Методическая разработка "Разнообразные формы и виды индивидуальной работы учащихся на уроках математики как средство формирования теоретического мышления".
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему
В разработке содержится дидактический материал по тема "Корни. Степени. Логарифмы" дифференцированый по степени сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_stepeni.docx | 109.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Техникум «Приморский»
Методическая разработка.
Тема: «Разнообразные формы и виды индивидуальной работы учащихся на уроках математики, как средство формирования теоретического мышления на примере Темы № 12 «Корни. Степени. Логарифмы».
Разработал:
преподаватель высшей категории
С-ПбГБПОУ «Техникум«Приморский»
Жидаль Наталия Анатольевна
Санкт-Петербург, 2015
Аннотация.
Данная разработка является обобщением опыта преподавания темы «Корни. Степени. Логарифмы» в системе НПО и СПО. Предназначена в помощь преподавателям при подборе дидактического материала для изучении данной темы. Цель: использование педагогических технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.
Содержание.
Введение.
Согласно концепции модернизации российского образования среднее (общее) образование нацелено на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Обучение стало вариативным: появилось новое поколение учебной литературы и согласно закону об образовании учителя отказались от единых учебников, появились современные государственные образовательные стандарты общего образования, началось более широкое внедрение современных, информационных технологий в преподавании всех школьных предметов, изменились цели обучения. Всё это в равной мере касается и образовательной области "математика".
Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критического мышления, овладение математическими знаниями и умениями на всех ступенях обучения, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности. Определены три основные цели модернизации образования:
- расширение доступности образования;
- повышение качества образования;
- повышение эффективности образования.
Есть государственная программа и перечень требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть выпускник. Причем учащийся должен усвоить программу, а не просто научиться решать два десятка задач определенного типа.
Решение проблем успешного обучения учащихся, развития их познавательной деятельности и активности опираются на дифференцированный подход к обучению, как средству формирования положительного отношения к учебе, познавательных способностей.
Одним из видов дифференцированного подхода к учащимся является применение разнообразных форм и видов индивидуальной деятельности учащихся, таких как:
- Математический диктант;
- Устный опрос;
- Индивидуальная работа на уроке;
- Индивидуальные домашние задания;
- Выполнение практических работ;
- Разноуровневые проверочные и самостоятельные работы;
- Работа у доски с одновременным выполнением индивидуальных заданий.
Так как без индивидуализации заданий не может быть развивающего обучения, то формирование обобщенных приемов умственной деятельности необходимо проводить дифференцируя задания по степени сложности.
В процессе своей педагогической деятельности я заметила, что учащиеся 1курса имеют пробелы в знаниях начиная с 4-5 класса, которые не всегда удается восполнить и к концу обучения. Поэтому учащимся, имеющим очень слабую подготовку, усваивающим новый материал лишь после длительной дополнительной работы, предлагаются облегченные задания (обычно их варианты содержат в себе цифры 0,1,2,3, т.е. В-3; В-12; В-20 и т.д.). Эти варианты не требуют преобразования новых знаний, а только их применение к новым данным.
Обычно эти учащиеся с трудом усваивают 2 уровень обучения.
Седи наших учащихся есть немало таких, которые способны усваивать политехнические дисциплины только на 1 уровне обучения.
Для таких учащихся в процессе обучения разрабатываются планы и схемы выполнения действий, которыми разрешается пользоваться при выполнении индивидуальных заданий.
При оценке работ таких учащихся на новый материал следует учитывать лишь те ошибки и проблемы, которые появились при изучении данной темы. Это помогает учащимся поверить в свои силы, воспитывает у них потребность заниматься регулярно.
Но наряду со слабыми учащимися в группах есть и такие учащиеся, которые легко осваивают новый материал, могут применять новые знания при решении прикладных задач, то есть усваивают 3 уровень обучения и собираются продолжить обучение в ВУЗах. Поэтому, для таких учащихся предусмотрены задания повышенной сложности (обычно их варианты содержат в себе цифры 5,6,7,8,9, т.е. В-5; В-16; В-27 и т.д.).
Ниже приводятся примеры индивидуальных заданий для учащихся на примере изучения темы: «Корни. Степени. Логарифмы».
На изучение данной темы отводится 36 часов. Далее поурочно приводятся тексты диктантов, домашних заданий, практических работ, самостоятельных работ и других заданий.
Тема 12.
Корни. Степени. Логарифмы. (36 часов)
Свойства корней и степеней. Иррациональные уравнения и неравенства. Показательная функция. Логарифм числа Основное логарифмическое тождество. Теоремы логарифмирования. Логарифмическая функция. Показательные уравнения. Способы решения показательных уравнений. Логарифмические уравнения. Способы решения логарифмических уравнений. Решение показательных и логарифмических неравенств. Производные показательных и логарифмических функций.
Урок 1-2. Корень и его свойства. Степень с рациональным показателем. Свойства степени.
Действия со степенями.
Урок 3-4. Иррациональные уравнения и неравенства. Действия со степенями.
Самостоятельная работа № 1.
Урок 5-6. Решение иррациональных уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 2.
Урок 7-8. Показательная функция и ее свойства.
Показательные уравнения и неравенства.
Урок 9-10. Решение показательных уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 3.
Урок 11-12. Решение показательных уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 4.
Урок 13-14. Логарифм и его свойства. Вычисление логарифмов.
Урок 15-16. Логарифмическая функция и ее свойства. Вычисление логарифмов.
Самостоятельная работа № 5.
Урок 17-18. Логарифмические уравнения и неравенства. ООФ. Самостоятельная работа № 6.
Урок 19-20. Решение уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 7.
Урок 21-22. Метод введения дополнительной переменной. Однородные уравнения.
Решение уравнений и неравенств.
Урок 23-24. Решение уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 8.
Урок 25-26. Производные показательной и логарифмической функций. Вычисление производной.
Урок 27-28. Производная сложной и обратной функций. Вычисление производных.
Урок 29-30. Вычисление производных. Самостоятельная работа № 9.
Урок 31-32. Решение уравнений и неравенств. Решение систем уравнений и неравенств.
Урок 33-34. Решение уравнений и неравенств. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 15.
Урок 35-36. Решение уравнений и неравенств. Решение систем уравнений и неравенств.
Урок 1-2. Корень и его свойства. Степень с рациональным показателем. Свойства степени.
Действия со степенями.
Математический диктант.
- 26
:
1.Упростить выражения:
а)
б)
в)
2. Построить график функции
Урок 3-4. Иррациональные уравнения и неравенства. Действия со степенями.
Самостоятельная работа № 1.
Самостоятельная работа № 1.
Вариант № 1. Вариант № 5.
- Сравните значения выражений:
а) 17 и а)
б) б) 1+
2. Упростите выражение:
.
3.Вычислите.
˗3 ∙ 3 ∙
- Решите уравнения:
а) =0
б)
в)
- Найдите область определения функции:
у=
3. Решите неравенство:
Урок 5-6. Решение иррациональных уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 2.
Самостоятельная работа № 2.
Вариант №3.
а) б) в)
| Вариант №17. а) б) в)
|
| 2
х |
Урок 7-8. Показательная функция и ее свойства. Показательные уравнения и неравенства.
1). Решите уравнение: 2). Изобразите схематически график функции: 3). Решите неравенство: 4). Постройте график функции и опишите её свойства. 5). Решите уравнения:
|
4). Практическая работа: «Преобразование графика функции» на примере функции min 9 преобразований. где |
Урок 9-10. Решение показательных уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 3.
Самостоятельная работа № 3.
Вариант №2.
| Вариант №26.
|
|
а) метод введения новой переменной; б) однородные уравнения; в) вынесение за скобки степени с наименьшим показателем. |
Урок 11-12. Решение показательных уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 4.
Самостоятельная работа № 4.
Вариант №33 1) Решите уравнения: а) = б) = 2) Решите неравенство: 0,9 | Вариант № 25 1) Решите уравнения: а) + = 810 б) + =7 2) Решите неравенство:
|
а) + - + 10 = 0 б) в)
| *1. Решите уравнения: а) б) =0. в) 2. Решите неравенства: б) |
Урок 13-14. Логарифм и его свойства. Вычисление логарифмов.
Математический диктант:
Найти логарифмы чисел по основанию 2
8. |
Вычислите:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Урок 15-16. Логарифмическая функция и ее свойства. Вычисление логарифмов.
Самостоятельная работа № 5.
Самостоятельная работа № 5.
Вариант № 21 1. Вычислите, зная, что lg20.3 ; lg30.48 а) б) 2. Решите уравнение
| Вариант № 38 1. Вычислите, зная, что lg20.3 ; lg30.48 а) б) lg 2. Решите уравнение
|
1. Составить таблицу: “свойства логарифмов” 2. Что больше или 3. Найти ООФ: а) б) | 1. Построить график функции и описать ее свойства. 2. Что больше? или 3. Вычислить
4. Найти ООФ а) б) |
Урок 17-18. Логарифмические уравнения и неравенства. ООФ. Самостоятельная работа № 6.
Самостоятельная работа № 6.
Вариант №11 Вариант №8
1.Вычислите:
a) - a) +
б) б) -
в) в)
2.Найдите ООФ:
у = ln (3x-) h(x) =
3. Изобразите схематически график функции:
y = y = 2 -
Решите уравнение: Решите уравнение:
1.
Решить системы уравнений:
а )
б )
Решите неравенства: Решите неравенства:
а )
б) б)
Урок 19-20. Решение уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 7.
Самостоятельная работа №7.
Вариант № 13 Вариант№ 9
1.Решите уравнение:
2.Решите неравенство:
1. Определите знак числа
а ) ln 0.5 а) ln 1.3
б) б)
в) в)
2. Решите уравнение:
=3
3. Решите неравенство:
Урок 21-22. Метод введения дополнительной переменной. Однородные уравнения.
Решение уравнений и неравенств.
1.Решите уравнения:
а). = 3 а).
г). г).
2. Решите неравенства:
а). а).
б). б).
Урок 23-24. Решение уравнений и неравенств.
Самостоятельная работа № 8.
Самостоятельная работа № 8.
Вариант № 20 Вариант № 14
- Решите уравнения:
а) а)
б) б)
в) в)
2) Решите неравенства:
а) а)
б) б)
Повторить: правила дифференцирования, производные простейших функций.
Вычислить производные:
- у=2х4-3х2+6х-12 1. у=
- 2.
- 3.
- 4.
- 5.
Урок 25-26. Производные показательной и логарифмической функций. Вычисление производной.
Математический диктант.
Найдите производные функций:
- y =
- y =
- y = 2
- y = (
- y =
Дополнить таблицу производных.
1. Найдите значение производной функции y = ln ( 2 - x ) в точке = -1.
2. Найдите значение производной функции в точке
3. Укажите промежутки возрастания и убывания функций
*
1.Найдите значение производной функций в точке
2.Найдите значение производной функций в точке .
3.Составьте уравнение касательной к графику функции , параллельной прямой
4. Укажите промежутки возрастания и убывания функций
Урок 27-28. Производная сложной и обратной функций. Вычисление производных.
1. Найдите значение производной функции в точке
2. Найдите значение производной функции y = в точке
3.Укажите промежутки возрастания и убывания функций
4. Найдите точки экстремума функции y = x+
5. Определите промежутки возрастания и убывания функции y =
Вычислите производные функций | Вычислите производные функций |
Урок 29-30. Вычисление производных. Самостоятельная работа № 9.
Самостоятельная работа № 9.
Вариант №12. Вычислите производные функций | Вариант №16. Вычислите производные функций |
1.Решите уравнения: а) б) в) 2.Решите неравенства: | *1. Решите уравнения: а) б) . в) 2. Решите неравенства: б) |
Урок 31-32. Решение уравнений и неравенств. Решение систем уравнений и неравенств.
Проанализировать наиболее типичные ошибки.
Подготовиться к контрольной работе.
Урок 33-34. Решение уравнений и неравенств. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 15.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 15.
Вариант №13 Вариант №25
- Решите уравнения:
а) а)
б) б)
в) в)
2) Решите неравенства:
а) а)
б) б)
Урок 35-36. Решение уравнений и неравенств. Решение систем уравнений и неравенств.
Проанализировать наиболее типичные ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самостоятельная работа учащихся на уроках математики как средство формирования личностных УУД ».
Вводная часть.Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, которые ещё не созданы, осваивать ещё неизвестные технологии, пользоваться ещё не открытыми...
Самостоятельная работа учащихся на уроках математики как средство формирования личностных УУД.
между необходимостью формирования универсальных учебных действий и неразработанностью механизмов приёмов их формирования в образовательной практике школы;учащиеся получают все знания основ наук в гото...
Методическая разработка: Дифференцированное индивидуальное обучение. Работа по повышению знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках математики.
Методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения на уроках математике.Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках геометр...
Самостоятельная работа студентов на уроках математики как средство формирования личностных УУД
Одна из задач обучения в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний....
Групповая работа учащихся на уроках математики, как средство повышения учебной мотивации и качества образования
Образовательный проект...
Представление собственного педагогического опыта. «Групповая работа учащихся на уроках математики, как средство повышения учебной мотивации и качества образования».
Групповая форма деятельности является актуальной и перспективной, ведь современное образование требует сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, само...
Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроках математики
Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроках математики...