Логоритмика
консультация

Логоритмика на музыкальных занятиях в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Логоритмика на музыкальных занятиях в ДОУ»

В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным только малый процент новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В этом возрасте мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. По наблюдению  за воспитанниками было подмечено, что у более половины детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях. Особенно это наблюдалось у детей с задержкой речевого развития (имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности).Такие дети, опасаясь насмешек сверстников, начинают стесняться своих ошибок, избегают общения с ними. Появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения. Меня заинтересовало это и я начала углубляться в эту тему. Конечно, это первостепенная задача логопеда, но музыкальному руководителю эта тема тоже близка. По моему мнению, методические рекомендации Картушиной М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп, являются наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач. Предложенная в этих методических пособиях тематическая направленность и организационная вариативность занятий поддерживают положительное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании, целенаправленно формируют слухо-зрительно-двигательную координацию у дошкольников с речедвигательными нарушениями средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанных на тесной взаимосвязи слова, музыки и движения.

Основные требования к построению логоритмической деятельности

Большинство авторов (Е. Кузнецова, А. Е. Воронова, М. Ю. Картушина) придерживается структуры занятиясостоящей из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Возможно проведение логоритмической деятельности фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия :

в средней группе 15-20 минут,

в старшей – 20-25 минут,

в подготовительной – 25 – 30 минут.

Общее количество часов в год – 31. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя:

слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения,

пение,

игру на детских музыкальных инструментах,

подвижные и малоподвижные игры,

а так же следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- формирующие чувство музыкального размера;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят:

упражнения на восстановление

дыхания,

упражнения снятие мышечного и эмоционального напряжения,

релаксационные упражнения.

Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Вот например:

МИШКА КОСОЛАПЫЙ

Мишка косолапый

По лесу идет,

(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)

Шишки собирает,

Песенки поет.

(Приседаем - собираем шишки)

Шишка отскочила

Прямо мишке в лоб.

(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)

Мишка рассердился

И ногою - топ! (Топаем ногой)

Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы:

артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается в НОД области "Музыка. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать в других видах деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и др. В подготовке и проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУмузыкального руководителя, воспитателя, методиста. Организатором может выступать музыкальный руководитель или логопед.

Особенности организации и проведения логоритмической деятельности

Цель– преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмическую деятельность.

Задачи:

образовательные:

развивать пространственные представления;

ормировать двигательные умения и навыки;

развивать координацию, переключаемость движений;

знакомить с метроритмикой;

воспитательные:

формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

коррекционные:

развивать артикуляционный аппарат;

развивать речевое дыхание;

развивать фонематическое восприятие;

развивать грамматический строй и связную речь;

формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.

Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Необходимым условием работы при логоритмической деятельности является создание условий для возникновения удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

Логоритмика для детей : упражнения для занятий дома и в детском саду

Содержание:

1. Что это

2. Цели и задачи

3. Коррекция речевых нарушений

4. Комплексы для детей 2-3 лет

4.1 Животные

4.2 Овощи и фрукты

4.3 Методика Екатерины Железновой

5 .Комплекс для детей 3-4 лет

6. Комплекс для детей 5-6 лет

7. Рекомендации по проведению занятий

Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей — это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г. А, Шашкина Г. Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика — это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В. А. Гиляровские, Н. А. Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики — это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т. д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников — это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели — это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

Развитие дыхания

Коррекция речевых нарушений

Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания

Совершенствование координации

Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве

Воспитание чувства ритма

Закрепление пространственных понятий

Приобщение к духовным ценностям (музыке)

Обучение пению, произношению скороговорок

Расширение кругозора

Увеличение словарного запаса

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

Развитие речевых процессов, их коррекция

Создание мотивации к речевой деятельности

Стимуляция фонематической активности

Активизация словаря

Развитие орального праксиса

Развитие фонематического слуха

Развитие памяти зрительной, слуховой

Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.

Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т. д.

Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает«Как кричит гусь, когда летит?» Воспитанники должны махать ручками и отвечать«ГА-ГА!»

В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки с изображением животных, птиц.

Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.

Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.

Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,

Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

Идем в огород

Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т. д.

Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.

Методика Екатерины Железновой

Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет.

Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровожденияЛогоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.

Песенки для занятий логоритмикой Екатерины Железновой:

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

Пальчиковая гимнастика.

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т. д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

Кто как поет?

Кошка песенку поет:

Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:

Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:

Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок — круг).

Рубка в речке не поет:

Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т. д.

Грибы

Дети встают в ряд, идут по лесу искать грибы.

Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ — пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению,

А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках,

Мухомор — красный (разминаем указательный палец,

Очень он опасный.

А второй лисичка (трогаем следующий палец,

Рыжая косичка.

Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)

Третий гриб — волнушка.

А четвертый гриб — сморчок (теребим безымянный пальчик,

Бородатый старичок.

Ну, а пятый гриб, каков?

Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

Пение

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются дыхательной гимнастике. Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т. д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Комплекс для детей 5-6 лет

Двигательные упражнения

Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают,

Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)

Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)

Все равно тебя найду

Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно,

Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного,

И яичко уронила (наклоны вниз — подъем вверх,

Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия : физкультуре, логопедическоммузыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

Рекомендации по проведению занятий

Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников.

Проводите урок во второй половине дня, меняйте тему занятий каждую неделю.

При подборе материала опирайтесь на лексические темы используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений, точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите за качеством исполнения заданий. Чтобы решить речевые проблему детей не обязательно ждать помощи от учреждения дошкольного образования, занимайтесь с ребенком в домашних условиях. Методика логоритмики проста для усвоения любому родителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по логоритмике "Буратино учится правильно говорить"

Данный материал может быть интересен педагогами, которые занимаются развитием речи дошкольников. Конспект занятия составлен таким образом, чтобы дети могли совершенствовать свою речь в игровой, творче...

Логоритмика для дошкольников. Консультация для воспитателей

Цель работы —  помощь детям с незначительны­ми нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского сада.Логоритмика— это система упражнений, заданий, игр на ос­нове сочетания муз...

Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».

Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...

Урок логоритмики "Музыкальное эхо"

Цели:1.Закрепить умение двигаться «топающим шагом»; продолжать знакомить с музыкальной грамотой; дать понятие «Динамика»; познакомить с терминами «Форте, пиано)2.Развивать общую и мелкую моторику, фон...

Урок логоритмики "Музыка и настроение"

Задачи:-учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пения, движения.-развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма, певческие навыки, музыкально-ритмические движения.-воспитывать бе...

открытый интегрированный урок по логоритмике тема: "Золотая осень"

Цель урока: а) развитие двигательной сферы;                        б) воспитание патриотических чувств, любви к окружающей  прир...