Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Корень слова. Однокоренные слова».
план-конспект
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя-логопеда | Технологическая карта логопедического занятия в 3-м классе Ржевская С.Ю. |
Предмет | Логопедическое занятие |
Класс Заключение | 3 класс Недостатки чтения и письма, обусловленные лексико-грамматическим недоразвитием речи |
Продолжительность занятия | 40 минут |
Тема занятия | «Корень слова. Однокоренные слова». |
Занятие в системе образовательных мероприятий Тип занятия | 4 занятие по разделу ««Корень слова. Однокоренные слова». Занятие общей методологической направленности |
Цель занятия | Обобщение знаний по теме: «Корень слова. Однокоренные слова». |
Задачи занятия | Образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные задачи.
|
Планируемые результаты | Личностные УУД:
Метапредметные УУД: Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Предметные результаты:
|
Используемые педагогические технологии | Технология системно-деятельностного подхода, здоровьесберегающая, игровые технологии. |
Ресурсы: | Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Кукушкина В.С. «Логопедия в школе», Черошникова Г.С. «Логопедические занятия в школе». |
Оборудование | карточки со словами, таблицы самооценки, мультимедийное оборудование |
Домашнее задание | Не предусмотрено |
Организационная структура логопедического занятия
Этапы | Продол- жительность | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся |
Этап мотивации - создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс; | 2 минуты | До звонка звучит песня «От улыбки». Изображение со слайда закрыто, только звучит музыка. - Здравствуйте, я рада вас видеть на занятии. Сегодня с нами будет учиться герой мультфильма, которого вы должны отгадать. -Из какого мультфильма звучит песня? - Кто главный герой? -Что помогло Крошке Еноту подружиться «с тем, кто сидит в пруду»? -Давайте и мы улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём занятие. | -Крошка Енот -Крошка Енот -Помогла подружиться улыбка |
Мимическая гимнастика | 2 минуты | -Вспомните, как Енот кривился своему отражению. Мы сейчас будем смотреть на своё отражение и выполнять упражнения. -Возьмите зеркала. Выполняйте упражнения в быстром темпе с множеством повторений.
-Молодцы! -На протяжении всего занятия вы будете себя оценивать, что у вас получалось хорошо, а где возникали трудности. Перед вами лежит «линейка светофоров». Оцените себя, раскрасив красный, жёлтый или зелёный сигнал. | Дети выполняют мимическую гимнастику Дети раскрашивают светофор (самооценка) |
Этап актуализации знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение | 5 минут | -Енот - большой затейник. Ему нравится загадывать ребусы. Один из таких ребусов он предлагает нам разгадать, чтобы узнать тему занятия. (Слайд 2) 123456 рнькео -Расположите буквы в нужном порядке - Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? -Как же мы можем сформулировать тему нашего занятия? (СЛАЙД 3) -Как вы думаете, какова же будет цель нашего урока? Чем мы с вами будем заниматься? -Давайте вспомним, какие слова мы называем ОДНОКОРЕННЫМИ? -А какие слова мы называем родственными? - Все ли слова с одинаковым корнем являются однокоренными? Молодцы! Оцените себя, раскрасив красный, жёлтый или зелёный сигнал | Отгадывание ребуса -«Корень» -Корень слова. Однокоренные слова -Слова, имеющие одинаковый корень -Слова имеющие одинаковый корень и общее значение ,т.е. близкие по смыслу -нет |
Этап выявления места и причин затруднений - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. - фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения | 10 минут | Как же образуются однокоренные слова? Попробуйте образовать слова с корнем – сад- ---сол----- -Какие затруднения вы испытали при выполнении этого задания? (СЛАЙДЫ 4-5) -Что вы можете сказать об этих словах? Они являются одной частью речи или разными? -Итак, на основе всего выше сказанного давайте подведём итог и выберем правильный ответ. (СЛАЙД 6) А) Однокоренные слова- это слова близкие по смыслу Б) Однокоренные слова- это слова с одинаковым корнем В) Однокоренные слова- это слова с одинаковым корнем и близкие по смыслу - Попробуйте сами образовать однокоренные слова (СЛАЙД 7,8 ) -ЧАС- тот, кто чинит часы - кто стоит на страже? - маленькие часы -ВОДА- бедствие -лодка какая? -назови ласково -существо водоёмов -Молодцы! Вы потренировались образовывать однокоренные родственные слова. -Оцените себя, пожалуйста. Легко ли вам было, или возникали сложности. | -Эти слова являются разными частями речи -В) Однокоренные слова- это слова с одинаковым корнем и близкие по смыслу -часовщик -часовой -часики - наводнение - подводная -водичка -водяной |
Этап построения проекта выхода из затруднения -осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий | 12 минут | - Как же правильно выделить корень в слове? (СЛАЙД 9 ) -У вас на столах карточки, выделите корень в словах (1) На закрытой доске написаны слова, дети выходят, выделяют корень по очереди, а остальные на карточках
-Кто такой хлебороб? Раньше- Крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец. -А вы знаете, как растёт хлеб? -Как попадает к нам на стол? - Как вы считаете, тяжёлый ли это труд? - Какой же можно сделать вывод? - Ребята, наш гость, Крошка Енот, очень любит играть. Он приготовил игру «Четвёртый лишний»(СЛАЙД 10 ) - желток, железо, желтый, желтеть; -лес, лесник, лестница, лесной - водица, водяной, подводный, водитель - весёлый, радость, веселье, развеселиться - белка, побелить, белизна, белый Молодцы! Оцените себя , пожалуйста. - После отдыха Енотик снова придумал задание.(2) на карточках «Подбери пару» -Прочитайте задание.
Делить, дело, разделять, переделать, поделка, деление - Пока вы работали, чтобы не скучать , наш затейник сам попробовал выделить корни в словах. Давайте проверим его работу, если есть ошибки, то исправим. Объясните свой ответ. -Близкий, пригорок, веселить, полёт, забежал, часовой. - Молодцы! Нашли и исправили все ошибки. Оцените себя, раскрасив красный, жёлтый или зелёный сигнал | - Чтобы выделить корень в слове, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов - К хлебу нужно относиться бережно, ценить его и быть благодарным людям, которые его вырастили. Устно выполняют задание Работа на доске и в тетради Выполняют работу устно, ищут ошибки, исправляют, доказывают |
Гимнастика для глаз | Крошка Енот с обезьянкой отправились на пруд, мы должны понаблюдать за ними и всем тем, что будет окружать друзей. | ||
Рефлексия | -Мы с вами близимся к концу занятия и Крошка Енот решил на прощание приготовить стихотворение.(Слайд 11) Прочитайте его, запишите, выделите корень в однокоренных словах.
Совята у совушки. На каждый совушкин совет Умные головушки Глазами хлопают в ответ. -ВЗАИМОПРОВЕРКА. Поменяйтесь тетрадями. -Нам пора прощаться и подвести итоги нашего занятия. _Чему мы с вами сегодня научились? -Какие слова мы называем однокоренными? -Как правильно выделить корень в словах? -Какими способами мы с вами получали знания, что вы делали? -Давайте послушаем мнения каждого из вас о занятии.(СЛАЙД 11) «Доскажи словечко» -На занятии мне понравилось… -Мне было трудно… -Мне было интересно….- Молодцы! Раскрасьте тот сигнал светофора, который соответствует вашему настроению после занятия (зелёный-понравилось, жёлтый- частично понравилось, красный-не понравилось) . Покажите всем свою линейку светофоров.
Наше занятие окончено. Спасибо! | Работа в тетрадях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе. На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...
Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"
Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»
Цель урока:ü создать условия для обобщения знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;Задачи урока:Образовательные:ü обобщить знания детей об однокоренных словах, о призн...
Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Звуки и буквы С – Ш в слогах, словах. Домашние животные»
Технологическая карта подгруппового коррекционно-развивающего занятия «Звуки и буквы с - ш в слогах, словах. Домашние животные» с обучающимися 7-8 лет с системным недоразвитием речи, общим...
Конкурс "Учитель-дефектолог Краснодарского края 2022. Технологическая карта логопедического занятия на тему "Насекомые" 2 класс.
Закрепить и расширить знания учащихся о насекомых. Уметь различать слова по их отношению к родовым категориям. Занятие содержит презентацию и электронную зрительную гимнастику....
Технологическая карта урока по русскому языку "Корень и однокоренные слова" 5 класс..
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-ПетербургаГребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык. 5 класс. Коррекционная школа.Тема: Корень и о...