Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики" с 5-8 классы
рабочая программа (6 класс) на тему
Коррекционная рабочая программа по проведению занятий для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_kursu_razvitie_mimiki_i_pantomimiki_6_klass_2015-2016.docx | 39.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Развитие мимики и пантомимики» для учащихся _6 класса ГБС(к)ОУ «Казанская школа №172 III-IV видов». Учитель ЛАТЫПОВА А.Т. 2015-2016 у.г
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №172 III, IV видов»
«Рассмотрено» на заседании МО протокол № 1 от 24.08.2015 г. Хуртина Т.Ю. /______________/ | «Согласовано» Зам.директора по УР Морозова Л.А. /_______________/ | «Утверждаю» Директор школы ____________Рожкова Е.М. Приказ № 38/14 от 27.08.2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу коррекционной подготовки «РАЗВИТИЕ МИМИКИ И ПАНТОМИМИКИ»
6а класс
Учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Латыпова Алсу Тагировна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «27» августа 2015 г.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе коррекционного курса «Развитие мимики и пантомимки» для учащихся
_6 класса ГБС(к)ОУ «Казанская школа №172 III-IV видов».
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Закона Российской Федерации №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004г. №1089) / Сборник нормативных документов/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004 - 443с.
3. Учебного плана Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №172 III, IV видов» на 2015-2016 учебный год.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида Министерства общего и профессионального образования РФ Института коррекционной педагогики РАО под редакцией Л.И.Плаксиной,1999 год. (Рекомендовано Управлением реабилитационной работы специального образования РФ).
5. Специальные коррекционные программы для детей с тяжелыми нарушениями зрения . С.-Петербург "Образование" 1995./ Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. В.А. Феоктистова.
На основании:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида Министерства общего и профессионального образования РФ Института коррекционной педагогики РАО под редакцией Л.И.Плаксиной,1999 год. (Рекомендовано Управлением реабилитационной работы специального образования РФ).
2. Стандарта общего образования слабовидящих учащихся Министерства Общего и профессионального образования РФ. (Проект). М., 1999 год.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (коррекционная работа в начальной школе). Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997
4. Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой (5-9 классы) Допущено Министерством образования РФ. М., ВЛАДОС, 2000 год.
Для составления данного планирования использовалась дополнительная литература:
1. Теоретические основы коррекционной работы для детей с нарушением зрения. Л.И.Плаксина. М.ГороД.1998 год.
2. Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов.
Т.Б. Тимофеева и др. Ростов на Дону. Феникс, 2010 год.
3. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология.- 1998.- N 5.- С. 76-87.
4. Специальные коррекционные программы для детей с тяжелыми нарушениями зрения. С.-Петербург "Образование" 1995./ Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. В.А. Феоктистова.
5. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушением зрения – М.: Экспресс-Полиграф-Сервис, 1999.
6. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009.
7. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.: ил.
8. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.
9. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009.
I. Место коррекционного курса в учебном плане.
Учебный план Казанской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №172 III, IV видов отводит на курс «Развитие мимики и пантомимики» в старших с 5-11 классах – 1 час в неделю (всего 35 часов в год).
II. Цели изучения.
Причиной многих жизненных проблем является неумение человека правильно организовать свое общение с людьми. Многих слепых волнует, насколько они адекватны в общении. МИМИКА - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, эмоциональные состояния движением мускулов лица. ПАНТОМИМИКА - это движение тела, рук, ног; умение пользоваться жестами. Цель курса "Развитие мимики и пантомимики" - помочь слабовидящим и незрячим детям овладеть техникой мимики и пантомимики и уметь пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности.
III. Задачи:
- Развивать и укреплять мышечный аппарат выразительных зон лица; формировать умение правильно воспринимать и воспроизводить мимические и жестовые движения.
- Закрепить знания, умения и навыки невербального общения, тренировать мышечный аппарат, производящий мимические и жестовые движения.
- Формировать навыки использования невербальных средств общения.
- Формировать умение правильно воспринимать и воспроизводить новые мимические и жестовые движения, уметь ими пользоваться в жизненных ситуациях; уметь по эмоциональным и речевым проявлениям определять настроение собеседника и копировать его с использованием мимики и жестов, вокальной мимики.
- Формировать умение контролировать свои эмоции, освоить навыки культуры невербального общения.
IV. Содержание программного материала:
1. Мышечный аппарат в мимике, жестах, пантомимике.
2. Формирование и восприятие эмоций.
3. Мимика и жесты в соответствии с интонацией.
4. Мимика для детей с форменным зрением.
5. Пантомимика.
6. Мимика и пантомимика в театральном искусстве.
V. Методы обучения.
Познавательный: изучение своего лица, изображение эмоциональных масок. Наглядный: формирование алгоритма восприятия различных эмоций и состояний на самом ребенке, на другом человеке, на схемах-символах лица и тела, на барельефе. Воспроизведение эмоциональных состояний персонажей сюжетных картинок (при наличии форменного зрения).
Использование прикладного материала для обыгрывания литературных произведений (картинки на палочках, на магнитах, плоскостные изображения различных животных. Игровой: обыгрывание бытовых ситуаций, требующих выразительности движения (пантомимика). Метод перевоплощения детей в различные образы. Практические занятия: навыки саморегуляции, контроль мышечного напряжения и расслабления. Тестирование.
VI. Межпредметные связи.
Курс «Развитие мимики и пантомимики» должен помочь учащимся усваивать общеобразовательные школьные предметы через литературу (изображение учащимися литературных героев), биологию (описание и изображение растений, животных), изобразительное искусство (описание эмоций по изображению на портретах, узнавание эмоционального настроения художника по цветовой гамме картин), черчение (использование схем, зарисовок).
VII. Форма организации занятий:
Дифференциация. Интегрированное обучение. Тренинги. Практикумы. Работа по карточкам. Ролевая игра. Могут иметь место и такие формы организации познавательной деятельности как беседы, уроки вопросов и ответов, тренинги, экскурсии и другие виды. Полученные навыки используются учащимися в жизни, на практике, на учебных занятиях.
VIII. Особенности организации занятий курса «Развитие мимики и пантомимики».
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания детей.
Специфика обучения и воспитания детей с нарушением зрения проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на сохранные анализаторы.
Основной формой работы тифлопедагога с учащимися являются занятия. Коррекционную направленность занятий определяет использование индивидуального и дифференциального подхода.
При индивидуальной работе учитываются возможности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождения в контакт в процессе обучения, устойчивость внимания.
Дифференцированный подход к коррекционной работе требует выделения подгрупп детей, в состав которых могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития. Численность таких подгрупп, как правило, 1-2 ребенка. Продолжительность занятия до 35 минут. Количество часов в неделю – 35 часов. В четвертую декаду месяца на занятии присутствуют все учащиеся класса. Также создание подгрупп зависит от диагноза заболевания, этапа лечения.
При работе с подгруппой нужно говорить медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Если ребенок не может ответить, дать дополнительное разъяснение.
Коррекционные занятия проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития этих детей и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, ликвидацию в ходе обучения и воспитания отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.
Особое внимание обращается на создание санитарно-гигиенических условий, сочетание коррекционно-воспитательной работы с лечебно-восстановительной. Программа курса предусматривает диагностику готовности учащегося к изучению коррекционного курса, в апреле-мае проводится диагностика результативности.
IX. Приобретаемые навыки коррекционной деятельности учащихся сводятся к результатам обученности:
По окончанию обучения учащиеся должны уметь:
- самостоятельно координировать мимические и жестовые движения;
- воспринимать и воспроизводить основные эмоции в самостоятельной и практической деятельности;
- замечать эмоциональные состояния окружающих, декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;
- анализировать собственные эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются, управлять своим эмоциональным состоянием;
- творчески использовать сформированные навыки выразительных движений в жизненных ситуациях, характеризуя их в речи;
- пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности, применяя выразительные средства общения;
- повышать родительскую компетентность в вопросах эмоционального развития и здоровья ребенка.
Степень сформированности практического навыка может быть определена по следующим параметрам,
1) насколько самостоятельно выполняется задание (решается конкретная проблема);
2) насколько уверенно ведет себя учащийся при выполнении задания; являются ли при этом правильными его поза и осанка;
3) насколько точно выполняются все требования безопасности;
4) насколько выполнение задания соответствует общепринятым способам.
Формы контроля коррекционной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны родителей.
Содержательные аспекты программы по предмету для учащихся III – IV вида образовательной деятельности представлены через календарно - тематическое планирование.
Календарно - тематическое планирование курса «Развитие мимикии и пантомимики»
для учащихся _6а _ класса ГБС(к)ОУ «Казанская школа №172 III-IV видов» на 2015-2016 уч. год
№ | Тема | Часы | Содержание | Цели | Дата |
I. Мышечный аппарат в мимике, жестах, пантомимике. | |||||
1 | Виды общения. Как я умею общаться. | 1 | Вербальные и невербальные средства общения | Развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений: Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела. Научить управлять состоянием лицевых мышц. Использование диагностических карт. | |
2 | Диагностика уровня эмоциональной сферы. | 1 | Обследование уровня развития эмоциональной сферы. Роль выразительных движений в общении. | ||
3-4 | Мимика. Жесты. Поза. Осанка | 2 | Движение мышц лица. Разминка лица. | ||
5 | Психомышечная тренировка. | 1 | Управление мышечным напряжением и расслаблением | ||
6 | Мимические проявления эмоциональных реакций человека. | 1 | Наступательная мимика. Гнев. Жестокость. | ||
II. Формирование и восприятие эмоций | |||||
7 | Модели выражения основных эмоций | 1 | (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх, любовь, раздумье, боль, печаль др.) | Формирование алгоритма восприятия различных эмоций и состояний: на самом ребенке, на другом человеке, на живых животных и их чучелах, на схемах-символах лица и тела, на барельефе. Модели выражения эмоциональных состояний Формирование алгоритма восприятия различных эмоций и состояний: на самом ребенке, на другом человеке, на живых животных и их чучелах, на схемах-символах лица и тела, на барельефе. Модели выражения эмоциональных состояний | |
8 | Мимические проявления эмоциональных реакций человека | 1 | Этюды и игры на выражение от-дельных качеств характера и эмоций (ирония, внимание, досада, ярость, страх). | ||
9 | Модели черт личности, порождаемых социальной средой. Моральная оценка. | 1 | (жадность, доброта, честность, раскаяние, угрызение совести, смирение, равнодушие, самовозвеличение и т. п.) | ||
10 | Модели состояний эмоционально окрашенных чувств. | 1 | (гордость, застенчивость, уверенность, смущение, восторг, уныние, восхищение и др.). | ||
11 | Выражение состояний элементами пантомимических движений. | 1 | Не боюсь пройти по камешкам. | ||
III. Мимика и жесты в соответствии с интонацией. | |||||
12 | Интонация и текущее состояние человека. | 1 | Покажу голосом любую эмоцию. | Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией и психологическим состоянием. Учить учащихся с патологией зрения правильному отношению к своему дефекту | |
13 | Законы и элементы общения. | 1 | Слово. | ||
14-15 | Технологии общения. | 2 | Мимические и пантомимические этюды. | ||
IV. Мимика для детей с форменным зрением. | |||||
16-17 | Узнаю эмоциональное состояние по объектной картинке. | 2 | Страх | Формирование у детей, имеющих форменное зрение, умений определять значение мимики, жеста и позы на объектной картинке, на поведении животных и их эмоциональном состоянии. Обучение умению воспроизводить формируемые эмоциональные состояния персонажей сюжетных картинок (при наличии форменного зрения). Законы театра картинок, включающие в себя плоскостные изображения различных животных. Умение использовать прикладной материал для обыгрывания литературных произведений (картинки на палочках, на фланели, на магнитах) | |
18-19 | Покажу /узнаю/ рефлекторную мимику животного | 2 | Пассивно-оборонительная. Еж. Черепаха. | ||
20-21 | Вылеплю и изображу эмоцию. | 2 | Страх | ||
22-23 | Расскажу о герое по картинкам (иллюстрациям). Эмоции литературного героя. | 2 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». И.А.Крылов. | ||
V. Пантомимика | |||||
24 | Вырабатываю красивую осанку. | 1 | Проверяю себя: как стою, как сижу, как жестикулирую. | Формирование умения адекватно воспроизводить в различных (игровых, бытовых и др.) ситуациях следующие выразительные движения (пантомимика): | |
25-26 | Я умею показать | 2 | - что я чувствую:; | ||
27 | Навыки импровизации. | 1 | Угадай, что покажу. | ||
VI. Мимика и пантомимика в театральном искусстве. | |||||
28-29 | Виды театров. Атрибуты театра. | 2 | Теневой театр. Театр картинок | Создание эмоционально-положительного климата. - Создание чувства комфорта, защищенности. - Умение следить за действием игрушек, адекватно реагировать на них. - Способствовать формированию навыка перевоплощения детей в различные образы. | |
30-31 | Участие детей в театрализованной игре: | 2 | Что изображает моя кукла. | ||
32 | Психические процессы творческих способностей. | 1 | Я перевоплощаюсь | ||
33 | Диагностика приобретенных навыков | 1 | Диагностика приобретенных навыков. Тест «Что говорят вам мимика и жесты?» | ||
34-35 | Итоговый урок. | 2 | Выступление перед младшими школьниками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы.
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа индивидуально – коррекционных занятий по математике для обучающихся 8 класса на I полугодие
В рабочей программе представлены:1.Пояснительная записка2. Планирование ИКЗ на I полугодие3. Результаты диагностики в 8 классе по математике для формирования групп ИКЗ4. Мониторинг резу...
Рабочая программа индивидуально – коррекционных занятий по математике для обучающихся 8 класса на II полугодие
В рабочей программе представлены:1.Пояснительная записка2. Планирование ИКЗ на II полугодие3. Результаты диагностики в 8 классе по математике для формирования групп ИКЗ4. Мониторинг рез...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики", 6-7 классы
Реализация Программы коррекционного курса "Развитие мимики и пантомимики позволит помочь слепым и слабовидящим детям овладеть техникой мимики и пантомимики и и умением пользоваться сформированным...
Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» 1 дополнительный класс
Данная рабочая программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);- Примерной а...