Статья на тему: "Организация индивидуальной работы с обучающимися с УО"
статья

Лайтер Лариса Дмитриевна

индивидуальное надомное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_uchitel_nadomnogo_obucheniya.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное   общеобразовательное учреждение

школа – интернат  № 16

Пушкинского района города Санкт – Петербурга

Статья

Организация индивидуальной работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью

(из опыта работы учителя н/о)

Учитель высшей кв. категории: Лайтер Л.Д.

ноябрь 2024

         Акцентировать внимание на индивидуальных возможностях обучающихся, достаточно старая традиция. Это бесспорно является потребностью, так как дети очень разные и во многом отличающиеся друг от друга.

         Индивидуальный, конкретный подход к каждому ученику имеет большое значение при оценке успеваемости, так как обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью в силу психофизических особенностей обладают разными возможностями в обучении. Оценка успеваемости должна учитывать уровень развития ученика, стимулировать и улучшать процесс обучения и, конечно, выполнять воспитательную функцию. Такой подход направлен на создание таких условий обучения, которые будут учитывать, как индивидуальные, так и специфические особенности, присущие детям с ОВЗ.

         Структура индивидуальной образовательной программы будет различной в зависимости от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, психофизических особенностей, а также от целевой установки программы и решаемых задач. В настоящее время имеются различные подходы к структуре индивидуальной программы для детей с психофизическими нарушениями, которые могут служить ориентиром при подготовке СИПР (Специальной индивидуальной программы развития) для обучающихся с умственной отсталостью.

       Индивидуальный подход к каждому ребенку включает в себя следующие составляющие, связанные между собой:

  • постоянное изучение каждого ученика;
  •  применение наиболее эффективных методов и приемов в индивидуальном подходе к каждому ученику;
  • определение наиболее значимых задач;
  • диагностика и анализ полученных результатов;
  • определение новых учебных задач.

      Обязательными условиями программы (СИПР) являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуальной образовательной программы на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.

        «Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся, являющийся основой правильного педагогического воздействия на каждого ребенка» (В.В. Воронкова). А что об этом думают такие авторы как: С.Д. Забрамная и Ю.С. Костенкова: «Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие свойств внимания умственно отсталых детей, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы».

        Необходимо тщательно изучать индивидуальные особенности, уровень умений и знаний обучающихся до того, как реализовывать принцип индивидуального похода.           

        Успешность применения индивидуального подхода к учащимся определяется правильным подбором конкретных заданий, постоянным контролем педагога за их выполнением, оказание последовательной помощи ученику при возникновении затруднений.

        Расскажу о том, как осуществляет индивидуальный подход учитель одной из коррекционных школ Лариса Дмитриевна Л. Возможностей применять такой подход у учителя надомного обучения больше, по сравнению с педагогом, работающим на классе. У данного учителя в настоящий момент 1 ученик и 1 ученица I варианта обучения. Программы, конечно, скорректированы под каждого ученика.  И методы, и подходы к работе разные.

         Анастасия, ученица 2 класса. Заниматься совместно начали с 2019 года. У девочки наблюдалась несформированность двигательных функций, а также интеллектуальная патология на фоне первичного дефекта (у ребенка детский церебральный паралич). Анастасия не может долго удерживать тело в вертикальном положении и из-за этого она быстро устает. В данном случае педагог и ребенок сразу переключаются на физразминку. Речь у девочки свободная, она с легкостью вступает в словесную коммуникацию со взрослым и не затрудняется по собственной инициативе поддерживать контакт с другими людьми. Девочка свободно изъясняется, с ней интересно работать. Но у нее отмечается спастика правой руки, поэтому рабочая рука-левая. У Насти имеются трудности с письмом и вот здесь требуется конкретная помощь со стороны педагога, которая заключается в поддержании кисти левой руки. В начале учебного года ученица писала поперек строк печатными буквами, но уже к концу 1 полугодия Настя пишет прописными буквами левой рукой пока еще не очень уверенно (с помощью педагога), но результат заметен. На индивидуальных занятиях девочка работает активно, знакомые задания делает самостоятельно и не избегает выполнения новых.

      В общем, процесс обучения ребенка проходит в дружественной и позитивной атмосфере. Настя демонстрирует постоянную готовность к обучению и получению знаний, ей интересны уроки данного учителя, которые, в свою очередь, стимулируют и педагога к поиску новых методов и приемов в работе с обучающейся.

      А вот Иван-второй ученик данного педагога, оказывается, совершенно не готов к школьному обучению. У него преобладает игровая деятельность, отсутствует интерес к учёбе.  Не понимает правил поведения в школе и на уроке, в частности. Ребенок имеет ярко выраженные поведенческие расстройства. Это выражается в нежелании выполнять даже элементарные действия, задания. Он отказывается делать, выполнять и даже слушать.

Как же происходит совместное обучение и контакт педагога и ученика? Для повышения интереса и вовлечение его в учебную деятельность учитель применяет только игровую форму. Например: в помощь себе она взяла еще одного «участника» таких уроков- аиста. К этому персонажу педагог постоянно обращается для вовлечения ребенка в учебный процесс. Именно этот вариант, по ее наблюдениям, оказывает положительный эффект на восприятие материала. Длинный клюв аиста — это ручка, которой они работают в тетрадях, наклон головы-внимание со стороны птицы к тому, чем они занимаются.

Положительное действие оказывают так же пятиминутные музыкальные физкультурные разминки, на которых ребенок с удовольствием берет на себя роль учителя, показывая различные движения и применяя математический счет в пределах 10, а после чего, он уже с удовольствием передает «эстафету» педагогу. В обучении с Иваном многие понятия заменяются знаками   —символами (пиктограммами), что очень помогает в работе на уроках «Мир природы и человека» и «Речевая практика». Структура урока строится на показе и повторении. Весь материал учителю постоянно приходится перерабатывать, адаптируя его под ребёнка. Сложными для восприятия ученику оказываются и учебники, поэтому на уроках всегда применяются карточки и картинки. Для уроков чтения имеется набор букв, буквы достаточно большого размера, удобны.  Учитель называет буквы, предлагает найти из нескольких букв нужную. Всё это происходит в игровой форме.  Для уроков «Мир природы и человека» ведутся специальные альбомы. В них каждое понятие – это картинка с надписью, которая добавляется карточкой – словом. Это уже элементы глобального чтения. Ученик любит такие уроки. На каждом уроке педагог использует задания по раскрашиванию. Это и моторику развивает и цветовосприятие.  Буквы и цифры раскрашиваются, обводятся по точкам, выделяются среди остальных. Рисование применяется на разных поверхностях, а из палочек выкладываются различные фигуры.

      Таким образом, в заключение хотелось бы сказать, что Лариса Дмитриевна, как педагог, стремится к тому, чтобы каждый ее ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного процесса, продвигаясь в развитии. Основная установка при проведении занятий с умственно отсталыми детьми – это организация их активной практической деятельности и обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение из опыта работы. Устранение нарушений чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

В своём сообщении я хочу поделиться проблемами чтения у обучающихся нашей школы и методами логопедической коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении этих нарушений у...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Использование картинных символов коммуникации как средство овладения элементарными коммуникативными функциями на уроках «Ориентировки в окружающем» при работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью (втором отделении вспомогательной школы) в ус

В работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью для наиболее эффективной организации коррекционно-образовательного процесса необходимо использовать альтернативные средства общения. В мой практик...

Статья. Дифференцированное обучение как обеспечение психологического комфорта в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Дифференцированное обучение прочно вошло в современную педагогическую практику.Наиважнейшей задачей образовательных учреждений является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибо...

Статья на тему: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации при взаимодействии с социальными партнёрами»

Цель: представление собственного опыта организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательной организации при взаимодействии с социальными партнёрами.Задачи:Ознакомить с видами и формами ур...

Метод проектов в работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения уроков, развить мотивационную сферу школ...

Статья "Нетрадиционные методические приёмы проверки знаний обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках природоведения"

В статье описаны нетрадиционные методические приемы проверки знаний обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках природоведения....