Использование элементов исследования на уроках математики в 5-6 классах в рамках ФГОС
статья по математике на тему

Иванова Виктория Владимировна

При исследовательской деятельности учащиеся отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_na_urokah_matematiki_v_5-6.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов исследования на уроках математики в 5-6 классах в рамках ФГОС.

               учитель математики МАОУ «СОШ        №8» Г.Назарово

                                                    Иванова Виктория Владимировна

Остался позади век промышленности,  мы вступили в век информации. И каким же должен быть современный ученик? В концепции современной модели образования ответ известен: ученик должен быть информирован, коммуникабелен, уметь самообразовываться и самостоятельно организовывать свою деятельность. Учитель теперь технолог в образовательном процессе, который руководит процессом добывания знаний, исследователь, воспитатель, консультант. Инновационное развитие страны требует, чтобы уже к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием компетентностного подхода к образованию. То есть акцент делается на внедрение исследовательских и проектных методов, вовлекающих школьников в практическую и научно – исследовательскую деятельность. В ближайшее время исследование займет центральное место в образовании, это возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы овладения новыми знаниями в условиях стремительного увеличения информации, возможность сохранения и раскрытия в каждом ребенке его индивидуальности, неповторимости, творческого дара, освоение содержания в соответствии с потребностями ребенка, с уровнем развития, с опорой на ситуацию успеха. При исследовании развиваются наблюдательность, внимательность, аналитические навыки.

Поэтому мне важно так организовать учебную работу детей, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы.

         И в этом помогает развивающая система Л.В. Занкова, в которой одним из ведущих методом является исследование.

При исследовательской деятельности учащиеся отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.

С целью улучшения результатов проводимой работы я определила для себя направления, которые основываются на основных идеях исследовательской технологии:

  • Овладение исследовательскими навыками, необходимыми для практической деятельности;
  • использование приемов совместных действий для решения проблемы;
  • создание условий, обеспечивающих наибольшую эффективность; сотрудничество учителя и учащихся, индивидуализация и высокая мотивация обучения.

Я считаю, что все эти направления работы позволят добиться следующего прогнозируемого результата:

  • повышение образовательной мотивации;
  •  качественное усвоение темы через формирование математического мышления;
  •  владение навыками      исследовательской работы;
  •  развитие творческих способностей.

Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Очень часто под основной целью математического образования подразумевают подготовку к будущей профессии, к поступлению в вуз. Но не менее важно воспитать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому необходимо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, отчетливо выражать свои мысли, с другой стороны  − развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.

В курсе математики авторской программы А. Г. Ванцяна «Математика. Программа курса для 5-6 классов. Система Л. В. Занкова» можно выделить три основные линии:

  • алгебраическая
  • арифметическая
  • геометрическая

Проанализировав программу А.Г. Ванцяна, я пришла к выводу, что задачи исследовательского характера встречаются в алгебраической и геометрических линиях и занимают довольно большой объём. Этот факт имеет много плюсов, но есть и существенный минус — это нехватка времени на отработку практических навыков. Чтобы ликвидировать этот недостаток, я даю материал таким образом, чтобы максимально использовать то, что есть, индивидуальные и возрастные особенности. На развитие учащихся, формирование познавательного интереса наиболее успешно влияют самостоятельные работы поискового и исследовательского характера. Такими видами деятельности являются практические работы с элементами исследования.

Задания исследовательского характера

При решении исследовательских задач у учащихся часто возникают затруднения, поэтому мне следует задавать наталкивающие вопросы. Уметь задавать вопросы – одно из важнейших умений учителя, так как умело заданный вопрос обеспечивает правильный и конкретный ответ учащихся.

По характеру ответов вопросы могут быть:

репродуктивные (воспроизведение знаний; например, перечислить компоненты процесса обучения);

реконструктивные (требующие применения знаний в нестандартной ситуации: например, чем отличаются …, какова основная мысль…);

творческие (требующие осмысления и творческого подхода).

Для активизации мыслительной деятельности, для самостоятельного поиска ответа помогают конструкции-подсказки, например: почему…; какова причина…; в чем суть явления…; что изменилось бы, если…; чем отличается… и т.д.

Каждая решаемая задача имеет методическую цель. Поэтому я стремлюсь не к тому, чтобы задача была решена быстро и безошибочно или только на развитие тренировки, а к тому, чтобы она была решена творчески, и чтобы из нее можно было извлечь как можно больше пользы для математического развития ученика.

Выделю два подхода к обучению. При одном – назову его традиционным – ученик  изучает новую теорию, решает задачу, получает оценку и ждёт от учителя новой задачи. Предполагается, что у задачи есть единственный правильный ответ и учитель его знает. При другом подходе – назову его исследовательским – ученик сам ставит вопросы и ищет на них ответы,  выдвигает гипотезы, доказывает и опровергает их. Всякий полученный ответ может стать основанием для новых вопросов. Результат может быть не известен учителю заранее. Можно сказать, что ученик попадает в новый математический мир и учится жить в нём.

Исследовательские задачи создают условия для проявления творческой активности учащегося, выражающейся в стремлении познать объективно новые факты, используя теорию научных исследований. При решении исследовательских задач ученик обучается применять математические знания к практическим нуждам.

При решении исследовательских задач воспитывается правильное мышление, и, прежде всего, учащиеся приучаются к полноценной аргументации, у учащихся формируется особый стиль мышления: соблюдение формально-логической схемы рассуждений, лаконичное выражение мыслей, чёткая расчленённость хода мышления, точность символики.

Задания, исследовательского характера существенно отличаются от традиционных заданий уже своей формулировкой. Так большая часть заданий школьных учебников звучит так: "Решить уравнение", "Доказать, что выражение … больше выражения …", "Упростите…" и т.п.

В формулировках исследовательских заданий нет явного ответа, его необходимо самим найти и обосновать. Формулировки заданий могут быть такими:

"Исследовать …". "Верно ли, что если …, то …".

И для примера приведу задачу с традиционной формулировкой и задачу исследовательского характера.

Традиционная формулировка задачи

Исследовательская  задача

Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если длина – 3 см, ширина 5 см, высота – 8 см.

Ты заполняешь бак водой. Бак в форме прямоугольного параллелепипеда его размеры 3дм, 5дм, 8дм. Сколько ведер воды объемом 5л тебе потребуется, чтобы его заполнить?

Найдите площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда?

Ты делаешь ремонт в своей комнате. Тебе требуется наклеить обои шириной  53см   и длиной 10,05 м на две стены, в которых нет окна и двери. Размеры стены 6 м и 2,75 м, и другой стены 5,25 м и 2,85 м. Сколько потребуется рулонов обоев, чтобы выполнить ремонт.     

Моя задача, как преподавателя – организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том, или ином направлении деятельности. Мои учащиеся являются постоянными участниками Краевой научно практической конференции «Разумники», на которой становятся победителями и призерами.

Литература

  1. Авторская программа А. Г. Ванцяна «Математика. Программа курса для 5-6 классов. Система Л. В. Занкова».
  2.   Образовательная программа «Дистанционная школа «Юный исследователь» КДПиШ, г.Красноярск, 2008г.
  3. Программа элективного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся» Элективный курс для 9-х классов http://webshaman.msk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=232&Itemid=76 
  4. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С., Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей //Справочник заместителя директора школы. 2008. № 11. стр. 62-69
  5. Ивочкина Т., Ливерц И., Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов исследования на уроках математики при решении экономических задач

Мастер - класс по применению элементов исследовательской деятельности на уроках математики....

Использование элементов ИКТ на уроках математики.

Выступление на ШМО учителей по теме самообразования....

Конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС

Конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС...

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

Урок русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме «Фразеологизмы и их употребление в речи»

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями, целью которого является формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере те...

Реализация межпредметных связей на уроках математики в 5 - 8 классах в рамках ФГОС

В работе показано преимущество использования интергрированных уроков...

Использование элементов экономики на уроках математики, как средство развития жизненных компетенций обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью.

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно ...