Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов
рабочая программа на тему

Смирнова Наталия Львовна

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»

Пояснительная записка

За основу рабочей программы Давыдовой Ю.В. и Смирновой Н.Л.  взята программа Прокопьевой Т.И., составленная в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе, на основе рекомендаций и разработок  специалистов в области коррекционной педагогики Л.Н.Ефименковой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Р.И.Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Н. Парамоновой, А.Н.Корневым.  

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, 3 часа в неделю.

Распределение часов по четвертям:

 

I четверть - 21 час

II четверть - 21 часов

III четверть - 25 часов

IV четверть - 20 часов

 

Программа предназначена для логопедической работы с группой обучающихся 1-х классов, имеющих общее недоразвитие речи (3, 4 уровень речевого развития) и испытывающих трудности формирования письменной речи.

Характеристика группы обучающихся с ОНР

Левина Р.Е. и Т.Б. Филичевой Т.Б. характеризуют общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетико-фонематических процессов, но не в одинаковой степени. Сохранней всего бывает звукопроизношение. Чаще всего встречается искажение сонорных звуков и сигматизмы.

Лексический запас ограничен рамками обиходно- бытовой тематики, качественно неполноценен. Дети обладают бедным   словарным запасом, смешивают названия сходных предметов, неуверенно пользуются словами-обобщениями и т. д. В речи прилагательных, означающих цвет и оттенки цветов, антонимов и синонимов.

Слабо владеют словообразованием прилагательных. Они не способны актуализировать достаточное количество слов по определенной тематике. Типичным для данных уровней является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлечённым значением. У них обнаруживается и недифференцированность глагольного словаря. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако, при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела как локоть, переносица, веки, ноздри. Присутствуют множественные семантические замены (вместо корзина – сумка и т. п.)

Грамматический строй речи недостаточно сформирован. Наблюдается небольшое количество аграмматизмов в устной речи. Но это кажущееся небольшое количество ошибок связано с тем, что речь ограничивается бытовой тематикой. Специально направленные задания позволяют выявить трудности и ошибки, связанные с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, времени, в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. У детей с ОНР недостаточное понимание в употреблении сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые (вместо «достал из-за спины» - «достал из спины»). Характерной ошибкой является опускание предлогов (особенно «в») и смешение «в - на, с - из, над - под».

Недостаточная сформированность фонематических процессов тормозит спонтанное развитие навыков звукового анализа и синтеза, что является предпосылками к успешному овладению грамотой. Невозможность уловить разницу в звучании акустически близких фонем, часто дефектное произношение некоторых звуков, неумение вычленить каждую звуковую единицу в слове приводит к тому, что процесс перекодирования звучащего слова в письменное у них долгое время остаётся несформированным. Часто дети не различают слова-паронимы, не находят звук в заданной позиции в слове. Не могут произвести звуковой анализ и синтез слова. При выполнении слогового анализа слов у детей также встречается много ошибок. Им трудно различить понятия «слог - слово - буква - звук». Допускаются ошибки при делении слов на слоги.

Связная речь  у детей с ОНР не развита в силу недостаточности словарного запаса, низкого уровня познавательной активности. Ребенок не осознает необходимости развивать эту сторону речи, обходясь диалогической формой. Типичным для данных уровней является использование детьми простых распространённых, а также некоторых видов сложных предложений. Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.

У детей данной группы недостаточно развиты такие психические процессы как память, внимание, наблюдательность, произвольность. Слабо сформированы процессы переключения с одного вида деятельности на другой, самоконтроль.

Цель: Преодоление нарушений устной речи и предупреждение нарушений письменной речи с целью успешного освоения школьной программы.

Задачи:

Образовательные

  1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-буквенного и слогового состава слова.
  2. Обогащение словарного запаса путем уточнения имеющихся в запасе слов и накопления новых слов в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
  3. Введение в активный словарь учебных слов-терминов: звук, буква, слог, гласный, согласные твёрдые - мягкие, глухие - звонкие согласные, слов, относящихся к различным частям речи.
  4. Усвоение правил орфографии и правил написания предложения.
  5. Формирование навыка правильного чтения и письма.

Коррекционные

  1. Уточнение правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.
  2. Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов.
  3. Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
  4. Развитие лексико-грамматического строя речи и процессов словообразования и словоизменения.
  5. Формирование навыков построения связного высказывания.
  6. Формирование временных и пространственных представлений.
  7. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • устойчивость внимания, наблюдательность, особенно к языковым явлениям;
  • способность к запоминанию, способность к переключению;
  • познавательную активность;
  • навыки и приёмы самоконтроля.
  1. Формирование регулирующей коммуникативной деятельности:
  • оформление своей мысли в устной и письменной речи;
  • планирование предстоящей деятельности;
  • контроль за ходом своей деятельности;
  • работа в определённом режиме и темпе;
  • применение полученных знаний в новых ситуациях;
  • анализ и оценка продуктивности собственной деятельности.

Воспитательные

  1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
  2. Формирование личностных качеств: организованность, воспитанность, взаимоуважение друг к другу.

 Основные методы работы:

  • Наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);
  • Словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
  • Практические (упражнения, моделирование, игры). Принципы работы:
  • Доступности
  • Системности учета структуры речевого нарушения
  • Комплексности
  • Дифференцированный подход обучения
  • Этиопатогенетический
  • Поэтапности
  • Использования обходных путей
  • Деятельностного подхода

Формы организации коррекционных занятий

  • Групповые (фронтальные)
  • Подгрупповые
  • Индивидуальные  

 Контроль реализации программы

Мониторинг:

-стартовая диагностика (методика Фотековой Т.А.);

-промежуточная диагностика (задания конкурса, анализ письма в классных рабочих тетрадях);

-итоговая диагностика (слуховой диктант, методика Фотековой Т.А.).

Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:

  1. Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.»
  3.  Базисным учебным планом  АНО СОШ «Димитриевская»
  4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо  о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления    формирования предпосылок к продуктивному  усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М..: «Когито-Центр», 1996.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

               Содержание работы

  1. раздел Совершенствование произносительной стороны

речи.

  1. раздел Формирование языкового анализа и синтеза.
  2. раздел Развитие лексико-грамматических средств языка

и формирование связной речи

На коррекционных занятиях одновременно ведется работа над всеми компонентами речевой системы.

Коррекция звукопроизношения проводится на индивидуальных занятиях. Закрепление поставленных звуков на стадии автоматизации их в предложениях проводится на групповых занятиях.

РАЗДЕЛ 1.

Совершенствование произносительной стороны речи

  1. Развитие осознанного звукового анализа и навыка контроля за произношением звуков, имеющихся в речи детей. Формирование артикуляторной базы.
  2. Коррекция дефектов произношения. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, во фразах.
  3. Употребление поставленных звуков во всех ситуациях общения.
  4. Формирование умения дифференцировать звуки на слух и в речи с опорой на акустические и артикуляционные признаки (звонкие - глухие, твердые - мягкие, свистящие - шипящие и другие.
  5. Развитие навыков произношения слов сложного слогового состава.

 

РАЗДЕЛ 2.

Формирование языкового анализа и синтеза (56 ч.)

1.1. Формирование представлений о предложении (12ч.)

Текст. Предложение. Дифференциация понятий «слово- предложение», «текст-предложение». Интонационная законченность предложения. Формирование навыка определения количества и последовательности слов в предложении. Схема предложения. Заглавная буква в словах. Понятие о слогах. Деление слов на слоги. Слоговая схема слов. Дифференциация понятий «предложение - текст - слово - слог».

Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Схематичное изображение слов-предметов, слов-действий, слов- признаков.

Распространение предложения путем введения слов-признаков. Составление предложений из заданных слов. Работа с деформированными предложениями.

1.2. Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза (44ч.)

Гласные звуки и буквы

Уточнение представлений о звуках речи. Гласные звуки. Буквы гласных звуков А, О, У, И, Ы, Э. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. Ритмическая схема слова.

Гласные 1 и 2 ряда. Гласные буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И. Гласные буквы как способ обозначения твердости и мягкости согласных на письме. Буква Б как способ обозначения мягкости согласных на письме.

Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Слоговой анализ и синтез слов. Характеристика звука. Закрепление звуко- буквенных связей. Формирование навыка слогового чтения.

Согласные звуки и буквы

Согласные звуки. Буквы согласных звуков. Различение согласных и гласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация парные согласных звуков. Буквы Б-П,

В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С. Дифференциация звуков, близких по акустико-артикуляторным признакам. Буквы Ч-Щ-Ц. Звук и буква И. Буквы И- И- Е.

РАЗДЕЛ 3.

Развитие лексико-грамматических средств языка и формирование связной речи (31ч.)

3.1. Развитие лексического запаса

Актуализация и обогащение словарного запаса по темам: «Цвет», «Геометрические фигуры», «Ориентировка на листе бумаги», «Фрукты, ягоды», «Овощи», «Осень», «Деревья», «Грибы», «Человек», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зима», «Времена и месяцы года», «Время». «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Животные теплых и холодных стран», «Одежда», «Головные уборы», «Обувь», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Весна», «Перелетные птицы», «Цветы», «Насекомые».

Обогащение словаря разными частями речи. Обобщающие понятия. Речевые средства, отражающие временные и зрительно-пространственные отношения. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. Пословицы, поговорки.

Обогащение словарного запаса в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Образование качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Прилагательные сравнительной степени. Приставочный и суффиксальный способы словообразования.

3.2. Развитие грамматического строя и связной речи

Словоизменение имен существительных в единственном и множественном числе. Падежные окончания имен существительных. Развитие понимания логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. Согласование прилагательных с существительными в роде, в числе. Согласование существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени. Согласование числительных с существительными.                            

Активизация в речи простых и сложных предлогов. Изучение предлогов В-ИЗ, НА-С (СО), НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ЧЕРЕЗ, ВОКРУГ. Схемы предлогов. Графическое изображение предлога - треугольник.

Практическое освоение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.

Составление предложений по картинкам. Составление полных ответов на вопрос. Работа с деформированным предложением. Конструирование предложений по опорным словам, по заданным схемам. Распространение предложений за счет введения имен прилагательных и однородных членов.

Пересказ текста. Последовательный пересказ. Пересказ описательного текста. Выборочный пересказ.

Составление описательного рассказа. Составление повествовательного рассказа с опорой на картинно-графические планы и по вопросам. Составление повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.

Ожидаемые результаты

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

        I  Уметь правильно произносить звуки речи и дифференцировать согласные по акустико-артикуляторному сходству.

II Уметь различать слово и предложение, записывать схему предложения. Соблюдать правила написания предложений.

        III Различать и употреблять в самостоятельной речи термины «звук, буква, слог, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой». Соотносить звуки с соответствующими буквами.

        IV Знать признаки гласных и согласных звуков. Давать характеристику согласных звуков.

        V                    Уметь выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов.

VI                    Иметь достаточный словарный запас и правильный грамматический строй речи для построения связного высказывания.

VII                    Иметь навык конструирования элементарного высказывания с использованием учебных терминов.

VIII                     Иметь пространственно-временные представления.

IX                    Правильно использовать на письме способы обозначения мягкости и твердости согласных звуков.

X         Иметь готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.

XI         Уметь читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

Итогом коррекционного обучения на логопедических занятиях является преодоление имеющихся нарушений формирования лексико-грамматического строя речи, фонетико- фонематического недоразвития и предупреждение неуспеваемости по русскому языку у учащихся начальных классов при первично сохранном интеллекте, нормальном слухе, зрении и отсутствии задержки психического развития.

Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от тяжести нарушения речи и усвоения материала обучающимися.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов  в  АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»

Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов  в  АНО СОШ «Димитриевская»...

Программа логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи

Программа направлена на помощь детям с общим недоразвитием речи в овладении необходимыми навыками и умениями.            В программе представлена...

Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.3.

Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) (индивидуальные занятия) составлен...

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)...

Рабочая образовательная программа учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего и подготовительного возрастов

Целью данной программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей посещающих дошкольный логопедический пункт с 4 до 7 лет, предусматривающей полную инт...