Рабочая программа по предмету "ИЗО" 4 класс школа VIII вида
календарно-тематическое планирование на тему

Козликина Ольга Семеновна

рабочая программа и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа по ИЗО70 КБ
Microsoft Office document icon КТП85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа-интернат VIII вида

ст-цы Родниковской Краснодарского края

        УТВЕРЖДЕНО

                                                                        решение педсовета протокол №1

      от 30  августа 2012  года

      Председатель педсовета

 _________    

             подпись руководителя ОУ              Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    изобразительному искусству

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс): начальное общее образование, 4 класс               

(начальное, основное, среднее (полное)  образование с указанием классов)

Количество часов: 34 часа              Уровень    базовый                

Учитель: Козликина Ольга Семеновна

        Рабочая программа по изобразительному искусству в 1-4 специальных (коррекционных) классах VIII вида составлена на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор И.А. Грошенков 

М.: «Просвещение», 2009г

 (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Пояснительная записка

          Рабочая программа по изобразительному искусству в 1-4  специальных (коррекционных) классах VIII вида составлена на основе программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор И.А. Грошенков, допущенной Министерством образования РФ.  Издательство М.: «Просвещение», 2009 г

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

         способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

         находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

         содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

         ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

         исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

         дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

         знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

         развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.

Тематика программы 4 класса (1ч в неделю, всего 34ч)

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ(16ч)

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ(7ч)

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ(5ч)

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Примерные задания

Первая четверть

         Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.

         Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).

         Рисование с натуры ветки рябины.

         Составление узора в квадрате из растительных форм.

         Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

         Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.

         Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).

         Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

         Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.

Вторая четверть

         Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

         Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).

         Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».

         Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

         Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

Третья четверть

         Декоративное рисование панно «Снежинки».

         Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).

         Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).

         Рисование с натуры раскладной пирамидки.

         Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

         Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).

         Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.

         Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

         Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).

Четвертая четверть

         Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

         Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

         Рисование на тему «Космические корабли в полете».

         Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).

         Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

         Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).

         Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

         Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

         правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

         передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

         использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

         передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

         подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

         пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

         анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

         употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

         рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п


Содержание, разделы

Количество часов

Автор.

Рабочая

1

Рисование с натуры

16ч

2

Декоративное рисование

3

Рисование на темы

4

Беседы об изобразительном искусстве

Всего

34ч

Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой.

Список используемой литературы

1. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. М.: «Просвещение», 2009г.

2. Технология 2 класс. Автор-составитель М.В. Гурко. Издательство «Учитель». 2008г.

Согласовано

Протокол №1 заседания МО учителей

начальных классов от 29.08.2012г.

__________________________________

Согласовано

заместитель директора по УР

_________________________

1 сентября  2012  года

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа-интернат VIII вида

ст-цы Родниковской Краснодарского края

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по изобразительному искусству

Класс: 4 класс  

Учитель:Козликина Ольга Семеновна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю1 час

Планирование составлено на основе рабочей программы Козликиной О.С., утвержденной решением педагогического совета №1 от 30 августа 2012 года

Согласовано

Заместитель директора по УР

___________________________



Предварительный просмотр:


п/п



урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во

 часов

Дата

проведения

Оборудование

Коррекционная работа

план

факт

I четверть -8ч

1

1.1

Рисование с натуры овощей

5.09

Овощи, предметные картинки

Коррекция поведения через положительные эмоции.

2

1.2

Рисование с натуры фруктов

12.09

Фрукты, иллюстрации

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

3

1.3

Рисование с натуры листа дерева

19.09

Листья деревьев, образец работы

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации «Выбери».

4

1.4

Рисование с натуры ветки рябины

26.09

Ветка рябины

Коррекция поведения через положительные эмоции.

5

2.1

Составление узора в квадрате из растительных форм

3.10

Квадратные листы бумаги

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Расставь правильно».

6

4.1

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим»

10.10

Картины Л. Кербель «Трудовые резервы»

Коррекция мышления на основе упражнений в классификации «Выбери».

7

4.2

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву)

17.10

Мультимедийная презентация, наглядный материал

Коррекция поведения через положительные эмоции.

8

3.1

Рисование на тему «Сказочная избушка»

24.10

Иллюстрации сказок

Коррекция поведения через положительные эмоции.

II четверть -8ч

9

4.3

Беседа на тему «Золотая хохлома»

7.11

Посуда, мультимедийная презентация  

Коррекция зрительной памяти на основе упражнения «Узнай цвет».

10

3.2

Рисование на тему «Моя любимая игрушка»

14.11

Иллюстрации

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

11

1.5

Рисование с натуры игрушки-автобуса

21.11

Игрушка-автобус

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении.

12

1.6

Рисование с натуры игрушки-грузовика

28.11

Игрушка-грузовик

Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишний предмет».

13

3.3

Рисование на тему «Городской транспорт»

5.12

Сюжетные картинки

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении.

14

1.7

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате

12.12

Образец орнамента

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики  

15

2.2

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика)

19.12

Образец работы

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики  

16

2.3

Раскрашивание расписной тарелки

26.12

Образец работы

Коррекция зрительной памяти на основе упражнения «Узнай цвет».

III четверть -10ч

17

2.4

Декоративное рисование панно «Снежинки»

16.01

Образец работы

Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишний предмет».

18

4.4

Беседа по картинам на тему «Кончил дело-гуляй смело»

23.09

Репродукции картины С. Григорьева «Вратарь»

Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Расставь правильно».

19

1.8

Рисование с натуры предмета симметричной формы

30.01

Вымпел с изображением ракеты

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики  

20

1.9

Рисование с натуры раскладной пирамидки

6.02

Раскладная пирамидка

Коррекция зрительной памяти на основе упражнения «Узнай цвет».

21

1.10

Рисование с натуры бумажного стаканчика

13.02

Бумажный стаканчик (раздаточный материал)

Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишний предмет».

22

1.11

Рисование с натуры подъемного крана

20.02

Мультимедийная презентация, игрушка-подъемный кран

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики  

23

2.5

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта

27.02

Отрывной листок календаря

Коррекция логического мышления через упражнение «Назовите лишний предмет».

24

1.12

Рисование с натуры скворечника


6.03

скворечник

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики  

25

4.5

Рассматривание иллюстраций картин на тему «Весна»

13.03

Репродукции картин И. Левитана «Март», «Первая зелень», мультимедийная презентация

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

26

3.4

Рисование на тему «Пришла весна»

20.03

Репродукции картин

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении.

III четверть -8ч

27

1.13

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

3.04

Строит. материал

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики  

28

3.5

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

10.04

Мультимедийная презентация

Коррекция зрительной памяти на основе упражнения «Узнай цвет».

29

2.6

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев)

17.04

Образец работы

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении.

30

1.14

Рисование с натуры часов

24.04

Предметные картинки, часы

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

31

1.15

Рисование с натуры слесарных инструментов

1.05

Слесарные инструменты

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики  

32

1.16

Рисование с натуры предмета симметричной формы (раскрытый зонт)

8.05

Зонт

Коррекция логического мышления через отгадывание загадок.

33

4.6

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево)

15.05

Мультимедийная презентация, наглядный материал

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении.

34

2.7

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм

22.05

Образцы работ

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

Рабочая программа по истории. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, требования к знаниям и умения учащихся, календарно-тематическое планирование....

Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)

Рабочие программы для 2 класса СКОУ VIII вида (I полугодие)...

Рабочая программа по вязанию коррекционной школы VIII вида (5 класс)

  Содержание программы учебного курса трудовое обучение «Вязание» для 5-х классов составлена  на основании программы специальной  (коррекционной) общ...

Рабочая программа по обществознанию для школ VIII вида 8-10 классов

Рабочая программа  по обществознанию  для школ VIII вида 8-10 классов...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...