Статья на тему: "Организация индивидуальной работы учащихся с ОВЗ на уроках математики"
статья
Организация индивидуальной работы учащихся с ОВЗ на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_individualnoy_raboty_uchashchihsyaya_na_uroke_matematiki.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа(VIII вида) №46 Калининского административного района г. Санкт- Петербурга
«Центр Реабилитации и Милосердия»
Статья на тему:
« Организация индивидуальной работы учащихся с ОВЗ на уроках математики»
Учитель Муравьева Ольга Викторовна
2018-2019уч.год
Организация индивидуальной работы учащихся с ОВЗ на уроках математики.
Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий, призванных обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии и дифференцированный подход к обучению. Эти направления относятся к гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Изучая проблемы активизации деятельности учащихся на уроках математики и повышения эффективности учебного процесса, я пришла к выводу, что для повышения качества обучения, для предупреждения неуспеваемости, для активизации учебного процесса большое значение имеет учет индивидуальных особенностей учащихся. Обратила внимание на то, что в учебной деятельности чрезвычайно важно насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, так как самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, критической самооценкой всего воспринимаемого.
В основу организации индивидуальной работы с учащимися легли тщательное изучение работы каждого ученика на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, результаты исследований способностей учащихся школьным психологом, его рекомендации в отношении каждого ребенка.
При этом в процессе работы перед собой ставлю следующие задачи:
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса и заинтересованности класса в работе каждого ученика.
Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. («Не ошибается только тот, кто не работает»). При решении задач всегда указываем различные способы их решения, как рациональные, так не рациональные.
Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
- Создание на уроке комфортной, благоприятной обстановки для каждого ребенка.
Цели индивидуализации обучения математике:
Развитие и использование в обучении индивидуальных качеств личности школьника.
Развитие и использование в обучении познавательных интересов каждого школьника.
Развитие и использование в обучении интеллектуальных способностей и талантов каждого школьника.
Развитие у каждого школьника навыков самостоятельной учебной деятельности.
Направления работы:
индивидуализация домашних заданий, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению;
специфичная методика урока: в целях ликвидации неуспеваемости класс делится на три относительно стабильные группы, часть урока работа идет фронтально, остальная же – самостоятельно, причем каждая группа получает различные задания (обучение в сотрудничестве);
индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы учащихся: работа проводится по индивидуальным инструкциям, которые составляются в трех вариантах (по степени трудности), учащиеся получают индивидуальные задания. Использование индивидуализированной самостоятельной работы способствует повышению успеваемости. Сильным ученикам нравятся задания, которые требуют большего напряжения и дают дополнительную информацию. Слабые учащиеся получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом, чем прежде.
При использовании индивидуализации в процессе обучения математике повышается эффективность обучения, если мотивировать процесс обучения, оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. Индивидуализация помогает не только найти пути обучения каждого школьника, но и повышает эффективность обучения вообще.
Однако хочется заметить, что индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности детей, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными чертами.
Какие же индивидуальные особенности личности учащегося учитываю в первую очередь?
Прежде всего, внимание обращаю на уровень умственного развития ребенка. Уровень умственного развития обычно сочетается с некоторыми личными чертами, такими как трудолюбие, отношение к учению, самостоятельность, инициативность. Все эти особенности сказываются на школьных успехах. Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью, с возрастом дети сильно изменяются в отношении этих особенностей.
Обращаю внимание на индивидуальные особенности, от которых также может зависеть успех в познавательной, учебной деятельности. Это быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания. Эти особенности составляют динамическую сторону психической жизни.
Поскольку задача учителя - не усложнять, а облегчать учебную деятельность детей, знание природных особенностей своих учеников и умение учитывать их в педагогической деятельности и есть основа индивидуализации обучения.
Многочисленные исследования показывают, что индивидуальные вариации перечисленных выше особенностей при прочих равных условиях обусловлены некоторыми природными факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы человека. Изменить эти особенности практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, так как их влияние ощутимо во многих видах деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.
Как известно, разные приемы и методы обучения оказывают неодинаковое воздействие, как на состояние, так и на результат деятельности учащихся с разными типологическими особенностями. Учитывая эти особенности, к учащимся с различной нервной системой стараюсь применять специальные приемы и превентивные меры, облегчающие их учебную деятельность.
По отношению к учащимся со слабой нервной системой стараюсь не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, давать достаточно времени на обдумывание и подготовку. Чаще опрашивать их в письменной форме, формировать уверенность в своих силах. Осторожно оценивать неудачи этих учеников. Обязательно поощрять за старание, научить школьника умению пережить неудачу, не требую от них немедленного включения в деятельность, постепенно предлагаю разные задания, не тороплюсь с изменением неудачных формулировок при устных ответах, не спрашиваю в начале урока, в момент выполнения заданий не отвлекаю такого ученик. Стараюсь тренировать усидчивость, в определенной степени разнообразить деятельность, чередовать задания разных типов, нейтрализовать психологические особенности, которые мешают усвоению материала, приучаю перед началом работы выслушивать до конца указания учителя, добиваюсь, чтобы учащиеся на поставленный вопрос давали четкий ответ.
И, конечно же, индивидуальный подход может быть успешно применен только с учетом возрастных закономерностей психологического развития ребенка. Кроме психологических факторов на учебный процесс свое влияние оказывает и состояние здоровья ребенка.
Хочу остановиться на учете индивидуальных особенностей учащихся, на этапе мотивации при обучении математике. Учебная мотивация является важнейшим среди прочих факторов, стимулирующих ученика к учебной деятельности. Она определяется как направленность учащегося к различным сторонам учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации..
При наличии у ученика широкого познавательного интереса, спектр заданий, предлагаемых ему в качестве мотивационных, значительно расширяется. Но если интерес к математике отсутствует, то использую задания, привлекающие как своим содержанием, так и необычностью способа решения, который показывает преимущества математических методов над обыденными, житейскими.
Мотивационные задания включаю в содержание домашних заданий, так как обобщение результатов, полученных учащимися при выполнении индивидуальных мотивационных заданий дома и на уроке, позволяет, во-первых, сформировать у всего класса в целом положительный мотив изучения нового материала и, во-вторых, определяет круг возможных приложений рассматриваемого материала.
Для того, чтобы успешно осуществлять индивидуализацию обучения математике, применяю определенную систему тестовых упражнений, имеющих целью проверить:
1) уровень обучаемости;
2) умение самостоятельно работать;
3) умение читать с пониманием и нужной скоростью учебный текст;
4) способность к сообразительности;
5) уровень развития того или иного компонента математического мышления;
6) познавательные интересы и т.п.
Итак, в своей работе я стараюсь применять эффективные формы обучения, индивидуально — дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививать и поддерживать интерес к своему предмету по-разному: использовать занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.
На уроках необходимо решать главную задачу — активизацию и развитие познавательных интересов учащихся в ходе обучения математике, тем самым добиваясь овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
Литература
1. Андрющенко Т. Ю., Кара Бекова Н. В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии.- 2003. — № 1.
2. Егорова Т. В., Лонина В. А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей. Дефектология, 2008. — № 4.
3. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М: Просвещение, 1985.
4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. Москва, 2008..
5. Кордемский Б. А. Увлечь школьников математикой. М: Просвещение, 1981.
6. Купецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М: Просвещение, 1968.
7. Осницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва-Нальчик, 2006.
8. Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Москва, 2009.
9. Хилько А. А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Ленинград, 1964.
10. Царева С. Е., Волчек М. Г. Обучение математике и здоровье учащихся. / Начальная школа.- № 11. — 2008.
11. Цымбалюк А. Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью. Автореферат канд. дисс. М, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему: "Индивидуальная работа при дифференцированном обучении на уроках математики"
Индивидуальная работа при дифференцированном обучении на уроках математики. ...
Статья по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики"
В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у де...
Статья на тему: Организация индивидуальной и самостоятельной работы учащихся над иноязычной лексикой
В последнее время много внимания уделяется организации и содержанию обучения на младшей ступени. Знакомство с опытом работы школ показывает, что большинство учителей успешно овладевает методикой обуче...
Методическая разработка "Разнообразные формы и виды индивидуальной работы учащихся на уроках математики как средство формирования теоретического мышления".
В разработке содержится дидактический материал по тема "Корни. Степени. Логарифмы" дифференцированый по степени сложности....
Статья на тему: "Организация индивидуальной работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью"
индивидуальное надомное обучение...
Статья на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации при взаимодействии с социальными партнёрами»
Цель: представление собственного опыта организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации при взаимодействии с социальными партнёрами.Задачи:Ознакомить с видами и формами ур...
Статья на тему: "Организация самостоятельной работы на уроках математики"
Статья на тему: "Организация самостоятельной работы на уроках математики"...