Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы
статья по математике на тему
Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-formirovanie_kommunikativnyh_kompetentsiy.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы
Математика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших социальных задач развития обучающихся с Умственной отсталостью – преодоление недостатков их познавательной деятельности и лучшей адаптации к социуму. Изучение математики направлено на формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации, на развитие процессов памяти, свойств внимания и различных сторон личности.
Зная, структуру нарушения умственно отсталого школьника, мы понимаем, что математика как учебный предмет, дается ему с большим трудом. Работа на уроке строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика класса, включая его способности, общее развитие, наклонности, интересы, эмоциональное состояние, опыт, знания. В связи с этим обучающихся можно разделить на три условные группы:
- - обучающиеся, которые постоянно проявляют интерес к предмету;
- - обучающиеся, которые изучают математику, но особенного старания не проявляют;
- - обучающиеся, которые интереса к предмету не проявляют.
Для первой группы обучающихся задачи формулируются по учебнику, указывается их значение в науке и практике. Для второй группы - такой подход может быть недостаточным. Вначале следует активизировать внимание этих обучающихся, проверить их готовность к изучению материала и решению данной задачи. У детей третьей группы также надо активизировать внимание и поддерживать его на протяжении всего урока: занимательным дидактическим материалом, учетом сферы интересов ученика, созданием ситуации успеха, искренним вниманием к его деятельности, посильными заданиями.
Психологи, методисты считают, что важным резервом повышения качества учебного процесса обучающихся является оптимальное поддержание их познавательной активности. Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованных является коллективная форма учебной деятельности. Это может быть работа в парах сменного состава или в динамических парах, а также коллективная работа в группах. В основе данного метода лежит теория Б. Д. Эльконина о ведущем виде деятельности. Именно общение – является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте и ведет за собой развитие.
Поэтому коллективные виды работы в среднем звене делают уроки математики более интересными, воспитывают у обучающихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют их познавательную деятельность, дают возможность многократно и осознанно повторять изучаемый материал.
Переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах возможен лишь в том случае, если обучающиеся научились работать в постоянных парах и группах, поэтому в качестве подготовительной работы чаще всего имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. На практике можно наблюдать, что не все обучающиеся активно участвуют во фронтальной работе, так же как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое им предлагается для самостоятельной работы. Такая работа может быть осуществлена с помощью дифференцированных групповых заданий.
Например: Математика 8 класс – обучающимся даётся задание по решению примеров в несколько действий. Для I и II группы - это примеры в 2 действия со скобками и проверкой их решения по готовым ответам.
А для III – IV группы – это более легкие примеры с проверкой решения на доске.
В процессе коллективного учебного труда на уроках создаются наиболее благоприятные возможности для усвоения знаний и наиболее полного психологического и социального развития каждого школьника, формирования коммуникативной компетенции.
Коллективная форма учебной деятельности обучающихся дает им возможность анализировать свои собственные действия и действия одноклассников. Народная мудрость гласит: «Ум – хорошо, а два – лучше». На уроках обучающимся предоставляется возможность общаться друг с другом: обмениваться мнениями, предлагать свои способы решения, дополнять, исправлять ошибки, оценивать друг друга. Совместная работа в коллективе способствует эмоциональному сближению ребят, улучшению их взаимоотношений, формирует навыки сотрудничества. Даже у обучающихся III – IV группы, появляются успехи в учении, так как в результате совместной деятельности лучше восполняются пробелы их знаний, развивается интерес к предмету.
При организации работы в парах, я не только учитываю уровень обученности школьника, но и личностный фактор. Так, например, обучающиеся III учебной группы Орехов Виктор и Костина Оля работают в паре и выполняя задания, советуются друг с другом, Витя проверяет задания у Оли, подскажет ей, где она сделала ошибку и как ее исправить. Хорошо работают ребята и в сменных парах c Синниковым Артемом. Артем работает быстро, но он всегда решает задания на черновике, сам их проверяет, и уже после проверки записывает в тетрадь. Имея навык проверки, Артему не составляет труда проверить работу соседа, подсказать, в случае необходимости, правильное решения и проверить получившийся результат.
Или, Татарин Маша обязательно проверит Славкина Сашу, так как он, из-за своей рассеянности, торопливости и несобранности, может что-то перепутать, или забыть написать. А Маше очень нравится быть главной и участвовать в любой проверке. Лишь учитывая личностные характеристики детей в коллективных формах деятельности можно получить положительный результат.
При выполнении заданий занимательного характера или проведении дидактических игр или уроков - конкурсов, уроков закрепления знаний, таких как, Математический бой; Математический КВН; Математический ринг и т. д., использование коллективной работы, я считаю, просто необходимо.
Таким образом, использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы, способствует достижению личностных результатов, развитию лидерских качеств и организаторских способностей, воспитанию ответственности, самодисциплины и повышению речевой активности обучающихся с Умственной отстальстью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...
Словарная работа на уроках письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Из опыта . Новый подход к словарной работе....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...
Использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы
Использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы...
Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В данном реферате обобщен опыт работы Лепшаковой Валентины Федоровны по формированию компанентов чтения у учащихся специальной коррекционной школы.В плане по самообразованию намечены направления, инте...