"Дифференциация звуков Т - ТЬ". Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по формированию фонетической стороны речи.
план-конспект

Юрлова Светлана Андреевна

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-ТЬ  в слогах, словах и предложениях, их акустическую и артикуляционную характеристики; упражнять детей в их дифференциации; учить определять позицию заданных звуков в слове;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности для районного методического объединения учителей-логопедов

на тему:

«Дифференциация звуков  Т-ТЬ»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-ТЬ  в слогах, словах и предложениях, их акустическую и артикуляционную характеристики; упражнять детей в их дифференциации; учить определять позицию заданных звуков в слове;

Коррекционно-развивающие: развивать навыки звукового анализа , упражнять в преобразовании слогов; развивать слуховое внимание и память,; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать фонематический слух; активизировать познавательную  деятельность.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Оборудование: ноутбук; проектор; экран; таз с водой, лодочки, флажок; синие и зеленые квадратики; индивидуальные картинки для игры                     « Четвертый лишний»; схемы для определения позиции звука в слове.

                                        Ход НОД

(Гости входят, дети играют).

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и уберем игрушки. Сейчас мы вместе с вами подарим гостям  наше хорошее солнечное настроение.

   Создание положительной эмоциональной обстановки

   Массаж пальцев рук и мимической мускулатуры лица.

Упражнение «Солнышко проснулось»

Читает логопед                                           Выполняют дети

Ладошка- это солнышко,                Поглаживать левую ладонь пальцами          

                                                           правой руки.  

А пальчики- лучи.                            По очереди поглаживать пальцы.

Солнышко милое,                              Поглаживать правую ладонь пальцами

Поделись своей силою!                      левой руки.

Просыпайтесь, лучики,                      Поочерёдно растирать пальцы

Согревайтесь, рученьки.                   от кончиков к основанию.

Пальцы-лучики проснулись,             Сжимать пальцы в кулачки и разжимать

Наклонились, потянулись,                   их.

Солнышко проснулось,                      Сжимать пальцы в кулачки и разжимать  

                                                                 их                                      

Лобика коснулось,                                Проводить  пальчиками обеих рук по  

                                                                 лбу

Лучиками провело                                Проводить пальчиками  обеих рук от

И погладило, и погладило.                   середины лба к верхней части ушей.

Солнышко проснулось,                        Сжимать пальцы в кулачки и разжимать            

                                                                       их                                    

К щёчкам прикоснулось,                    Проводить  пальчиками обеих рук по  

                                                                             щечкам

                                                               

Лучиками провело,                              Проводить пальчиками  обеих рук от

И погладило, и погладило.                  носа к средней части ушей.

Солнце личико согрело.                      Поглаживающие движения от середины

Потеплело, потеплело.                        лба к верхней части ушей, от носа к

Наши ручки покачнулись,                   средней части ушей, от середины

Наши губки улыбнулись.                     подбородка к нижней части ушей.

                                                              Потянуться руками вверх,  улыбнуться.

1.Оргмомент.

 Логопед – Ребята, а хотите  сегодня отправиться в путешествие – совершить полет загадочный мир звезд и планет?(ответы детей).  Чтобы наш полет прошел увлекательно, надо внимательно слушать, все замечать и запоминать, помогать друг другу в трудную минуту, грамотно и красиво говорить.

2.Введение в тему занятия.

Логопед – Ребята, а на чем совершаются космические полеты? (На ракетах). Верно. Чтобы начать наш полет, необходимо знать код запуска ракеты. Он состоит из звуков, с которыми мы сегодня будем играть.

 - Назовите общий звук в словах: тёмный, метеорит, путь – звук ТЬ; туман, планета,  салют – звук Т.

3.Сравнение звуков.

Логопед – Дайте характеристику звукам Т-ТЬ (Звук ТЬ – согласный, мягкий, глухой; Звук Т – согласный, твердый, глухой) Логопед – чем похожи звуки Т-ТЬ?  (Звуки Т-ТЬ – согласные, глухие). Чем различаются звуки Т-ТЬ?  (Звук Ть- мягкий, а звук Т- твердый). Давайте найдем еще одно отличие этих звуков друг от друга. Закройте глаза и произнесите отчетливо звук ТТТ. Где находится язык? (за верхними зубами), а теперь произнесем ТЬТЬТЬ. Где сейчас находится язык? (за нижними зубами). А теперь посмотрите на своих соседей и произнесите снова ТТТТ – где язык? ТЬТЬТЬ – где язык? Какое же еще отличие между звуками Т и ТЬ?  

 Логопед – Какой же звуковой код запустит нашу ракету? ( Т-ТЬ). (На экране ноутбука ракета готовится к старту).

 Логопед – Код получен. Проверим, все ли готовы к путешествию.

4.Игра с мячом «Наоборот» (активизация внимания, развитие фонематического слуха).

 Логопед – Я назову слог и брошу мяч, ваша задача – поймать мяч, изменить согласный звук и вернуть мяч.  

Та-тя

То-те

Ти-ты

Ту-тю

Тя-та

Те-то

Ти-ты

Тю-ту

Логопед — Молодцы, все готовы! Садитесь на свои места и мы можем отправляться в путь! ( на экране ракета взлетает, следующий слайд –планеты в космосе)

5. Игра «Четвертый лишний» (развитие внимания, мышления, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза).

Логопед – Посмотрите, сколько звезд нам светит! Все они разного цвета. А знаете ли вы, что цвет звезды зависит от ее возраста? Самые юные – голубые и белые, желтые и оранжевые – постарше, а красные – самые старые звезды. Летим к самой старшей красной звезде!(на экране красная звезда)

 Логопед – Возьмите из своих коробочек карточки с картинками, назовите все свои картинки, найдите «лишнюю», докажите свой выбор. (Карточки индивидуально у каждого ребенка). Молодцы.

6.Артикуляционная гимнастика «Упражнения с шариком».

Логопед — Движемся к Оранжевой звезде (следующий слайд – оранжевая звезда). Но что-то мешает нам пролететь мимо этой звезды. (слайд – метеоритный дождь). Как вы думаете, что это? Верно, здесь нас подстерегает метеоритный дождь. Что это такое? (каменный дождь, камнепад в космосе).

Возьмите свои коробочки с волшебными шариками, откройте их. Сегодня наши шарики будут метеоритами. Давайте  будем:

1.Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево. 
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно). 
3. Толкать языком шарик вверх - вниз, веревка натянута горизонтально. 
4. Язык - «Чашечка», цель - поймать шарик в «Чашечку». 
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его. 
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке. 

Молодцы, вы успешно преодолели метеоритный дождь.

7. Дифференциация звуков Т - ТЬ

 — А вот и следующая звезда – желтая . ( на экране желтая звезда)Чтобы пролететь мимо нее надо выполнить следующее задание. Давайте вспомним, каким цветом мы обозначаем звук Т? (синим), а звук ТЬ? (зеленым). Возьмите в правую руку синий квадратик, а в левую – зеленый. Если в слове услышите звук Т – поднимите правую руку с синим квадратом, а если звук ТЬ – левую с зеленым. Слова: тень, станция, центр, метеорит, система, цвет, туман, Галактика.

8. Игровое упражнение «Сто - три» (активизация  фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, памяти, внимания, мышления).

Логопед — Но что это? Стало плохо видно, вокруг туман какой-то. (изображение туманности на экране) По-видимому, это туманность. Как вы думаете, что такое «Туманность»? (это когда ничего вокруг не видно, как в тумане)  Да, верно. - Нужно быть очень внимательным и сообразительным, чтобы хорошо ориентироваться в этом месте Галактики.

 Давайте проверим ваше внимание. Выходите ко мне на ковер.

Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно,

Будем мы в игру играть очень занимательную.

Как число услышишь «СТО» - так в ладоши хлопни,

Как число услышишь «ТРИ» - так ногою топни!

Столб, стожок, столбняк, смотри, стоматолог, стог, протри,

Стометровка, стон, утри, стойка, стол, стопа, сотри,

Сторожка, стороны, витрина, столица, сторож и смотрины,

Трибуна, стригунок, настойка, стрижка, стриж, тритон, постой-ка!

Молодцы, вы очень внимательные! Возвращаемся на свои места. Мы благополучно преодолели туманность.

9.Отгадывание загадок и определение места звуков Т – ТЬ в отгадках.

 Логопед – Впереди у нас Белая звезда!(на экране белая звезда) И еще одно испытание для нашей команды. Отгадайте загадки, а в отгадках нужно определить место звука Т или ТЬ. Возьмите из коробочек схемы для определения места звука в слове и маленькие квадратики и положите перед собой на столе.

 Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез. (туча)

 Где в слове ТУЧА находится звук Т? (в начале)

Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа. (Тень)

Где в слове ТЕНЬ находится звук ТЬ?(в начале)

Логопед – Вы очень сообразительные и внимательные ребята. Наш полет продолжается. Мы движемся к Голубой планете.

10. Игра «Лодочки».

(Оборудование: таз с водой, бумажные лодочки, небольшой флажок.)

На Голубой планете очень много воды и все жители передвигаются на лодках. Давайте и мы вместе с ними поплаваем на лодочках. Вы должны по очереди плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее от одной пристани с флажком к другой.( При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы растянуты, как для звука [ф] - для плавного выдоха, вытянуты трубочкой - для сильного выдоха).Теперь мы можем лететь дальше.

11. Составление предложения из слов.

(На экране созвездие Тельца)

 Логопед – мы достигли конечной цели нашего путешествия. Это созвездие Тельца. Что такое «созвездие»? (несколько звезд). Как вы думаете, почему мы летели именно к созвездию Тельца? (Потому что в слове «Телец» есть звук ТЬ.) Верно. Каждая звездочка в созвездии обозначает какое-то слово или знак. Вот каждому из вас по звездочке. Прочитайте свои слова, посовещайтесь и соедините их вместе так, чтобы получилась пословица.

(Терпение и труд все перетрут.) Ребята, в чьих словах есть звуки Т или ТЬ? Где находятся? Молодцы!

12. Итог занятия. 

Логопед – Ребята! Как вы думаете, цель нашего путешествия достигнута? Что нового вы узнали об окружающем Землю космическом пространстве? С какими звуками поиграли в пути? – Какая игра в нашем путешествии  запомнилось лучше всего? - Вы очень дружная сплоченная команда, которая преодолела все трудности в пути. Теперь вам не страшны никакие космические тайны. Молодцы! - Я благодарю вас! В благодарность за такое увлекательное путешествие я приготовила для вас угощение - маленькие метеориты.(чупа-чупсы).

Попрощайтесь с гостями .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009

В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным....

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с дизартрией

В статье говориться о том,что учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необхо­димо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала на...

Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса

Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по звукопроизношению

ГБОУ ЛНР Дошкольное учебное учреждение«Ладушки»     Конспектоткрытого занятияв старшей логопедической группепо звукопроизношению...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме «Грибы». Звук. С(первый год обучения).

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы». Совершенствование грамматического строя речи. Закрепление правильного произношения звука [с] в слогах.   Употреблени...

Конспект бинарного занятия в старшей логопедической группе для детей с ТНР «Путешествие в страну «Спортландию» со звуком С. (Второй год обучения)

Активизировать речевую деятельность детей в движении. Упражнять детей в словообразовании при помощи суффикса –ист-.Упражнять в прыжках  с проговариванием закрепляемых слогов.Формировать нав...