НОД по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет "Зима снежная"
методическая разработка

Лабузнова Татьяна Михайловна

методическая разработка - конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zima_snezhnaya.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматических средств и связной речи

в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет

Лабузнова Т. М,

учитель-логопед

 МБДОУ "Детский сад

комбинированного вида №18"

 г. Курска

Тема занятия: Зима снежная

Цель:  развитие лексико – грамматического строя , связного высказывания на материале лексической темы «ЗИМА»

Программные задачи

Образовательные:

  • Работа с семантическим полем слова «снег»: уточнение, расширение, семантических связей;
  • Практическое использование сложноподчиненных предложений в самостоятельной речи;
  • Знакомство с родственными словами;
  • Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие интонационной выразительности речи;
  • Работа над качеством  и скоростью запоминания с помощью мнемотехнических приемов;
  • Согласование речи с движением. Развитие чувства ритма, речевого дыхания;
  • Развитие слухового  и зрительного внимания, памяти;
  • Развитие пространственных представлений;

Воспитательные

  • Развитие умения слушать товарища, работать в коллективе.

Оборудование:

  • Игрушка обезьянка;
  • Аудиозапись песни «Три белых коня»;
  • Мнемодорожки;
  • Мяч;
  • Картина «Зима»;
  • Танграм, схемы к игре;
  • Карточки со словами пословицы;
  • Карточки – слоги.

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем мы сейчас опять

Смотреть слушать, размышлять,

Гостей наших удивлять,

Не вертеться, не шалить,

внятно, четко говорить.

  1. Введение в тему. Беседа о зиме. Использованное сложноподчиненных предложений в самостоятельном высказывании

Приплыл по океану из Африки матрос.

Малютку – обезьяну в подарок нам привез.

(появляется обезьянка)

Сидит она, тоскует весь вечер напролет

И песенку такую по-своему поет:

Обезьянка:

 На дальнем  жарком юге, на пальмах и кустах

Визжат мои подруги,  качаясь на хвостах.

Чудесные бананы на родине моей,

Живут там обезьяны, и нет совсем зимы!

Какое скучное время года – эта зима! Все унылое, белое, на улицу от холода нос не высунешь!

Логопед:

-Что ты, обезьянка. Ты совсем не знаешь зимы! Я очень люблю зиму. А вы, ребята? Расскажите, почему вы любите зиму?

Дети:

- Я люблю зиму, потому что можно лепить снеговика, кататься на лыжах, санках, коньках. Мне нравится зима, потому что вокруг все сказочно красиво, бело, чисто. Зима – мое любимое время года, потому что зимой бывает самый веселый праздник Новый год.

Логопед:

 -Нам нравится морозная, пушистая пора.

Ночное небо звездное, сверканье серебра.

И елка зажигается, и водим хоровод.

Зимой, как полагается, встречаем новый год!

  1. Музыкальная пауза.

Мы любим и стихотворения, и песни о зиме. Послушаем песню «Три белых коня и потанцуем. (Дети выполняют произвольные танцевальные движения под музыку)

Логопед:

-О каких конях поется в этой песне?

Дети:

 -Это зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

  1. Рассказывание стихотворений С Маршака по мнемодорожкам

Расскажите о них по порядку. Вам помогут мнемодорожки.

  • В декабре, в декабре

все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке ,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

 елку из лесу принес.

  • В январе, в январе

Много снегу  во дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки

В небо дым идет столбом.

  • Дуют ветры в феврале,

 воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

 легкая поземка.

  1. Работа с семантическим полем слова «снег»

Обезьянка:

-Спасибо, ребята. Вот смотрю из окошка – скатерть бела, всю землю одела. Что же это?

Дети:

-Это снег. Все укутал пухлый снег, словно теплый, белый мех!

Логопед:

-Расскажите обезьянке про снег. Снег какой? Этот «снежный ком» поможет вспомнить много слов.

Снег – какой? – холодный, белый, чистый, блестящий, сверкающий, скрипучий, хрустящий, искристый, липкий. Мокрый, пушистый, жесткий, сыпучий…

Предлагаю вспомнить и слова – действия:

Снег – что делает? - лежит, скрипит, летит, кружится, блестит, сверкает, искрится, падает, укрывает, сыплется, налипает…

Обезьянка:

-Я думаю – много снега – это хорошо или плохо?

Дети:

 -Хорошо, потому что можно лепить разные фигуры.

- Плохо, потому что трудно ходить по глубокому снегу.

-Хорошо, потому что становится чисто и красиво.

-Плохо, потому что трудно ездить на машине.

-Хорошо, потому что можно кататься на санках и лыжах.

-Плохо, , потому что птицам трудно корм добывать.

-Хорошо, потому что земля не промерзает, укрыта, будто теплым одеялом.

  1. Знакомства с родственными словами.

Обезьянка:

-Ребята, я увидела сегодня за окошком кого-то, но кто это  – не знаю:

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка – нос. В руке метла

Скучает  один – совсем, как я!

Дети:

-Это снеговик.

Логопед:

-Но он не один! У него большая семья родственных слов – братишек. Послушайте стихотворение, добавьте подходящие по смыслу слова:

Тихо – тихо, как во сне, падает на землю …(снег).

С неба все скользят пушинки, серебристые …(снежинки).

На поселок, на лужок выпал беленький … (снежок).

Вот веселье для ребят – все сильнее … (снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик, нарядился … (снеговик).

Не скучает он один, прилетел к нему … (снегирь).

Логопед:

-Назовите-ка , ребята, родственников снеговика. (Дети называют «слова – родственники» с опорой на картину)

Зимой, случается, бывает гололедица. Что это за явление?

На дорогах гололедица –

Не идется и не едется.

Но зато отлично падается,

Почему никто не радуется?

Обезьянка:

-Лед и гололедица – это слова родственники. А есть ли в этой семье еще братцы?

Логопед:

-Да, мы можем вспомнить  такие слова. Когда гололед – дорога … (ледяная). Очень тонкий лед … (ледок).

Маленькие осколки льда - … (льдинки).

  1. Развитие мелкой моторики, пространственных представлений

Обезьянка:

- Я решила из льдинок сложить силуэты своих подружек – обезьянок. Один построила – так лапки замерзли, просто обледенели!

Логопед:

-А мы знаем разогревалочку!

Если замерзают руки, начинаем их тереть.

Быстро – быстро их сумеем как на печке разогреть.

Сначала ладошки совсем как ледышки,

Потом как лягушки, потом как подушки.

И вот понемножку согрелись ладошки,

Горят и взаправду, а не понарошку.

Логопед:

-Обезьянка, ребята помогут тебе и силуэты подружек собрать.  Дети проходят  к столам и работают с танграмом по образцу.

Обезьянка:

-Молодцы, ребята! Согласна, что зимой у вас почти так же весело, как у нас в Африке!

  1. Работа с деформированным предложением. Выяснение значения пословицы

Обезьянка:

-Ребята, я недавно читать научилась! Вот только никак не пойму,  что здесь написано: "В, холод, всякий, зимний, молод".Кажется, слова перепутались!

Логопед:

-А мы сейчас поставим все по местам и прочитаем! ( «В зимний холод всякий молод») Так это зимняя пословица!

Обезьянка:

-Почему так говорят?

Дети:

-Когда на улице мороз, стоять нельзя. Нужно быть бодрым, двигаться быстро и молодому, и пожилому человеку.

  1. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже

Обезьянка:

-Да, зима у вас необыкновенная. Вот она какая! (на доске карточки – слоги к слову «удивительная»)

Логопед:

-Поиграем в «Добавлялки». В конце фразы добавлять нужно одно слово «удивительная», только немного изменять его.

Вот она какая – настоящая зима – …(удивительная)

Лишь зимой метут метели, гудят вьюги - какие? (удивительные)

Все тропинки и дома зима снегом замела - каким?…(удивительным)

Очень рады снегу все – мягкому, пушистому - какому?…(удивительному)

На деревьях и кустах лежит иней серебристый - какой?(удивительный)

  1. Итоги занятия

Обезьянка:

-Спасибо, друзья! Сегодня с вами я перестала грустить. Мне было удивительно весело и интересно, ведь я много нового узнала про зиму. А вы, ребята, что запомнили, что вам  понравилось на занятии? (Ответы детей)

На память о нашей встрече я подарю вам книжку о моей родине – Африке, чтобы вы тоже  узнали много нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для детей 3-7 лет по развитию лексико- грамматических категорий и связной речи.

Секрет успешного преодоления серьезных проблем каждого ребенка зависит не только от логопеда, но и от участия в коррекционной работе семьи.Поскольку  дети находятся  в центре непродолжительн...

конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

Программа по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)

Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи....

НОД по развитию лексико – грамматических средств языка и формированию фразовой речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6 – 7 лет «Джунгли нас зовут!»

Методическая разработка - конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и формированию фразовой речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-...

ЗАНИМАЙКА Пособие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Пособие по развитию лексико-грамматическихсредств языка и связной речиу детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических представлений и связной речи у детей средней группы ( с ОНР и ЗПР) по теме: «Профессии»

Конспект занятия разработан на основе методического пособия К.Е.Бухариной " Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР"...

НОД по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет "Профессии. Инструменты"

методическая разработка - конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет...