Развитие внимания к звучащему слову у обучающихся 5-9 классов с ТНР.
методическая разработка
Работа на лексическом уровне с обучающимися с ТНР имеет свои особенности. У обучающихся снижены интерес, внимание к звучащей речи, нарушено восприятие6 слова как синтеза фонем, слогов, морфем и семантики. В представленном методическом материале продемонстрирован опыт работы по развитию внимания к зучащему слову посредством обращения к различным видам анализа слова: фонемному, слоговому, морфемному, этимологическому, лексико-семантическому, фоносемантическому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya_k_zvuchashchemu_slovu.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания к звучащему слову у обучающихся 5-9 классов с ТНР.
Работа на лексическом уровне с детьми, имеющими ТНР, имеет свои особенности. В первую очередь учителю-логопеду необходимо учитывать то, что у обучающихся данной категории снижены интерес, внимание к звучащему слову. Соответственно, на втором этапе страдает восприятие звучащего слова, как синтеза фонем и семантической (обозначающей) единицы. Ведь слово-это не только смысл, но и звучание. И обе характеристики одинаково важны.
Для детей с речевыми нарушениями звучащие слова - это шарады. Но они могут быть раскрыты под пытливым взглядом заинтересованного исследователя и, как следствие, вызвать интерес к письменной речи- еще более сложному этапу восприятия слов.
Чтобы повысить уровень произвольности внимания к звучащей речи у обучающихся с ТНР, нужно прежде всего развить интерес к слову. Для этого необходимы нестандартные формы работы.
Практический опыт работы с обучающимися среднего звена с ТНР по развитию внимания к звучащему слову позволил сделать вывод о том, что решению данной задачи помогает использование на логопедических занятиях различных видов анализа слов: фонемного, слогового, морфемного, этимологического, лексико-семантического, фоносемантического. Но подход к использованию всех видов анализа слов не традиционный, а коррекционный.
Каждое коррекционно-развивающее занятие начинается с творческого упражнения на развитие восприятия стихотворного текста на фоне звучащей музыки.
Это как восприятие зашумленных изображений (А. Р. Лурия) при развитии зрительного внимания и восприятия. В качестве примера приведу стихотворение Иосифа Бродского"Откуда к нам пришла зима."
Откуда к нам пришла зима,
не знаешь ты, никто не знает.
Умолкло все. Она сама
холодных губ не разжимает.
Она молчит. Внезапно, вдруг
упорства ты ее не сломишь.
Вот оттого-то каждый звук
зимою ты так жадно ловишь.
Шуршанье ветра о стволы,
шуршанье крыш под облаками,
потом, как сгнившие полы,
скрипящий снег под башмаками,
А после скрип и стук лопат,
И тусклый дым, и гул рассвета…
Но даже тихий снегопад
Откуда он, не даст ответа.
Задание: - Что увидели (какие образы возникли в воображении)?
- Что услышали (какие неречевые звуки?)
(Напомнить, что звуки бывают речевые, неречевые и музыкальные.
- С помощью каких речевых звуков автор смог передать неречевые (шумовые) звуки?
- В каких словах эти звуки сконцентрированы?
Обучающие при прослушивании стихотворных отрывков концентрируют внимание на т.н. «звучащих» образах, т.к. знают, на какие вопросы им предстоит ответить.
Представим, что следующим этапом урока будет написание одного из видов диктанта.
Предполагаю, что у многих отношение к этому звучащему слову
особенное. У обучающихся с ТНР чаще всего оно ассоциируется с неуспехами в обучении. Часто дети впадают в панику, едва услышав слово «диктант».
Ольга Вячеславовна Елецкая предлагает «заколдовать» слово, чтобы снять страх письма. Она просит представить, как выглядело бы слово «диктант», если бы оно являлось названием магазина, где продаются игрушки, или названием на обертке любимых конфет.
Педагог констатирует, что восприятие слова у детей меняется. Теперь оно ассоциируется со спокойствием, интересом.
В работе с обучающимися среднего звена подобный прием не работает, как показала практика.
На примере лексической работы с данным словом, имея целью снятие страха письма, развитие внимания и интереса к звучащему слову, продемонстрирую формы работы со словом на этимологическом, лексическом, фоно-семантическом и морфемном уровне.
Задание1.
откуда1. Разделите слова на 3 группы: I- слово обозначает что-то хорошее; II -слово обозначает что-то плохое; III – слово обозначает что-то нейтральное или «затрудняюсь определить». Т.е. распределить слова на шкале, рассматривая только их лексико-семантические признаки.
Задание 2.
Поставьте слову оценку: «5» – очень хорошее, «4» – хорошее, «3» – никакое, «2» – плохое, «1» – очень плохое. Т.е. анализируется только фонетическая сторона слова.
Диктуются слова: Музыкант, диверсант, эмигрант, симулянт, вариант, диктант, иммигрант, семантика, гувернантка.
Проводится анализ выполненных заданий. Дети объясняют условия выбора группы для каждого слова, опираясь сначала на его лексическое значение (уточняется при необходимости), затем на фоносемантическое (как правило, для «5» слово должно содержать как можно больше мягких согласных фонем).
Часто для объяснения семантики слова необходимо подключить различные формы анализа. Например, лексический анализ слов «эмигрант» и «иммигрант» предполагает подключение этимологического и морфемного анализа: от латинского «миграрэ» -кочевать, переселяться произошел наш научный термин «миграция»-переселение. Тогда почему в слове «иммигрант» две согласные «м», а в слове «эмигрант»- одна?
- «Им» и «э» в указанных словах являются приставками, значение которых помогает определить лексическое значение указанных слов:
иноязычная приставка «им»= приставке «в» в русском языке, а приставка «э» («экс») соответствует приставке «из». Эти однокоренные слова являются антонимами, как и слова «импорт» и «экспорт».
Обращается внимание на то, что часто «хорошее» по семантике слово получает «2» и «1» по звучанию (фоносемантике). Такой вывод можно сделать при анализе слова « музыкант», например. А «плохое» слово «симулянт» может получить «5» по фоносемантике.
Задание 3.
Определите, что общего между всеми словами.
- Суффикс –ант.
Слово «диктант» заслуживает проведения многих видов анализа для достижения психологической цели.
Этимологический
Слово «дикта́нт» имеет латинское происхождение, где обозначает действия «говорить, предписывать». Отсюда в русском языке - диктатура (предписывание) и … ДИКТАТОР!!! Диктор (говорящий).
Этимологический анализ не внес позитивных ноток в восприятие слова.
Лексический
(Словарь Ожегова)
Письменная проверочная работа, записывание текста, диктуемого учителем.
Лексический анализ не уменьшил негативных ассоциаций.
Фоносемантический
Слово «диктант» имеет в своем составе мягкий согласный, 2 гласных звука («потягушечки») поэтому звучит на «4» или на «5» .
Морфемный
Кроме того, у слова «диктант» общий суффикс с «хорошими» словами: «семантика», «вариант», «музыкант».
- Что еще позитивного?
Ответы детей: «Тихо в классе (хорошая дисциплина) при написании диктанта. Приятно получить хорошую оценку своего труда, если приложить труд при подготовке к диктанту».
Т.о. делаем вывод, что слово «диктант» может вызываеть позитивные ассоциации, «хорошее» слово. При этом нами была проведена большая и плодотворная работа над рядом слов с применением различных видов анализа.
Можно использовать и другие виды анализа звучащих слов с использованием, например, тактильного анализатора. Слово может быть шершавым, колючим, холодным и, наоборот, гладким, теплым и т.д.. Т.е. формируется тактильный ассоциативный образ.
После этого можно перейти к выполнению диктанта. Но не традиционного, а к «диктанту на счетах». Это, своего рода, устный предупредительный диктант, основанный на восприятии слоговой структуры слов, способствующий развитию языкового анализа и синтеза, предупреждающий главным образом дисграфические ошибки.
В качестве оборудования используются настольные детские счеты. Они выполняют роль предметно-графической схемы предложения.
Также можно использовать схемы значений пространственных предлогов.
Педагог читает предложение.
Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Задание:
- объяснить значение поговорки о зиме;
- определить, есть ли слова с непонятным лексическим значением; (при необходимости определяется);
- произнести первое слово предложения и определить количество слогов в нем по количеству гласных звуков; ( используем орфоэпическое произношение, а не орфографичекое);
- с помощью определенного количества бусин отложить на первой линейке счет количество слогов, из которого состоит слово;
- аналогично работать с каждым последующим словом предложения;
- выбрать из числа предложенных графическую схему, обозначающую значение предлога, который использовался в предложении; объяснить значение предлога «сквозь» (в данном предложении является предлогом и служит для обозначения состояния через которое проступает действие.) От древнерусского «сквозе»-внутрь.
- сосчитать количество слов в предложении;
- определить место на схеме самого длинного, самого короткого слова.
Пользуясь схемой предложения, составленной с помощью счет, обучающиеся записывают предложение.
Дети учатся правильно (с помощью предлогов и флексий) выражать грамматические значения слов, правильно указывать на схеме количество слов в предложении, включая предлоги. Совершенствуются навыки слогового, языкового анализа и синтеза, повышается уровень познавательного интереса к изучению языковой действительности, уровень произвольного внимания, опосредованного запоминания, уровень коммуникативной деятельности, готовности к совместной с другими детьми работе, к сотрудничеству с педагогом.
Следующим этапом работы с предложением станет проверочная часть. Дети находят и объясняют все орфограммы и пунтограммы, которые встретились в предложении. Эта работа по автоматизации орфографических навыков корректирует дизорфографические нарушения.
Одной из труднейших тем при изучении русского языка обучающимися с ТНР является тема «Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением». Слова с такой орфограммой обычно называют словарными.
В течение многих десятилетий ученые-практики пытаются найти методы и приемы, позволяющие формировать прочные навыки написания слов с безударными гласными. Но эта проблема остается актуальной, больше всего орфографических ошибок в работах современных школьников связано с явлением безударности гласного в корне.
Одна из причин этого видится в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется в отрыве от этимологии (происхождения) этих слов. Механическое заучивание утомляет и не формирует интерес к языку. Использование же этимологического анализа ставит это изучение на научную основу, пробуждает у детей неподдельный интерес к слову.
Такие занятия бывают, как правило, тематическими. Например, «Родственники хлеба». Обучающие знакомятся с этимологией слов каравай, блин, калач, баранки, колобок, булка, оладьи, пышка, пряник, пирог, кулебяка, расстегай.
История происхождения каждого из слов необычна, вызывает активный интерес у обучающихся. Колобок- от древнего славянского «коло»-круг, пирог- праздничный хлеб, для пира.
А что вы можете сказать о слове «баранки»? Почему в корне безударная гласная «а»?
К барану эти родственники хлеба не имеют никакого отношения. И называли их раньше «варанки», тк обваривают их крутым кипятком.
Т.о., использование представленных форм работы с обучающимися с ТНР повышает интерес к звучащему слову и служит базой для успешного обучения грамоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие внимания и восприятия на уроках математики обучающихся 5-6 классов.
Статья посвящена вопросу развития внимания и восприятия на уроках математики в 5- 6 классах. Приведены примеры нескольких развивающих игр....
Кроссворд "10 словарных слов" для обучающихся 5-9 классов коррекционной школы 8 вида
кроссворды для 5-9 классов составлены в соответствии с учебниками русского языка для коррекционных школ 8 вида Галунчиковой, Якубовской....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ
Рабочая программа групповых коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 2- 4 классов разработана в соответствии с положением о структуре, порядке р...
Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2-3 классов с ОВЗ.
Коррекционно-развивающая программа для развития высших психических функций...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» для обучающихся 7-9 классов
Программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у ка...
Методическая разработка "Диагностика развития мыслительных операций у умственно отсталых обучающихся 5 - 6 классов"
Методическая разработка "Диагностика развития мыслительных операций у умственно отсталых обучающихся 5 - 6 классов". Представлены бланки для выполнения зщаданий обучающимися и инструкция дл ...
Мастер-класс для родителей "Развитие внимания у обучающихся с умственной отсталостью (ИН)"
Данный материал поможет специалистам, учителям провести мастер-класс для родителей по развитию внимания "особенных детей"....