Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 3 класса с нарушением чтения и письма.
план-конспект
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 3 класса с нарушением чтения и письма.
Цель: совершенствование навыка анализа структуры предложения, обогащение лексико-грамматической стороны речи по теме: "Перелетные птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dlya_sayta.docx | 552.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Дударенко Светлана Михайловна
МАОУ «СОШ №132» имени Н.М.Малахова
Учитель-логопед
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 3 класса с нарушениями чтения и письма.
Тема: Логопедическая - «Анализ структуры предложения»
Грамматическая - «Предложение. Текст»
Лексическая – «Перелётные птицы»
Цель: совершенствование навыка анализа структуры предложения, обогащение лексико-грамматической стороны речи по теме «Перелетные птицы».
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- закрепление понятий о предложении, тексте;
- формирование умения письменно оформить текст;
- закрепление умения определять границы предложения;
- расширение, уточнение и активизация словаря по теме;
- развитие грамматического строя речи, связной речи.
Развивающие:
- развитие речевой активности;
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие произвольного внимания;
- развитие пространственно-временной ориентировки;
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие критического мышления;
- развитие творческого воображения.
Воспитательные:
- воспитание культуры речевого общения;
- воспитание дисциплины;
- воспитание самостоятельности, ответственности, умения взаимодействовать к коллективе, в парах, умения договариваться;
- воспитание доверительного отношения друг к другу, взаимопомощи;
- воспитание бережного отношения к живой природе.
Психологическая:
- создание положительного эмоционального настроя.
Здоровьесберегающая:
- укрепление здоровья детей средствами физического воспитания.
Планируемые результаты:
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.
Личностные:
- положительно относится к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
- правильно оформлять своё высказывание.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия для выполнения задания.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование целей занятия;
- поиск и выделение необходимой информации;
- расширение и актуализация словарного запаса.
Используемые педагогические технологии:
- технология развития критического мышления;
- элементы игровых технологий;
- здоровьесберегающие технологии (самомассаж, динамические паузы);
- элементы технологии разноуровневого обучения (дифференцированный подход).
Оборудование урока: демонстрационные карточки с изображением птиц, времени года весна, карточки cо схемами предложений, карточки со словами для составления словосочетаний, карточки для индивидуальной работы, тексты о птицах, звуковая запись пения птиц, учебные принадлежности, рабочие тетради, смайлы, облака, цветы первоцветы, картинки с изображением ваз, словари.
Организационный момент | ||||
Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей | Действия учителя-логопеда, непосредственно обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие | Действия детей (речевая активность ребёнка) | Грамматическая и лексическая тема, термины, используемые на занятии | Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы |
Обеспечение возможностей учащимся самостоятельно называть тему занятия | Приветствие. Ребята у нас на занятии сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся и приступим к нашему занятию. Я уверена, что сегодня вы справитесь со всеми трудностями, если будете работать сообща, поддерживая друг друга, внимательно слушать, будете активными. Какое сегодня число и месяц? Какой день недели? Какое время года? Какие признаки весны вы знаете? Скажите какой сегодня день? Назовите подходящие определения. А теперь повторим все эти слова в предложении: «Сегодня …,…,…,день». Назовите единицу речи, при помощи которой вы выразили мысль. Для этого расшифруйте слово. Е П Е Ж Л О Е Н Р И Д 11 1 8 7 5 6 3 9 2 10 4 Сегодня мы будем работать по теме «Предложение» | Учащиеся по очереди отвечают на вопросы, заданные учителем логопедом и садятся на свои места. Речь идёт о весне. Весна. Появление первых почек, ярко-синий цвет неба, повышение температуры воздуха, журчание ручейков, свежесть молодой травки, возвращение перелетных птиц, капель, первоцветы. Тематическая картинка на доске Предложение. | Тема «Весна» | Формирование устойчивости внимания, развития положительного эмоционального состояния учащихся. Пространственно-временные ориентации в пространстве. Формирование устойчивого внимания. Определять тему занятия. |
Основной коррекционно-развивающий этап Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы | ||||
Цель и задачи занятия | Давайте проверим свои знания о предложении. Прочитайте в рабочей тетради материал для любознательных. Что мы знаем о предложении? Посмотрите, сколько мы с вами уже знаем. Сегодня на занятии мы закрепляем понятие о предложении. И пытаемся ответить на вопрос. | Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Предложение состоит из слов. С большой буквы. В конце предложения ставим точку. | Определять цель занятия. Поставить учебные задачи. | |
Подготовительный этап | Определите, верны ли утверждения. В конце занятия мы вернемся к этой таблице и посмотрим изменились ли ваши предположения. | Заполняют таблицу ( Приложение№1) | ||
Развитие слухового внимания | Внимание. Что вы сейчас слышали? В какое время года мы часто слышим пение птиц? Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной? Предположите, что будет если птицы не будут улетать на юг | Аудиозапись с пением птиц. Пение птиц. Весна. Перелетные. Погибнут (высказывания детей) | Слуховое внимание. Лексическая тема. | |
Составление простых двусоставных предложений | На доске картинки с изображением птиц и карточки со словами как птицы подают голос. Подберите как изображенные птицы подают голос. Что вы сейчас составили? Из скольки слов состояли эти предложения? | Подбирают Кукушка (кукует),ласточка (щебечет), воробей (чирикает), голубь (воркует). (Приложение№2) Короткие предложения. Из двух | Отработка глагольного словаря | |
Работа с лексическим материалом | Скажите как можно назвать аиста, если у него длинный клюв. Аист какой? У грача черные глаза? У лебедя длинная шея? У журавля широкие крылья? У цапли длинные ноги? У лебедя короткие лапы? Почему птиц называют друзьями человека? Предположите, что может произойти, если птицы не вернутся к нам весной? | Ответы детей (Приложение №3) | Отработка словаря | |
Устная работа с карточками | Давайте выполним упражнение на карточке. Соедините начало и конец предложения. Составьте и прочитайте полученные предложения. | Составить предложение. Составляют и читают предложения. Работа со словарем. «Исполин» «быть на чеку» | Нахождение начала и конца предложения. | Языковой анализ и синтез. Развитие зрительного генеза. Знание и понятие о предложении |
Взаимопроверка | Поменяйтесь тетрадями , проверьте работу друг друга. | Проверка тетрадей. | Доверительное отношение | |
Игра «Четвертый лишний» | Посмотрите на картинки с изображением птиц. Назовите лишнюю птицу | Называют, объясняют. (Приложение №4) | Словесно-логическое мышление | |
Игра «Муха» | Чем питаются птицы? К нам тоже залетела муха , давайте проследим за ее полетом | Насекомыми. Следят глазами за передвижением мухи. | Пространственная ориентировка | |
Физкультминутка Самомассаж «Весенний дождь» | Давайте встанем, повторяйте за мной. Присаживайтесь | Учащиеся выполняют движения. (Приложениеп№5) | Снятие мышечного напряжения. | |
Работа с предложением . Определение границ предложения. | Перед вами карточка. Расставьте слова по порядку так, чтобы получились предложения. Сколько предложений вы составили? Как вы думаете, что у вас получилось? Какой тип текста? | Составляют устно предложения. Шесть. Текст. Повествование. Рабочие тетради | Предложение | Языковой анализ и синтез. Развитие зрительного генеза. Знание и понятие о предложении |
Работа с текстом. Рассказ-предложение по ключевым словам. Прием ТРКМ | В следующем задании составьте текст устно, используя слова для справок. | Составляют текст | ||
Подведение итога занятия | ||||
Итог занятия | Ребята сейчас я предлагаю вернуться к нашей лесенке. Как вы думаете, мы ответили на поставленный вопрос? | Да мы ответили. Логически связанные между собой предложения составляют текст. | ||
Рефлексия | Вернемся к таблице. Которую вы заполняли в начале занятия. Заполните вторую графу. Ваши предположения изменились? -К вам прилетели два весенних облачка с грустным и веселым настроением. -Выберите с каким настроением вы уходите с нашего занятия. Заполните вазы первоцветами. Поставьте в синюю вазу цветочек, если у вас остались вопросы, если вам все понятно выберите розовую вазу. Закончите предложения: 1.Сегодня я узнал … 2.Было интересно… 3.Было трудно… 4.Я научился… 5.У меня получилось… | Ответы учащихся. Выбор облака. Заполнение ваз. Ответы детей. |
Приложение №1
Верные или неверные высказывания
Список убеждений | В начале занятия да + / нет- | В конце занятия да + / нет- |
Предложение состоит из слов | ||
Предложение не может состоять из одного слова | ||
Слова в предложении не всегда связаны между собой | ||
Предложение выражает законченную мысль | ||
Первое слово в предложении иногда пишется с заглавной буквы | ||
В конце предложения ставятся . ? ! … | ||
Интонация, с которой произносится предложение, важна. | ||
Главные члены предложения - подлежащее и определение | ||
Предложение - это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль | ||
Из предложений, связанных между собой по смыслу, можно составить текст |
|
Приложение №2
ВОРКУЕТ
КУКУЕТ
ЩЕБЕЧЕТ
ЧИРИКАЕТ
Пиложение №3
ДЛИННОКЛЮВЫЙ
ЧЕРНОГЛАЗЫЙ
ДЛИННОНОГАЯ
ШИРОКОКРЫЛЫЙ
КОРОТКОЛАПЫЙ
Приложение №4
Приложение №5
Самомассаж «Весенний дождь»
Туча в небе появилась
(поглаживание лба пальцами обеих рук от середины к вискам).
Тень на землю опустилась
(поглаживание вокруг глаз указательными пальцами-«очки»).
Разбегаться надо нам
(поглаживание от носа по щекам по направлению к ушам).
Очень быстро по домам
(поглаживание от крыльев носа по носогубным складкам к углам губ).
Как из бочки хлынул дождь
(спиралевидное растирание лба от середины к вискам).
Сразу лужи - не пройдёшь
(круговое растирание щёк по направлению от носа к ушам).
К нам в окошко постучал
(пальчиковый «душ» над верхней и под нижней губами).
И внезапно перестал
(прерывистое надавливание по краю ушных раковин от мочек вверх).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения
Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
Конспект логопедического занятия в группе детей с нарушением чтения и письма
Фронтальное логопедическое занятие...
Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ
При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии ...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с тяжелым нарушением речи» 2-3 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...