Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня.
план-конспект
Тема: Дифференциация предлогов «на – над».
Цель: активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»,развивать пространственную ориентировку через уточнение понятий сверху – вверху, учить понимать разницу в схемах данных предлогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференциация предлогов "над"- "на". | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня.
Тема: Дифференциация предлогов «над – на».
Задачи
Коррекционно-развивающие:
- Активизировать словарь по теме «Перелетные птицы».
- Развивать пространственную ориентировку через уточнение понятий сверху – вверху, учить понимать разницу в схемах данных предлогов.
- Развивать операции анализа, синтеза, обобщения через моделирование и перенос практической ситуации на схему.
- Корригировать грамматический строй речи через практическое употребление существительных в предложном и творительном падежах, построение простого распространенного предложения.
Образовательные:
- Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами «над» и «на».
- Упражнять в практическом употреблении предложений с данными предлогами.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать у детей умение работать коллективом, слышать взрослого и внимательно слушать ответы товарищей, выполнять инструкции педагога.
Словарная работа. Маленькие слова «на», «над», схема слов сверху, вверху.
Оборудование: фигурка грача, схемы предлогов; картинный материал для составления предложений.
Раздаточный материал: индивидуальные фланелеграфы, листы с заданиями на каждого ребенка, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организация начала занятия.
Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. К нам из теплых краев возвращаются домой перелетные птицы. А каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей)
Хорошо! Вы знаете первыми прилетают грачи. Они не боятся холода. Позже – скворцы, а за ними жаворонки
Основной этап.
— У нас сегодня гость. Отгадайте, кто это:
Солнце греет у порога,
Тают снежные сугробы,
И бегут рекой ручьи,
С юга к нам летят … (Грачи)
После того, как дети дали ответ на загадку, демонстрируем фигурку грача.
— Давайте мы с нем поиграем.
Игровое упражнение «Где грач?».
Грач «садится» на доску, на стул, на книгу, на стол. В ходе игры спрашиваем: «Где сидит ласточка?» (Дети: Ласточка сидит на доске (стуле, книге, столе).)
— Какое маленькое слово надо говорить, когда один предмет находится сверху другого предмета, касается его? (Дети: Маленькое слово «на».)
Работа со схемой предлога:
— Обозначим стол квадратом. Ласточку обозначим кругом. Куда нужно положить круг – сверху или снизу от квадрата? Почему? (Логопед выкладывает схему на доске, дети – на индивидуальных фланелеграфах.)
— Грач хочет полетать еще.
Грач «летит» над доской, над стулом, над книгой, над столом. При этом каждый раз задаем вопрос: «Над чем летит наш грач?» (Дети: грач летит над доской ,стулом, книгой, столом).
— Какое маленькое слово надо говорить, когда один предмет находится вверху, выше другого предмета и не касается его? (Дети: маленькое слово «над».)
Работа со схемой предлога:
— Снова обозначим стол квадратом. Ласточку обозначим кругом. Куда нужно положить круг? Почему? (Логопед выкладывает схему на доске, дети – на индивидуальных фланелеграфах.)
После выкладывания схем проводится их сравнение: — Чем отличаются схемы?
Игра «Маячки».
Детям предлагается послушать предложения и, услышав предлог «на» или «над», показать нужную схему.
— Грач сидит на крыше. Грач летит над домом. И т. д.
Игра «Подскажи словечко».
— Грач принес нам фотографии. Здесь изображены его друзья – перелетные птицы. Я буду показывать вам фотографии и составлять предложения. Послушайте: «Дикая утка кружит озером», «Ласточка летит домом» и т д.
— Понравилось ли вам предложение? Почему? Поправьте меня. (Дети: Дикая утка кружит над озером. Ласточка летит домом )
Поочередно демонстрируем на доске сюжетные картинки с изображениями перелетных птиц и произносит предложения, пропуская предлог «на» или «над». Дети исправляют, повторяя предложение целиком.
Физкультминутка.
Вот грачи летали, (бег по кругу)
Крыльями махали, (взмахи руками, как крыльями)
На деревья сели, (приседания)
Весело затрещали – гра. (повороты головы вправо-влево)
Закрепление материала.
Игра «Разложи картинки».
Предлагаем детям подойти к доске, выбрать любую из предложенных сюжетных картинок и поставить ее к нужной схеме. Затем дети самостоятельно составляют предложения с предлогом по картинкам и объясняют, почему использовали маленькое слово «на» или «над».
Работа с раздаточным материалом.
У каждого ребенка на столе лежит лист с изображениями птиц, которые сидят на каких-либо предметах или летят над ними.
— Возьмите листы с заданиями и цветные карандаши. Раскрасьте птицу, которая сидит на ветке, в коричневый цвет.
— Раскрасьте птицу, которая летит над деревом, в желтый цвет. И т. д.
После выполнения задания проводится коллективная проверка.
Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.
— Какие маленькие слова мы учились сегодня различать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР
Конспект логопедического занятия в старшей группе по автоматизации звука "С" в словах и фразах....
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "В поисках Немо"
Данное занятие нацелено на активизацию и закрепление словаря по лексической теме "Животный мир морей и океанов", закрепление умения употреблять в речи простые и сложные предлоги, а также развитие...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Тема: Семья
Конспект логопедического занятияв старшей группе для детей с ОНРТема: Семья...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР По теме: «Пересказ сказки «Весенняя сказка» с опорой на мнемотаблицы»
Данный конспект занятия предназначен для старшей группы компенсирующей направленности....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: «Приключение в осеннем лесу».
конспект направлен на закрепление грамматического строя речи у детей с ОНР...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня.
Тема: «Звук [б]»Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста, и включает в себя использование коррекционных игр, направленных на воспитание у детей чёткой, в...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме "Домашние животные"
Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры....