Дифференциация Ч-ТЬ
план-конспект
Практический материал(упражнения) для отработки дифференциации Ч-ТЬ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ch-t.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра “В уголке Буквоеда”
На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова.
Найди нужную букву, запиши ее в подготовленную схему слева направо. Затем прочитать получившееся слово (грач, тигр).
Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.
Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.
Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.
Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.
Прочитай, какие слова получились. Сделай анализ слов. Какие цветные карандаши нужны?
Сколько в слове гласных звуков? Назови. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назови. Сколько мягких? Назови.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Т и Ч-Ть
Произносить слоги с этими звуками в разных вариациях.
Помни!! На звук (Ч) язык наверху, губы округлены.
На звук (ть) язык стучит в зубы, губы в улыбке!!
- Произносить слоги со звуками Ч, ТЬ (по 2-3 подхода):
Ча – тя чо – тё чу – тю чи – ти че – те
Ча – тя – ча чо – тё – чо чу – тю – чу чи – ти – чи че – те - че
- Произносить слова со звуками Ч и Т.
Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубастый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка.
- Произносить слова со звуками Ч и Ть.
Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.
- Произносить пары слов.
Чашка – тяжкий чайка – лентяйка
Чавкать – тявкать внучата – утята
Круча – крутят крольчата – котята
Мычать – мостят ворчат – вертят
Бачок – потёк бочонок – утёнок
Чёлка – тёлка зайчонок – котёнок
Ночёвка – путёвка бечёвка – потёмки
Мочёный – метёный печёный – плетёный
- Произносить слоги:
Ач – ать оч – оть уч – уть ич – ить еч – еть
Ач – ать – ач оч – оть – оч уч – уть – уч ич – ить – ич еч – еть - еч
- Произносить слова парами:
Чук – тюк чижик – тише мычит – летит
Каучук – утюг плечи – плети точить – катить
Чулан – тюльпан зайчик – зонтик овчина – паутина
Зачем – затем чернеть – терпеть
Качели – хотели чернота – теснота
Леченье – плетенье черенок – теремок
Черно – темно черноголовый – темноголовый
Вечер – ветер черноволосый – темноволосый
Калач – жевать врач – брать
Кумач – поймать поплачь – подать
Толочь – полоть тянуч – тянуть
Мяч – мять могуч – гнуть
Луч – муть прячь – пять
Дичь – пить печь – петь
Меч – иметь печка – Петька
лечь – клеть речка – редька
беречь – белеть напечь – напеть
- Произносить предложения:
Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки. Мячик бьют, а он не плачет, только ещё выше скачет.
- ЗАУЧИТЬ ЗАГАДКИ:
Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)
Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ТЬ - Ч
1. Дифференциация изолированных звуков ТЬ — Ч.
Дифференцируя изолированные звуки Ть — Ч, рекомендуется использовать картинки-символы: Ть - молоточек стучит, Ч - паровоз едет.
2. Повтори прямые слоги со звуками Ть - Ч.
тя - ча те - чо те - че тю - чу ти - чи
ча - тя чо - те че - те чу - тю чи - ти
3. Повтори обратные слоги со звуками Тъ - Ч.
ать - ач оть - оч уть - уч ыть - ыч ять - яч
ить - ич еть - еч ёть - ёч ють - юч яч - ять
4. Повтори слоги, где звуки Ть - Ч находятся между
гласными.
атя - ача атё - ачо ате - аче ати - ачи
отя - оча отё - очо оте — оче оти - очи
утя - уча утё - учо уте - уче ути — учи
ытя - ыча ытё - ычо ыте - ыче ыти - ычи
итя - ича итё - ичо ите - иче итю - ичу
5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласны-
ми Ть - Ч. Тич - теч - тёч - тюч - тяч
6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.
чти - чте - чте - чтю - чтя
7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.
ачт - очт - учт - ычт - ичт - ечт - ечт - ючт - ячт
8. Повтори слова, где звуки Ть) - Ч находятся в начале
слова.
тем - чем тюк - Чук тик - чик
тай - чай тайный - чайный тук - Чук
тюбик - чубик тех - чех ток - чок
тесно - честно тесто - честно
9. Повтори слова, где звуки Тъ - Ч находятся в середине слова.
петька - печка ноты - ночи
10. Повтори слова, где звуки Ть — Ч находятся в конце слова.
мять - мяч тянуть - тянуч
пугать - пугач меть - меч
11. Повтори слова, где звуки Тъ - Ч находятся в одном
слове.
Течь, точка, тучка, чинить, читать, туча, учить, точить, мочить, печать, качать, чтение, птичка, тачка, Танечка, Тонечка, точка, ботиночки, течёт, точечка; учитель, выключатель.
12. Повтори словосочетания.
тыквенная начинка тонкая маечка тёмная туча
Митины ботиночки утиное яичко темная ночь
Вовочкина птичка тётин чемодан темные очки
13. Повтори предложения.
Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.
Четыре слова. Ученик Пе.тя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку. Катя даёт собачке косточку. На небе тёмные тучи.
Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку. Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пончики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.
Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.
Семь слов. Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Вовочка пьют чай с печеньем.
14. Повтори и отгадай загадки.*
Бежит, бежит - , Стучат, стучат, -
Не выбежит. Не велят скучать.
Течёт, течёт - . Идут, идут,
Не вытечет. (Река) А всё тут да тут. (Часы)
15. Повтори стихи*
У Мити пять котят, Моем, моем трубочиста
И все котята есть хотят. Чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.
16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Тъ
- Ч. Перескажи рассказы.
Кто мычит?
А. Хмелёва
- Это кит? - Кит.
- Кит мычит? - Не мычит.
- А кто мычит? - Бычок мычит.
Я читаю
У меня книга. Я учу по этой книге буквы. Это буква а, это - у, это - и. А вот над этой буквой две точки. Это буква ё. Я читаю: ау, уа, Тема, тётя, уточка, тучка.
17. Повтори скороговорки.
Танечка - у печки, Ванечка - на печке.
Витечка читает, Митечка мечтает.
Ткани ткачи ткут, Но не много наткут.
Ткёт ткач Тане Новые ткани. Потом наткёт ткани Тоне и Мане. А. Хмелёва
Ткач ткёт ткани на платки Тане. Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки.
Внучек Тема - в маечке, Дочка Таня - в юбочке.
У девочек Анечки, Манечки и Танечки в баночках бабочки.
У Пети по чтению «пять», он Катю научит читать.
У Димочки - котёночек, у Фимочки - утёночек; котёночек - у Димочки, утёночек - у Фимочки.
Стишки на дифференциацию звуков «Ч» и «ТЬ»
Мальчуган вздыхает ТЯЖКО:
Со стола упала ЧАШКА...
Свисают руки, словно ПЛЕТИ...
Давай, дружок, расправим ПЛЕЧИ!
Учим Тузика не ЧАВКАТЬ
И на деточек не ТЯВКАТЬ!
У коровы — ТЁЛОЧКА,
Рыженькая ЧЁЛОЧКА!
Нашему ЛЕНТЯЮ
Заварить ЛЕНЬ ЧАЮ!
На брусок НА ТЁСАНЫЙ
Брошу шарф НАЧЁСАННЫЙ!
Я в комнаты МЕТЁНЫЕ
Нёс яблоки МОЧЁНЫЕ!
Объясняет ГекУ ЧУК
Как использовать УТЮГ!
Сайд садится на ЧУРБАН,
Сайд снимает свой ТЮРБАН.
Пора признаться ЧЕСТНО:
В каморке нашей ТЕСНО!
У трубача давным-давно
От веток в комнате темно...
Темно, конечно, но ТРУБАЧ
Не хочет ветки ОТРУБАТЬ!
— Что тебя, братишка, МУЧИТ?
— Да меня в машине МУТИТ!
Мама будет тесто МЯТЬ —
Дети будут в МЯЧ играть!
Мама тортик будет ПЕЧЬ —
Дети песни будут ПЕТЬ!
Стали звать Каштанку ТЁТКА...
Трюки ТЁТКА знала ЧЁТКО!
Чтоб полить укроп и РЕДЬКУ,
За водой иду на РЕЧКУ!
Вот так ВЕЧЕР, ну и ВЕЧЕР!
Целый ВЕЧЕР свищет ВЕТЕР!
У девчонок и мальчишек
Нет пальтишек... ВЕТЕР, тише!
Тёме хочется ИМЕТЬ
Богатырский щит И МЕЧ!
Тетерев с тетёрочкой
Тёрли сыр на тёрочке!
Читатели, читайте!
Мечтатели, мечтайте!
Учителя, учите!
А молчуны — молчите!
Горка —КРУЧЕ, КРУЧЕ, КРУЧЕ...
Тёмочка педали КРУТИт...
КРУЧЕ горки не встречалось!
В чистом поле легче мчалось!
Симпатичный я бычок?
Почешите мне бочок!
Помоги мне, паучок,
Доплести воротничок!
Да за тяжесть не сочти —
Это пустячок почти!
У чистюли-тёти
Чистота в почёте!
Телеграмму на почте прочтите!
Не прочтёте — меня огорчите!
Вы, начальник, не скучайте
Без чернил и без печати!
Плыл тюленчик по теченью
Выразить своё почтенье
Тёлочке, телёночку,
Уточке, утёночку!
Вытирайте, птенчики,
Клюв о полотенчики!
Почистите ботиночки
Для Тёмочки и Тимочки!
Как старательны чижи!
Чертят, чертят чертежи!
Ночной порой в чулане
Темно, как в чемодане!
Свечою посветите,
Светильнички включите!
Дети, тише, не кричите!
Телефончики, молчите!
Не чирикать! Не чихать!
Будет Петечка читать!
На речке утку и утяток
Учитель повстречал когда-то
Кричала уточка:
— Учитель!
Моих утят читать учите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания как средство эффективности развития школьника в ограниченными возможностями здоровья.
Материалы Методического совета....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Дифференциация о-а. Грамматическая тема: Правописание чк, чн. Лексическая тема: Зима.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"
В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...
Уровневая дифференциация на уроках математики
Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты. ...
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Очень помогает на уроках литературы....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком подготовительной группы. Учитель-логопед:Бабанина Н.А «Дифференциация звуков р, л» Тема: «Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать звук [Р], [Л] в слогах, с
Индивидуальное занятие с ребёнком подг.гр."Дифференциация звуков [р-][л] в слогах, словах, предложениях....