются особенности усвоения математических знаний данной группой детей и трудности, с которыми сталкив...
Развитие базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уроке
В материале предоставлено выступление на Педагогическом совете "Современные требования к системе условий реализаций, адаптированной основной общеобразовательной программы "Развитие базовых у...
Доклад на ШМО "Правильный выбор профессии обучающихся с умственной отсталостью, как фактор сохранения здоровья".
В докладе изложены материалы о правильном выборе профессии обучающихся с умственной отсталостью....
Доклад "Формированию базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в НОО и ООО"
Доклад на педагогический совет. По теме "Формирорвание базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталость в НОО и ООО"...
Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела
Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....
Тема: «Создание педагогами условий для формирования жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе деятельностного подхода».
Обучающиеся на коррекционных занятиях получать знания о профессиях, и как добросовестно трудиться .(повар, кондитер, швея, столяр)....