Конспект мастер-класса «Внедрение нового ФГОС на уроках с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ»
план-конспект
Цель: показать использование элементов нового ФГОС на уроках с
использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_1.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса
«Внедрение нового ФГОС на уроках с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ»
Цель: показать использование элементов нового ФГОС на уроках с
использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ
Задачи:
- познакомить с новым ФГОС;
- раскрыть значение и виды здоровьесберегающий технологий;
- научить составлять урок используя здоровьесберегающие технологии и ИКТ.
Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки.
Методы работы с аудиторией: лекция, работа в группе кооперативного обучения.
Ход мастер - класса:
- Вступление. (Активизация и мотивация для дальнейшей работы).
Ведущий сообщает тему и цель мастер- класса.
- По новому ФГОС:
Программы должны отражать:
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);
Программа должна обеспечивать:
повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
Программа должна содержать:
- здоровьесберегающую деятельность и формирование экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса;
- модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие, в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды;
- Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное
обучение – улучшению здоровья. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. К концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении, учебных перегрузках. Абсолютно здоровыми можно считать около 1/3 первоклассников, а уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %.
Можно определить четыре ограничения традиционных технологий проведения урока, которые и являются источниками нарушения здоровья учащихся:
- «скорее научаем, чем развиваем»;
- класс работает в целом, без подразделения на группы;
- «обучение в постоянном положении сидя»;
- недостаточная продолжительность времени отдыха школьника в ходе
его рабочего дня.
Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам, но при этом учитывая здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья. Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
Отметим выгодные особенности использования ИКТ на уроке:
- сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
- увеличивается количество тренировочных заданий;
- достигается оптимальный темп работы ученика;
- легко достигается уровневая дифференциация обучения;
- учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления;
- в учебную деятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов;
- обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций;
- диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.
Но необходимо учитывать и недостатки:
- необходимо учитывать вредное воздействие компьютера на здоровье;
- диалог с программой обычно лишен эмоциональности;
- программисты не всегда могут учесть особенности конкретной группы учащихся;
- не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;
- помимо ошибок в изучении целевого предмета, которые ученик делает и на традиционных уроках, появляются еще технологические ошибки - ошибки работы с программой;
- материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме;
- контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами;
- от учителя целевого предмета требуются специальные знания;
Выделяются три основные задачи, которые необходимо решить для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой:
- Дидактическая (под дидактическим обеспечением понимаются учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и аппаратура)
- Методическая (методическая задача - определение методов использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока и постановка следующей учебной цели.)
- Организационная (эта задача состоит в том, чтобы выработать и закрепить у учащихся навыки работы с учебной программой, организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени)
Принципы разработки урока с компьютерной поддержкой
Необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на построение урока:
- Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).
- Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.
- Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Согласно действующим нормам учащиеся 7 классов могут непрерывно работать с компьютером не более 20 минут. Норма непрерывной работы за компьютером для учащихся 8-9 классов - 25 минут, 10-11 классов - 30 минут на первом, 20 минут на втором уроке. Количество уроков с применением компьютера в неделю не должно превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов и т.п.
- Уровень подготовки класса.
- Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.
4.Работа педагогов в группах кооперативного обучения и обмен опытом по теме:
«Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок с применением ИКТ?»
Ведущий делит аудиторию на 3 группы и распределяет темы: 1 группа - «Структура урока для сильной подгруппы». 2 группа- «Структура урока для средней подгруппы». 3 группа- «Структура урока для слабой подгруппы». Каждая группа обсуждает, записывает свои тезисы(5 мин.).Группы объединяются и обсуждают структуру целого урока.
Диагональная схема урока
Рассмотрим, например, следующую ситуацию: класс, с которым Вы решили провести урок с использованием ИКТ, неоднороден по подготовке, технологически готов плохо. Количество учащихся значительно превышает количество компьютеров в кабинете.
Задание учащегося сильной подгруппы строится по примерной схеме:
1. Постановка цели урока - 2 минуты.
2. Работа за компьютером - 10-12 минут.
3. Работа с учебником - 10-12 минут.
4. Решение задач - 10 - 20 минут.
5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.
Задания учащегося средней подгруппы строится по схеме:
1. Постановка цели урока - 2 минуты.
2. Работа с учебником - 10-12 минут.
3. Работа с компьютером - 10-12 минут.
4. Решение задач - 10 - 20 минут.
5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.
Для слабой подгруппы схема задания может выглядеть так:
1. Постановка цели урока - 2 минуты.
2. Работа с учителем - 10-12 минут.
3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут.
4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут.
5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.
Рефлексия:
Сегодня на занятии мы с вами:
1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.
2. Метод «Работа в группе кооперативного обучения» помог поделиться педагогам опытом работы в использовании здоровьесберегающих технологий и ИКТ в своей практической деятельности.
3.Что вы узнали новое для себя? (Каждый учитель высказывает свое мнение по кругу).
Список литературы:
1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО,2002.
2. Хабирова Ф.Г. и др. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях.«Школа». Казань.2005.
3. Алейникова И. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов.//Управление школой.-2011.-№10.-С.38-40
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ....
Конспект игрового урока с использованием здоровьесберегающих технологий и технологий критического мышления "Прогулка по Лондону".
Конспект игрового урока по английскому языку в 4 классе....
Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий в 6 классе
Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий в 6 классе...
ФГОС на уроках с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ
Цель: показать использование элементов нового ФГОС на уроках сиспользованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ...
конспект логопедического урока с использованием здоровьесберегающих технологий " Путешествие в лес"
конспект...
Конспект урока (с использованием здоровьесберегающих технологий) для учащихся 4 класса «Друзья Мойдодыра»
Коспект урока для учащихся 4 класса с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР. Предметная область: "Окружающий мир"Учебный предмет: "Человек"Раздел: "Гигиена тела...
Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий по биологии и химии в 9 классе «Значение металлов для организма человека»
Интегрированный урок предусматривает создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, изучить содержание металлов в продуктах питания, формировать предст...