Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет, имеющим ФФНР, на тему «Автоматизация звука [Ш] в словах»
план-конспект
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет, имеющим ФФНР, на тему «Автоматизация звука [Ш] в словах»
Тема. Автоматизация звука [Ш] в словах
Цели:
Коррекционно-образовательные:
1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы
2. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие мелкой моторики пальцев рук
2. Развитие навыков словообразования и словоизменения: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование форм родительного падежа имен существительных
3. Развитие артикуляционной моторики
4. Развитие правильного речевого дыхания
5. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш], изолированного, в слогах и словах
6. Развитие фонематического восприятия: умения дифференцировать звуки С-Ш на слух
7. Развитие навыка слогового анализа и простых форм звукового анализа слов.
8. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия
9. Обогащение словарного запаса.
Коррекционно-воспитательные:
1.Привитие навыков самоконтроля за речью
2. Воспитание усидчивости на занятии
3. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]
Оборудование: зеркало, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики; игрушки: попугай, змейка; наглядное пособие для чтения слогов «Бабочка», Лабиринт из предметных картинок (из альбома Л.А.Комаровой « Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях»), волшебный экран и волшебная палочка; 2 сундучка, картинки со звуками С и Ш в названиях; звуковой домик; компьютерная игра «Услышь звук Ш»; счетные палочки.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Я рада встрече с тобой! Какое у тебя настроение?
2. Эмоциональный настрой. Мимические упражнения.
- И погода сегодня хорошая!
Солнышку мы улыбнёмся,
И прищурим глазки.
Хмурых тучек не боимся (нахмурить бровки)
Смотрим без опаски.
Видим радугу на небе
Всем на удивленье, (показать удивление)
И начнем наше занятие с хорошим настроением!
- К нам на занятие пришел герой мультфильма. Кто это? (Попугай Кеша) Он хочет научиться разговаривать, правильно и красиво, и поэтому прилетел к нам. Давай ему покажем, как нужно заниматься.
3. Артикуляционная гимнастика
- Прежде всего необходимо каждый день делать зарядку для язычка. Вспомним наши артикуляционные упражнения.
Выполнение упражнений для губ и языка: “ Бегемотик”, “Улыбочка”, “Хоботок”, “Бублик”, “Парус”, “Маляр”, “Блинчик”, “Вкусное варенье”.
4. Сообщение темы и целей занятия.
- Попугай Кеша: Ой, кто это там шуршит?
- Да это же Змейка, наша добрая знакомая. (Достаем игрушку) Она не умеет разговаривать, только шипит: Ш-Ш-Ш-… .
- Какой звук ты слышишь?
- Звук [ш].
- Правильно, сегодня мы будем продолжать красиво и правильно произносить звук [ш].
5. Произношение изолированного звука.
- Как же шипит Змейка? Произноси звук “Ш-Ш-Ш”, изображая движения змейки сначала одной, а потом другой рукой).
6. Анализ артикуляции звука.
- В каком положении находятся губы, зубы и язык, когда ты произносишь звук [ш]?
- Губы округлены и слегка вытянуты вперёд, зубы сближены, язычок вверху, похож на “чашечку”.
- Какая воздушная струя, когда произносишь звук [ш]?
- Воздушная струя – широкая, плавная, тёплая.
7. Характеристика звука. Акустические признаки.
- Давай определим, какой это звук: гласный или согласный?
- Согласный (язык создаёт преграду выходу воздуха).
- Давай проверим, какой это звук: звонкий или глухой? Приложи ладошку тыльной стороной к горлышку, и произноси звук [ш].
- Глухой.
- Этот звук твёрдый или мягкий?
- Твёрдый.
- Какой цветом мы его обозначим?
- Синим цветом.
- Правильно, звук [ш] согласный, звонкий, всегда твёрдый.
8. Автоматизация звука в слогах. Пальчиковое упражнение «Пальцы здороваются».
- Большой палец – слог ША. Большие пальцы здороваются: ША-ША-ША (трижды соприкасаются большие пальцы рук).
- Указательные пальцы здороваются: ШО-ШО-ШО. Средние – ШУ-ШУ-ШУ. Безымянные – ШИ-ШИ-ШИ. И мизинцы – ШЕ-ШЕ-ШЕ.
9. Связь звука с буквой.
- Согласный звук [ш] обозначает буква Ш. Из скольких элементов состоит эта буква? Выложи букву из счётных палочек.
10. Автоматизация звука в слогах. Чтение прямых слогов по наглядному пособию «Бабочка» (Фото №1)
11. Автоматизация звука в словах.
а) Путешествие по Лабиринту (Фото № 2)
Ребенок вместе со Змейкой двигается по Лабиринту по стрелкам и называем предметные картинки со звуком Ш.
б) Составление словосочетаний со словами из Лабиринта.
- Подбери подходящее слово из Лабиринта:
Хоккейная … (шайба)
Угольная … (шахта)
Длинный …(шарф)
Воздушные …(шары)
Детский … (шампунь)
Красивая … (шапка)
Деревянные … (шахматы)
Трусливый … (шакал)
Маленький … (шалун)
в) Игра с Волшебным экраном «Чего не стало». Развитие навыка словоизменения: образование форм родительного падежа единственного числа имен существительных. Работа с картинками из Лабиринта.
г) Игра с волшебной палочкой «Большой – маленький» (по картинкам из Лабиринта)
- С помощью волшебной палочки большой предмет можно сделать маленьким.
Были большие шары, а теперь маленькие … шарики.
Был большой шарф, а теперь маленький … шарфик.
Была большая шапка, а теперь маленькая … шапочка.
Была большая шайба, а теперь маленькая … шайбочка.
д) Деление слов на слоги (слова-названия картинок из лабиринта)
Стоя, делим слова на слоги,отхлопывая слоговой состав слова.
12. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Игра « Разложи картинки по сундучкам» (Фото № 3)
- У Змейки рассыпались картинки. Помоги ей разложить их по сундучкам: в один – со звуком С, в другой – со звуком Ш в названиях.
13. Развитие навыка звукового анализа слов. Работа со звуковым домиком. (Фото № 4)
- Проверим, какие картинки оказались в сундучке со звуком Ш. Определим, где находится звук Ш в этих словах: в начале, в середине или в конце слова.
- Попугайчик спрашивает: « А в слове Кеша где находится звук Ш?»
14. Компьютерная игра «Услышь звук Ш»
15. Итог занятия.
-Молодец, сегодня ты очень хорошо работал, красиво и правильно произносил звук [ш].
- Попугайчику Кеше понравилось занятие. Он у тебя многому научился.
Фото № 1. Наглядное пособие «Бабочка»
Фото № 2. «Лабиринт» (из альбома Л.А.Комаровой « Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях»)
Фото № 3. Игровое пособие «Сундучки»
Фото № 4. Пособие для позиционного анализа слова «Звуковой домик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов
Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада по теме:"Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
На занятии отрабатывается автоматизвация звука [Р], уточняется понимание причинно - следственных связей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, воспитывается интерес к учебе....
Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Автоматизация звука С в словах"
Целью занятия является умение правильно произносить согласные звуки. Задачи: закрепление умения правильно произносить звук С изолированно и в слогах, формирование умения произносить звук С в словах, ...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком дошкольного возраста с ФФНР. Тема "Звук и буква Ч".
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с ФФНР....
Конспект индивидуального логопедического занятия у ребенка с заиканием на тему: «Путешествие по сказкам». «Закрепление звука [Р ] в слогах и словах».
Материал будет полезен для использования на индивидуальных занятиях у детей с заиканием, ФФНР при автоматизации звука Р в слогах и словах на материале сказочных сюжетов....
Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников. Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ».
Индивидуальное логопедическое занятие по профилактике дисграфии у младших школьников.Тема: «Дифференциация звуков и букв Ш и Щ»....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с задержкой речевого развития на тему "Сказка в гости к нам пришла"
В конспекте отображен опыт работы учителя-логопеда по коррекции речи ребенка с задержкой речевого развития с использованием метода логопедических сказок....