Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Корень слова. Однокоренные слова».
план-конспект

Ржевская Светлана Юрьевна

логопедическое занятие 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tehkarta.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя-логопеда

Технологическая карта логопедического занятия в 3-м классе

Ржевская С.Ю.

Предмет

Логопедическое занятие

Класс

Заключение

3 класс

Недостатки чтения и письма, обусловленные лексико-грамматическим недоразвитием речи

Продолжительность занятия

40 минут

Тема занятия

«Корень слова. Однокоренные слова».

Занятие в системе образовательных мероприятий

Тип занятия

4 занятие по разделу ««Корень слова. Однокоренные слова».

Занятие общей методологической направленности

Цель занятия

Обобщение знаний по теме: «Корень слова. Однокоренные слова».

Задачи занятия

Образовательные:

  • Учить образовывать однокоренные слова, находить их в тексте

Коррекционно-развивающие:

  • Тренировка мимических мышц лица;
  • Развивать зрительное внимание;
  • Активизация и обогащение словарного запаса;
  • Развивать навыки самоконтроля;
  • Продолжать развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия.

Воспитательные задачи.

  • Развивать положительную учебную мотивацию;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • Воспитывать уважительное отношение к труду человека.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • Мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, развитие познавательного интереса к обучению;
  • Активизация самостоятельности, интереса к способу действий;
  • Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;
  • оценивать результаты своей деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Познавательные:

  • уметь анализировать,  развивать способность делать выводы;
  • уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
  • расширение представлений об окружающем мире на примере воспитательной беседы.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;
  • учитывать разные мнения, слушать и понимать других;
  • высказывать свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • учащиеся смогут дать определение понятию «однокоренные слова»;
  • научаться подбирать однокоренные слова и образовывать их.

Используемые педагогические технологии

Технология системно-деятельностного подхода,  здоровьесберегающая, игровые технологии.

Ресурсы:

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Кукушкина В.С. «Логопедия в школе», Черошникова  Г.С. «Логопедические занятия в школе».

Оборудование

карточки со словами, таблицы самооценки, мультимедийное оборудование

Домашнее задание

Не предусмотрено

Организационная структура логопедического занятия

Этапы

Продол-

жительность

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

Этап мотивации

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

2 минуты

До звонка звучит песня «От улыбки». Изображение со слайда закрыто, только звучит музыка.

- Здравствуйте, я рада вас видеть на занятии. Сегодня с нами будет учиться герой мультфильма, которого вы должны отгадать.

-Из какого мультфильма звучит  песня?  

- Кто главный герой?  

-Что помогло Крошке Еноту подружиться «с тем, кто сидит в пруду»?  

-Давайте и мы улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём занятие.

-Крошка Енот

-Крошка Енот

-Помогла подружиться улыбка

Мимическая гимнастика

2 минуты

-Вспомните, как Енот кривился своему отражению. Мы сейчас будем смотреть на своё отражение и выполнять упражнения.

-Возьмите зеркала. Выполняйте упражнения в быстром темпе с множеством повторений.

  • Начинайте с движения бровями «удивиться-нахмуриться»
  • Наберите в рот побольше воздуха и надуйте щёки. Перемещайте воздух вправо-влево.
  • Раскройте рот пошире и плотно сожмите губы.
  • Подвигайте нижней челюстью вправо-влево, вперёд-назад.

-Молодцы!

-На протяжении всего занятия вы будете себя оценивать, что у вас получалось хорошо, а где возникали трудности. Перед вами лежит «линейка светофоров». Оцените себя, раскрасив красный, жёлтый или зелёный сигнал.

Дети выполняют мимическую гимнастику

Дети раскрашивают светофор (самооценка)

Этап актуализации знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение

5 минут

-Енот - большой затейник. Ему нравится  загадывать ребусы. Один из таких ребусов он предлагает нам разгадать, чтобы узнать тему занятия. (Слайд 2)

123456    рнькео

-Расположите буквы в нужном порядке

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

-Как же мы можем сформулировать тему нашего занятия? (СЛАЙД 3)

-Как вы думаете, какова же будет цель нашего урока? Чем мы с вами будем заниматься?

-Давайте вспомним, какие слова мы называем ОДНОКОРЕННЫМИ?

-А какие слова мы называем родственными?

- Все ли слова с одинаковым корнем являются однокоренными?

Молодцы! Оцените себя, раскрасив красный, жёлтый или зелёный сигнал

Отгадывание ребуса

-«Корень»

-Корень слова. Однокоренные слова

-Слова, имеющие одинаковый корень

-Слова имеющие одинаковый корень и общее значение ,т.е. близкие по смыслу

-нет

Этап выявления места и причин затруднений

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- фиксация  места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

10 минут

Как же образуются  однокоренные слова? Попробуйте образовать слова с корнем – сад-  

---сол-----

-Какие затруднения вы испытали при выполнении этого задания?

(СЛАЙДЫ 4-5)

-Что вы можете сказать об этих словах? Они являются одной частью речи или разными?

-Итак, на основе всего выше сказанного давайте подведём итог и выберем правильный ответ.

(СЛАЙД 6)

А) Однокоренные слова- это слова близкие по смыслу

Б) Однокоренные слова- это слова с одинаковым корнем

В) Однокоренные слова- это слова с одинаковым корнем и близкие по смыслу

- Попробуйте сами образовать однокоренные слова (СЛАЙД 7,8 )

-ЧАС- тот, кто чинит часы

          - кто стоит на страже?

          - маленькие часы

-ВОДА- бедствие

             -лодка какая?

             -назови ласково

            -существо водоёмов

-Молодцы! Вы потренировались образовывать однокоренные родственные слова.

 -Оцените себя, пожалуйста. Легко ли вам было, или возникали сложности.

-Эти слова являются разными частями речи

-В) Однокоренные слова- это слова с одинаковым корнем и близкие по смыслу

-часовщик

-часовой

-часики

- наводнение

- подводная

-водичка

-водяной

Этап построения проекта выхода из затруднения

-осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

12 минут

- Как же правильно выделить корень в слове? (СЛАЙД  9 )

-У вас на столах карточки, выделите корень в словах (1)

На закрытой доске написаны слова, дети выходят, выделяют корень по очереди, а остальные на карточках

  • Вода, водный, водяной, водичка   (Проверить по слайдам)
  • Книга, книжный, книжонка
  • Хлеб, хлебный, хлебница, хлебороб

-Кто такой хлебороб?

 Раньше- Крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец.

-А вы знаете, как растёт хлеб?

-Как попадает к нам на стол?

- Как вы считаете, тяжёлый ли это труд?

- Какой же можно сделать вывод?

- Ребята, наш гость, Крошка Енот, очень любит играть. Он приготовил игру

«Четвёртый лишний»(СЛАЙД  10 )

- желток, железо, желтый, желтеть;

-лес, лесник, лестница, лесной

- водица, водяной, подводный, водитель

- весёлый, радость, веселье, развеселиться

- белка, побелить, белизна, белый

Молодцы! Оцените себя , пожалуйста.

- После отдыха Енотик снова придумал задание.(2) на карточках

«Подбери пару»

-Прочитайте задание.

  • Прочитайте. Запишите слова по однокоренным группам и выделите в них корень.  2 человека к доске
  1. Гора, гористый, горевать, горе, предгорный
  2. Устно проговорить, самостоятельно в тетрадях

Делить, дело, разделять, переделать, поделка, деление

- Пока вы работали, чтобы не скучать , наш затейник сам попробовал выделить корни в словах. Давайте проверим его работу, если есть ошибки, то исправим. Объясните свой ответ.

-Близкий, пригорок, веселить, полёт, забежал, часовой.

- Молодцы! Нашли и исправили все ошибки.

Оцените себя, раскрасив красный, жёлтый или зелёный сигнал

- Чтобы выделить корень в слове, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов

- К хлебу нужно относиться бережно, ценить его и быть благодарным людям, которые его вырастили.

Устно выполняют задание

Работа на доске и в тетради

Выполняют работу устно, ищут ошибки, исправляют, доказывают

Гимнастика для глаз

Крошка Енот с обезьянкой отправились на пруд, мы должны понаблюдать за ними и всем тем, что будет окружать друзей.

Рефлексия

-Мы с вами близимся к концу занятия и Крошка Енот решил на прощание приготовить стихотворение.(Слайд 11)

Прочитайте его, запишите, выделите корень в однокоренных словах.

  • Умные совята-

Совята у совушки.

На каждый совушкин совет

Умные головушки

Глазами хлопают в ответ.

-ВЗАИМОПРОВЕРКА.

Поменяйтесь тетрадями.

-Нам пора прощаться и  подвести итоги нашего занятия.

_Чему мы с вами сегодня научились?

-Какие слова мы называем однокоренными?

-Как правильно выделить корень в словах?

-Какими способами мы с вами получали знания, что вы делали?

-Давайте послушаем мнения каждого из вас о

занятии.(СЛАЙД 11)

«Доскажи словечко»

-На  занятии мне понравилось…

-Мне было трудно…

-Мне было интересно….- Молодцы! Раскрасьте тот сигнал светофора, который соответствует вашему настроению после занятия (зелёный-понравилось, жёлтый- частично понравилось, красный-не понравилось) .

Покажите всем свою линейку светофоров.

  • На память о занятии я хочу вам подарить картинку с Крошкой Енотом, а сзади написано слово, к которому вы дома придумаете несколько однокоренных слов и на следующем занятии мы проверим это задание.

Наше занятие окончено. Спасибо!

Работа в тетрадях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...

Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"

Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»

Цель урока:ü создать условия для обобщения  знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;Задачи урока:Образовательные:ü обобщить знания детей об однокоренных словах, о призн...

Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Звуки и буквы С – Ш в слогах, словах. Домашние животные»

Технологическая карта подгруппового коррекционно-развивающего занятия «Звуки и буквы с - ш в слогах, словах. Домашние животные» с обучающимися 7-8 лет с системным недоразвитием речи, общим...

Конкурс "Учитель-дефектолог Краснодарского края 2022. Технологическая карта логопедического занятия на тему "Насекомые" 2 класс.

Закрепить и расширить знания учащихся о насекомых. Уметь различать слова по их отношению к родовым категориям. Занятие содержит презентацию и электронную зрительную гимнастику....

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень и однокоренные слова" 5 класс..

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-ПетербургаГребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык. 5 класс. Коррекционная школа.Тема: Корень и о...