Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР
план-конспект

Перешеина Светлана Владимировна

Закрепить  навык произношения [j] в словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах, развивать фонематический слух, навык звуко - слогового анализа. Знакомство с буквой Й. Развивать навыки подбора антонимов, чтения. Развивать внимание, мышление, памят

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_y.docx346.26 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад № 18

Конспект занятия по обучению грамоте: «Звук и буква Й»

Составила: Перешеина С.В., учитель-логопед.

ГО Красноуральск, Свердловская область.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР.

Тема: Звук [j], буква Й.

Цели: закрепить навык произношения [j] в словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах, развивать фонематический слух, навык звуко - слогового анализа. Знакомство с буквой Й. Развивать навыки подбора антонимов, чтения. Развивать внимание, мышление, память.

                                                      Ход занятия:

Организационный момент:

  - Сядет на своё место тот, кто правильно определит, сколько в слове слогов (частей). Вспомним правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников».

  • Душ, кошка, катушка, майка, дом, лес, вилка, иголка, вода, лодка, живот, этажи.

Объявление темы занятия:

На доске картинки:  воробей, соловей, трамвай, попугай.

«4 лишний».

Воробей, соловей,

Трамвай, попугай.

Кто(что) лишний? Называй!

- Посмотрите на картинки, найдите лишнюю, объясните свой выбор.

  (Лишний – трамвай, т.к. это транспорт, а остальные – птицы.)

Воробей, соловей,

Трамвай, попугай.

Одинаковый звук называй!

  Дети: звук [j].

- Сегодня вы познакомитесь и поиграете с этим звуком.

 Анализ артикуляции и характеристика звука:

- Произнесём звук все вместе.

- Когда мы произносим этот звук, мы прижимаем язык к нёбу, во рту возникает преграда. Как вы думаете, гласный или согласный звук [j]? (согласный). Проверьте, звонкий или глухой? Как проверим? Приложим ладонь к горлу. (звонкий). Запомните, звук [j] всегда мягкий.

Вывод: звук [j] – согласный, звонкий, всегда мягкий.

- Фишкой какого цвета будем обозначать звук [j] при составлении схем звукового состава слова? (зелёного цвета).

Выделение звука в словах:

- Поднимите зелёную фишку, если услышите слово со звуком [j]

  • Май, кубики, зайка, малина, край, трамвай, умывальник, сарай, автобус, змей, машина, самолёт, попугай, гвоздика, Незнайка, балалайка, пузырёк, кофейник.

Определение места звука в слове:

 -Играем в договорки:

Нос пыхтит и дышит паром,

Бок горячий пышет жаром.

А внутри напиток- травник.

Он – любимый мамин…(чай-ник).

Дом на рельсах тут как тут.

Всех умчит он в пять минут.                            Ты садись и не зевай. Отправляется…

(трамвай).

Всё случается в дороге,

Можно поцарапать ноги, и поэтому в поход

Мы берём с собою…(йод).

 

- Определите место звука [j] в этих словах. Покажите на схеме. (Дети кладут фишку на нужную клетку).

Анализ звукового состава слова:

 - Откройте пеналы. Составьте звуковую схему слова ЧАЙНИК. Один ребёнок выходит к доске, составляет схему, объясняет выбор цвета фишки.

Физкультурная пауза с мячом:

 - Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.

Логопед бросает ребёнку мяч и произносит прилагательное. Ребёнок называет слово с противоположным значением и возвращает мяч.

  Логопед:       «Горячий»                                           Ребёнок:   «Холодный»

 Хороший - …       Радостный - …

Умный - …            Быстрый - …

Весёлый - …          Мягкий - …

Легкий - …             Ясный - …

Глубокий - …         Высокий - …

Светлый - …

 - Какой последний звук в словах?

Знакомство с буквой:

- А сейчас вы познакомитесь с буквой «И краткое». Она обозначает на письме звук [j].

Букву Й зовут «И кратким».

Й, как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.  (В. Степанов).

На доске появляется буква Й из магнитной азбуки.

- Сложите букву из элементов в ваших контейнерах. Расскажите, сколько и какие элементы вы взяли? (магнитные элементы букв из пособия «Речевое развитие в детском саду. Речь: плюс»).

- Откройте, пожалуйста, тетради и пропишите букву Й в тетради.

-Отгадайте загадку:

Я чёрный, красный, жёлтый, синий.

С начинкой твёрдой в древесине.

Я с острым ножиком дружу,

И что хочу, изображу. (карандаш).

Логопед берёт у ребёнка карандаш с его разрешения, и спрашивает:

 - Чей это карандаш?  (Мой).

 - А если карандашей много?  (Мои).

Читают на доске: МОЙ – МОИ.

Сколько слогов в слове МОЙ? А в слове МОИ?

 Упражнение «Экзамен». («Вставь пропущенную букву и прочитай слово»).

Дети тянут «билетик», пишут пропущенную букву Й в словах.

Сара…                                  Ле…ка                                        За…ка

Попуга…                              Ша…ба                                      Ма…ка

Уле…                                    Стро…ка                                   Музе…

Ма…                                     Лентя…                                     Га…ка                                  

Будь внимательным, не зевай! Предложение нужным словом заканчивай!

  • Последний месяц весны - …
  • Любит ничего не делать…
  • Пчёлы несут нектар в …
  • Чтобы играть в хоккей, нужны клюшка и …
  • Для полива клумбы я возьму…
  • Для домашних животных хозяин построил…
  • В выходной день я пойду в исторический…
  • В клетке громко кричал белый…
  • Петя сам постирал трусики и …
  • Грузовики с кирпичами приехали на…
  • Механик крепко прикрутил…
  • Кате подарили розового плюшевого…

Итог занятия.

Список литературы:

  1. Волина В.В. Праздник букваря. – М., АСТ-Пресс, 1995.
  2.  Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Ступеньки к школе. – М., ТЦ Сфера, 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

"Умники и умницы"-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект логопедического заняти по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки [Х], [Х\'], буква Х. "Слияние", "Вне слияния"

Конспект занятия по развитию навыков звукового анализа и синтеза с элементами обучения грамоте. Тема «Звуки [Х], [Х’], буква Х». Знакомство с терминами «Слияние», «Вне слияния»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "

В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР по теме «Поможем паучку».

 Учить четко произносить звук П, дифференцировать звук  на слух и в произношении....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ЗПР

Цели:• Закрепить звуки С, СЬ;• Познакомить с их графическим обозначением (буквы С, с);• Закреплять навыки определения места звука в слове;• Упражнять в подборе слова к заданной схеме;• Обучать звукобу...