Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие". 1 класс, АООП 9.2
рабочая программа

Акишина Галина Александровна

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ  («Развитие психомоторики и сенсорных процессов» ) 1КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.sensornoe_razvitie.docx51.06 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

 («Развитие психомоторики и сенсорных процессов» )

  1. КЛАСС

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на 2020-2026 учебные года АНО СОШ «Димитриевская».

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, предметные, БУД результаты  освоения курса  

В результате освоения предметного содержания курса «Развитие психомоторики  и сенсорных процессов» у обучающихся предполагается формирование  БУД учебных действий на конец 4 класса (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных)

Личностные: обучение на занятиях по данному курсу организует и дисциплинирует школьников с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию мотивации к учению, интереса (когда ребенок задает вопросы) и позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Регулятивные: содержание занятий позволяет развивать и эту группу умений.

Обучающимся с нарушениями интеллекта свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов.

Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи таким детям трудно полностью подчинить свои действия инструкции педагога, поэтому формирование у них представлений о предметах и явлениях и др. происходит последовательно, поэтапно.

Многие проблемы в обучении снимаются, если ученики умеют контролировать свою деятельность. Освоение элементов учебной деятельности, протекающее с задержкой у детей с особыми образовательными потребностями, успешно корригируется в процессе специально организованных занятий, когда ребенок постепенно учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат. Кроме того, у школьника вырабатывается волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии и волевому усилию; воспитывается привычка к труду, желание трудиться.

Познавательные: на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов в результате целенаправленных обучающих воздействий педагога-психолога у ребенка с интеллектуальной недостаточностью формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Кроме того, создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, осуществляется подготовка школьников к восприятию учебного материала на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи, математики и др.

В процессе обучения ребенок овладевает сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов и поисковыми способами ориентирования; у него появляется точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия, тем самым создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

Коммуникативные: особое внимание на занятиях уделяется развитию речи и коммуникативных навыков детей. Словесные обозначения свойств и качеств предметов и явлений, а также существующих между ними взаимосвязей и взаимоотношений обеспечивают возможность абстракции и обобщения, способствуют осмысливанию воспринимаемого учеником. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса воспитанников.

 Умение соотносить свои поступки и события с принятыми этическими принципами.

 Анализировать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилием, трудолюбием, старанием.

 Фиксировать свои изменения, сравнивая прежние достижения с сегодняшними результатами, адекватно выражать их в речи.

 Понимать чувства других людей, сопереживать им и проявлять эти чувства в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Ребенок  получит возможность для формирования:

 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

 адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

 положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

 эмпатии как осознанного понимания ребенком чувства других людей и сопереживания им;

 позитивно-эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

 БУД изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих БУД: (под руководством педагога)

Регулятивные БУД

 Принимать и сохранять учебную задачу.

 Учиться:

 выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;

 составлять план выполнения задачи и последовательность действий;

 работать по плану, регламентирующему пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;

 при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и успешно использовать его в процессе решения задачи, исправлять допущенные ошибки;

 вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своих действий и действий других учеников, исходя из имеющихся критериев.

Выпускник начальной ступени обучения в сфере регулятивных УУД получит возможность для овладения (в сотрудничестве с педагогом) всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить (по возможности) соответствующие коррективы в их выполнение

Познавательные БУД

 Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), при направляющей помощи педагога;

 Учиться:

 анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических ее особенностей для последующего обобщения;

 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Школьник в сфере познавательных УУД получит возможность для овладения (на доступном уровне) такими логическими действиями и операциями, как анализ и синтез, классификация, сравнение, обобщение; а также научиться использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные БУД:

 Учиться:

 выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимать относительность оценок или подходов к выбору;

 высказывать и аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

 сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

 брать на себя инициативу в организации совместного действия;

 осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Обучающийся в сфере коммуникативных УУД получит возможность научиться:

 адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности; эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

 сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы решения).

 продуктивно взаимодействовать с педагогом и сверстниками: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предполагаемые  предметные результаты:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

— ориентироваться на сенсорные эталоны;

— узнавать предметы по заданным признакам;

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

— давать полное описание объектов и явлений;

— различать противоположно направленные действия и явления;

— видеть временные рамки своей деятельности;

— определять последовательность событий;

— ориентироваться в пространстве;

— целенаправленно выполнять действия по инструкции;

— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

— опосредовать свою деятельность речью.

Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.

2.Содержание учебного предмета

Основное содержание по сенсорному развитию:

  • Знакомить с основными цветами (жёлтый, зеленый, красный, синий, черный, белый), геометрическими фигурами (узнавание, различение, называние круга, квадрата, треугольника, прямоугольника). Величины больше – меньше, длиннее – короче и т.д.
  • Учить сравнивать величины (наложением, приложение, «на глаз»).
  • Учить определять цвет, форму, величину в знакомых окружающих предметах. Группировать предметы по основным признакам.
  • Формировать пространственную ориентацию, ориентироваться в схеме собственного тела (расположение составляющих тела и отдельных частей тела) по вертикали, а затем по горизонтальному пространству. Формировать различение праволевосторонней организации среды с опорой на маркер, ориентация на листе бумаги.
  • Знакомство с временными понятиями (называние дней: вчера, сегодня, завтра; называние частей суток: утро, день, вечер, ночь).

Содержание по психомоторному развитию:

I уровень – уровень активизации энергоснабжения психических процессов

Этому уровню уделяется в подготовительном классе больше времени и внимания, так как здесь реализуется важная цель:

Обеспечение и регуляция общего активационного фона, необходимого и достаточного для протекания всех психических процессов, то есть возникает повышение энергетического потенциала. Работа направлена на активизацию и энергоснабжение подкорковых образований головного мозга. На этом уровне решаются следующие задачи:

- Повышение общей работоспособности ,улучшение самочувствия и активности через:

  1. Постановку правильного дыхания, отработку дыхательных упражнений.
  2. Знакомство со стимулирующими упражнениями и массажем для кисти рук и пальцев, головы, ушных раковин, ног, стопы.
  3. Обучение правильным расслабляющим приёмам для мышц ног, рук, шеи.
  4. Знакомство с простыми упражнениями, направленными на тренировку в управлении отдельными частями тела в разном положении.
  5. Развитие устойчивости, чувства опоры на двух ногах с различным положением рук.
  6. Знакомство с упражнениями, направленными на формирование автономных движений отдельных частей тела и мышц.

II уровень – уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством (частично)

На этом уровне формируется владение телом и пространством, осуществляется тонкий анализ экстероцептивной информации для осуществления сложных видов психической деятельности (слуховых, зрительных, тактильных ощущений).

Задачи этого уровня:

  • Знакомство с ритмом (простым ритмическим рисунком, по зрительному восприятию и наглядным схемам, по показу).
  • Повышение чувствительности к разной информации (слуховой, зрительной, тактильной).
  • Развитие разных видов памяти и восприятия.

В  содержание 1 класса входит:

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Повышение энергетического потенциала

Отработка дыхательных упражнений, длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов. Стимулирующие упражнения и массаж для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений, на  тренировку в управлении определенной  частью тела, в разном положении по показу и инструкции.  

Развитие моторики, графомоторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету.  Сгибание бумаги.

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Кинестетическое и кинетическое развитие

 Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с разрезами по диагонали).

Развитие зрительного восприятия

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).

Развитие слухового восприятия

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звука

Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). С опорой на маркер.

Восприятие времени

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра.

Личностными результатами изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи).

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Название раздела

Кол.

час

Основные виды деятельности учеников

I

Диагностика

4

Отвечают на вопросы, выполняют диагностические задания  

II

Сенсорное развитие:

-Восприятие цвета

6

-сопоставляют, различают основные цвета;

-выделяют изученный цвет в окружающих предметах;

- чередуют цветные элементы

- называют словом цвета;

-отвечают на поставленные вопросы;

-используют в речи названия основных цветов

III

Психомоторное

развитие:

I УРОВЕНЬ

Активизации и энергоснабжения психических процессов:

-отработка правильного дыхания

- стимулирующие упражнения

-приёмы релаксации

-мышечные зажимы

6

2

2

2

2

-выполняют дыхательные, стимулирующие упр. по показу

-расслабляют и напрягают мышцы разных частей тела по показу

-выполняют упр. на снятие мышечных зажимов с одновременной работой рук и ног

-воспринимают простые словесные инструкции на двигат. упр.

- используют в речи понятия напряжение, расслабление

- проявляют внимание к речи учителя

I

Сенсорное развитие:

 -Восприятие геометрических фигур и тел

6

-обследуют фигуры и тела

-изготавливают из ниток, спичек, проволоки

-соотносят, сравнивают, называют, группируют фигуры

называют словом изученные названия геом. фигур и тел

- отвечают на поставленные вопросы

II

Психомоторное

развитие:

I УРОВЕНЬ

Активизации и энергоснабжения

психических процессов:

-развитие мелкой моторики

-равновесие

-ригидные телесные установки

6

4

2

5

-выполняют упр. на разминку и расслабление рук, кистей (сжимание, разжимание, штриховка..)

-упр. «заземление» на двух ногах с различным положением рук, ходьба по коридору (40 см), упр. на развязку синкинезий

-понимают и выполняют инструкцию, соотносят названия частей тела

I

Сенсорное развитие:

-Восприятие геометрических фигур и тел.

- Восприятие величин

10

7

-Составляют геометрические рисунки по инструкции.

-сопоставляют, сравнивают 2-3 предмета по величине

называют словом изученные названия величин при сравнении 2 предметов

-понимают и выполняют инструкцию

II

Психомоторное

развитие:

II  УРОВЕНЬ

Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством:

-ритм

-зрительное восприятие

-слуховое восприятие

-тактильная чувствительность

-обоняние

-вкусовые ощущения

6

2

1

2

2

2

2

-воспроизводят внешний ритм по зрительному восприятию и схемам

- обследуют предметы из 2-3 деталей по инструкции.

-различают неречевой слух, звуки окружающей действительности.

-проговаривают простой ритмический рисунок

-находят звуки и звукосочетания в словах

-называют простые характеристики поверхности предметов, характеристики вкуса (вкусно, невкусно), запаха (приятно, неприятно)

I

Сенсорное развитие:

-Пространственная ориентация.

 -Временные представления.

7

7

-ориентируются в схеме тела с опорой на маркер и на листе бумаги.

-сравнивают глубину, расстояние

-конструируют изображения из фигур по схемам.

- выполняют задания на восприятие времени суток, их последовательности

ориентируются на словесное обозначение  пространственного обозначение предметов

-называют словом изученные пространственные и временные понятия

-вступают в игру, беседу, отвечают на вопросы

II

Психомоторное

развитие:

II  УРОВЕНЬ

Операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством:

(закрепление)

За год 99 ч.

4

- двигаются в разных зонах пространства

-конструируют предметы из 2-3 частей.

-понимают и выполняют инструкцию,

1 класс

  • Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине.
  • В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила.
  • Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие».
  • Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Достаточный  уровень предметных результатов

Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):

  1. Различать и называть основные цвета; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), тела (шар, куб).
  2. Сравнивать предметы по величине ( больше – меньше, длиннее – короче).
  3. Определять изученные цвет, форму, величину в знакомых предметах. Группировать по 1 признаку.
  4. Ориентироваться в схеме тела (знать составляющие и отдельные части тела), различать право – лево с опорой на маркер.
  5. Выделять части суток, названия дней: вчера, сегодня, завтра.
  6. Выполнять по показу и инструкции простые двигательные упражнения ( для мелкой моторики и крупной моторики).
  7. Уметь выполнять простые упражнения.
  8. Правильно пользоваться письменными принадлежностями.

Минимальный уровень предметных результатов

Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):

  • Различать и сопоставлять основные цвета и геометрические фигуры. Называть при организующей помощи.
  • Сравнивать предметы по 1 признаку (по цвету, по форме, по величине). Сравнивать наложением, приложением.
  • Ориентироваться по схеме тела (составляющие части) при организующей и направляющей помощи).
  • Ориентироваться в представлении (сутки, дни).
  • Под руководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения для мелкой моторики, отдельных частей тела, воспроизводить правильное дыхание.
  • Под контролем выполнять действия по инструкции взрослого, пользоваться письменными принадлежностями.

Оценка эффективности  занятий

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:  

  • степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь  меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности  может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Контроль за уровнем сформированности моторных и сенсорных процессов у детей

1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

Оценка статического равновесия

— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Оценка динамического равновесия

— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

2. Оценка ручной моторики:

— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

3. Оценка тактильных ощущений:

— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

4. Оценка владения сенсорными эталонами:

Тесты цветоразличения

— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т.

5.Различение формы

— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).

6. Восприятие величины

— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

7. Оценка зрительного восприятия:

— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

— узнавание контурных изображений (5 изображений);

— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

8. Оценка слухового восприятия:

— воспроизведение несложных ритмических рисунков;

— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

9. Оценка пространственного восприятия:

— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;

— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);

— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

10. Оценка восприятия времени:

— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).

                          Критерии оценки выполнения любого задания

0 баллов - ребенок не выполняет задание, не понимает предложенной инструкции, не выделяет внешние признаки предметов, не использует обследовательские действия для их обнаружения, в деятельности преобладают неспецифические манипуляции.

1 балл - ребенка привлекают предметы, предложенные ему в ходе исследования, он обследует их, применяя специфические манипуляции, может подражать действиям взрослого, достаточно успешно справляется с заданием по подражанию («под диктовку»), систематические представления о цвете, форме, величине не сформированы.

2 балла - ребенок проявляет интерес к заданиям, выполняет их по подражанию (отраженно), а в ряде случаев — по образцу, требует помощи, сличает цвет, форму, величину предметов при действиях с дидактическими игрушками, понимает название 1-2 форм, 1-2 цветов, контрастных величин (большой - маленький).

3  балла - ребенок выполняет предложенные задания, используя образец, в ряде случаев может использовать пробы (под руководством педагога), требует помощи, сличает цвет, форму, величину предметов, знает название 3-4 форм, 3-4 цветов, величин (большой, самый большой и пр.) и иногда самостоятельно называет их, используя предэталонные названия, может под руководством педагога использовать результат обследования в продуктивной деятельности.

4  балла - ребенок выполняет предложенные задания по образцу или по словесной инструкции, использует пробы, а в ряде случаев — метод зрительного соотнесения, в основном самостоятельно и правильно, знает название пяти и более геометрических форм, пяти и более величин, основные цвета и их оттенки, выделяет плоскостную фигуру из объемной, самостоятельно называет внешние свойства предметов, использует их под руководством педагога в продуктивной деятельности и повседневной жизни.

   5 баллов - ребёнок старается выполнять предложенные задания самостоятельно и правильно, анализирует окружающие предметы и явления с учётом имеющихся представлений, использует их  в продуктивной деятельности и  повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики" с 5-8 классы

Коррекционная рабочая программа по проведению занятий для детей с ОВЗ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ

Рабочая программа групповых коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 2- 4 классов  разработана в соответствии с  положением о структуре, порядке р...

Рабочая программа по коррекционному курсу: "Развитие речи у детей с ЗПР 7 класс"

Рабочая программа по коррекционному курсу: "Развитие речи у детей с ЗПР 3 класс"ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОсновные цели курса Нормативно-правовая базаРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К...

Рабочая программа индивидуального обучения ученика 8 класса … (АООП интеллектуальные нарушения)

Особенностью программы является то, что она решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа раскрывают содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, во...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики", 6-7 классы

Реализация Программы коррекционного курса "Развитие мимики и пантомимики позволит помочь слепым и слабовидящим детям овладеть техникой мимики и пантомимики и и умением пользоваться сформированным...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс (АООП,интеллектуальные нарушения)

               Рабочая   программа  составлена  на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающих...

Рабочая программа по предмету "Человек" 2 класс АООП вариант 1.4

Настоящая программа по предмету "Человек" 2 класс создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможн...