Рабочая программа по предмету "ИЗО" 4 класс школа VIII вида
календарно-тематическое планирование на тему
рабочая программа и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по ИЗО | 70 КБ |
КТП | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа-интернат VIII вида
ст-цы Родниковской Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30 августа 2012 года
Председатель педсовета
_________
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс): начальное общее образование, 4 класс
(начальное, основное, среднее (полное) образование с указанием классов)
Количество часов: 34 часа Уровень базовый
Учитель: Козликина Ольга Семеновна
Рабочая программа по изобразительному искусству в 1-4 специальных (коррекционных) классах VIII вида составлена на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор И.А. Грошенков
М.: «Просвещение», 2009г
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству в 1-4 специальных (коррекционных) классах VIII вида составлена на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор И.А. Грошенков, допущенной Министерством образования РФ. Издательство М.: «Просвещение», 2009 г
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Тематика программы 4 класса (1ч в неделю, всего 34ч)
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ(16ч)
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ(7ч)
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ(5ч)
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Примерные задания
Первая четверть
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.
Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора в квадрате из растительных форм.
Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.
Вторая четверть
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).
Третья четверть
Декоративное рисование панно «Снежинки».
Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).
Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).
Четвертая четверть
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
Рисование на тему «Космические корабли в полете».
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).
Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Содержание, разделы | Количество часов | |
Автор. | Рабочая | ||
1 | Рисование с натуры | 16ч | |
2 | Декоративное рисование | 7ч | |
3 | Рисование на темы | 5ч | |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 6ч | |
Всего | 34ч |
Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой.
Список используемой литературы
1. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. М.: «Просвещение», 2009г.
2. Технология 2 класс. Автор-составитель М.В. Гурко. Издательство «Учитель». 2008г.
Согласовано
Протокол №1 заседания МО учителей
начальных классов от 29.08.2012г.
__________________________________
Согласовано
заместитель директора по УР
_________________________
1 сентября 2012 года
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа-интернат VIII вида
ст-цы Родниковской Краснодарского края
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по изобразительному искусству
Класс: 4 класс
Учитель:Козликина Ольга Семеновна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы Козликиной О.С., утвержденной решением педагогического совета №1 от 30 августа 2012 года
Согласовано
Заместитель директора по УР
___________________________
Предварительный просмотр:
№ п/п | № урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | Коррекционная работа | |
план | факт | ||||||
I четверть -8ч | |||||||
1 | 1.1 | Рисование с натуры овощей | 1ч | 5.09 | Овощи, предметные картинки | Коррекция поведения через положительные эмоции. | |
2 | 1.2 | Рисование с натуры фруктов | 1ч | 12.09 | Фрукты, иллюстрации | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. | |
3 | 1.3 | Рисование с натуры листа дерева | 1ч | 19.09 | Листья деревьев, образец работы | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации «Выбери». | |
4 | 1.4 | Рисование с натуры ветки рябины | 1ч | 26.09 | Ветка рябины | Коррекция поведения через положительные эмоции. | |
5 | 2.1 | Составление узора в квадрате из растительных форм | 1ч | 3.10 | Квадратные листы бумаги | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Расставь правильно». | |
6 | 4.1 | Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» | 1ч | 10.10 | Картины Л. Кербель «Трудовые резервы» | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации «Выбери». | |
7 | 4.2 | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву) | 1ч | 17.10 | Мультимедийная презентация, наглядный материал | Коррекция поведения через положительные эмоции. | |
8 | 3.1 | Рисование на тему «Сказочная избушка» | 1ч | 24.10 | Иллюстрации сказок | Коррекция поведения через положительные эмоции. | |
II четверть -8ч | |||||||
9 | 4.3 | Беседа на тему «Золотая хохлома» | 1ч | 7.11 | Посуда, мультимедийная презентация | Коррекция зрительной памяти на основе упражнения «Узнай цвет». | |
10 | 3.2 | Рисование на тему «Моя любимая игрушка» | 1ч | 14.11 | Иллюстрации | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. | |
11 | 1.5 | Рисование с натуры игрушки-автобуса | 1ч | 21.11 | Игрушка-автобус | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. | |
12 | 1.6 | Рисование с натуры игрушки-грузовика | 1ч | 28.11 | Игрушка-грузовик | Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишний предмет». | |
13 | 3.3 | Рисование на тему «Городской транспорт» | 1ч | 5.12 | Сюжетные картинки | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. | |
14 | 1.7 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате | 1ч | 12.12 | Образец орнамента | Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики | |
15 | 2.2 | Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика) | 1ч | 19.12 | Образец работы | Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики | |
16 | 2.3 | Раскрашивание расписной тарелки | 1ч | 26.12 | Образец работы | Коррекция зрительной памяти на основе упражнения «Узнай цвет». | |
III четверть -10ч | |||||||
17 | 2.4 | Декоративное рисование панно «Снежинки» | 1ч | 16.01 | Образец работы | Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишний предмет». | |
18 | 4.4 | Беседа по картинам на тему «Кончил дело-гуляй смело» | 1ч | 23.09 | Репродукции картины С. Григорьева «Вратарь» | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Расставь правильно». | |
19 | 1.8 | Рисование с натуры предмета симметричной формы | 1ч | 30.01 | Вымпел с изображением ракеты | Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики | |
20 | 1.9 | Рисование с натуры раскладной пирамидки | 1ч | 6.02 | Раскладная пирамидка | Коррекция зрительной памяти на основе упражнения «Узнай цвет». | |
21 | 1.10 | Рисование с натуры бумажного стаканчика | 1ч | 13.02 | Бумажный стаканчик (раздаточный материал) | Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишний предмет». | |
22 | 1.11 | Рисование с натуры подъемного крана | 1ч | 20.02 | Мультимедийная презентация, игрушка-подъемный кран | Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики | |
23 | 2.5 | Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта | 1ч | 27.02 | Отрывной листок календаря | Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишний предмет». | |
24 | 1.12 | Рисование с натуры скворечника | 1ч | 6.03 | скворечник | Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики | |
25 | 4.5 | Рассматривание иллюстраций картин на тему «Весна» | 1ч | 13.03 | Репродукции картин И. Левитана «Март», «Первая зелень», мультимедийная презентация | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. | |
26 | 3.4 | Рисование на тему «Пришла весна» | 1ч | 20.03 | Репродукции картин | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. | |
III четверть -8ч | |||||||
27 | 1.13 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала | 1ч | 3.04 | Строит. материал | Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики | |
28 | 3.5 | Рисование на тему «Космические корабли в полете» | 1ч | 10.04 | Мультимедийная презентация | Коррекция зрительной памяти на основе упражнения «Узнай цвет». | |
29 | 2.6 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев) | 1ч | 17.04 | Образец работы | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. | |
30 | 1.14 | Рисование с натуры часов | 1ч | 24.04 | Предметные картинки, часы | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. | |
31 | 1.15 | Рисование с натуры слесарных инструментов | 1ч | 1.05 | Слесарные инструменты | Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики | |
32 | 1.16 | Рисование с натуры предмета симметричной формы (раскрытый зонт) | 1ч | 8.05 | Зонт | Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. | |
33 | 4.6 | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево) | 1ч | 15.05 | Мультимедийная презентация, наглядный материал | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. | |
34 | 2.7 | Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм | 1ч | 22.05 | Образцы работ | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
Рабочая программа по истории. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по географии. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, требования к знаниям и умения учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)
Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)...
Рабочая программа по вязанию коррекционной школы VIII вида (5 класс)
Содержание программы учебного курса трудовое обучение «Вязание» для 5-х классов составлена на основании программы специальной (коррекционной) общ...
Рабочая программа по обществознанию для школ VIII вида 8-10 классов
Рабочая программа по обществознанию для школ VIII вида 8-10 классов...
Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Адаптированная рабоча...