Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР
план-конспект
Закрепить навык произношения [j] в словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах, развивать фонематический слух, навык звуко - слогового анализа. Знакомство с буквой Й. Развивать навыки подбора антонимов, чтения. Развивать внимание, мышление, памят
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_y.docx | 346.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад № 18
Конспект занятия по обучению грамоте: «Звук и буква Й»
Составила: Перешеина С.В., учитель-логопед.
ГО Красноуральск, Свердловская область.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР.
Тема: Звук [j], буква Й.
Цели: закрепить навык произношения [j] в словах, фразах. Учить определять позицию звука в словах, развивать фонематический слух, навык звуко - слогового анализа. Знакомство с буквой Й. Развивать навыки подбора антонимов, чтения. Развивать внимание, мышление, память.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Сядет на своё место тот, кто правильно определит, сколько в слове слогов (частей). Вспомним правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников».
- Душ, кошка, катушка, майка, дом, лес, вилка, иголка, вода, лодка, живот, этажи.
Объявление темы занятия:
На доске картинки: воробей, соловей, трамвай, попугай.
«4 лишний».
Воробей, соловей,
Трамвай, попугай.
Кто(что) лишний? Называй!
- Посмотрите на картинки, найдите лишнюю, объясните свой выбор.
(Лишний – трамвай, т.к. это транспорт, а остальные – птицы.)
Воробей, соловей,
Трамвай, попугай.
Одинаковый звук называй!
Дети: звук [j].
- Сегодня вы познакомитесь и поиграете с этим звуком.
Анализ артикуляции и характеристика звука:
- Произнесём звук все вместе.
- Когда мы произносим этот звук, мы прижимаем язык к нёбу, во рту возникает преграда. Как вы думаете, гласный или согласный звук [j]? (согласный). Проверьте, звонкий или глухой? Как проверим? Приложим ладонь к горлу. (звонкий). Запомните, звук [j] всегда мягкий.
Вывод: звук [j] – согласный, звонкий, всегда мягкий.
- Фишкой какого цвета будем обозначать звук [j] при составлении схем звукового состава слова? (зелёного цвета).
Выделение звука в словах:
- Поднимите зелёную фишку, если услышите слово со звуком [j]
- Май, кубики, зайка, малина, край, трамвай, умывальник, сарай, автобус, змей, машина, самолёт, попугай, гвоздика, Незнайка, балалайка, пузырёк, кофейник.
Определение места звука в слове:
-Играем в договорки:
Нос пыхтит и дышит паром,
Бок горячий пышет жаром.
А внутри напиток- травник.
Он – любимый мамин…(чай-ник).
Дом на рельсах тут как тут.
Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай. Отправляется…
(трамвай).
Всё случается в дороге,
Можно поцарапать ноги, и поэтому в поход
Мы берём с собою…(йод).
- Определите место звука [j] в этих словах. Покажите на схеме. (Дети кладут фишку на нужную клетку).
Анализ звукового состава слова:
- Откройте пеналы. Составьте звуковую схему слова ЧАЙНИК. Один ребёнок выходит к доске, составляет схему, объясняет выбор цвета фишки.
Физкультурная пауза с мячом:
- Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
Логопед бросает ребёнку мяч и произносит прилагательное. Ребёнок называет слово с противоположным значением и возвращает мяч.
Логопед: «Горячий» Ребёнок: «Холодный»
Хороший - … Радостный - …
Умный - … Быстрый - …
Весёлый - … Мягкий - …
Легкий - … Ясный - …
Глубокий - … Высокий - …
Светлый - …
- Какой последний звук в словах?
Знакомство с буквой:
- А сейчас вы познакомитесь с буквой «И краткое». Она обозначает на письме звук [j].
Букву Й зовут «И кратким».
Й, как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши. (В. Степанов).
На доске появляется буква Й из магнитной азбуки.
- Сложите букву из элементов в ваших контейнерах. Расскажите, сколько и какие элементы вы взяли? (магнитные элементы букв из пособия «Речевое развитие в детском саду. Речь: плюс»).
- Откройте, пожалуйста, тетради и пропишите букву Й в тетради.
-Отгадайте загадку:
Я чёрный, красный, жёлтый, синий.
С начинкой твёрдой в древесине.
Я с острым ножиком дружу,
И что хочу, изображу. (карандаш).
Логопед берёт у ребёнка карандаш с его разрешения, и спрашивает:
- Чей это карандаш? (Мой).
- А если карандашей много? (Мои).
Читают на доске: МОЙ – МОИ.
Сколько слогов в слове МОЙ? А в слове МОИ?
Упражнение «Экзамен». («Вставь пропущенную букву и прочитай слово»).
Дети тянут «билетик», пишут пропущенную букву Й в словах.
Сара… Ле…ка За…ка
Попуга… Ша…ба Ма…ка
Уле… Стро…ка Музе…
Ма… Лентя… Га…ка
Будь внимательным, не зевай! Предложение нужным словом заканчивай!
- Последний месяц весны - …
- Любит ничего не делать…
- Пчёлы несут нектар в …
- Чтобы играть в хоккей, нужны клюшка и …
- Для полива клумбы я возьму…
- Для домашних животных хозяин построил…
- В выходной день я пойду в исторический…
- В клетке громко кричал белый…
- Петя сам постирал трусики и …
- Грузовики с кирпичами приехали на…
- Механик крепко прикрутил…
- Кате подарили розового плюшевого…
Итог занятия.
Список литературы:
- Волина В.В. Праздник букваря. – М., АСТ-Пресс, 1995.
- Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Ступеньки к школе. – М., ТЦ Сфера, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
"Умники и умницы"-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект логопедического заняти по обучению грамоте в подготовительной группе...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки [Х], [Х\'], буква Х. "Слияние", "Вне слияния"
Конспект занятия по развитию навыков звукового анализа и синтеза с элементами обучения грамоте. Тема «Звуки [Х], [Х’], буква Х». Знакомство с терминами «Слияние», «Вне слияния»....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "
В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детей с ОНР по теме «Поможем паучку».
Учить четко произносить звук П, дифференцировать звук на слух и в произношении....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ЗПР
Цели:• Закрепить звуки С, СЬ;• Познакомить с их графическим обозначением (буквы С, с);• Закреплять навыки определения места звука в слове;• Упражнять в подборе слова к заданной схеме;• Обучать звукобу...