Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы
статья по математике на тему

Никитенко Ольга Александровна

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на  уроках  математики в старших классах специальной (коррекционной) школы                                                                                    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-formirovanie_kommunikativnyh_kompetentsiy.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на  уроках  математики в старших классах специальной (коррекционной) школы                                                                                   

        Математика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших  социальных  задач    развития  обучающихся  с Умственной отсталостью – преодоление недостатков их познавательной деятельности  и  лучшей  адаптации  к  социуму.  Изучение математики  направлено  на  формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации, на развитие  процессов  памяти,  свойств  внимания  и  различных  сторон  личности.

 Зная,  структуру  нарушения  умственно  отсталого  школьника,  мы  понимаем,  что  математика  как  учебный  предмет,  дается  ему  с  большим трудом. Работа  на  уроке  строится  с  учётом  индивидуальных  особенностей каждого  ученика  класса,  включая его  способности, общее развитие,  наклонности,  интересы, эмоциональное  состояние,  опыт,  знания. В  связи  с  этим обучающихся  можно разделить на три  условные  группы:

  1. -  обучающиеся, которые постоянно проявляют интерес к предмету;
  2. -  обучающиеся, которые изучают математику, но особенного старания не проявляют;
  3. -  обучающиеся, которые интереса к предмету не проявляют.

Для первой группы обучающихся задачи формулируются по учебнику, указывается их значение в науке и практике. Для  второй  группы - такой подход может быть недостаточным. Вначале следует активизировать внимание  этих  обучающихся, проверить их готовность к изучению материала  и  решению  данной  задачи.  У  детей  третьей  группы  также  надо  активизировать  внимание  и  поддерживать  его  на  протяжении  всего  урока:  занимательным  дидактическим  материалом,  учетом  сферы  интересов  ученика,  созданием  ситуации  успеха,  искренним  вниманием  к  его  деятельности,  посильными  заданиями.

Психологи,  методисты   считают,  что  важным  резервом  повышения качества учебного процесса обучающихся является оптимальное поддержание их познавательной активности. Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы  увлечь  детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованных является  коллективная  форма  учебной  деятельности. Это может быть работа в парах сменного состава или в динамических парах, а также коллективная работа в группах.  В  основе  данного  метода  лежит  теория  Б. Д. Эльконина  о  ведущем  виде  деятельности.  Именно  общение   –  является  ведущим  видом  деятельности  в  подростковом  возрасте  и  ведет  за  собой  развитие.

Поэтому  коллективные  виды  работы  в  среднем  звене  делают  уроки  математики более  интересными,  воспитывают  у  обучающихся  сознательное отношение к учебному труду, активизируют их познавательную деятельность, дают возможность  многократно и  осознанно  повторять изучаемый   материал.

Переход  к обучению в парах сменного состава или динамических парах  возможен  лишь  в том случае, если обучающиеся  научились  работать в постоянных  парах  и  группах,  поэтому  в качестве подготовительной  работы  чаще  всего  имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной  формы  работы.  На  практике  можно  наблюдать, что не все  обучающиеся  активно   участвуют   во   фронтальной  работе,  так  же как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое им предлагается для самостоятельной работы. Такая  работа  может быть осуществлена  с  помощью  дифференцированных  групповых  заданий.  

Например:  Математика  8 класс – обучающимся  даётся  задание  по решению  примеров  в  несколько  действий.   Для  I  и  II  группы -  это примеры  в  2  действия  со  скобками  и  проверкой  их  решения  по  готовым  ответам.  

А  для  III – IV группы – это  более  легкие  примеры  с  проверкой  решения  на  доске.

В процессе коллективного учебного труда на уроках создаются наиболее благоприятные возможности для усвоения знаний и наиболее полного психологического и  социального развития каждого школьника, формирования коммуникативной  компетенции.

Коллективная форма учебной деятельности обучающихся  дает им возможность  анализировать  свои  собственные  действия  и   действия  одноклассников. Народная  мудрость  гласит:  «Ум  – хорошо, а  два  – лучше».  На  уроках обучающимся  предоставляется возможность общаться  друг с другом: обмениваться мнениями, предлагать  свои  способы  решения,  дополнять, исправлять  ошибки,  оценивать  друг  друга.  Совместная работа в коллективе  способствует  эмоциональному  сближению  ребят,  улучшению  их  взаимоотношений,  формирует  навыки сотрудничества. Даже  у  обучающихся  III – IV группы, появляются успехи  в  учении, так как в результате совместной  деятельности  лучше  восполняются пробелы  их  знаний,  развивается  интерес  к  предмету.

При  организации  работы  в  парах,  я  не  только  учитываю  уровень  обученности  школьника,  но  и  личностный  фактор. Так,  например,   обучающиеся  III учебной  группы  Орехов  Виктор и  Костина  Оля работают в паре  и  выполняя задания, советуются  друг с другом,  Витя  проверяет задания у Оли, подскажет ей, где она сделала ошибку  и  как  ее исправить.  Хорошо  работают  ребята  и  в  сменных  парах  c  Синниковым  Артемом. Артем работает быстро, но он всегда решает задания  на  черновике,  сам  их  проверяет,  и  уже после  проверки  записывает  в  тетрадь.  Имея  навык  проверки,  Артему  не  составляет  труда проверить работу соседа, подсказать, в случае необходимости, правильное  решения  и  проверить  получившийся  результат.

Или,  Татарин  Маша обязательно проверит Славкина Сашу, так как  он,  из-за  своей  рассеянности,  торопливости  и  несобранности, может что-то перепутать, или  забыть  написать. А  Маше  очень  нравится  быть  главной  и  участвовать  в  любой  проверке. Лишь  учитывая  личностные  характеристики  детей  в  коллективных  формах  деятельности  можно  получить  положительный  результат.

При  выполнении  заданий  занимательного   характера  или проведении  дидактических  игр  или  уроков - конкурсов, уроков закрепления знаний,  таких как,  Математический  бой;  Математический  КВН;   Математический  ринг и  т. д.,   использование  коллективной  работы,  я  считаю,  просто  необходимо.

Таким  образом, использование  коллективных  форм  работы  на  уроках  математики  в  старших  классах специальной (коррекционной) школы, способствует  достижению личностных результатов, развитию  лидерских  качеств и организаторских способностей,  воспитанию  ответственности,  самодисциплины  и  повышению  речевой  активности  обучающихся  с  Умственной  отстальстью.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ  ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"

    Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...

Использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы

Использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы...

Формирование компонентов чтения у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В данном реферате обобщен опыт работы Лепшаковой Валентины Федоровны по формированию компанентов чтения у учащихся специальной коррекционной школы.В плане по самообразованию намечены направления, инте...