Статья «Логоритмика на уроках музыки в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
статья на тему

Рыбакова Елена Владимировна

В материале представлена статья «Логоритмика на уроках музыки в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЯГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Статья «Логоритмика на уроках музыки в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Составила:                                            учитель музыки Рыбакова Е.В.

                 

г.Нягань

2015 г.

В последние годы резко возросло число детей с нарушением или отставанием речевого развития. Поиск новых эффективных, и главное, интересных детям, форм коррекции речи - главная задача педагогов. Логопедическая ритмика - одно, наиболее эмоциональное, из звеньев коррекционной педагогики.

«Занятия логоритмикой, полные бодрости, радости,

чувства гармонии излучаемого музыкой, наложат отпечаток

на развитие личности особых детей и возродят в них чувства

гармонического согласия со всеми функциями организма"

Н. Г. Александрова

Мир детства - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой, сказкой и музыкой. Все любят музыку. Музыка служит взаимопониманию людей, помогает обрести смысл и радость жизни. Ещё в Древней Руси обряды славян включали игры, пение, танцы, игру на музыкальных инструментах.

О роли музыки в воспитании и формировании личности говорилось очень много. Можно вспомнить Древнюю Грецию, где музыка стояла в одном ряду с риторикой и логикой, а триединая хорея - музыка, танец и слово - служила средством для очищения и возвышения души. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы резко возросло число детей с проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонетического строя речи. Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово, звук, музыку и движения. Таким образом, логоритмика включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. И поэтому главная моя цель - помочь воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья в преодолении речевых нарушений путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.

На уроках музыки я использую элементы логоритмики. Виды творческой деятельности детей разнообразны, включают в себя музыкально - ритмические движения, музыкально - ритмическое пение, музыкально - ритмические игры, игру на музыкальных инструментах.

Ритм, музыка и движение - едины. Движение лежит в основе жизни человека. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребёнка. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для младших школьников форме - ритмических упражнений под музыку и игр.

Ни для кого не секрет, что при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, нужно заинтересовать, увлечь ребёнка, вызвать у него желание заниматься. Логопедические песенки - распевки отличаются эмоциональной яркостью, выразительностью, мелодичностью, доступностью для детского восприятия и очень им нравятся. 

Как известно, особый ребёнок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат или излишне расторможен, у него неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В несложных, но весёлых и подвижных танцах, играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить. Всё это даёт прекрасный эффект в коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивающие, когнитивные (познавательные), креативные (творческие) игры на любой стадии развития дают детям больше возможностей для исследования и эксперимента, проявления сообразительности и инициативы. Пальчиковые игры способствуют скорейшему речевому развитию. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием.        

Дети с ограниченными возможностями здоровья часто не ограничены в способности воспринимать музыку и "создавать" её. Даже самые маленькие дети любят играть на простейших музыкальных инструментах: погремушках, колокольчиках.  Музицирование на простейших музыкальных инструментах способствует улучшению работы мозга. И в то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие, даёт им богатый опыт общения, наполняет жизнь радостью и яркими впечатлениями.

Логоритмика позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребёнка к урокам музыки, пробуждает его способность мыслить и фантазировать. Она направлена на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, на активизацию чувств, воспитывает нравственно - эстетические и этические чувства.

Результативность использования элементов логоритмики на уроках музыки наглядно прослеживается на динамике психического развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: в формировании у них чувства уверенности в собственных силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы, развитии психических и физических качеств через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует - музыка воспитывает. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой на уроках музыки способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Занимательные задания для проведения мероприятия на недели математики. Задания подходят для учащихся 5-9 классов....

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....

Интерактивный плакат на уроках швейного дела в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Наглядные средства являются неотъемлемой частью в процессе обучения швейному делу учащихся с ОВЗ в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Программы по швейному делу содержат материал, который не...

Программа наставничества КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30413833","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Лидия Егоровна, заместитель директора по УВРРожина Елена Юрьевна, методистБелова Т...

справка с места работы МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Справка с места работы. Социальный педагог в МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...