Использование элементов «Логоритмики» на уроках музыки в 1-2 классах для обучающихся с ОВЗ
методическая разработка

Панчёха Элла Михайловна

Здоровьесберегающие технологии

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование элементов «Логоритмики» на уроках музыки в 1-2 классах для обучающихся с ОВЗ

Подготовила: учитель музыки

Панчёха Элла Михайловна

В настоящее время рост речевых нарушений у детей младшего школьного возраста приобретает масштабный характер. Нарушения в речевом развитии не дают возможность обучающимся овладевать школьной программой в нужной степени.

Развитие основной и мелкой моторики, умение чисто и правильно, соблюдая артикуляционную позицию, произносить звуки и дифференцировать их – является одной из необходимых задач при обучении школьников с ОВЗ. Следовательно, при разработке адаптированных программ по предмету «Музыка» для обучающихся с ОВЗ, необходимо учитывать необходимость коррекционной работы с обучающимися, имеющими речевые дефекты и нарушение фонематического слуха.

На уроках музыки в 1-2 классах, в рамках здоровьесберегающей технологии, я применяю элементы логоритмики.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Помимо моторного и речевого развития, логоритмика, как здоровьесберегающая технология оказывает и благотворное влияние на здоровье обучающихся, положительно влияя на сердечно-сосудистую систему, является профилактикой лор. заболеваний.

В результате применения логоритмических упражнений реализуются следующие задачи:

- разбор правильной артикуляционной позиции при произнесении определённых звуков;

- развитие фонематического слуха;

- расширение лексического запаса;

- развитие слухового внимания и двигательной памяти;

- совершенствование общей и мелкой моторики;

- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

- развитие диафрагмального дыхания и координации силы вдоха и выдоха. 

К сожалению, урок музыки имеет временные и пространственные границы, и в практической деятельности не все элементы логоритмики возможны для использования на уроках музыки. К таким видам деятельности относятся: хороводные игры, марши с перестроением, спонтанные игровые танцы и т д.

В своей практике я применяю несколько различных видов логоритмических приемов, чередуя их на каждом из уроков.

 

1. Оздоровительные фонопедические упражнения. 

Речевые и певческие функции голоса тесно связаны между собой, поэтому вокал часто применяется, как дополнительное средство в коррекции речевых дефектов. Данный вид деятельности используются в форме распевок и музыкально-ритмических упражнений.

Главный упор делается на «проблемные» согласные звуки – «Ж»-«Ш»- «Ч», «С»-«Ш», «Л»-«Р». Упражнения проводятся совместно с движениями на развитие основной и мелкой моторики. К таким распевкам относятся: «Ласточка», «Мы жуки», «Песок», «Оса», «Крокко – Рокко» и т.д. Данный материал подробно описан в сборниках М. Лазарева, Т. Овчинниковой, К. Орфа.

Материал этого вида деятельности подбирается по разным критериям: тематика урока, работа над исправлением конкретного звука, работа над развитием фонематического слуха и дифференциацией разных звуков. Данный вид деятельности использую каждый урок при распевании.

2. Не менее важны и логопедические распевки, которые исполняются совместно со «звучащими» жестами. Звучащие жесты:

  • хлопки;
  • шлепки;
  • притопы;
  • щелчки;
  • игра на шумовых инструментах.

На практике использую такие песенки- попевки – «Дождик» Ел. Попляновой; «Кап-кап» и «Тучка» - современные детские песни, «Крокко- крокодил», «Морри -Мокко» - К. Орфа.

Материал подбирается по принципу от простого к сложному, т.к. обучающиеся с ОВЗ, как правило, имеют и проблемы с координацией (особенно при дизартрии и заикании). В связи с этим, данный вид работы на первых этапах вызывает трудности. По необходимости данному виду деятельности уделяется несколько минут на каждом уроке в рамках распевания или игры на шумовых инструментах.

3. Использование танцевальных физ.минуток и импровизация песенок, попевок, игровых фольклорных песен на уроках музыки положительно влияет на развитие координации и основной моторики.

В состав упражнений для физ.минуток входят: упражнения по формированию правильной осанки; укреплению мышц рук, ног, спины; релаксационные упражнения для различных мышц лица и тела.

В качестве музыкального материала для данного вида деятельности можно использовать любые детские песни. Например: «Песенка Львенка и черепахи», «Кузнечик»; современные детские песни «Бабочка» муз. и сл. Пряжникова А., «Паучок» муз. и сл. К. Костина, «Скачет по полям» (Солнышко) муз. и сл. А. Ермолова.

Данный вид деятельности находит у детей эмоциональный отклик, что позволяет использовать в середине урока в целях снятия психологического напряжения.

4. Пальчиковая гимнастика и декламация стихов с упражнениями на основную моторику.

Пальчиковая гимнастика – это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Доказано, что пальчиковые игры развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи. Это происходит, потому что выполнение данных упражнений, приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга.

Стихи с движениями – это еще одна форма игры. Обучающиеся как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит, расширяют и уточняют свой словарный запас.

Данные виды деятельности чередуются на разных уроках, рекомендуется использовать не менее 2-х раз в месяц.

 

5. Артикуляционная зарядка, является неотъемлемым разделом на музыкальных занятиях. Данный вид работы помогает корректировать весь речевой механизм - активизирует губные мышцы, мышцы мягкого неба и снятию излишнего тонуса с мышц языка. Наиболее часто использую упражнения: «Качелька», «Часики», «Маляр», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Чистим зубки», «Забиваем голы» и т.д. Эти упражнения наиболее полно позволяют повысить дикционные возможности обучающихся и выполняются перед распеванием каждый урок.

6. Дыхательные упражнения.

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Для правильного пения используется диафрагмальное дыхание. Чтобы не препятствовать входящему дыханию, область живота должна быть свободна от зажимов.

В связи с тем, что на уроках музыки мы не можем выполнять упражнения в положении лёжа, в котором диафрагмальное дыхание получается автоматически, я использую методику Мухиной А, «Речедвигательная гимнастика», где за основу взяты жесты руками на гласные звуки:

А – разводим руки в стороны на уровне груди.

О – поднимаем руки вверх на вдохе и опускаем со звуком на выдохе.

У – прыгаем с вытянутыми перед собой большими пальцами.

И – поднимаем руки вверх вместе со звуком.

Ы – прижимаем руки к груди и т.д.

Согласные же звуки «Ж», «Ш», «С», «З» - произносим после глубокого вздоха и одновременного поднятия рук вверх. Данное упражнение проводится в игровой форме, я прошу обучающихся изобразить – жужжание жука («Ж»), шипение змеи («Ш»), пищание комара («З»), полет осы («С»). При взятии дыхания и поднятия рук вверх, детям рекомендуется подниматься на носочки. При таком подходе диафрагмальное дыхание возникает непроизвольно. Данный вид упражнений проводится в конце урока в течении 2х минут в рамках психологического релакса. 

Все перечисленные виды логоритмических упражнений показывают положительную динамику. Особенно большой прогресс наблюдается при работе с обучающимися с дислалией, дизартрией и заиканием.

К. Орф говорил: «Прежде чем научиться петь – нужно научиться говорить!» В наше время нам приходиться учить детей и тому и другому одновременно. Конечно, любой урок имеет временные рамки, которые не дают вместить все виды логоритмической деятельности. Но даже дозированные упражнения по 5-10 минут дают свои результаты, а сколько при этом положительных эмоций!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов занимательности на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы "Глагол"

В данной работе описано влияние элементов занимательности на качество усвоения материала учащимися 5 класса при изучении темы "Глагол"...

Использование элементов логоритмики при обучении пению детей 5-7 лет.

Использование элементов логоритмики при обучении пению детей 5-7 лет....

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...

Исследовательская работа по теме: «Использование элементов туризма на уроках физической культуры в начальных классах».

В процессе проведения реформ в нашем государстве особое внимание уделяется состоянию здоровья и физической подготовленности населения, особенно детей и юношей.Согласно последним данным научно-исследов...

Статья «Логоритмика на уроках музыки в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В материале представлена статья «Логоритмика на уроках музыки в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»...

Использование элементов экономики на уроках математики, как средство развития жизненных компетенций обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно ...

Использование элементов исследования на уроках математики в 5-6 классах в рамках ФГОС

При исследовательской деятельности учащиеся отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности...