НОД по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет "Профессии. Инструменты"
методическая разработка
методическая разработка - конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_professii_instrumenty.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматических средств и связной речи
в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет
Лабузнова Т. М,
учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад
комбинированного вида №18"
г. Курска
Тема занятия: Профессии. Инструменты
Цель: развитие лексики, грамматики, связной речи на материале лексической темы «Профессии. Инструменты»
Программные задачи
образовательные:
- Закрепление предметного и глагольного словаря по теме;
- Распространение предложений по вопросам; работа со схемой предложения;
- Развитие диалогической формы речи;
- Работа над дикцией, интонационной выразительностью речи;
коррекционно-развивающие:
- Развитие зрительного внимания, логического мышления;
воспитательные:
- Воспитание внимания к речи, умения слушать педагога, товарища
Оборудование:
- «Незнайкина картина» (картина – путаница);
- Мяч;
- Демонстрационный материал для работы со схемой предложения;
- Картинки «пекарь», «врач»;
- Эмблемы для инсценировки
Ход образовательной деятельности
- Организационный момент
Логопед:
-Повтори три слова сразу, не остановись ни разу:
Учить, лечить, шить;
Пилить, строгать, красить;
Пахать, сеять, доить;
Воспитывать, готовить, собирать;
Управлять, ремонтировать, смазывать;
чинить, убирать, мыть
- Введение в тему. Развитие зрительного внимания, логического мышления
Логопед:
-Нарисовал Незнайка картину. Посмотрите-ка! Узнали ли вы, кого изобразил Незнайка?
Дети отвечают:
-Незнайка изобразил повара, музыканта, полицейского и строителя.
Логопед:
-Все ли он нарисовал правильно?
Дети отвечают:
Незнайка ошибся. Он перепутал инструменты.
Логопед:
-Нужна ли музыканту лопата и мастерок? А что ему нужно для работы?
(и т. п. по картине)
Дети отвечают, составляя полные распространенные предложения;
Музыканту не нужны мастерок и лопата. Он пользуется нотами и музыкальным инструментом (скрипкой) и т. п.
- Закрепление предметного и глагольного словаря по теме
Логопед:
- Мы с вами ничего не перепутаем, поиграем в с мячиком и назовем разные профессии.
Дидактическая игра с мячом «Назови профессию»
Учит – кто? (учитель)
Лечит – кто? …
Воспитывает - ...
Шьет - ...
Стрижет - ...
Доит коров - ...
строит дома - ...
Красит стены - ...
Продает - ...
Следит за порядком - ...
Ремонтирует - ...
Водит (управляет грузовиком)- -...
Управляет трактором
Ухаживает за садом - ...
Рисует картины - ...
Пишет стихи - ...
Сочиняет музыку- - ...
Чинит обувь - ...
- Развитие внимания и интереса к речи
Логопед:
-Послушайте стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, —
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате —
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!
Беседа по тексту стихотворения, использование в ответе полных распространенных предложений:
Чем пахнет шофер? Почему?
Чем пахнет маляр? Почему?
Чем пахнет рыбак? Почему?
Чем пахнет крестьянин? Почему?
Почему бездельник не пахнет никак?
- Работа с текстом
А теперь мы познакомимся с двумя мальчиками - Толей и Колей.
(Чтение текста «Толя и Коля». (Читаем сами. М.: Просвещение, 1990)
Пришли в детский сад два новичка - Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились.
Толя спросил Колю: «Где работает твоя мама?» - «Разве ты не догадался? – удивился Коля. – Она же так пахнет лекарствами. Моя мама врач. Заболеет человек – мама вылечит. А твоя мама где работает?»
- «А ты не знаешь? – сказал Толя. – Она же так пахнет хлебом. Моя мама пекарь. Она кормит людей. Без хлеба не мог бы жить никто».
«И даже врач?» – спросил Коля. «Даже врач», - ответил Толя.
Беседа по тексту:
Кто привел мальчиков в детский сад?
Как ребята знакомились?
какой вопрос задал Толя?
Кем работает Колина мама? Чем она пахнет? Какую работу выполняет?
Кем работает Толина мама? Чем она пахнет? Какую работу выполняет?
Какая работа важнее? (Дети отвечают)
- Работа над ритмом и дикцией, координация движений (кулак-ладонь) со словом:
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Возьмемся мы за дело
Старательно и смело!
- Развитие диалогической формы речи
Повторное чтение текста. Инсценировка.
Молодцы, ребята, настоящие артисты!
- Распространение предложения. Количество слов в предложении. Схема предложения
Логопед:
- Кто это? (картинка «пекарь»)
Дети:
- Пекарь. ( Выставляется одна зеленая полоска на доске)
Логопед:
-Что пекарь делает?
Дети:
– Пекарь печет (хлеб). (Полоска добавляется)
Логопед:
Пекарь печет хлеб для кого?
Дети:
– Пекарь печет хлеб для (всех) людей. (Определяем количество слов и выставляем соответствующее число полосок на доске.)
Логопед:
-Посчитайте, сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе?
и т. д. Так же работаем со словом "врач", составляем предложение и считаем количество слов в нём.
- Итоги занятия
Мы узнали, кем работают мамы у Коли и Толи. Интересно, а кем работают ваши мамы? Узнайте, и завтра мы поговорим о профессиях ваших мам.
Наше занятие подошло к концу.
Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).
Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....
конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"
Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Особенности организации двигательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи
Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще ...
НОД по развитию лексико – грамматических средств языка и формированию фразовой речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6 – 7 лет «Джунгли нас зовут!»
Методическая разработка - конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и формированию фразовой речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-...
Занятие-развлечение для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет «Сказочные истории».
Совершенствование связной речи и вовлечение родителей в данную деятельность....
НОД по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет "Зима снежная"
методическая разработка - конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет...