Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов
рабочая программа на тему
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»
Пояснительная записка
За основу рабочей программы Давыдовой Ю.В. и Смирновой Н.Л. взята программа Прокопьевой Т.И., составленная в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе, на основе рекомендаций и разработок специалистов в области коррекционной педагогики Л.Н.Ефименковой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Р.И.Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Н. Парамоновой, А.Н.Корневым.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, 3 часа в неделю.
Распределение часов по четвертям:
I четверть - 21 час
II четверть - 21 часов
III четверть - 25 часов
IV четверть - 20 часов
Программа предназначена для логопедической работы с группой обучающихся 1-х классов, имеющих общее недоразвитие речи (3, 4 уровень речевого развития) и испытывающих трудности формирования письменной речи.
Характеристика группы обучающихся с ОНР
Левина Р.Е. и Т.Б. Филичевой Т.Б. характеризуют общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетико-фонематических процессов, но не в одинаковой степени. Сохранней всего бывает звукопроизношение. Чаще всего встречается искажение сонорных звуков и сигматизмы.
Лексический запас ограничен рамками обиходно- бытовой тематики, качественно неполноценен. Дети обладают бедным словарным запасом, смешивают названия сходных предметов, неуверенно пользуются словами-обобщениями и т. д. В речи прилагательных, означающих цвет и оттенки цветов, антонимов и синонимов.
Слабо владеют словообразованием прилагательных. Они не способны актуализировать достаточное количество слов по определенной тематике. Типичным для данных уровней является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлечённым значением. У них обнаруживается и недифференцированность глагольного словаря. Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако, при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела как локоть, переносица, веки, ноздри. Присутствуют множественные семантические замены (вместо корзина – сумка и т. п.)
Грамматический строй речи недостаточно сформирован. Наблюдается небольшое количество аграмматизмов в устной речи. Но это кажущееся небольшое количество ошибок связано с тем, что речь ограничивается бытовой тематикой. Специально направленные задания позволяют выявить трудности и ошибки, связанные с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, времени, в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. У детей с ОНР недостаточное понимание в употреблении сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые (вместо «достал из-за спины» - «достал из спины»). Характерной ошибкой является опускание предлогов (особенно «в») и смешение «в - на, с - из, над - под».
Недостаточная сформированность фонематических процессов тормозит спонтанное развитие навыков звукового анализа и синтеза, что является предпосылками к успешному овладению грамотой. Невозможность уловить разницу в звучании акустически близких фонем, часто дефектное произношение некоторых звуков, неумение вычленить каждую звуковую единицу в слове приводит к тому, что процесс перекодирования звучащего слова в письменное у них долгое время остаётся несформированным. Часто дети не различают слова-паронимы, не находят звук в заданной позиции в слове. Не могут произвести звуковой анализ и синтез слова. При выполнении слогового анализа слов у детей также встречается много ошибок. Им трудно различить понятия «слог - слово - буква - звук». Допускаются ошибки при делении слов на слоги.
Связная речь у детей с ОНР не развита в силу недостаточности словарного запаса, низкого уровня познавательной активности. Ребенок не осознает необходимости развивать эту сторону речи, обходясь диалогической формой. Типичным для данных уровней является использование детьми простых распространённых, а также некоторых видов сложных предложений. Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону.
У детей данной группы недостаточно развиты такие психические процессы как память, внимание, наблюдательность, произвольность. Слабо сформированы процессы переключения с одного вида деятельности на другой, самоконтроль.
Цель: Преодоление нарушений устной речи и предупреждение нарушений письменной речи с целью успешного освоения школьной программы.
Задачи:
Образовательные
- Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-буквенного и слогового состава слова.
- Обогащение словарного запаса путем уточнения имеющихся в запасе слов и накопления новых слов в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Введение в активный словарь учебных слов-терминов: звук, буква, слог, гласный, согласные твёрдые - мягкие, глухие - звонкие согласные, слов, относящихся к различным частям речи.
- Усвоение правил орфографии и правил написания предложения.
- Формирование навыка правильного чтения и письма.
Коррекционные
- Уточнение правильно произносимых звуков, постановка и автоматизация дефектно произносимых звуков.
- Развитие фонематических процессов, звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов.
- Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
- Развитие лексико-грамматического строя речи и процессов словообразования и словоизменения.
- Формирование навыков построения связного высказывания.
- Формирование временных и пространственных представлений.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивость внимания, наблюдательность, особенно к языковым явлениям;
- способность к запоминанию, способность к переключению;
- познавательную активность;
- навыки и приёмы самоконтроля.
- Формирование регулирующей коммуникативной деятельности:
- оформление своей мысли в устной и письменной речи;
- планирование предстоящей деятельности;
- контроль за ходом своей деятельности;
- работа в определённом режиме и темпе;
- применение полученных знаний в новых ситуациях;
- анализ и оценка продуктивности собственной деятельности.
Воспитательные
- Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
- Формирование личностных качеств: организованность, воспитанность, взаимоуважение друг к другу.
Основные методы работы:
- Наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);
- Словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
- Практические (упражнения, моделирование, игры). Принципы работы:
- Доступности
- Системности учета структуры речевого нарушения
- Комплексности
- Дифференцированный подход обучения
- Этиопатогенетический
- Поэтапности
- Использования обходных путей
- Деятельностного подхода
Формы организации коррекционных занятий
- Групповые (фронтальные)
- Подгрупповые
- Индивидуальные
Контроль реализации программы
Мониторинг:
-стартовая диагностика (методика Фотековой Т.А.);
-промежуточная диагностика (задания конкурса, анализ письма в классных рабочих тетрадях);
-итоговая диагностика (слуховой диктант, методика Фотековой Т.А.).
Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:
- Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.»
- Базисным учебным планом АНО СОШ «Димитриевская»
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М..: «Когито-Центр», 1996.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание работы
- раздел Совершенствование произносительной стороны
речи.
- раздел Формирование языкового анализа и синтеза.
- раздел Развитие лексико-грамматических средств языка
и формирование связной речи
На коррекционных занятиях одновременно ведется работа над всеми компонентами речевой системы.
Коррекция звукопроизношения проводится на индивидуальных занятиях. Закрепление поставленных звуков на стадии автоматизации их в предложениях проводится на групповых занятиях.
РАЗДЕЛ 1.
Совершенствование произносительной стороны речи
- Развитие осознанного звукового анализа и навыка контроля за произношением звуков, имеющихся в речи детей. Формирование артикуляторной базы.
- Коррекция дефектов произношения. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, во фразах.
- Употребление поставленных звуков во всех ситуациях общения.
- Формирование умения дифференцировать звуки на слух и в речи с опорой на акустические и артикуляционные признаки (звонкие - глухие, твердые - мягкие, свистящие - шипящие и другие.
- Развитие навыков произношения слов сложного слогового состава.
РАЗДЕЛ 2.
Формирование языкового анализа и синтеза (56 ч.)
1.1. Формирование представлений о предложении (12ч.)
Текст. Предложение. Дифференциация понятий «слово- предложение», «текст-предложение». Интонационная законченность предложения. Формирование навыка определения количества и последовательности слов в предложении. Схема предложения. Заглавная буква в словах. Понятие о слогах. Деление слов на слоги. Слоговая схема слов. Дифференциация понятий «предложение - текст - слово - слог».
Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Схематичное изображение слов-предметов, слов-действий, слов- признаков.
Распространение предложения путем введения слов-признаков. Составление предложений из заданных слов. Работа с деформированными предложениями.
1.2. Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза (44ч.)
Гласные звуки и буквы
Уточнение представлений о звуках речи. Гласные звуки. Буквы гласных звуков А, О, У, И, Ы, Э. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. Ритмическая схема слова.
Гласные 1 и 2 ряда. Гласные буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И. Гласные буквы как способ обозначения твердости и мягкости согласных на письме. Буква Б как способ обозначения мягкости согласных на письме.
Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Слоговой анализ и синтез слов. Характеристика звука. Закрепление звуко- буквенных связей. Формирование навыка слогового чтения.
Согласные звуки и буквы
Согласные звуки. Буквы согласных звуков. Различение согласных и гласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные.
Дифференциация парные согласных звуков. Буквы Б-П,
В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С. Дифференциация звуков, близких по акустико-артикуляторным признакам. Буквы Ч-Щ-Ц. Звук и буква И. Буквы И- И- Е.
РАЗДЕЛ 3.
Развитие лексико-грамматических средств языка и формирование связной речи (31ч.)
3.1. Развитие лексического запаса
Актуализация и обогащение словарного запаса по темам: «Цвет», «Геометрические фигуры», «Ориентировка на листе бумаги», «Фрукты, ягоды», «Овощи», «Осень», «Деревья», «Грибы», «Человек», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зима», «Времена и месяцы года», «Время». «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Животные теплых и холодных стран», «Одежда», «Головные уборы», «Обувь», «Продукты питания», «Посуда», «Мебель», «Весна», «Перелетные птицы», «Цветы», «Насекомые».
Обогащение словаря разными частями речи. Обобщающие понятия. Речевые средства, отражающие временные и зрительно-пространственные отношения. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. Пословицы, поговорки.
Обогащение словарного запаса в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Образование качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Прилагательные сравнительной степени. Приставочный и суффиксальный способы словообразования.
3.2. Развитие грамматического строя и связной речи
Словоизменение имен существительных в единственном и множественном числе. Падежные окончания имен существительных. Развитие понимания логико-грамматических оборотов речи, связанных с падежными формами. Согласование прилагательных с существительными в роде, в числе. Согласование существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени. Согласование числительных с существительными.
Активизация в речи простых и сложных предлогов. Изучение предлогов В-ИЗ, НА-С (СО), НАД, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ЧЕРЕЗ, ВОКРУГ. Схемы предлогов. Графическое изображение предлога - треугольник.
Практическое освоение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.
Составление предложений по картинкам. Составление полных ответов на вопрос. Работа с деформированным предложением. Конструирование предложений по опорным словам, по заданным схемам. Распространение предложений за счет введения имен прилагательных и однородных членов.
Пересказ текста. Последовательный пересказ. Пересказ описательного текста. Выборочный пересказ.
Составление описательного рассказа. Составление повествовательного рассказа с опорой на картинно-графические планы и по вопросам. Составление повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности.
Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
I Уметь правильно произносить звуки речи и дифференцировать согласные по акустико-артикуляторному сходству.
II Уметь различать слово и предложение, записывать схему предложения. Соблюдать правила написания предложений.
III Различать и употреблять в самостоятельной речи термины «звук, буква, слог, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой». Соотносить звуки с соответствующими буквами.
IV Знать признаки гласных и согласных звуков. Давать характеристику согласных звуков.
V Уметь выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов.
VI Иметь достаточный словарный запас и правильный грамматический строй речи для построения связного высказывания.
VII Иметь навык конструирования элементарного высказывания с использованием учебных терминов.
VIII Иметь пространственно-временные представления.
IX Правильно использовать на письме способы обозначения мягкости и твердости согласных звуков.
X Иметь готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
XI Уметь читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.
Итогом коррекционного обучения на логопедических занятиях является преодоление имеющихся нарушений формирования лексико-грамматического строя речи, фонетико- фонематического недоразвития и предупреждение неуспеваемости по русскому языку у учащихся начальных классов при первично сохранном интеллекте, нормальном слухе, зрении и отсутствии задержки психического развития.
Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от тяжести нарушения речи и усвоения материала обучающимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению смешанной формы дисграфии у обучающихся 2—3 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...
Программа логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи
Программа направлена на помощь детям с общим недоразвитием речи в овладении необходимыми навыками и умениями. В программе представлена...
Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.3.
Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) (индивидуальные занятия) составлен...
Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)
Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)...
Рабочая образовательная программа учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего и подготовительного возрастов
Целью данной программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей посещающих дошкольный логопедический пункт с 4 до 7 лет, предусматривающей полную инт...