Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы «Мягкий знак в середине и в конце слова»
план-конспект урока
Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса коррекционных школ.Комбинированный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema4.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мягкий знак в середине и в конце слова.
Цель урока: развитие умения обозначать мягкость согласного звука в середине и в конце слова мягким знаком.
Формируемые БУД:
Предметные БУД:
- закреплять представления учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков мягким знаком.
- учиться доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения.
- учить на слух и при письме выделять мягкие согласные в середине слова и обозначать их мягким знаком.
Познавательные :
- показывают навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.
- формирование умения ставить познавательную цель урока.
Регулятивные БУД:
- адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения.
- определяют последовательность действий, контролируют и оценивают свои действия.
- следуют предложенному плану.
Коммуникативные БУД:
- выработка навыков сотрудничества с одноклассниками.
- умение слушать и вступать в диалог.
Личностные БУД:
- проявляют учебную деятельность и активность,
- обучение рефлексии своей деятельности.
- формирование уважительного отношения к иному мнению.
- формирование положительного отношения к учению.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки для групповой работы, учебники, тучка и капли для рефлексии, картинки слов с Ь.
Ожидаемый результат:
-высказывать собственные суждения;
-критически относиться к мнениям других;
- формирование навыков правописания слов с мягким знаком ;
- повышение активности на уроках;
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок!
Всё у вас в порядке?
-Книжки , ручки и тетрадки!
-Хочу пожелать всем детям удачи!
-Вместе мы сможем решить любую задачу!
Сейчас у нас урок русского языка - сложный, требующий вашего старания, стремления к знаниям, внимания, аккуратности.
II. Проверка домашнего задания.
- Ребята, начнем мы урок с проверки домашнего задания. Что было задано вчера? (На стр. 43 выполнить упражнение 5.) Что вы должны были сделать? (Списать предложения, выбрать нужную гласную, подчеркнуть мягкие и твердые согласные в этих словах). (Далее один из учащихся зачитывает предложения вслух)
- Ребята, так как же мы обозначаем мягкость согласного? (при помощи букв и,е,ё, ю,я).Хорошо, молодцы. Сдаем тетради.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, какое время года наступило? Молодцы! Наступила осень.
Сегодня осень пришла к нам на урок. Она уже много где была, и сегодня решила заглянуть к вам! Посмотреть, как вы работаете. Все ли знаете.
Учитель: Ребята, осень приготовила для вас интересные задания.
Для начала Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Давайте, для начала сделаем пальчиковую гимнастику, разомнем наши руки
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
( «Шагают» пальчики по столу).
Учитель: Открываем тетради и записываем число, классная работа. Молодцы!
Учитель: Готовы работать? Первое задание называется словарный листопад.
Учитель: Каждому из вас Осень раздаст по одному листочку. Листья непростые, на некоторых из них написаны слова. Поднимите руки у кого? Прочитайте по очереди слова.
Учитель: Ребята, а что это за слова? Молодцы! Это словарные слова (Учащиеся записывают эти слова на доске по очереди, а остальные в тетрадь): морковь, медведь, коньки, пальто). Спина прямая, тетрадь в наклон. Подчеркните гласные, которые необходимо запомнить. Кто все выполнит, руки сложили. Молодцы!
В чем сходство этих слов? (Во всех четырех словах есть мягкий знак). Где находится «ь» в слове «морковь»? (В слове «морковь» мягкий знак находится на конце слова). В слове «медведь», в слове «коньки», в слове «пальто»? (В середине слова). ( карточки ь в середине и конце)
Ребята, так зачем нужен «ь» знак во всех этих словах? Давайте скажем вслух эти слова. Есть ли разница в слове морковь и морков? Как мы произносим звук в 1 случае? (мягко) А во втором? (твердо). Так зачем же нужен мягкий знак в словах? (он делает согласные мягкими). Верно. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука, только в первом слове он находится на конце слова, а во втором – в середине.
Мягкий знак с согласной дружен.
В слове ей он часто нужен.
За согласными знак пишем,
Если мягкими их слышим.
III. Постановка темы и целей урока.
Учитель: Ребята, так какая же будет тема нашего урока (карточка ТЕМА УРОКА). (Мягкий знак на конце и в середине слова).
А теперь, скажем, какая цель нашего урока (карточка Цель урока), а поможет нам слово-подсказка (карточка научиться) (писать мягкий знак после мягких согласных в конце и середине слова).
IV. Основной этап.
Учитель:
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится, но в слово
Часто просится.
Учитель: Молодцы, с заданием Осени вы справились. Но это не все. Вас ждет увлекательный загадочный дождь. Я вам загадываю загадки, а вы их отгадываете. Запишите отгадки в тетрадь (Один ученик на доске). Объяснить написание Ь в словах нам поможет памятка, давайте прочитаем ее шепотом в учебнике на стр. 45 в желтой рамочке. (затем кто-то вслух). А чтобы эта памятка помогала нам на уроках, прикрепим ее на доску. (карточка на доску) Подчеркните мягкие согласные перед мягким знаком. Готовы?
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
С неба капает слезами,
По земле бежит ручьями. (Дождь)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осень)
Учитель: Загадки разгадали. Молодцы! Что общего в этих словах? В каждом из этих слов есть мягкий знак. Где он находится? Почему мы его написали? (Потому мягкий знак делает согласные мягкими).
Учитель: Устали? Немного отдохнем!
Физкультминутка. (Гимнастика Яртовой "Дождик".)
IV. Основной этап.
Учитель: А сейчас работаем с учебником. Открываем учебники на с.44, упр.1. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?(Одного ученика к доске). Рисуем схему, будем записывать слова в два столбика: в один столбик слова с мягким знаком в конце слова, а другой столбик - с мягким знаком в середине слова.
А теперь немного отдохнем. Выполним гимнастику для глаз (видео Осенние листья)
V. Закрепление материала
Учитель: Ребята, вы молодцы. Почти со всеми заданиями Осени вы справились. Осталось последнее задание Урожай слов. Осень вам подготовила карточки (в корзине (редька, картофель, морковь, груздь, жимолость) записаны слова). В них записаны слова. Нужно их прочитать, выбрать и записать слова с ь в два столбика прямо на карточках: в один столбик слова с мягким знаком в конце слова, а другой столбик - с мягким знаком в середине слова. Работать будете в парах.
Прочитайте слова, заметьте, ребята, здесь не все слова пишутся с мягким знаком, поэтому мы слова без мягкого знака писать не будем.
Яблонька, пирог, редька, деньки, друг, волк, картофель, морковь, груздь, рыбак, жимолость.
Учитель: Прочитайте слова, которые вы записали в 1 столбик. А теперь во 2. (Проверка на доске). Ребята, а вы догадались, на каких подарках осени записаны ваши слова? Давайте запишем под диктовку в тетради предложение с одним из этих слов. (Я чищу картофель для борща).
Осень приготовила для вас Домашнее задание. Откройте учебники с. 45 Упр. 4. Прочитайте шепотом задание. Что нам нужно сделать в упражнении? (далее кто-то один читает стихотворение вслух). Какую букву мы вставим вместо точек? Почему? Какую отгадку мы напишем? Откройте дневники. Запишите задание на понедельник на 4 урок: с. 45 Упр. 4.
VI. Итог.
Учитель: Наш урок подходит к концу.
- Тайны, какой буквы мы сегодня раскрыли?
- Сколько в русском языке способов обозначения мягкости согласных на письме?
- Какие?
- Так зачем же нужен мягкий знак в русском языке? (он обозначает мягкость согласных звуков на письме).
- Какую цель мы ставили в начале урока? (научиться писать мягкий знак после мягких согласных) Мы научились? Значит цель урока достигнута.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель: Ребята, осенью погода нас не всегда радует и на улице часто идет дождь. Вот и сейчас к нам прилетела тучка. Кто из вас научился писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова, тот прикрепляет на доске веселую капельку, а кто еще не совсем научился, ему было трудно на уроке, тот прикрепляет грустную.
- Сегодня на уроке были активны ученики, отвечали верно, на вопросы, эти ребята за урок получают оценку.
Осень приготовила для вас небольшие подарки за хорошую работу. (Осенние раскраски)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
Урок русского языка и развития речи для 3 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Безударные гласные в слове"
Урок русского языка для 3 класса специальной (коррекционной )школы....
Урок русского языка и развития речи для 3 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Безударные гласные в слове"
Урок русского языка для 3 класса специальной (коррекционной )школы....
урок в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: Лев Николаевич Толстой.Слово о писателе.
Цель урока:· Ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.Задачи1. Развить интерес к писателю, как к личности, и...
Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное"
Конспект урока русского языка, 6 класс коррекционная школа, тема "Имя прилагательное". Урок в форме игры №Что? Где?Когда?"...
Конспект урока чтения в 1 классе коррекционной школы «Дифференциация звуков Б и П. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами»
Конспект урока предназначен для обучающихся 1 класса корреционных школ...
урок русский язык для уч-ся 2 класса школы 8 вида. Буква ь (мягкий знак) для обозначения мягкости на конце слова
тема урока: Буква ь (мягкий знак) для обозначения мягкости на конце слова...