Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009
статья по теме

Фадеева Юлия Александровна

В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvuyazychie.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009

Особенности логопедической работы по формированию фонетической  стороны речи у детей с двуязычием.

Фадеева Ю.А. учитель-логопед ГОУ д/с 174 г.Москва

Пичугина Г.А. учитель-логопед ГОУ д/с 174 г.Москва

      В сентябре 2008 г. в Москве стартовала программа «Столичное образование-5», охватывающая развитие образования в городе на период 2008-2011 г.г. В данном документе уделяется большое внимание адаптации и социализации детей из семей мигрантов в дошкольных образовательных учреждений и школах. Так, планируется «разработка, издание и внедрение в практику материалов по детскому двуязычию, обучению русскому языку как второму в условиях дошкольных образовательных учреждений».

        Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (Гаджиев И.А., Аязбекова Р.А., Филимошкина

Н.М. и др.) недоразвитие фонетической стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. Поэтому профилактикой таких ошибок является постановка и закрепление правильной артикуляции звуков русской речи.

        Несмотря на то, что дети из семей мигрантов – выходцы из разных регионов и носители разных языков, можно выделить ряд характерных  для неславянской речи особенностей звукопроизношения. Во-первых, прослеживается отсутствие мягких вариантов  фонем (ТЬ, ДЬ, КЬ, ГЬ). При этом они либо заменяются на другие (например, КЬ на Ч), либо употребляются без смягчения. Например: «дэты» (дети). Во-вторых, в родном языке детей нет звука ЛЬ, употребляемого в обратных слогах (в сочетаниях ЛИ, ЛЯ, ЛЕ, ЛЁ, ЛЮ этот звук произносится правильно). Например: «дэлфин» (дельфин) или «фасол» (фасоль). Также здесь можно назвать  смягчение отдельных согласных звуков, если они произносятся в сочетании с гласным Ы. Таким образом слог БЫ, например, звучит как «би»: «забил» (забыл).

          Постановка вышеуказанных звуков чаще всего может быть осуществлена по подражанию, либо при постановке ТЬ, ДЬ и заднеязычных КЬ, ГЬ с помощью механического воздействия известным способом. Напомним его: ребенок произносит слог ТА (или ДА); логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает язык за нижние зубы, получается слог ТЯ (или ДЯ). Если шпатель логопеда продвигается глубже, то аналогично получается КЬ (или ГЬ).

          Автоматизация звуков проводится в обычном порядке: в слогах, словах (с обязательным уточнением значений), во фразах, стихотворных и связных текстах. Далее приводится речевой материал для автоматизации звуков, чаще всего нарушаемых дошкольниками с двуязычием. При подборе данного материала мы старались не просто перечислить слова, а предложить игровые приемы, которые помогут ребенку овладеть параллельно некоторыми грамматическими формами русского языка, расширить его словарный запас.

       Представленный речевой материал может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.  

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА КЬ:

- в ударной позиции –

Кит, кисть, Ким, Кира, киви, кипа, Киев, килька, кинуть, очки, кислый, коньки, Аким, накидка, Никита, охотники, букет, кегли, кепка, кекс, кеды, пакет, макет, пикет, кедр, этикетка, вдалеке, налегке.

- в безударной позиции –

Кивать, кивок, кино, кинофильм, кипеть, кипяток, кило, кисель, домики, садики, яблоки, веники, маки, накипь, накидать, Китай, тонкий, сладкий, глубокий, кефир, кенгуру, бакен, керосин, кефаль, кета, океан, поодиночке, кювет.

- Игра «Один-много» -

Мишка  –  мишки     Домик –          Зайка –

Кошка  -                     Носок -            Посылка -  

Лягушка  –                 Мячик -           Сосулька -

Коробка –                  Ступенька -      Ослик -

Ветка  –                      Линейка -        Клубок -

Ложка  –                     Нитка -            Полка -

Чашка  –                     Фиалка -          Юбка -

Вилка  –                     Мальчик-         Рука -

Тарелка  -                  Девочка -          Щека -

Миска –                     Бабушка -         Куртка -

Ручка -                       Дедушка -         Кисточка -

Соска –                      Бабочка-           Синичка-  

Лодка -                      Булавка -           Мышка -

Утка –                        Шапка -             Дочка -

Птичка –                   Иголка -            Фонарик -

Собака -                    Бочка -               Хозяйка -

Маска –                     Листик -            Палка -

Сумка –                     Ласточка -         Банка -

Беседка –                  Молоток -         Сосиска -

Булка –                      Кубик -             Ящик –

- Игра «Скажи наоборот» -

Большой – маленький     Широкий - узкий

Высокий – низкий          Длинный - короткий

Кислый – сладкий          Низкий - высокий

Мелкий – глубокий        Сладкий - горький

- во фразах и стихах –

*Кеша купил Лике кило кильки.

*У Акима на майке маки.

*У Вики кипяток.

*У елки колкие иголки.

*Кеша кидал камешки.

*У утки короткие лапки.

*Листики на ветке,

 В копилке монетки.

*Опятки на пеньке,

 А лисички в теньке.

*Ест киска суп из миски,

 Сыта киска, пуста миска.

*Булки, пироги пеки

 Не из снега, из муки.

*Киска, киска, киска, брысь!

 На дорожке не садись.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ГЬ:

- в ударной позиции –

Гиря, гимн, гильза, гибкий, погиб, богиня, ангина, утюги, гибкий, сапоги, герб, Гера, гетры, Герман, Гена, гений.

- в безударной позиции –

Гигант, гимнастика, гитара, деньги, нагибать, погибать, герань, георгин, геркулес, география, герой, бегемот, генерал, геолог.

- Игра «Один – много» -

Книга - книги           Нога –

Дуга -                         Радуга –

Дорога -                     Сапог –

Утюг -                        Бумага –

Шаг -                         Флаг –

Враг -                         Геолог -

-во фразах и чистоговорках -  

*Гена моргал, а Ангелина подмигивала.

*У Георгия георгины.

*Гуляют по дороге

 гепарды и бульдоги.

*У Инги книги,

 У Геры гетры.

*Гена играет гимн на гитаре.

*У бегемота ангина.

*У Ангелины подгибаются ноги.

*В избушке у бабушки Яги

 Ватрушки и пироги.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ТЬ:

- в ударной позиции –

Тянет, тявкает, стянет, утята, котята, тяжко, лентяй, ботинки, летит, блестит, защити, уйти, цвети, нести, вести, расти, везти, тихо, грустит, паутина, плети, золотистый, птички, прочти, картина, бутик, Тортилла, Матильда, сатин, Тима, артист, тина, тихий, стиль, стенка, блестели, постель, метель, хотели, затем, тесто, тесно, тело, тема, стелет, стены, Тема, Артем, растет, стекла, утенок, котенок, потемки, тетя, путевка, метелка, плетеный, телка, котел, утес, тесаный, темный, тюк, тюлька, утюг, костюм.

- в безударной позиции –

Катя, Митя, Витя, Мотя, Петя, Настя, тетя, катит, светит, заботится, крутит, вертит, пластилин, лютик, охотится, хватит, чистит, пустим, бантик, листик, ластик, мистика, части, кости, стихи, известия, гости, сети, лапти, мультик, пастила, тебе, потеряли интерес, стекло, ветер, теленок, теремок, дятел, математика, телефон, телевизор, теперь, тюльпан, тюфяк, тюлень.

 - Игра «Скажи ласково»-    

Мост - мостик          Бант –

Лист -                        Хвост –

Живот-                      Винт –

Кот -                          Зонт –

Торт -                        Крест –

- Игра «Делайте, как я» -

(образование глаголов повелительного наклонения по аналогии)

Везу - везите         Ловлю –

Пишу -                   Сплю –

*

Гуляю - гуляйте         Помогаю –

Нюхаю -                      Бегаю –

Стою -                         Отдыхаю –

Дай -                            Мою –

Пою -                          Пью –

*

Смеюсь -  смейтесь             Умываюсь –

Улыбаюсь -                         Купаюсь –

- во фразах и чистоговорках –

*Витя тянет нити.

*У Кости интересные картинки.

*Встало солнце на рассвете,

 Осветило все на свете.

*Катя любит лютики,

 А Витюша мультики.

*Тянут-потянут, вытянуть не могут.

*Помогите тете Моте

 Утят найти в болоте.

*Кристина летит на самолете

 В гости к тете Моте.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ДЬ:

- в ударной позиции –

Дима, Дина, диск, диво, дикий, динь-динь, диктор, дикий, один, водичка, входи, погоди, позади, впереди, посадили, трудись, редиска, садись, найди, посади, найди, иди, уйди, пойди, дожди, войди, родители, следи, наряди, клади, победили, не ходи;

день, девочка, деньги, дело, десять, девять, делать, дерево, дедушка, дети, девушка, одежда, надежда, кадет, в воде, чудесно, надейся, надень, поделки, неделя, бездельник, посиделки.

- в безударной позиции –

Диван, диета, диктант, диалог, директор, дикарь, жадина, бродит, прудик, площади;

Денис, десна, деревня, дежурный, детеныш, декабрь, на посуде, в огороде.

- Игра «Один-много» -

Гвоздь - гвозди              Груздь –

Лошадь -                        Лебедь –

Желудь -                        Очередь –

Дождь -                          Площадь –

- во фразах и чистоговорках –

*Один да один – два.

*Диван не виден.

*У Родиона родинка.

*Вадим увидел диких лебедей.

*Не буди медведя – обидит.

*Дима сидит на диване,

 Дима дома один.

*Дадим дяде Диме водички.

*Добудем меда – дадим медведю,

Не обидим.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЛЬ:

- в конце слова –

Даль, шаль, сталь, эмаль, деталь, педаль, медаль, фасоль, уголь, соболь, роль, король, ноль, мозоль, куль, руль, быль, пыль, ковыль, бутыль, костыль, намыль, рояль, июль, тюль, вестибюль, утиль, фитиль, профиль, ель, мель, щель, цель, хмель, метель, панель, шинель, щавель, китель, табель, пудель, никель, кабель, шницель, учитель, родитель, апрель, капель, акварель, шмель, оттепель, победитель, крендель, свирель, карамель, картофель, проигрыватель, спаниель, корабль, ансамбль, спектакль.

- в середине слова –

Альбом, дальний, дальше, пальма, мальчик, пальчик, пальба, пальто, галька, батальон, почтальон, альфа, сальто, асфальт, спальня, бальзам, Наталья, кальян, кольцо, крольчонок, колье, больница, Ольга, Волька, больно, больной, вольный, только, сколько, столько, довольный, большой, полька, долька, гольфы, пульс, булькать, бульон, бульдог, кульки, стулья, сосулька, свистулька, стульчик, колокольчик, стекольщик, мыльный, мыльница, пыльный, паяльник, пяльца, пододеяльник, тюльпан, тюлька, люлька, будильник, гильза, килька, сильный, шпилька, павильон, жилье, носильщик, холодильник, рубильник, сельдь, умельцы, дельфин, бельчонок, пельмени, апельсин, мельница,  белье, веселье, новоселье, Емельян, рельсы, ожерелье, сарделька, львенок.

- Игра «Один-много –

Василек – васильки                Уголек –

Мотылек -                                Кулек –

Малек -                                     Фитилек –

- Игра «Назови ласково» -

(образование уменьшительно-ласкательных форм по аналогии)

Мыло – мыльце                   Сало –      

Шило -                                  Жало –

*

Туфля – туфелька                Капля –

Сабля -                                  Вафля –

- Игра «Скажи наоборот» -

Маленький – большой

Здоровый – больной

Слабый – сильный

- во фразах и чистоговорках –

*У Ольги львы в альбоме.

*Под пальмой мальчик.

*В кастрюле булькает бульон.

*Бери больше – кидай дальше.

*Под елью бельчонок.

*Валька лечит больного бульдога.

*У Ульяны главная роль.

*Моль любит пыль.

АВТОМАТИЗАЦИЯ СОЧЕТАНИЙ «БЫ», «ПЫ»:

- в ударной позиции –

Быль,  бык, быт,  был,  быть,  были,  бывший,  быстро, грибы,  бобы, дубы,  кобыла,  избыток,  забыть,  добыли,  отбыть;

пыл, пыж, пыль, пышка, пышный, попытка

- в безударной позиции –

Бычок, побывать, забывает;

пылесос, пылинка, пылать, пытаться, у папы.

- Игра «Один – много» -

Гриб – грибы             Губа -                   Жабы -                                                                                

Куб -                            Изба -                  Верба -                  

Лоб -                            Зуб –                    Краб -

Боб -                            Сруб -                   Клумба -                    

Чуб -                                Шуба -                  Свадьба-                                          Раб -                             Тумба-                   Клуб-                                        

Столб –                        Судьба -               Шайба -

Горб -                            Дамба  -              Рыба -                 

Дуб -                            Бомба -                 Труба -                                                                                                          

*

Лапа – лапы                Шляпа –

Лампа -                        Папа –

Лупа -                           Шуруп -

- во фразах и чистоговорках-

*У Любы красные губы.

*Бегу к быку

 И от быка бегу.

*Была кобыла на балу?

 На балу кобыла не была.

*У бабы бобы, у Бобы грибы.

*Во рту зубы, на крыше трубы.

*Любые грибники любят белые грибы.

*На копытах подковы.

*В гараже у папы пыльные лампы.

*У медведя-папы большие лапы.

*От топота копыт

 Пыль по полю летит.

- Игра «Добавь слово» -

(дифференциация БЫ-БИ)

*На футболе Павлик был,

 Он в ворота гол… (забил).

*Папа хлеба не купил,

Дома кошелек… (забыл).

*Чтоб в ворота гол забить,

  Очень метким надо… (быть).

*После завтрака я чашку

 Аккуратно буду мыть,

 Ведь нельзя посуду… (бить).

*Дую я, чтоб чай остыл,

 Он горячий очень… (был).

*Очень добрым Саша был,

 Никогда детей не… (бил).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Статья посвящена проблеме изучения условий развития диалогической речи  у детей 6 – 8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Диалогическая речь детей улучшается посредством специ...

«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с дизартрией

В статье говориться о том,что учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необхо­димо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала на...

Логопедическая работа по формированию диалогической речи у детей с ОНР

В данной статье продемонстрированы результаты исследования диалогической речи у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи, а также определены методы и формы работы по данному направлению....

Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи

В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...

Особенности логопедической работы по формированию грамматического строя речи у учащихся с ЗПР.

В статье рассматриваются направления коррекционной работы, методы и приемы формирования грамматического строя речи у учащихся с ЗПР....