НОД по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет "Зима снежная"
методическая разработка
методическая разработка - конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zima_snezhnaya.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматических средств и связной речи
в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет
Лабузнова Т. М,
учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад
комбинированного вида №18"
г. Курска
Тема занятия: Зима снежная
Цель: развитие лексико – грамматического строя , связного высказывания на материале лексической темы «ЗИМА»
Программные задачи
Образовательные:
- Работа с семантическим полем слова «снег»: уточнение, расширение, семантических связей;
- Практическое использование сложноподчиненных предложений в самостоятельной речи;
- Знакомство с родственными словами;
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие интонационной выразительности речи;
- Работа над качеством и скоростью запоминания с помощью мнемотехнических приемов;
- Согласование речи с движением. Развитие чувства ритма, речевого дыхания;
- Развитие слухового и зрительного внимания, памяти;
- Развитие пространственных представлений;
Воспитательные
- Развитие умения слушать товарища, работать в коллективе.
Оборудование:
- Игрушка обезьянка;
- Аудиозапись песни «Три белых коня»;
- Мнемодорожки;
- Мяч;
- Картина «Зима»;
- Танграм, схемы к игре;
- Карточки со словами пословицы;
- Карточки – слоги.
Ход образовательной деятельности:
- Организационный момент
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем мы сейчас опять
Смотреть слушать, размышлять,
Гостей наших удивлять,
Не вертеться, не шалить,
внятно, четко говорить.
- Введение в тему. Беседа о зиме. Использованное сложноподчиненных предложений в самостоятельном высказывании
Приплыл по океану из Африки матрос.
Малютку – обезьяну в подарок нам привез.
(появляется обезьянка)
Сидит она, тоскует весь вечер напролет
И песенку такую по-своему поет:
Обезьянка:
На дальнем жарком юге, на пальмах и кустах
Визжат мои подруги, качаясь на хвостах.
Чудесные бананы на родине моей,
Живут там обезьяны, и нет совсем зимы!
Какое скучное время года – эта зима! Все унылое, белое, на улицу от холода нос не высунешь!
Логопед:
-Что ты, обезьянка. Ты совсем не знаешь зимы! Я очень люблю зиму. А вы, ребята? Расскажите, почему вы любите зиму?
Дети:
- Я люблю зиму, потому что можно лепить снеговика, кататься на лыжах, санках, коньках. Мне нравится зима, потому что вокруг все сказочно красиво, бело, чисто. Зима – мое любимое время года, потому что зимой бывает самый веселый праздник Новый год.
Логопед:
-Нам нравится морозная, пушистая пора.
Ночное небо звездное, сверканье серебра.
И елка зажигается, и водим хоровод.
Зимой, как полагается, встречаем новый год!
- Музыкальная пауза.
Мы любим и стихотворения, и песни о зиме. Послушаем песню «Три белых коня и потанцуем. (Дети выполняют произвольные танцевальные движения под музыку)
Логопед:
-О каких конях поется в этой песне?
Дети:
-Это зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
- Рассказывание стихотворений С Маршака по мнемодорожкам
Расскажите о них по порядку. Вам помогут мнемодорожки.
- В декабре, в декабре
все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке ,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
елку из лесу принес.
- В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки
В небо дым идет столбом.
- Дуют ветры в феврале,
воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
легкая поземка.
- Работа с семантическим полем слова «снег»
Обезьянка:
-Спасибо, ребята. Вот смотрю из окошка – скатерть бела, всю землю одела. Что же это?
Дети:
-Это снег. Все укутал пухлый снег, словно теплый, белый мех!
Логопед:
-Расскажите обезьянке про снег. Снег какой? Этот «снежный ком» поможет вспомнить много слов.
Снег – какой? – холодный, белый, чистый, блестящий, сверкающий, скрипучий, хрустящий, искристый, липкий. Мокрый, пушистый, жесткий, сыпучий…
Предлагаю вспомнить и слова – действия:
Снег – что делает? - лежит, скрипит, летит, кружится, блестит, сверкает, искрится, падает, укрывает, сыплется, налипает…
Обезьянка:
-Я думаю – много снега – это хорошо или плохо?
Дети:
-Хорошо, потому что можно лепить разные фигуры.
- Плохо, потому что трудно ходить по глубокому снегу.
-Хорошо, потому что становится чисто и красиво.
-Плохо, потому что трудно ездить на машине.
-Хорошо, потому что можно кататься на санках и лыжах.
-Плохо, , потому что птицам трудно корм добывать.
-Хорошо, потому что земля не промерзает, укрыта, будто теплым одеялом.
- Знакомства с родственными словами.
Обезьянка:
-Ребята, я увидела сегодня за окошком кого-то, но кто это – не знаю:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковка – нос. В руке метла
Скучает один – совсем, как я!
Дети:
-Это снеговик.
Логопед:
-Но он не один! У него большая семья родственных слов – братишек. Послушайте стихотворение, добавьте подходящие по смыслу слова:
Тихо – тихо, как во сне, падает на землю …(снег).
С неба все скользят пушинки, серебристые …(снежинки).
На поселок, на лужок выпал беленький … (снежок).
Вот веселье для ребят – все сильнее … (снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик, нарядился … (снеговик).
Не скучает он один, прилетел к нему … (снегирь).
Логопед:
-Назовите-ка , ребята, родственников снеговика. (Дети называют «слова – родственники» с опорой на картину)
Зимой, случается, бывает гололедица. Что это за явление?
На дорогах гололедица –
Не идется и не едется.
Но зато отлично падается,
Почему никто не радуется?
Обезьянка:
-Лед и гололедица – это слова родственники. А есть ли в этой семье еще братцы?
Логопед:
-Да, мы можем вспомнить такие слова. Когда гололед – дорога … (ледяная). Очень тонкий лед … (ледок).
Маленькие осколки льда - … (льдинки).
- Развитие мелкой моторики, пространственных представлений
Обезьянка:
- Я решила из льдинок сложить силуэты своих подружек – обезьянок. Один построила – так лапки замерзли, просто обледенели!
Логопед:
-А мы знаем разогревалочку!
Если замерзают руки, начинаем их тереть.
Быстро – быстро их сумеем как на печке разогреть.
Сначала ладошки совсем как ледышки,
Потом как лягушки, потом как подушки.
И вот понемножку согрелись ладошки,
Горят и взаправду, а не понарошку.
Логопед:
-Обезьянка, ребята помогут тебе и силуэты подружек собрать. Дети проходят к столам и работают с танграмом по образцу.
Обезьянка:
-Молодцы, ребята! Согласна, что зимой у вас почти так же весело, как у нас в Африке!
- Работа с деформированным предложением. Выяснение значения пословицы
Обезьянка:
-Ребята, я недавно читать научилась! Вот только никак не пойму, что здесь написано: "В, холод, всякий, зимний, молод".Кажется, слова перепутались!
Логопед:
-А мы сейчас поставим все по местам и прочитаем! ( «В зимний холод всякий молод») Так это зимняя пословица!
Обезьянка:
-Почему так говорят?
Дети:
-Когда на улице мороз, стоять нельзя. Нужно быть бодрым, двигаться быстро и молодому, и пожилому человеку.
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже
Обезьянка:
-Да, зима у вас необыкновенная. Вот она какая! (на доске карточки – слоги к слову «удивительная»)
Логопед:
-Поиграем в «Добавлялки». В конце фразы добавлять нужно одно слово «удивительная», только немного изменять его.
Вот она какая – настоящая зима – …(удивительная)
Лишь зимой метут метели, гудят вьюги - какие? (удивительные)
Все тропинки и дома зима снегом замела - каким?…(удивительным)
Очень рады снегу все – мягкому, пушистому - какому?…(удивительному)
На деревьях и кустах лежит иней серебристый - какой?(удивительный)
- Итоги занятия
Обезьянка:
-Спасибо, друзья! Сегодня с вами я перестала грустить. Мне было удивительно весело и интересно, ведь я много нового узнала про зиму. А вы, ребята, что запомнили, что вам понравилось на занятии? (Ответы детей)
На память о нашей встрече я подарю вам книжку о моей родине – Африке, чтобы вы тоже узнали много нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для детей 3-7 лет по развитию лексико- грамматических категорий и связной речи.
Секрет успешного преодоления серьезных проблем каждого ребенка зависит не только от логопеда, но и от участия в коррекционной работе семьи.Поскольку дети находятся в центре непродолжительн...
конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"
Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...
Программа по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)
Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи....
НОД по развитию лексико – грамматических средств языка и формированию фразовой речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6 – 7 лет «Джунгли нас зовут!»
Методическая разработка - конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и формированию фразовой речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-...
ЗАНИМАЙКА Пособие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Пособие по развитию лексико-грамматическихсредств языка и связной речиу детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по развитию лексико – грамматических представлений и связной речи у детей средней группы ( с ОНР и ЗПР) по теме: «Профессии»
Конспект занятия разработан на основе методического пособия К.Е.Бухариной " Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР"...
НОД по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет "Профессии. Инструменты"
методическая разработка - конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет...