Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009
статья по теме
В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvuyazychie.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009
Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.
Фадеева Ю.А. учитель-логопед ГОУ д/с 174 г.Москва
Пичугина Г.А. учитель-логопед ГОУ д/с 174 г.Москва
В сентябре 2008 г. в Москве стартовала программа «Столичное образование-5», охватывающая развитие образования в городе на период 2008-2011 г.г. В данном документе уделяется большое внимание адаптации и социализации детей из семей мигрантов в дошкольных образовательных учреждений и школах. Так, планируется «разработка, издание и внедрение в практику материалов по детскому двуязычию, обучению русскому языку как второму в условиях дошкольных образовательных учреждений».
Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (Гаджиев И.А., Аязбекова Р.А., Филимошкина
Н.М. и др.) недоразвитие фонетической стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. Поэтому профилактикой таких ошибок является постановка и закрепление правильной артикуляции звуков русской речи.
Несмотря на то, что дети из семей мигрантов – выходцы из разных регионов и носители разных языков, можно выделить ряд характерных для неславянской речи особенностей звукопроизношения. Во-первых, прослеживается отсутствие мягких вариантов фонем (ТЬ, ДЬ, КЬ, ГЬ). При этом они либо заменяются на другие (например, КЬ на Ч), либо употребляются без смягчения. Например: «дэты» (дети). Во-вторых, в родном языке детей нет звука ЛЬ, употребляемого в обратных слогах (в сочетаниях ЛИ, ЛЯ, ЛЕ, ЛЁ, ЛЮ этот звук произносится правильно). Например: «дэлфин» (дельфин) или «фасол» (фасоль). Также здесь можно назвать смягчение отдельных согласных звуков, если они произносятся в сочетании с гласным Ы. Таким образом слог БЫ, например, звучит как «би»: «забил» (забыл).
Постановка вышеуказанных звуков чаще всего может быть осуществлена по подражанию, либо при постановке ТЬ, ДЬ и заднеязычных КЬ, ГЬ с помощью механического воздействия известным способом. Напомним его: ребенок произносит слог ТА (или ДА); логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает язык за нижние зубы, получается слог ТЯ (или ДЯ). Если шпатель логопеда продвигается глубже, то аналогично получается КЬ (или ГЬ).
Автоматизация звуков проводится в обычном порядке: в слогах, словах (с обязательным уточнением значений), во фразах, стихотворных и связных текстах. Далее приводится речевой материал для автоматизации звуков, чаще всего нарушаемых дошкольниками с двуязычием. При подборе данного материала мы старались не просто перечислить слова, а предложить игровые приемы, которые помогут ребенку овладеть параллельно некоторыми грамматическими формами русского языка, расширить его словарный запас.
Представленный речевой материал может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА КЬ:
- в ударной позиции –
Кит, кисть, Ким, Кира, киви, кипа, Киев, килька, кинуть, очки, кислый, коньки, Аким, накидка, Никита, охотники, букет, кегли, кепка, кекс, кеды, пакет, макет, пикет, кедр, этикетка, вдалеке, налегке.
- в безударной позиции –
Кивать, кивок, кино, кинофильм, кипеть, кипяток, кило, кисель, домики, садики, яблоки, веники, маки, накипь, накидать, Китай, тонкий, сладкий, глубокий, кефир, кенгуру, бакен, керосин, кефаль, кета, океан, поодиночке, кювет.
- Игра «Один-много» -
Мишка – мишки Домик – Зайка –
Кошка - Носок - Посылка -
Лягушка – Мячик - Сосулька -
Коробка – Ступенька - Ослик -
Ветка – Линейка - Клубок -
Ложка – Нитка - Полка -
Чашка – Фиалка - Юбка -
Вилка – Мальчик- Рука -
Тарелка - Девочка - Щека -
Миска – Бабушка - Куртка -
Ручка - Дедушка - Кисточка -
Соска – Бабочка- Синичка-
Лодка - Булавка - Мышка -
Утка – Шапка - Дочка -
Птичка – Иголка - Фонарик -
Собака - Бочка - Хозяйка -
Маска – Листик - Палка -
Сумка – Ласточка - Банка -
Беседка – Молоток - Сосиска -
Булка – Кубик - Ящик –
- Игра «Скажи наоборот» -
Большой – маленький Широкий - узкий
Высокий – низкий Длинный - короткий
Кислый – сладкий Низкий - высокий
Мелкий – глубокий Сладкий - горький
- во фразах и стихах –
*Кеша купил Лике кило кильки.
*У Акима на майке маки.
*У Вики кипяток.
*У елки колкие иголки.
*Кеша кидал камешки.
*У утки короткие лапки.
*Листики на ветке,
В копилке монетки.
*Опятки на пеньке,
А лисички в теньке.
*Ест киска суп из миски,
Сыта киска, пуста миска.
*Булки, пироги пеки
Не из снега, из муки.
*Киска, киска, киска, брысь!
На дорожке не садись.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ГЬ:
- в ударной позиции –
Гиря, гимн, гильза, гибкий, погиб, богиня, ангина, утюги, гибкий, сапоги, герб, Гера, гетры, Герман, Гена, гений.
- в безударной позиции –
Гигант, гимнастика, гитара, деньги, нагибать, погибать, герань, георгин, геркулес, география, герой, бегемот, генерал, геолог.
- Игра «Один – много» -
Книга - книги Нога –
Дуга - Радуга –
Дорога - Сапог –
Утюг - Бумага –
Шаг - Флаг –
Враг - Геолог -
-во фразах и чистоговорках -
*Гена моргал, а Ангелина подмигивала.
*У Георгия георгины.
*Гуляют по дороге
гепарды и бульдоги.
*У Инги книги,
У Геры гетры.
*Гена играет гимн на гитаре.
*У бегемота ангина.
*У Ангелины подгибаются ноги.
*В избушке у бабушки Яги
Ватрушки и пироги.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ТЬ:
- в ударной позиции –
Тянет, тявкает, стянет, утята, котята, тяжко, лентяй, ботинки, летит, блестит, защити, уйти, цвети, нести, вести, расти, везти, тихо, грустит, паутина, плети, золотистый, птички, прочти, картина, бутик, Тортилла, Матильда, сатин, Тима, артист, тина, тихий, стиль, стенка, блестели, постель, метель, хотели, затем, тесто, тесно, тело, тема, стелет, стены, Тема, Артем, растет, стекла, утенок, котенок, потемки, тетя, путевка, метелка, плетеный, телка, котел, утес, тесаный, темный, тюк, тюлька, утюг, костюм.
- в безударной позиции –
Катя, Митя, Витя, Мотя, Петя, Настя, тетя, катит, светит, заботится, крутит, вертит, пластилин, лютик, охотится, хватит, чистит, пустим, бантик, листик, ластик, мистика, части, кости, стихи, известия, гости, сети, лапти, мультик, пастила, тебе, потеряли интерес, стекло, ветер, теленок, теремок, дятел, математика, телефон, телевизор, теперь, тюльпан, тюфяк, тюлень.
- Игра «Скажи ласково»-
Мост - мостик Бант –
Лист - Хвост –
Живот- Винт –
Кот - Зонт –
Торт - Крест –
- Игра «Делайте, как я» -
(образование глаголов повелительного наклонения по аналогии)
Везу - везите Ловлю –
Пишу - Сплю –
*
Гуляю - гуляйте Помогаю –
Нюхаю - Бегаю –
Стою - Отдыхаю –
Дай - Мою –
Пою - Пью –
*
Смеюсь - смейтесь Умываюсь –
Улыбаюсь - Купаюсь –
- во фразах и чистоговорках –
*Витя тянет нити.
*У Кости интересные картинки.
*Встало солнце на рассвете,
Осветило все на свете.
*Катя любит лютики,
А Витюша мультики.
*Тянут-потянут, вытянуть не могут.
*Помогите тете Моте
Утят найти в болоте.
*Кристина летит на самолете
В гости к тете Моте.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ДЬ:
- в ударной позиции –
Дима, Дина, диск, диво, дикий, динь-динь, диктор, дикий, один, водичка, входи, погоди, позади, впереди, посадили, трудись, редиска, садись, найди, посади, найди, иди, уйди, пойди, дожди, войди, родители, следи, наряди, клади, победили, не ходи;
день, девочка, деньги, дело, десять, девять, делать, дерево, дедушка, дети, девушка, одежда, надежда, кадет, в воде, чудесно, надейся, надень, поделки, неделя, бездельник, посиделки.
- в безударной позиции –
Диван, диета, диктант, диалог, директор, дикарь, жадина, бродит, прудик, площади;
Денис, десна, деревня, дежурный, детеныш, декабрь, на посуде, в огороде.
- Игра «Один-много» -
Гвоздь - гвозди Груздь –
Лошадь - Лебедь –
Желудь - Очередь –
Дождь - Площадь –
- во фразах и чистоговорках –
*Один да один – два.
*Диван не виден.
*У Родиона родинка.
*Вадим увидел диких лебедей.
*Не буди медведя – обидит.
*Дима сидит на диване,
Дима дома один.
*Дадим дяде Диме водички.
*Добудем меда – дадим медведю,
Не обидим.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЛЬ:
- в конце слова –
Даль, шаль, сталь, эмаль, деталь, педаль, медаль, фасоль, уголь, соболь, роль, король, ноль, мозоль, куль, руль, быль, пыль, ковыль, бутыль, костыль, намыль, рояль, июль, тюль, вестибюль, утиль, фитиль, профиль, ель, мель, щель, цель, хмель, метель, панель, шинель, щавель, китель, табель, пудель, никель, кабель, шницель, учитель, родитель, апрель, капель, акварель, шмель, оттепель, победитель, крендель, свирель, карамель, картофель, проигрыватель, спаниель, корабль, ансамбль, спектакль.
- в середине слова –
Альбом, дальний, дальше, пальма, мальчик, пальчик, пальба, пальто, галька, батальон, почтальон, альфа, сальто, асфальт, спальня, бальзам, Наталья, кальян, кольцо, крольчонок, колье, больница, Ольга, Волька, больно, больной, вольный, только, сколько, столько, довольный, большой, полька, долька, гольфы, пульс, булькать, бульон, бульдог, кульки, стулья, сосулька, свистулька, стульчик, колокольчик, стекольщик, мыльный, мыльница, пыльный, паяльник, пяльца, пододеяльник, тюльпан, тюлька, люлька, будильник, гильза, килька, сильный, шпилька, павильон, жилье, носильщик, холодильник, рубильник, сельдь, умельцы, дельфин, бельчонок, пельмени, апельсин, мельница, белье, веселье, новоселье, Емельян, рельсы, ожерелье, сарделька, львенок.
- Игра «Один-много –
Василек – васильки Уголек –
Мотылек - Кулек –
Малек - Фитилек –
- Игра «Назови ласково» -
(образование уменьшительно-ласкательных форм по аналогии)
Мыло – мыльце Сало –
Шило - Жало –
*
Туфля – туфелька Капля –
Сабля - Вафля –
- Игра «Скажи наоборот» -
Маленький – большой
Здоровый – больной
Слабый – сильный
- во фразах и чистоговорках –
*У Ольги львы в альбоме.
*Под пальмой мальчик.
*В кастрюле булькает бульон.
*Бери больше – кидай дальше.
*Под елью бельчонок.
*Валька лечит больного бульдога.
*У Ульяны главная роль.
*Моль любит пыль.
АВТОМАТИЗАЦИЯ СОЧЕТАНИЙ «БЫ», «ПЫ»:
- в ударной позиции –
Быль, бык, быт, был, быть, были, бывший, быстро, грибы, бобы, дубы, кобыла, избыток, забыть, добыли, отбыть;
пыл, пыж, пыль, пышка, пышный, попытка
- в безударной позиции –
Бычок, побывать, забывает;
пылесос, пылинка, пылать, пытаться, у папы.
- Игра «Один – много» -
Гриб – грибы Губа - Жабы -
Куб - Изба - Верба -
Лоб - Зуб – Краб -
Боб - Сруб - Клумба -
Чуб - Шуба - Свадьба- Раб - Тумба- Клуб-
Столб – Судьба - Шайба -
Горб - Дамба - Рыба -
Дуб - Бомба - Труба -
*
Лапа – лапы Шляпа –
Лампа - Папа –
Лупа - Шуруп -
- во фразах и чистоговорках-
*У Любы красные губы.
*Бегу к быку
И от быка бегу.
*Была кобыла на балу?
На балу кобыла не была.
*У бабы бобы, у Бобы грибы.
*Во рту зубы, на крыше трубы.
*Любые грибники любят белые грибы.
*На копытах подковы.
*В гараже у папы пыльные лампы.
*У медведя-папы большие лапы.
*От топота копыт
Пыль по полю летит.
- Игра «Добавь слово» -
(дифференциация БЫ-БИ)
*На футболе Павлик был,
Он в ворота гол… (забил).
*Папа хлеба не купил,
Дома кошелек… (забыл).
*Чтоб в ворота гол забить,
Очень метким надо… (быть).
*После завтрака я чашку
Аккуратно буду мыть,
Ведь нельзя посуду… (бить).
*Дую я, чтоб чай остыл,
Он горячий очень… (был).
*Очень добрым Саша был,
Никогда детей не… (бил).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Статья посвящена проблеме изучения условий развития диалогической речи у детей 6 – 8 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Диалогическая речь детей улучшается посредством специ...
«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...
Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с дизартрией
В статье говориться о том,что учитывая общее состояние здоровья, особенности моторной и психической сферы ребенка с дизартрией, необходимо спланировать коррекционную работу так, чтобы она включала на...
Приемы логопедической работы по формированию фразовой речи у дошкольников с I уровнем речевого развития
Презентация...
Логопедическая работа по формированию диалогической речи у детей с ОНР
В данной статье продемонстрированы результаты исследования диалогической речи у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи, а также определены методы и формы работы по данному направлению....
Система работы по формированию связной речи у детей с системным недоразвитием речи
В данной работе описана система формирования связной речи у детей с речевыми нарушениями. В основе лежит методика Воробьёвой В.К. Материалы предназначаются для учителей-дефектологов, учителей-логопедо...
Особенности логопедической работы по формированию грамматического строя речи у учащихся с ЗПР.
В статье рассматриваются направления коррекционной работы, методы и приемы формирования грамматического строя речи у учащихся с ЗПР....