Рабочая программа учебного предмета "Природоведение" 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2012г.
«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Природоведение» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва. Владос, 2012г.
Учебно-методический комплекс:
- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Природоведение. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г
-Учебник: Природоведение. 5 класс, под редакцией В.И. Романов. М: Дрофа,2011г.
- Рабочая тетрадь. Природоведение 5 класс, под редакцией И. В. Романов, Т. А. Карташева, М: Дрофа,2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_novoe.docx | 70.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат №5 VIII вида»
Согласовано Согласовано Утверждаю
на заседании МО завуч по УВР приказ №_____ от_______
учителей естественно
гуманитарного цикла О.Н.Безбородова Директор ________
протокол № 1 «___»_____________20____г Л.П. Конюшенко
Руководитель МО Телегина Н.И. «___»_____________20____г.
«___»____________20___г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Природоведение»
5 класса
на 2014 - 2015 учебный год
Разработчик: Телегина Н.И.
учитель биологии
Барнаул, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основании
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2012г.
«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Природоведение» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва. Владос, 2012г.
Учебно-методический комплекс:
- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Природоведение. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г
-Учебник: Природоведение. 5 класс, под редакцией В.И. Романов. М: Дрофа,2011г.
- Рабочая тетрадь. Природоведение 5 класс, под редакцией И. В. Романов, Т. А. Карташева, М: Дрофа,2012г.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение природоведения в начальных классах школы 8 вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников с интеллектуальной недостаточностью, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем -биология.
Цель:
- Создание условий для формирования знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природе (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровья).
Задачи:
Образовательные:
- формирование правильного понимания природных явлений;
- формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
- формирование и отработка практических навыков и умений.
Коррекционно-развивающие:
- на коррекцию недостатков умственного развития учащихся;
- в процессе знакомства с живой и неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
- дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;
- взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Воспитательные:
- воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
Используемые технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Формы обучения:
По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2. По месту организации (школьные)
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д..
Виды деятельности:
- обогащение и уточнение словаря,
- наблюдение за предметами и явлениями природы,
- чтение литературы по изучаемому материалу,
- называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам,
- сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями, их классификация, установление элементарных зависимостей,
- активное участие в беседе,
- составление небольших рассказов с опорой на план,
- описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям,
- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,
- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,
- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,
- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,
- освоение на практике полученных знаний.
На изучение предмета в 5 классе по учебному плану выделено 2 часа в неделю, 70 часов.
1 четверть - 17 часов
2 четверть - 14 часов
3 четверть - 19 часов
4 четверть –17 часов
Фактически за учебный год67 часов.
Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно за счет уплотнения тематического материала, прилагается лист корректировки программы.
Изменения, внесенные в авторскую программу:
Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения и дополнения.
- В целях максимального коррекционного воздействия и повышение интеллектуального уровня включена работа с научно –познавательной литературой ( словари, энциклопедии).
Группы учащихся:
По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.
Планируемые результаты освоения курса:
Учащиеся должны знать:
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
- что общего и в чем различие неживой и живой природы;
- расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
- основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Учащиеся должны уметь:
- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщённые названия,
- устанавливать простейшие связи: между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
- связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- выполнять рекомендуемые практические работы;
- приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;
- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
- соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их, не губить растения.
- Содержание тем учебного курса
№ п/п урока | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них | |||
Контрольные работы | Самостоятельные работы | Практические работы | Экскурсии | |||
1 | Земля-планета солнечной системы. | 4 | - | - | - | - |
2 | Сезонные изменения в природе | 8 | - | - | - | - |
3 | Наша страна. | 5 | - | - | - | - |
4 | Природа нашей Родины. | 29 | - | - | - | - |
4.1 | Неживая природа. | 12 | - | - | 1 | - |
4.2 | Живая природа. | 16 | - | - | - | - |
5 | Человек. Охрана здоровья. | 15 | - | - | - | - |
6 | Экология. Охрана природы. | 4 | - | - | - | - |
7 | Труд на пришкольном участке | 2 | - | - | - | - |
8 | Закрепление знаний на практике | 2 | - | - | - | - |
Повторение пройденного | 1 | - | - | - | - | |
70 | - | - | - | - |
Тематическое планирование
№ урока | № урока по теме | Наименование разделов, тем урока | Количество часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Цель коррекционной работы | Примечание |
1.Земля-планета солнечной системы.(4 часа) | |||||||
1 | 1.1 | Инструктаж по технике безопасности. Небесные тела. | 1 | Урок изучения нового материала | Беседа с поисковыми заданиями. | Коррекция умения наблюдать за изменениями, происходящими в природе, фиксировать их в календаре. | |
2 | 1.2 | Солнце - раскаленное небесное тело (звезда). | 1 | Комбинированный урок | Рассказ-описание с использованием опорных схем. | Коррекция умения называть и определять небесные тела. | |
3 | 1.3 | Планеты солнечной системы. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ-описание с использованием опорных схем. | Коррекция умения сравнивать. | |
4 | 1.4 | Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос. | 1 | Комбинированный урок | Составление рассказа об освоении космоса людьми с опорой на жизненный опыт, план, картину. | Коррекция навыка составления связного рассказа. | |
2.Сезонные изменения в природе (8 часов) | |||||||
5 | 2.1 | Погода. | 1 | Урок изучения нового материала | Составление пересказа с опорой на слова, картинки, план. | Коррекция умения определять явления природы, делать сравнение, развивать навыки работы с тетрадью. | |
6 | 2.2 | Явления природы. Дождь, облака и туман. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, рисование явлений природы, отгадай загадки о явлениях природы, поисковая работа по тексту «Найди значение слова». | Коррекция умения определять явления природы, делать сравнение. | |
7 | 2.3 | Явления природы. Снег и град. Роса и иней. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, рисование явлений природы отгадай загадки о явлениях природы, поисковая работа по тексту «Найди значение слова». | Коррекция умения определять явления природы, делать сравнение. | |
8 | 2.4 | Смена времен года. | 1 | Комбинированный урок | Работа с биологическими понятиями, составление рассказа, беседа, работа с текстом учебника. | Коррекция зрительного восприятия, речевых навыков, умения сравнивать и делать сравнительный анализ. | |
9 | 2.5 | Высота солнца и продолжительность дня в разное время года. | 1 | Комбинированный урок | Работа с биологическими понятиями, индивидуальная работа по карточке, чтение текста. | Коррекция умения определять время суток, дату и времена года. | |
10 | 2.6 | Осень. Зима. Признаки времени года. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, экскурсия Сезонные изменения в природе. Признаки осени. Признаки зимы. | Коррекция умения зрительного восприятия, конкретного описания времени года на основе жизненного опыта. | |
11 | 2.7 | Весна. Лето. Признаки времени года. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, экскурсия Сезонные изменения в природе. Признаки весны. Признаки лета. | Коррекция умения зрительного восприятия, конкретного описания времени года на основе жизненного опыта. | |
12 | 2.8 | Обобщение материала по разделу. | 1 | Урок обобщения и систематизации | Рассказ, беседа, тестовый контроль, составление рассказа по картинкам, индивидуальная работа по карточке. | Коррекция навыков составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умения выбирать правильный ответ по заданному шаблону. | |
3.Наша страна(5 часов) | |||||||
13 | 3.1 | Российская федерация. Расположение на географической карте. | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальная беседа, работа с физической картой, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке. | Коррекция умения работать с картой России. | |
14 | 3.2 | Москва - столица нашей Родины. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке. | Коррекция навыков составления рассказа по заданному плану. | |
15 | 3.3 | Многонациональное население России. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке. | Коррекция и развитие навыка формирования связной речи. | |
16 | 3.4 | Города нашей Родины. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа, работа с физической картой, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке. | Коррекция гражданской позиции, через использование текста учебника. | |
17 | 3.5 | Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке. | Коррекция гражданской позиции, через использование текста учебника. | |
4.Природа нашей Родины (30 часов) | |||||||
Неживая природа (использование физической карты)(12 часов) | |||||||
18 | 4.1 | Разнообразие поверхности Земли (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке. | Коррекция умения работать с картой России, умения сравнивать, используя зрительное восприятие. | |
19 | 4.2 | Почвы: песчаная, глинистая, плодородная, неплодородная. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная беседа, составление рассказа по плану, индивидуальная работа по карточке,заполнение таблицы «Состав почвы». Практическая работа«Состав почвы». | Коррекция умения работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта. | |
20 | 4.3 | Вода в природе: реки, озера, ручьи, родники; моря, океаны. | 1 | Комбинированный урок | Составление загадок о воде, Составление рассказа с опорой на жизненный опыт «Вода в природе»,схематически нарисовать, где можно встретить воду в природе. | Коррекция умения работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта. | |
21 | 4.4 | Свойства воды. | 1 | Комбинированный урок | Составление рассказа о воде и ее свойствах,рассказ по рисунку,работа с учебником найти и записать, что означает текучесть, непостоянство формы. | Коррекция умения работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта. | |
22 | 4.5 | Значение воды для жизни человека. | 1 | Комбинированный урок | Работа с биологическими понятиями, индивидуальная работа по карточке, чтение текста. | Коррекция умения работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта. | |
23 | 4.6 | Воздух вокруг нас, значение воздуха. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция зрительного восприятия материала и умения на основе рисунка составлять связный рассказ. | |
24 | 4.7 | Ветер-движение воздуха. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция навыка работы с текстом учебника, умения находить нужный ответ на вопрос. | |
25 | 4.8 | Температура воздуха.Практическая работа «Измерение температуры воздуха». | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, работа с рисунками и текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам. Практическая работа «Измерение температуры воздуха». | Коррекция умения выражать свои мысли используя жизненный опыт, навыков практической работы. | |
26 | 4.9 | Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства. | 1 | Комбинированный урок | Работа с натуральными образцами, индивидуальная работа по карточкам, рассказ, беседа. | Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта. | |
27 | 4.10 | Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, заполнение таблицы «Полезные ископаемые в строительстве и их значение». | Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта. | |
28 | 4.11 | Полезные ископаемые: мрамор, нефть, газ, каменная соль. | 1 | Комбинированный урок | Работа с натуральными образцами, индивидуальная работа по карточкам, рассказ, беседа. | Коррекция умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта. | |
29 | 4.12 | Использование полезных ископаемых человеком. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, заполнение таблицы «Использование полезных ископаемых», составление рассказа на основе заданного плана. | Коррекция навыков чтения, составления связного рассказа на основе заданного плана. | |
Живая природа (растения и животные экологических систем) (18 часов) | |||||||
30 | 4.13 | Разнообразие живой природы. Растения леса. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, заполнение схемы «Растения леса», составление рассказа на основе заданного плана. | Коррекция навыков чтения, составления связного рассказа на основе рисунка учебника, умения выражать свои мысли. | |
31 | 4.14 | Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, заполнение таблицы «Особенности хвойных растений», составление рассказа на основе заданного плана. | Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения. | |
32 | 4.15 | Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, составление рассказа на основе заданного плана, с использованием рисунков учебника. | Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения | |
33 | 4.16 | Животные леса: звери, птицы, насекомые. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, определение видовой принадлежности различных групп живых организмов. | Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения. Формировать навыки определения принадлежности к различным группам живых организмов. | |
34 | 4.17 | Грибы: съедобные и несъедобные. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, составление рассказа на основе заданного плана, с использованием рисунков учебника. | Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения | |
35 | 4.18 | Растения, животные пресных водоемов. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания различных групп живых организмов. | Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения. | |
36 | 4.19 | Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания различных групп живых организмов. | Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения. | |
37 | 4.20 | Растения болота. Животные болота. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания различных групп живых организмов. | Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения. | |
38 | 4.21 | Растения луга. Животные луга. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания различных групп живых организмов. | Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения. | |
39 | 4.22 | Растения сада: плодовые деревья, ягодные кустарники, декоративные растения. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания различных групп живых организмов. | Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения. | |
40 | 4.23 | Животные сада: птицы, насекомые, земноводные. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания различных групп живых организмов. | Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения. | |
41 | 4.24 | Сезонные работы в саду. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, коллективная работа с учебником, индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения. | |
42 | 4.25 | Растения огорода: овощи, зеленые культуры. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, выявление особенностей растений огорода, составление рассказа об овощных и зелёных культурах с использованием картинного плана. | Коррекция навыков чтения, умения сравнивать, анализировать, делать выводы на основе сравнения. | |
43 | 4.26 | Животные огорода: помощники огородных растений, вредители. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания различных групп живых организмов, составление схемы «Животные огорода помощники и вредители». | Коррекция навыков определения различных групп живых организмов. | |
44 | 4.27 | Растения поля: зерновые культуры. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, выявление особенностей растений поля. Игра «Богатый урожай». Задание «Раскрась только овощи». | Коррекция навыков определения различных групп живых организмов. | |
45 | 4.28 | Животные – вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, определение приспособленности к среде обитания животных – вредителей полей. | Коррекция навыков определения различных групп живых организмов. | |
46 | 4.29 | Домашние животные. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, выявление особенностей домашних животных, составление рассказа о домашних животных с использованием картинного плана. Дидактическая игра “Кто это так кричит?”. | Коррекция навыков определения различных групп живых организмов. | |
47 | 4.30 | Повторение и обобщение темы «Природа нашей Родины». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Рассказ, беседа, тестовый контроль, индивидуальная работа по карточке. | Коррекция навыка составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умение выбирать правильный ответ по заданному шаблону. | |
5.Человек. Охрана здоровья (15 часов) | |||||||
48 | 5.1 | Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, работа с таблицами, с учебной литературой. | Коррекция навыков связной речи, умения правильно излагать материал. | |
49 | 5.2 | Кожа. Волосяной покров. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Индивидуальная работа с текстом учебника. | Коррекция умения индивидуальной работы с учебником, с целью нахождения точного ответа на вопрос. | |
50 | 5.3 | Внутренние органы. Органы опоры и движения: мышцы, скелет. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа, составление рассказа с опорой на рисунки учебника, интерактивные рисунки. | Коррекция навыков быстрого чтения и письма, умения составления рассказа с опорой на рисунки учебника. | |
51 | 5.4 | Значение правильной осанки для здоровья человека. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная работа по карточкам, составление рассказа с опорой на рисунки учебника. | Коррекция навыков индивидуальной работы, работы с учебником, составления рассказа с опорой на рисунки учебника, коррекция зрительного восприятия. | |
52 | 5.5 | Внутренние органы: желудок, кишечник, печень, почки. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами. | |
53 | 5.6 | Внутренние органы: сердце, легкие. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами. | |
54 | 5.7 | Правильное питание и дыхание. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция навыков здорового образа жизни, зрительного восприятия. | |
55 | 5.8 | Органы чувств. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, фронтальная беседа. Индивидуальная работа по карточкам. | Коррекция умения слушать, рассуждать, навыков индивидуальной работы по карточкам. | |
56 | 5.9 | Внутренние органы: головной и спинной мозг. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, фронтальная беседа. Коллективная работа по учебнику. | Коррекция умения сравнивать и делать вывод на основе сравнения, корректировать навыки быстрого чтения, коллективной работы с текстом учебника с целью нахождения ответа на поставленный вопрос. | |
57 | 5.10 | Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция умения сравнивать и анализировать, навыка работы по карточкам с опорными словами. | |
58 | 5.11 | Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция навыков здорового образа жизни, зрительного восприятия. | |
59 | 5.12 | Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечнососудистые, гепатит). Меры профилактики. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция навыков здорового образа жизни, зрительного восприятия. | |
60 | 5.13 | Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция навыков здорового образа жизни, зрительного восприятия. | |
61 | 5.14 | Занятие физкультурой и спортом - залог здоровья. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами. | Коррекция навыков здорового образа жизни, зрительного восприятия. | |
62 | 5.15 | Повторение и обобщение темы «Человек. Охрана здоровья». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Рассказ, беседа, тестовый контроль, индивидуальная работа по карточке. | Коррекция навыка составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умение выбирать правильный ответ по заданному шаблону. | |
6.Экология. Охрана природы (4 часа) | |||||||
63 | 6.1 | Что такое экология? | 1 | Урок изучения нового материала | Рассказ, беседа. Индивидуальная работа с текстом учебника. | Коррекция навыков связной речи, умения формировать правильное изложение материала. | |
64 | 6.2 | Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Индивидуальная работа с текстом учебника. | Коррекция навыков связной речи, умения формировать правильное изложение материала, коррекция письменного изложения материала. | |
65 | 6.3 | Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Красная книга России. Красная книга Алтая. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Индивидуальная работа с текстом учебника. | Коррекция навыков связной речи, коррекция письменного изложения материала. | |
66 | 6.4 | Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе. | 1 | Комбинированный урок | Рассказ, беседа. Индивидуальная работа с текстом учебника. | Коррекция навыков связной речи, коррекция письменного изложения материала. | |
7.Труд на пришкольном участке и в школе (2 часа) | |||||||
67 | 7.1 | Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка. | 1 | Урок - практикум | Практическая работа на пришкольном участке. | Коррекция навыков практического применения полученных знаний. | |
68 | 7.2 | Комнатные растения (уход за ними). | 1 | Урок - практикум | Практическая работа на пришкольном участке. | Коррекция навыков практического применения полученных знаний. | |
8.Повторение пройденного материала (1 час) | |||||||
69 | 8.1 | Мир, в котором мы живем. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Тестовая работа, фронтальная беседа, индивидуальная работа по карточке. | Коррекция навыка выполнения творческой работы, индивидуальной работы по карточке, используя шаблон. | |
9.Закрепление знаний на практике (1 час) | |||||||
70 | 9.1 | Практические работы на участке. | 1 | Урок - практикум | Практическая работа на пришкольном участке. | Коррекция навыков практического применения полученных знаний. |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе
1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Природоведение. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г
2. «Природоведение» для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.И. Романов. М: Дрофа,2011г.
3.Рабочая тетрадь. Природоведение 5 класс, под редакцией И. В. Романов, Т. А. Карташева, М: Дрофа,2012г.
Оборудование и приборы
1.Мультимедийный проектор
2.Компьютер
3.Экран
Дидактический материал
Цифровые образовательные ресурсы
Презентации по изучаемым темам курса.
Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/
интернет портал «Pro школу.ru», http://www.proshkolu.ru
интернет портал завуч.инфо,http://www.zavuch.ru
Литература, рекомендованная для учащихся
1. «Природоведение» для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.И. Романов. М: Дрофа,2011г.
2.Рабочая тетрадь. Природоведение 5 класс, под редакцией И. В. Романов, Т. А. Карташева, М: Дрофа,2012г.
Литература, использованная при подготовке программы
1.Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Природоведение. Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Владос, 2012г
Лист корректировки программы по природоведению 5 класс
Причина невыполнения | Количество не проведённых часов | Планируемые меры по выполнению программ | Экономия часов за счёт принятых мер | Сроки устранения и темы |
Урок выпал на праздничный день | 3 часа | 1.Уплотнение материала. 2. Уплотнение материала. 3. Уплотнение материала. | 1 час 1 час 1 час | 1.Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка. Комнатные растения (уход за ними). 2. Животные сада: птицы, насекомые, земноводные. Сезонные работы в саду. 3. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека. Занятие физкультурой и спортом - залог здоровья. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по трудовому обучению 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством ...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Растения. Бактерии. Грибы." 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 к...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Животные." 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Животные.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек." 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек.» составлена на основании:«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образо...
Рабочая программа учебного предмета "Начальный курс физической географии." 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Начальный курс физической географии» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Мини...