Конспект урока (с использованием здоровьесберегающих технологий) для учащихся 4 класса «Друзья Мойдодыра»
план-конспект урока

Диана Александровна Рихтер

Коспект урока для учащихся 4 класса с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР. 

Предметная область: "Окружающий мир"

Учебный предмет: "Человек"

Раздел: "Гигиена тела"

Тема: Игра-драматизация "Друзья Мойдодыра" с использованием натуральных предметов личной гигиены.

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков обучающихся в повседневной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_druzya_moydodyra.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа №12 г. Иркутска

Конспект урока

(с использованием здоровьесберегающих технологий)

для учащихся 4 «В» класса

 «Друзья Мойдодыра»

Дата проведения: 09.01.2023г.

Автор: Рихтер Диана Александровна

Образовательное учреждение: ГОКУ СКШ №12 г. Иркутска

Класс: 4 «в» класс (ФГОС АООП вариант 2)

Предметная область  «Окружающий мир»

Учебный предмет «Человек»

Раздел  «Гигиена тела» 

Тема урока: Игра – драматизация «Друзья Мойдодыра» с использованием натуральных предметов личной гигиены.

Цель: формирование культурно-гигиенических навыков  обучающихся в повседневной жизни.

Программные задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о предметах личной гигиены, культурно-гигиенических навыках - последовательность действий. Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской. Активизировать речь детей.

Коррекционно-развивающие: корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, переключение внимания) путем выполнения последовательных действий; коррекция и развитие связной устной речи (правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса по данной теме); развитие слухового восприятия; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие плавности движений, соразмерности движений);

Воспитательные: воспитывать у учащихся желание всегда быть красивыми, чистыми, аккуратными. Приучать детей следить за своим внешним видом.

Словарная работа: зубная щетка, мыло, полотенце, здоровье, чистить.

Материал и оборудование: предметы личной гигиены, емкость с водой, емкость с песком. Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением зубной пасты, мыла, расчески, полотенца; пиктограммы действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.

Применение ТСО: запись музыки из мультфильма «Мойдодыр», презентация «Друзья Мойдодыра».

Количество обучающихся в классе: 5 человек

Состав учащихся: дети с умеренной умственной отсталостью и с ТМНР. Для обучающихся, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое сочетается с расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

БУД 

Организационный 

момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу. Актуализировать уже имеющиеся знания.

Ритуал приветствия. «Ребята, давайте посмотрим, друг на друга и, улыбаясь, скажем: «Здравствуйте!», (неговорящие дети могут помахать рукой, кивнуть головой). Да, мы пожелали друг другу доброго здоровья». Организация внимания. Педагог открывает доску, на которой картинка с изображением Мойдодыра.

Дети выполняют ритуал приветствия. Вспоминают прошлое занятие. Включаются в работу на занятии.

Личностные: положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и ее восприятию;

Регулятивные: ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; Коммуникативные: использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Целеполагание и мотивация.

Активизация познавательной мотивации, принятие детьми цели занятия.

«Сегодня к нам в гости пришел Мойдодыр, и принес нам чудесный мешочек». Учитель рассматривает мешочек вместе с детьми. Затем достает предметы, называя и показывая их, объясняет, как ими пользоваться, обращая  внимание на свойства предметов (цвет, величина, твёрдость).

Дает установку на закрепления названий предметов, просить повторить названия предметов. Просит нескольких детей найти те предметы, которые называет.

Дети помогают доставать  предметы личной гигиены (мыло, полотенце, расческа, зеркало, носовой платок, зубная паста и щетка). Рассматривают предметы вместе с учителем. Показывают по просьбе педагога, те предметы, которые он называет.

Личностные: включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

Регулятивные: работать с учебными принадлежностями; участвовать в учебной деятельности.

Познавательные: проводят  сравнение  изучаемых предметов, выполняют действия по алгоритму.

 

Физкультминутка

Снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;

"Веселый режим дня "

Солнце глянуло в кроватку. Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку. Дружно делаем зарядку.

Ой, а Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

Повторяют движения за учителем.

Личностные: развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с действиями учителя;

Изучение нового материала. Игра-упражнение «Поможем кукле».

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания темы.

Педагог предлагает детям помочь кукле выбрать нужные предметы для того, чтобы умыться, почистить зубы, расчесаться.

Дети выбирают подходящие предметы для каждого действия. Демонстрируют умение пользоваться предметами гигиены (называют предметы, соблюдают последовательность действий)

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные: сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать,

Регулятивные:

формирование учебного поведения: использование по назначению учебных материалов; формирование умения выполнять задание: от начала до конца.

Зрительная гимнастика

«Бабочки».

Профилактика и коррекция зрения учащихся.

Педагог произносит речевое сопровождение:

«Две бабочки.
Две бабочки летели,
Друг на друга посмотрели,
И к цветочку вместе полетели».

Дети Быстро моргают глазками, смотрят на кончик носа.
Движения глазами влево-вправо.

Развитие навыков здоровьесберегающей деятельности (зрение).

Первичное закрепление.

Дидактическая игра «Разложи картинки»

Установление правильности и осознанности изучаемой темы, коррекция выявленных затруднений, закрепление способов действий.

Педагог предлагает детям собрать предметы, необходимые для совершения того ли иного действия. Каждому ребенка выдается карточка с изображением действия (мытье рук, расчесывание, чистка зубов).

Дети садятся за парты, на которых лежат картинки с изображением действия (мытье рук, расчесывание, чистка зубов).

Затем называют, находят на столе учителя необходимые предметы и выкладывают рядом с картинкой.

Личностные: вступать в контакт на доступном для обучающегося уровне и работать в коллективе (вербально,

не вербально);

Коммуникативные: сотрудничество и взаимодействие друг с другом, с педагогом;

Регулятивные: произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану; участвовать в деятельности.

Пальчиковая игра "Моем руки».

Развитие координации движений и моторики рук

Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки).

Повторяют движения за учителем.

Развитие навыков здоровьесберегающей деятельности ( направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной).

Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки»

Мониторинг процесса качества и уровня усвоения знаний, способов действий. Получить или закрепить представления, что вода очищает.  Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки через практикование и экспериментирование с водой

Учитель предлагает учащимся опустить руки в емкость с водой. Затем испачкать руки (например, песком, краской) и снова пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Вымыть руки с мылом. Подвести к выводу, что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода и мыло смывает грязь, делает руки чистыми.

Дети опускают руки в воду, затем опускают в песок. Грязные руки опускают в емкость с чистой водой. Намыливают руки мылом, ополаскивают водой и вытирают полотенцем.

Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений. 

Регулятивные: формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Коммуникативные: обращаться за помощью и принимать помощь;

Познавательные: стремление к переносу усвоенных способов действий. 

Подведение итогов занятия.

Дать дифференцированную оценку работы учащихся и всего класса.

Педагог показывает детям предметы, предлагает детям х назвать и показать, как их использовать. Проверяет правильность выполнения задания.

Дети называют предметы и показывают жестами, как их используют.

Регулятивные: формирование способности к оценке, контроль.

Познавательные: закрепление

навыков действий.

Рефлексия прошедшего занятия.

Ритуал прощания.

Стимулировать развитие рефлексии собственной деятельности, взаимодействия с педагогом, одноклассниками.

Педагог предлагает детям показать свое отношение к занятию и выбрать смайлы (веселый, грустный) в зависимости от качества усвоения ими материала занятия.

Дети высказывают свое отношение к прошедшему занятию, выбирают смайлы в соответствии с самооценкой.

Выполняют ритуал прощания.

Регулятивные: 

развитие осознания уровня  качества

и усвоения материала.

Коммуникативные: взаимооценка, взаимопомощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: «Русский народный танец, как вспомогательный элемент профилактики физического здоровья»

     Движения русского танца занимают важное место в профилактике физического здоровья детей.  Нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела ребенка, но и приводят ...

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий в 6 классе

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий в 6 классе...

Конспект мастер-класса «Внедрение нового ФГОС на уроках с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ»

Цель: показать использование элементов нового ФГОС на уроках сиспользованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ...

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий по биологии и химии в 9 классе «Значение металлов для организма человека»

Интегрированный урок предусматривает создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, изучить содержание металлов в продуктах питания, формировать предст...