"Дифференциация звуков Т - ТЬ". Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по формированию фонетической стороны речи.
план-конспект
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-ТЬ в слогах, словах и предложениях, их акустическую и артикуляционную характеристики; упражнять детей в их дифференциации; учить определять позицию заданных звуков в слове;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности для районного методического объединения учителей-логопедов
на тему:
«Дифференциация звуков Т-ТЬ»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-ТЬ в слогах, словах и предложениях, их акустическую и артикуляционную характеристики; упражнять детей в их дифференциации; учить определять позицию заданных звуков в слове;
Коррекционно-развивающие: развивать навыки звукового анализа , упражнять в преобразовании слогов; развивать слуховое внимание и память,; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать фонематический слух; активизировать познавательную деятельность.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность и трудолюбие.
Оборудование: ноутбук; проектор; экран; таз с водой, лодочки, флажок; синие и зеленые квадратики; индивидуальные картинки для игры « Четвертый лишний»; схемы для определения позиции звука в слове.
Ход НОД
(Гости входят, дети играют).
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и уберем игрушки. Сейчас мы вместе с вами подарим гостям наше хорошее солнечное настроение.
Создание положительной эмоциональной обстановки
Массаж пальцев рук и мимической мускулатуры лица.
Упражнение «Солнышко проснулось»
Читает логопед Выполняют дети
Ладошка- это солнышко, Поглаживать левую ладонь пальцами
правой руки.
А пальчики- лучи. По очереди поглаживать пальцы.
Солнышко милое, Поглаживать правую ладонь пальцами
Поделись своей силою! левой руки.
Просыпайтесь, лучики, Поочерёдно растирать пальцы
Согревайтесь, рученьки. от кончиков к основанию.
Пальцы-лучики проснулись, Сжимать пальцы в кулачки и разжимать
Наклонились, потянулись, их.
Солнышко проснулось, Сжимать пальцы в кулачки и разжимать
их
Лобика коснулось, Проводить пальчиками обеих рук по
лбу
Лучиками провело Проводить пальчиками обеих рук от
И погладило, и погладило. середины лба к верхней части ушей.
Солнышко проснулось, Сжимать пальцы в кулачки и разжимать
их
К щёчкам прикоснулось, Проводить пальчиками обеих рук по
щечкам
Лучиками провело, Проводить пальчиками обеих рук от
И погладило, и погладило. носа к средней части ушей.
Солнце личико согрело. Поглаживающие движения от середины
Потеплело, потеплело. лба к верхней части ушей, от носа к
Наши ручки покачнулись, средней части ушей, от середины
Наши губки улыбнулись. подбородка к нижней части ушей.
Потянуться руками вверх, улыбнуться.
1.Оргмомент.
Логопед – Ребята, а хотите сегодня отправиться в путешествие – совершить полет загадочный мир звезд и планет?(ответы детей). Чтобы наш полет прошел увлекательно, надо внимательно слушать, все замечать и запоминать, помогать друг другу в трудную минуту, грамотно и красиво говорить.
2.Введение в тему занятия.
Логопед – Ребята, а на чем совершаются космические полеты? (На ракетах). Верно. Чтобы начать наш полет, необходимо знать код запуска ракеты. Он состоит из звуков, с которыми мы сегодня будем играть.
- Назовите общий звук в словах: тёмный, метеорит, путь – звук ТЬ; туман, планета, салют – звук Т.
3.Сравнение звуков.
Логопед – Дайте характеристику звукам Т-ТЬ (Звук ТЬ – согласный, мягкий, глухой; Звук Т – согласный, твердый, глухой) Логопед – чем похожи звуки Т-ТЬ? (Звуки Т-ТЬ – согласные, глухие). Чем различаются звуки Т-ТЬ? (Звук Ть- мягкий, а звук Т- твердый). Давайте найдем еще одно отличие этих звуков друг от друга. Закройте глаза и произнесите отчетливо звук ТТТ. Где находится язык? (за верхними зубами), а теперь произнесем ТЬТЬТЬ. Где сейчас находится язык? (за нижними зубами). А теперь посмотрите на своих соседей и произнесите снова ТТТТ – где язык? ТЬТЬТЬ – где язык? Какое же еще отличие между звуками Т и ТЬ?
Логопед – Какой же звуковой код запустит нашу ракету? ( Т-ТЬ). (На экране ноутбука ракета готовится к старту).
Логопед – Код получен. Проверим, все ли готовы к путешествию.
4.Игра с мячом «Наоборот» (активизация внимания, развитие фонематического слуха).
Логопед – Я назову слог и брошу мяч, ваша задача – поймать мяч, изменить согласный звук и вернуть мяч.
Та-тя | То-те | Ти-ты | Ту-тю |
Тя-та | Те-то | Ти-ты | Тю-ту |
Логопед — Молодцы, все готовы! Садитесь на свои места и мы можем отправляться в путь! ( на экране ракета взлетает, следующий слайд –планеты в космосе)
5. Игра «Четвертый лишний» (развитие внимания, мышления, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза).
Логопед – Посмотрите, сколько звезд нам светит! Все они разного цвета. А знаете ли вы, что цвет звезды зависит от ее возраста? Самые юные – голубые и белые, желтые и оранжевые – постарше, а красные – самые старые звезды. Летим к самой старшей красной звезде!(на экране красная звезда)
Логопед – Возьмите из своих коробочек карточки с картинками, назовите все свои картинки, найдите «лишнюю», докажите свой выбор. (Карточки индивидуально у каждого ребенка). Молодцы.
6.Артикуляционная гимнастика «Упражнения с шариком».
Логопед — Движемся к Оранжевой звезде (следующий слайд – оранжевая звезда). Но что-то мешает нам пролететь мимо этой звезды. (слайд – метеоритный дождь). Как вы думаете, что это? Верно, здесь нас подстерегает метеоритный дождь. Что это такое? (каменный дождь, камнепад в космосе).
Возьмите свои коробочки с волшебными шариками, откройте их. Сегодня наши шарики будут метеоритами. Давайте будем:
1.Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх - вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык - «Чашечка», цель - поймать шарик в «Чашечку».
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
Молодцы, вы успешно преодолели метеоритный дождь.
7. Дифференциация звуков Т - ТЬ
— А вот и следующая звезда – желтая . ( на экране желтая звезда)Чтобы пролететь мимо нее надо выполнить следующее задание. Давайте вспомним, каким цветом мы обозначаем звук Т? (синим), а звук ТЬ? (зеленым). Возьмите в правую руку синий квадратик, а в левую – зеленый. Если в слове услышите звук Т – поднимите правую руку с синим квадратом, а если звук ТЬ – левую с зеленым. Слова: тень, станция, центр, метеорит, система, цвет, туман, Галактика.
8. Игровое упражнение «Сто - три» (активизация фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, памяти, внимания, мышления).
Логопед — Но что это? Стало плохо видно, вокруг туман какой-то. (изображение туманности на экране) По-видимому, это туманность. Как вы думаете, что такое «Туманность»? (это когда ничего вокруг не видно, как в тумане) Да, верно. - Нужно быть очень внимательным и сообразительным, чтобы хорошо ориентироваться в этом месте Галактики.
Давайте проверим ваше внимание. Выходите ко мне на ковер.
Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно,
Будем мы в игру играть очень занимательную.
Как число услышишь «СТО» - так в ладоши хлопни,
Как число услышишь «ТРИ» - так ногою топни!
Столб, стожок, столбняк, смотри, стоматолог, стог, протри,
Стометровка, стон, утри, стойка, стол, стопа, сотри,
Сторожка, стороны, витрина, столица, сторож и смотрины,
Трибуна, стригунок, настойка, стрижка, стриж, тритон, постой-ка!
Молодцы, вы очень внимательные! Возвращаемся на свои места. Мы благополучно преодолели туманность.
9.Отгадывание загадок и определение места звуков Т – ТЬ в отгадках.
Логопед – Впереди у нас Белая звезда!(на экране белая звезда) И еще одно испытание для нашей команды. Отгадайте загадки, а в отгадках нужно определить место звука Т или ТЬ. Возьмите из коробочек схемы для определения места звука в слове и маленькие квадратики и положите перед собой на столе.
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес –
Прохудился и исчез. (туча)
Где в слове ТУЧА находится звук Т? (в начале)
Ты упала мне под ноги,
Растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лежа. (Тень)
Где в слове ТЕНЬ находится звук ТЬ?(в начале)
Логопед – Вы очень сообразительные и внимательные ребята. Наш полет продолжается. Мы движемся к Голубой планете.
10. Игра «Лодочки».
(Оборудование: таз с водой, бумажные лодочки, небольшой флажок.)
На Голубой планете очень много воды и все жители передвигаются на лодках. Давайте и мы вместе с ними поплаваем на лодочках. Вы должны по очереди плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее от одной пристани с флажком к другой.( При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы растянуты, как для звука [ф] - для плавного выдоха, вытянуты трубочкой - для сильного выдоха).Теперь мы можем лететь дальше.
11. Составление предложения из слов.
(На экране созвездие Тельца)
Логопед – мы достигли конечной цели нашего путешествия. Это созвездие Тельца. Что такое «созвездие»? (несколько звезд). Как вы думаете, почему мы летели именно к созвездию Тельца? (Потому что в слове «Телец» есть звук ТЬ.) Верно. Каждая звездочка в созвездии обозначает какое-то слово или знак. Вот каждому из вас по звездочке. Прочитайте свои слова, посовещайтесь и соедините их вместе так, чтобы получилась пословица.
(Терпение и труд все перетрут.) Ребята, в чьих словах есть звуки Т или ТЬ? Где находятся? Молодцы!
12. Итог занятия.
Логопед – Ребята! Как вы думаете, цель нашего путешествия достигнута? Что нового вы узнали об окружающем Землю космическом пространстве? С какими звуками поиграли в пути? – Какая игра в нашем путешествии запомнилось лучше всего? - Вы очень дружная сплоченная команда, которая преодолела все трудности в пути. Теперь вам не страшны никакие космические тайны. Молодцы! - Я благодарю вас! В благодарность за такое увлекательное путешествие я приготовила для вас угощение - маленькие метеориты.(чупа-чупсы).
Попрощайтесь с гостями .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009
В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным....
Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с дизартрией
В статье говориться о том,что учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необходимо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала на...
Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса
Конспект открытого занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с ученицей 4 класса...
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по звукопроизношению
ГБОУ ЛНР Дошкольное учебное учреждение«Ладушки» Конспектоткрытого занятияв старшей логопедической группепо звукопроизношению...
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 10 классе на тему: "Спортивные секции. Международный женский день" Словесное ударение.Орфоэпия. Звуки:э-е,у-ю.Текст: "Олимпийские игры"
На данном занятии проводится работа над звуками, задания по темам, словесным ударением и правилами орфоэпии....
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме «Грибы». Звук. С(первый год обучения).
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы». Совершенствование грамматического строя речи. Закрепление правильного произношения звука [с] в слогах. Употреблени...
Конспект бинарного занятия в старшей логопедической группе для детей с ТНР «Путешествие в страну «Спортландию» со звуком С. (Второй год обучения)
Активизировать речевую деятельность детей в движении. Упражнять детей в словообразовании при помощи суффикса –ист-.Упражнять в прыжках с проговариванием закрепляемых слогов.Формировать нав...