Использование элементов занимательности на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы "Глагол"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Брюханова Дарья Юрьевна

В данной работе описано влияние элементов занимательности на качество усвоения материала учащимися 5 класса при изучении темы "Глагол"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Введение

    "Занимательность-это применение при обучении различных методических приемов и дидактических средств для того, чтобы привлечь внимание учащихся и возбудить у них интерес к предмету, вызвать стремление к получению знаний." (1; 52)

  Занимательность не следует понимать как развлечение. Она обеспечивается, с одной стороны, яркостью, четкостью и доступностью изложения учебного материала, а с другой - применением дидактических средств, участием школьников в изготовлении наглядных пособий.

    Занимательный материал должен быть разнообразным, соответствовать уровню знаний учащихся, возрастным особенностям и интересам ребят.

  Занимательность всегда связана с интересом, без которого учащиеся не могут сознательно усваивать материал.

    Применение занимательности при обучении русскому языку способствует не только лучшему осознанию грамматических сведений, повторению их, но и развитию логического мышления.

    Данная работа актуальна, так как на сегодняшний момент в методике русского языка много внимания уделяется изучению нетрадиционных форм и методов обучения русскому языку. Занимательные упражнения, описанные в данной работе использовались на таких этапах урока, как объяснение нового материала, закрепление нового материала, контроль по его усвоению.

   Цель нашей работы - изучить влияние использования элементов занимательности на процесс изучения темы "Глагол" в 5 классе. Исходя из этой цели, нам предстоит решить следующие задачи: 1) проследить, как занимательные формы работы активизируют деятельность учащихся;  

2) выяснить, как влияет использование элементов занимательности на развитие интереса к предмету; 3) узнать, на сколько повышается эффективность работы учителя, когда он использует элементы занимательности при объяснении новой темы или на уроках по закреплению изученного.

 1.Занимательность как фактор повышения интереса к                          изучению русского языка

"Подсчитано, что за время учебы в школе каждый учащийся посещает примерно десять тысяч уроков. И почти все они похожи друг на друга: опрос, изложение нового материала, закрепление его, объяснение домашнего задания. Как же добиться результативности на уроках русского языка? Важная задача сегодня - обеспечить учителям возможность работать вариативно, выбирать программы и методики, способы и приемы преподавания. Нестандартные формы урока - это реакция учителей на шаблон, догматизм, попытка внести разнообразие, добиться, чтобы каждое занятие носило индивидуальный характер." (4;16) Изменять формы урока помогают средства наглядности и, прежде всего занимательность. Это понятие включает в себя: игры – упражнения, знакомство со словарями и их авторами, использование средств наглядности, которые были изготовлены самими детьми. Занимательность сокращает путь учащихся к знанию. Занимательность заключается не в развлекательности, а в подборе таких заданий и такого дидактического материала, который своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывают удивление, стимулируют познавательную деятельность.

  Возможности использования занимательности на уроках русского языка как средства, обеспечивающего высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, открывают современным педагогам новые творческие горизонты. А широкое поле деятельности для самих учащихся открывается при составлении задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, а также при составлении и оформлении инсценировок, выставок, шарад, при устройстве лингвистических вечеров.

  Важна идея, а мыслящий учитель найдет формы ее воплощения. Ученик должен постоянно видеть перед собой пример творческого отношения к делу, тогда он сам все время учится творчеству и уже не представляет для себя другого стиля деятельности. Учесть эти способности – значит привлечь внимание детей к миру слов, дать им почувствовать, что он не менее интересен, разнообразен и увлекателен, чем мир растений, животных…

"Интерес к предмету (особенно в младших классах) прежде всего, связан с мотивами учения. Учитывая их, можно более успешно строить процесс обучения. На первых порах детей интересует занимательная сторона урока. В дальнейшем на собственном опыте они познают практическую пользу изучаемого предмета. В развитии у учащихся интереса к предмету вычленяются такие этапы: 1) занимательно, поэтому и интересно; 2) вера в слово учителя о значимости предмета; 3) осознание практической потребности в знаниях по предмету".  (3; 100)

  Занимательность оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей только при том условии, если ее формы постоянно меняются и органически связаны с изучаемым в данный момент материалом.

  Умело поддерживая интерес детей к изучению русского языка, учитель успешнее решает вопросы воспитания учащихся, добивается лучших результатов обучения за более короткое время.

2.Занимательность как один из приемов активизации деятельности учащихся на уроке

В развитии интереса школьников к русскому языку немаловажное значение приобретает введение элементов игры на уроке.

  Грамматические игры- упражнения и другие виды занимательности - это особый метод обучении русскому языку. Он определяет специфические способы работы учителя и учащихся: упражнения выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми. Учитель выступает в роли руководителя и судьи играющих. Перед отдельными учащимися или их группами ставится задача - показать в ходе выполнения упражнения свои знания, умения, навыки.

   " Грамматические упражнения, предназначенные для игр, имеют свои особенности. Подбираются чаще всего такие упражнения, которые позволяют вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей ".

(2; 36) Игры- упражнения перед обычными имеют одно важное преимущество: они выполняются с большим интересом при максимальной активности учащихся. При их выполнении, как правило, все школьники бывают захвачены игрой и работают с увлечением. Занимательные упражнения могут применяться на уроках различного характера, и, прежде всего на уроках объяснения нового материала. Работа с занимательными упражнениями учит школьников самостоятельно наблюдать языковые факты, а также обеспечивает лучшее усвоение темы. Еще большие возможности для привлечения занимательности имеются при закреплении и повторении учебного материала.

Тем самым учитель облегчает закрепление новых сведений. Иногда можно использовать упражнение-игру как своеобразную форму словарного диктанта.

 Игра вносит интерес и в работу, предшествующую написанию обучающих изложений, творческих диктантов, вызывает активность учащихся.

   Большой эффект дает проведение игр-упражнений на уроках работы над ошибками. Упражнения для игры должны быть составлены так, чтобы возбуждать дух соревнования и не приучать учащихся к механической работе. Для этого полезно чередовать в упражнении легкие грамматические операции с более трудными. В упражнения для игр необходимо включать слова, противопоставляемые друг другу в каком-либо отношении. Учащиеся часто смешивают различные грамматические явления, имеющие какое-либо сходство; чередующиеся гласные в корне слова и безударные гласные в корне.

Одни игры развивают орфографическую зоркость, другие учат приемам применения правил, третьи расширяют словарный запас учащихся. При подготовке учителя к уроку следует определить количество видов упражнений и время, отводимое на игру. Излишнее многообразие методов и приемов может ограничить время на проведение игры, что не позволит по-настоящему  использовать активность детей.

Но не только учитель должен готовиться к игре. Некоторые упражнения не могут пройти успешно без предварительной домашней подготовки учащихся.

Нельзя, например, хорошо выполнить упражнение, требующее от учащихся приведения пословиц, поговорок, загадок на определенные правила без предварительной домашней подготовки. При подготовке учащихся к игре эффективность работы возрастает.

Учитель должен четко и ясно рассказывать об условиях игры, о порядке ее проведения. Активность учащихся во многом зависит от учета соревнования детей. Учащиеся должны видеть свои успехи и ошибки. Но не только занимательные упражнения активизируют деятельность учащихся на уроке.

Этому также способствуют кроссворды, шарады, стихотворения. Их применение на практике при изучении темы " Глагол " в 5 классе будет описано в данной работе.    

4.Описание эксперимента

  Эксперимент по исследованию влияния использования занимательности на уроках русского языка при изучении темы "Глагол" проводился в 5 в классе, где учителем русского языка является Казаева Серафима Александровна.

  Для каждого урока по этой теме были подобраны занимательные упражнения различного характера. Все они использовались с определенной целью – развить интерес учеников к предмету и активизировать их деятельность на уроке. По тому, достигалась эта цель или нет в конце выполнения этих упражнений, можно было судить об их эффективности.

  Занимательные упражнения близки к обычным. Материалом для них служат учебные упражнения, преподносимые особым образом. Интерес здесь вызывается не легкостью заданий, а игровой формой работы. В процессе изучения темы "Глагол" в 5 в классе были использованы также кроссворды, стихи, шарады. На каждом этапе урока использовались определенные виды занимательности.            

Этап объяснения нового материала

  Стихи. Они могут служить и текстами  упражнений, и помощниками при запоминании многих правил. Если при заучивании наизусть правила по определению спряжения глаголов у детей возникали трудности, то изложение части того же самого правила в стихотворной форме значительно упростило их задачу. Каждый ученик получил карточку со стихотворением:

  Все глаголы, что на – ить все спряжения второго, кроме брить, стелить. И одиннадцать глаголов мы должны без разговоров ко спряжению второму относить: гнать, дышать, держать и слышать, терпеть, видеть и смотреть, ненавидеть и обидеть, и зависеть и вертеть.

  На протяжении нескольких уроков дети по 4 – 5 человек рассказывали это правило на оценку. Ученики хорошо его усвоили, во многом на это повлияла форма подачи.

  Изучение правописания – тся  и – ться в глаголах тоже сопровождалось правилом – стихотворением.

  Прежде чем глагол писать,

  Не забудь вопрос задать

  Если мягкий знак в вопросе,

  То в глаголы его вносим.

  Конечно, прежде всего дети читали правила так, как оно изложено в учебнике. Их занимательные стихотворные формы использовались лишь для того, чтобы заинтересовать детей, показать им – изучение русского языка может быть очень увлекательным.

  На уроке по теме "Времена глагола" пятиклассники узнали о том, что у глагола три формы времени. И об этом можно сказать стихами А.И.Косоговского:

  Прошедшее время сказало о том,

  Как листья желтели над чистым прудом.

  Смотрите, друзья, в настоящем со мной,

  Как ярко цветы полыхают весной.

  А в будущем времени сможем узнать,

  Как будут ребята расти и мужать.

Задание было следующим: "Прослушайте стихотворение о временах глагола и скажите, сколько их в русском языке?"

Ученики прослушали шуточное стихотворение и в то же время легко

справились с заданием. Такие упражнения способствуют развитию внимания. На слух ученики воспринимают небольшой процент информации. Задача педагога – сделать этот процент максимально полезным, содержательным.

Этап закрепления нового материала

  Кроссворд. Его отгадывание является довольно быстрой и эффективной формой закрепления нового материала.

Кроссворд

По горизонтали:

  1. Какая часть речи обозначает действие предмета?
  2. Как называется начальная форма глагола?
  3. Что у глагола может быть совершенным или несовершенным?
  4. Что мы не можем определить у глагола, если он стоит в прошедшем времени?
  5. У глагола он может быть женским, мужским, или средним.

По вертикали:

  1. "Прыгнул", "прыгает"- это видовая…
  2. Категория, которая выражает отношения действия глагола к моменту речи;
  3. Изменение глаголов по лицам и числам - это …
  4. Какая морфема объединяет слова "ходить" и "выход"?
  5. При разборе глагола по составу какую морфему мы выделяем в первую очередь?

                   

8

5

7

П

О

В

Т

О

Р

Е

Н

И

Е

9

4

10

1

2

3

         

С

П

Р

О

Д

В

Я

Р

Ж

П

О

В

Т

О

Р

Е

Н

И

Е

А

М

Н

Р

К

Я

Л

И

Ц

О

Г

Л

А

Г

О

Л

Е

К

Р

О

Е

Н

И

Н

Ф

И

Н

И

Т

И

В

Ч

Ь

А

Н

В

И

Д

Е

В 5 В классе вышеуказанный кроссворд по теме "Глагол"  был использован на внеклассном мероприятии  (уроке – игре) в качестве одного из заданий. Так как игра проводилась перед контрольной работой, нужно было выяснить, что из темы дети усвоили хорошо, а к чему нужно будет еще вернуться. К тому же кроссворд помогает сэкономить время, так как практически заменяет фронтальный опрос, поскольку, отгадывая ответы на задания, ребята повторяют тему. Если фронтальный опрос несколько пугает учащихся, то отгадывание кроссворда увлекает весь класс, заставляя еще раз обратиться к учебникам, прочитать материал заново. В результате на уроке по подготовке к контрольной работе было уделено дополнительное внимание определению спряжений глаголов. Это оказало положительное влияние на результаты работ учащихся. Была и другая форма работы с кроссвордами. Нескольким ученикам класса

(2 – 3 человека) давалось задание составить дома  небольшие кроссворды на заданную тему (" Виды глагола"). На следующем уроке они раздавались другим ребятам вместо обычных проверочных карточек. Дети отгадывали их с большим интересом, тем более что они всегда были оригинально оформлены. Ребята старались, чтобы другие не отгадали сразу же их кроссворд, тщательно продумывали вопросы, читали дополнительную литературу. В этом случае элемент игры не уводил от усвоения трудных вопросов, а делал это усвоение прочным и увлекательным.

  Занимательное упражнение – игра  " У кого больше примеров". Оно проводилось на уроке обобщающего повторения на основе предварительной домашней работы учащихся. Кроме орфографической задачи, оно ставило своей целью расширить словарь и фразеологию учащихся. Детям давалось задание подобрать примеры на любое правило из темы "Глагол". При этом примеры каждой группы имели свои особенности: одни подбирали пословицы и поговорки, другие – загадки; одна половина класса искала стихотворные примеры, другая – прозаические. Во время игры предоставлялось сначала слово одной группе учащихся, а другая соблюдала тишину и порядок, внимательно следила за выступлением товарищей. От первой группы выходил к доске ученик. Ему называли пословицы и поговорки, а он выбирал из них слова на уже изученные правила. Например: Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Правило – правописание не с глаголами.

  Когда запас пословиц и поговорок иссяк, слово предоставили второй команде. Такие упражнения помогают осуществлять Межпредметные связи.

  Упражнения под названием  "Пустое место" развивало орфографическую зоркость и экономило время на объяснение правописания слов. Ученикам предлагалось записывать слова  лишь с одним написанием, оставляя свободным место при диктовке слов с другой  орфограммой. Учащимся диктовались глаголы. Их задача была записывать только глаголы второго спряжения. Глаголов первого спряжения целесообразно диктовалось немного, это облегчило проверку. Когда глаголы были записаны, ребят попросили обменяться тетрадями с соседом по парте. С доски  снялась бумага, прикрывающая слова, которые должны стоять на пустых местах. Ошибки исправлялись.

  Вертеть, …,  зависеть,…, смотреть,…, обидеть, шумят,…, лежат.

(читать, писать, слушать)

  Взаимоконтроль давал возможность ученикам почувствовать ответственность за своего соседа по парте. От того, насколько внимательно проверялась тетрадь, зависела оценка другого человека. Ребята старались не подводить друг друга.  

  Хочется сказать несколько слов и о упражнении, носящим название "Грамматическая эстафета". Класс предварительно делился на две группы. Ребятам указывалось упражнение из учебника на два правила: чередующиеся гласные в корнях слов и безударные гласные в корне слова. Затем, по сигналу учителя, два школьника (по одному из каждой группы) выходили к доске и выписывали на своей половине доски слова. Участники первой группы выписывали слова на первое правило, участники второй – на второе.

Слова с безударными гласными в корне

Слова с чередующимися гласными в

корне

                         Запевать

прибегать

посмотри

                          говорю

приходи

Отмереть

устелить

утирать

упереться

перебирать

 

Проводилось это упражнение и как творческий выборочный диктант. Особенно эффективно проходила работа со связным текстом, интересным по содержанию.

Книга.

Книга – это духовное завещание одного поколения другому. Совет умирающего старца юноше, который начинает жить. Это приказ, который передает часовой, что отправляется на отдых.

  Вся жизнь человечества постепенно оседала в книгах. Имена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством. В ней кристаллизовались все учения, что потрясали умы.

                                                                                          ( По А.И.Герцену)

  В течение всего эксперимента ученики проявляли активность. На каждом уроке было много желающих работать у доски. Для того чтобы задействовать на уроке как можно больше детей, проводилось следующее упражнение. Пятиклассникам диктовались правила. Они по очереди выходили к доске и записывали свои примеры, графически выделяя орфограмму. Это упражнение с успехом  проводилось и как средство проверки трудных слов. Например, слов с непроверяемыми безударными гласными: автомобиль, газета, коньки, пальто, пассажир, болото и других. 

  Повторение ранее изученных орфограмм давало повод обращаться к различным словарям. (Орфографический словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова, Словарь трудностей русского языка Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова.), в том числе и к этимологическим, толковым. Так, например, дети затруднялись объяснить значение глагола "ошеломить". На следующий урок им в класс был принесен "Этимологический  словарь русского языка" М.Фасмера и ребята узнали, что: " Воин в Древней Руси носил шлем, но называли его шелом. Во время боя, получив сильный удар по шлему (шелому), воин мог упасть без сознания на землю – его ошеломили. Ошеломить – сильно ударить. Со временем это слово приобрело новое значение. Ошеломить – поразить каким – либо известием".  (9;456)   Такие виды работы дают большие возможности для получения и закрепления знаний учащихся, расширения их словарного запаса. Как показала практика,  любое упражнение можно сделать занимательным, достаточно включить в процесс его выполнения, какой – нибудь необычный элемент. Например, предложить ребятам помочь герою любимого мультфильма справиться с заданием (определить спряжение глагола, вставить в корень нужную гласную). Этот прием значительно повышает интерес учащихся к работе. Дети с удовольствием помогают нерадивому Незнайке или любому другому сказочному герою. Лучше, если он нарисован на доске или на ватмане.

  Элементы сказки на уроке пятиклассникам очень нравились. Урок – повторение по теме "Глагол" проходил в форме путешествия на сказочном поезде знаний по стране Глаголи. (см. приложение) Пятиклассники в игровой форме повторили практически все, что было изучено по этой теме.

Этап контроля  по усвоению нового материала

  На уроках по развитию речи использовались упражнения  типа " Продолжи историю". Например: " Представь, что в твоей тетрадке живет тетрадный человечек. Ты его знаешь, он хвастается тем, что является потомком короля всех тетрадок. Когда ты открываешь тетрадку и пишешь, человечек прячется и лишь изредка выглядывает из-под клеточек…"

  Эту историю нужно продолжить, ответив на вопрос: "Что же делает тетрадный человечек, когда его никто не видит?" Дополнительные задания могут быть различного характера: определить у всех глаголов в тексте вид, спряжение и т.п. Такого рода упражнения вызывали у детей интерес, способствовали развитию абстрактного мышления.

  Для контроля по закреплению написания глаголов использовались шарады.

Шарада

  1. Приставка, состоящая из одной буквы.
  2. Корень слова "деловой"
  3. Суффикс, который следует за корнем в словах с корнями: - касс -; - лаг -;

- бир- и др.

 4)  Суффикс неопределенной формы глагола.

Целое: глагол совершенного вида, состоящий из семи букв, одна из которых не имеет звукового выражения.

Самый большой интерес о пятиклассниках вызывали упражнения, в которых нужно было исправить допущенные ошибки: поставить глагол в нужную форму, устранить неоправданные повторы.

  1. Я дочитал книгу и шел спать. 2. Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу. 3. Я долго переписал сочинение. 4. Ребенок горько плакал и никак не успокоился.

Ребята научились уважать родную речь и бережно относиться к своему языку. Развитию этих качеств помогло цитирование и написание на доске высказываний русских писателей о языке.

  Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

                                                                                            М.Горький.

  Применение всех вышеперечисленных видов занимательных упражнений способствовало развитию интереса учащихся к изучению русского языка в целом и темы "Глагол" в частности. Ведь игра – это естественная потребность детей, в том числе детей среднего школьного возраста. Только в игре ребенок раскрепощается, а, раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. Главное, грамотно спланировать урок и определиться, на каком из его этапов будут использованы те или иные элементы занимательности. Подбирая упражнения к занятию, следует учитывать возраст учащихся, их знания по русскому языку. Проводя занятия, нужно добиваться, чтобы учащиеся сами ставили вопросы перед своими товарищами, придумывали самостоятельно грамматические задачи. Учитель должен иметь в своем распоряжении большое количество занимательных упражнений, чтобы выбрать для урока наиболее подходящее.

  Эксперимент по использованию различных видов занимательности при изучении темы "Глагол" в 5 классе показал, что эти элементы значительно повышают интерес ребят к предмету, делают каждый урок ярким и запоминающимся.

Заключение

   Целью нашей курсовой работы было изучить влияния использования элементов занимательности на процесс изучения темы "Глагол" в 5 классе. Изучив методическую литературу и применив элементы занимательности на практике, мы выяснили, что занимательность значительно активизирует деятельность учащихся на уроке. В большей степени это происходит из-за соревновательного характера игр – упражнений. Интерес учащихся к предмету возрастает за счет подачи материала в оригинальной форме (кроссворды, стихи, шарады) если урок сопровождается  еще и красочным иллюстративным материалом (плакаты, схемы), грамотно подобранным дидактическим материалом, то эффективность работы учителя повышается. Главное – заинтересовать детей, и они будут продуктивно работать весь урок.

  Занимательные упражнения могут иметь место на таких этапах урока, как: объяснение нового материала, закрепление нового материала, контроль по усвоению нового материала. Рассмотренные виды занимательности были распределены по этим этапам. При объяснении нового материала использовались стихи, это способствовало его лучшему усвоению. На уроках по  закреплению нового материала ребятам предлагалось разгадать  кроссворд. Свое умение применять правила на практике они показали, выполняя упражнения: "У кого больше примеров", "Пустое место", "Грамматическая эстафета". Контролировалось усвоение нового материала с помощью упражнений: "Продолжи историю", "Исправь ошибку".

     Материалы данной курсовой работы могут быть использованы учителями русского языка при подготовке к урокам по теме "Глагол". В работе описаны занимательные упражнения, указаны цели, с которыми они использовались, и результат, достигнутый при их включении в урок. В качестве приложения приведен конспект обобщающего урока-игры  по теме "Глагол".

                

                                        Литература

 1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.-

     М.: Учпедгиз, 1963.

 2.Арутюнов А.Р. Игровые задания на уроках русского языка.- М.: Русский

   язык, 1988.

 3.Баранов М.Т. На уроке и после урока. // Сборник статей Воспитание

   Интереса к урокам русского языка у учащихся 5-8 классов.- М.:        

   Просвещение, 1965.      

 4.Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе.- М.:

    Академия, 2001.

 5.Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка.- Ростов-на-Дону:

   Феникс, 2002.

 6.Зарецкий А.И. Занимательная грамматика.// Сборник статей из опыта

    Учителей.- М.: Учпедгиз. 1962г.

 7.Леонтьев П.А. Путешествие по карте языков мира.- М.: Просвещение,  

    1981.

 8.Никитина Ю.З. Игры деда Буквоеда.// Сборник игр со словами.- Челябинск:

    Южно-Уральское книжное издательство, 1988.

 9.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах. - Санкт -

    Петербург: Азбука, 1996. Том 3.

10.Шкатова Л.А. Занимательные задачи по русскому языку. - М.:

    Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

элементы занимательности на уроках русского языка

игры, сказки на уроках русского языка...

Использование элементов ксо на уроках русского языка

Материал посвящен технологии ксо. Основная идея технологии КСО - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. В работе рассматриваю уровни различно...

Из опыта работы. Элементы занимательности на уроках русского языка

нестандартные задания, игры, прививающие интерес к русскому языку...

урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии

урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...

Использование элементов ортобиоза на уроках русского языка

Известно, что здоровьесбережение – одно из определяющих направлений современной педагогики. Этим объясняется интенсивный поиск форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью в сознан...