Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 3 класса с нарушением чтения и письма.
план-конспект

Дударенко Светлана Михайловна

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 3 класса с нарушением чтения и письма.

Цель: совершенствование навыка анализа структуры предложения, обогащение лексико-грамматической стороны речи по теме: "Перелетные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dlya_sayta.docx552.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дударенко Светлана Михайловна

МАОУ «СОШ №132» имени Н.М.Малахова

Учитель-логопед

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 3 класса с нарушениями чтения и письма.

ТемаЛогопедическая - «Анализ структуры предложения»

           Грамматическая - «Предложение. Текст»

           Лексическая – «Перелётные птицы»

Цель: совершенствование  навыка анализа структуры предложения, обогащение лексико-грамматической стороны речи по теме «Перелетные птицы».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • закрепление понятий о предложении, тексте;
  • формирование умения письменно оформить текст;
  • закрепление умения определять границы предложения;
  • расширение, уточнение и активизация словаря по теме;
  • развитие грамматического строя речи, связной речи.

Развивающие: 

  • развитие речевой активности;
  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие произвольного внимания;
  • развитие пространственно-временной ориентировки;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие критического мышления;
  • развитие творческого воображения.

Воспитательные:

  • воспитание культуры речевого общения;
  • воспитание дисциплины;
  • воспитание самостоятельности, ответственности, умения взаимодействовать к коллективе, в парах, умения договариваться;
  • воспитание доверительного отношения друг к другу, взаимопомощи;
  • воспитание бережного отношения к живой природе.

Психологическая:

  • создание положительного эмоционального настроя.

Здоровьесберегающая:

  • укрепление здоровья детей средствами физического воспитания.

Планируемые результаты:

Коммуникативные:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения.

Личностные:

  • положительно относится к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для  того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
  • правильно оформлять своё высказывание.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия  для выполнения задания.

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование целей занятия;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • расширение и актуализация словарного запаса.

Используемые педагогические технологии:

  • технология развития критического мышления;
  • элементы игровых технологий;
  • здоровьесберегающие технологии (самомассаж, динамические паузы);
  • элементы технологии разноуровневого обучения (дифференцированный подход).

Оборудование урока: демонстрационные карточки с изображением птиц, времени года весна, карточки cо схемами предложений, карточки со словами для составления словосочетаний, карточки для индивидуальной работы, тексты о птицах, звуковая запись пения птиц, учебные принадлежности, рабочие тетради, смайлы, облака, цветы первоцветы, картинки с изображением ваз, словари.

Организационный момент

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия учителя-логопеда, непосредственно обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия детей (речевая активность ребёнка)

Грамматическая и лексическая тема, термины, используемые на занятии

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

Обеспечение возможностей учащимся самостоятельно называть тему занятия

Приветствие.

Ребята у нас на занятии сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся и приступим к нашему занятию.

Я уверена, что сегодня вы справитесь со всеми трудностями, если будете работать сообща, поддерживая друг друга, внимательно слушать, будете активными.

Какое сегодня число и месяц?

Какой день недели?

Какое время года?

Какие признаки весны вы знаете?

Скажите какой сегодня день? Назовите подходящие определения.

А теперь повторим все эти слова в предложении: «Сегодня …,…,…,день».

Назовите единицу речи, при помощи которой вы выразили мысль.

Для этого расшифруйте слово.

Е  П  Е  Ж Л О Е Н  Р  И  Д

11  1   8   7  5  6  3 9  2  10   4

Сегодня мы будем работать по теме «Предложение»

Учащиеся по очереди отвечают на вопросы, заданные учителем логопедом и садятся на свои места.

Речь идёт о весне.

Весна.

Появление первых почек, ярко-синий цвет неба, повышение температуры воздуха, журчание ручейков, свежесть молодой травки, возвращение перелетных птиц, капель, первоцветы.

Тематическая картинка на доске

Предложение.

Тема «Весна»

Формирование устойчивости внимания, развития положительного эмоционального состояния учащихся.

Пространственно-временные ориентации в пространстве.

Формирование устойчивого внимания.

Определять тему занятия.

Основной коррекционно-развивающий этап

Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

Цель и задачи занятия

Давайте проверим свои знания о предложении. Прочитайте в рабочей тетради материал для любознательных. Что мы знаем о предложении?

Посмотрите, сколько мы с вами уже знаем. Сегодня на занятии мы закрепляем понятие о предложении. И пытаемся ответить на вопрос.

 Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

 Предложение состоит из слов.

 С большой буквы.

 В конце предложения ставим точку.

Определять цель занятия.

Поставить учебные задачи.

Подготовительный этап

Определите, верны ли утверждения. В конце занятия мы вернемся к этой таблице и посмотрим изменились ли ваши предположения.

Заполняют таблицу

 ( Приложение№1)

Развитие слухового внимания

Внимание.

Что вы сейчас слышали?

В какое время года мы часто слышим пение птиц?

Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной?

Предположите, что будет если птицы не будут улетать на юг

Аудиозапись с пением птиц.

Пение птиц.

Весна.

Перелетные.

Погибнут (высказывания детей)

Слуховое внимание.

Лексическая тема.

Составление простых двусоставных предложений

На доске картинки с изображением птиц и карточки со словами как птицы подают голос.

Подберите как изображенные птицы подают голос.

Что вы сейчас составили? Из скольки слов состояли эти предложения?

Подбирают

Кукушка (кукует),ласточка (щебечет), воробей (чирикает), голубь (воркует). (Приложение№2)

Короткие предложения.

Из двух

Отработка глагольного словаря

Работа с лексическим материалом

Скажите как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой?

У грача черные глаза?

У лебедя длинная шея?

У журавля широкие крылья?

У цапли длинные ноги?

У лебедя короткие лапы?

Почему птиц называют друзьями человека?

Предположите, что может произойти, если птицы не вернутся к нам весной?

Ответы детей (Приложение №3)

Отработка словаря

Устная работа с карточками

 Давайте выполним упражнение на карточке. Соедините начало и конец предложения. Составьте и прочитайте полученные предложения.

Составить предложение.

Составляют и читают предложения.

Работа со словарем.

«Исполин»

«быть на чеку»

Нахождение начала и конца предложения.

Языковой анализ и синтез.

 Развитие зрительного генеза.

Знание и понятие о предложении

Взаимопроверка

Поменяйтесь тетрадями , проверьте работу друг друга.

Проверка тетрадей.

Доверительное отношение

Игра «Четвертый лишний»

Посмотрите на картинки с изображением птиц. Назовите лишнюю птицу

Называют, объясняют. (Приложение №4)

Словесно-логическое мышление

Игра «Муха»

Чем питаются птицы?

К нам тоже залетела муха , давайте проследим за ее полетом

Насекомыми.

Следят глазами за передвижением мухи.

Пространственная ориентировка

Физкультминутка

Самомассаж «Весенний дождь»

Давайте встанем, повторяйте за мной.

Присаживайтесь

Учащиеся выполняют движения. (Приложениеп№5)

Снятие мышечного напряжения.

Работа с предложением . Определение границ предложения.

Перед вами карточка. Расставьте слова по порядку так, чтобы получились предложения. Сколько предложений вы составили? Как вы думаете, что у вас получилось?

Какой тип текста?

Составляют устно предложения.

Шесть.

Текст.

Повествование.

Рабочие тетради

Предложение

Языковой анализ и синтез.

 Развитие зрительного генеза.

Знание и понятие о предложении

Работа с текстом.

Рассказ-предложение по ключевым словам. Прием ТРКМ

В следующем задании составьте текст устно, используя слова для справок.

Составляют текст

Подведение итога занятия

Итог занятия

Ребята сейчас я предлагаю вернуться к нашей лесенке.

Как вы думаете, мы ответили на поставленный вопрос?

Да мы ответили. Логически связанные между собой предложения составляют текст.

Рефлексия

Вернемся к таблице. Которую вы заполняли в начале занятия. Заполните вторую графу. Ваши предположения изменились?

-К вам прилетели два весенних облачка с грустным и веселым настроением. -Выберите с каким настроением вы уходите с нашего занятия.

Заполните вазы первоцветами.

Поставьте в синюю вазу цветочек, если у вас остались вопросы, если вам все понятно выберите розовую вазу.

Закончите предложения:

1.Сегодня я узнал …

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Я научился…

5.У меня получилось…

Ответы учащихся.

Выбор облака.

Заполнение ваз.

Ответы детей.

Приложение №1

Верные или неверные высказывания

                                                                                               

                         Список убеждений                                                                                                                                                                          

В начале занятия

        да + / нет-      

В конце занятия

         да + / нет-      

         Предложение состоит из слов

 Предложение не может состоять из одного слова

 Слова в предложении не всегда связаны между собой

 Предложение выражает законченную мысль

Первое слово в предложении  иногда пишется с заглавной буквы

 В конце предложения ставятся  .  ?  !  …

Интонация, с которой произносится  предложение,  важна.

Главные члены предложения -  подлежащее и определение

Предложение - это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль

Из предложений, связанных между собой по смыслу, можно составить текст

 

Приложение №2

ВОРКУЕТ

КУКУЕТ

ЩЕБЕЧЕТ

ЧИРИКАЕТ

Пиложение №3

ДЛИННОКЛЮВЫЙ

ЧЕРНОГЛАЗЫЙ

ДЛИННОНОГАЯ

ШИРОКОКРЫЛЫЙ

КОРОТКОЛАПЫЙ

Приложение №4

http://edaplus.info/food_pictures/pigeon.jpg http://zooschool.ru/attach/img1/1045.jpg

http://www.ebirds.ru/images/first/265.jpg http://www.slavyarmarka.ru/image/data/slavanskiy-portal/Kukushka-slav-mif.jpg

http://allforchildren.ru/birds/img/bird30.jpg http://danlik.ru/wp-content/uploads/2015/05/Vorobey-700x525.jpg

http://edaplus.info/food_pictures/pigeon.jpghttp://www.ebirds.ru/images/first/265.jpg

http://allforchildren.ru/birds/img/bird27.jpghttp://kolesha.ru/wp-content/uploads/2012/10/%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA.png

http://danlik.ru/wp-content/uploads/2015/05/Vorobey-700x525.jpghttp://zooschool.ru/attach/img1/1045.jpg

http://irkipedia.ru/sites/default/files/193soroka.jpghttp://irkipedia.ru/sites/default/files/196grach.jpg

http://allforchildren.ru/birds/img/bird22.jpghttp://allforchildren.ru/birds/img/bird25.jpg

Приложение №5

Самомассаж «Весенний дождь»

 Туча в небе появилась

(поглаживание лба пальцами обеих рук от середины к вискам).

 Тень на землю опустилась

 (поглаживание вокруг глаз указательными пальцами-«очки»).

 Разбегаться надо нам

 (поглаживание от носа по щекам по направлению к ушам).

 Очень быстро по домам

(поглаживание от крыльев носа по носогубным складкам к углам губ).

 Как из бочки хлынул дождь

(спиралевидное растирание лба от середины к вискам).

Сразу лужи - не пройдёшь

(круговое растирание щёк по направлению от носа к ушам).

К нам в окошко постучал

(пальчиковый «душ» над верхней и под нижней губами).

И внезапно перестал

 (прерывистое надавливание по краю ушных раковин от мочек вверх).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ

При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии  ...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с тяжелым нарушением речи» 2-3 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...