"Перелетные птицы весной"
план-конспект
Задачи:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Перелётные птицы»;
- закрепление представлений детей о жилищах перелетных птиц, составление простого предложения с предлогом «в»;
- развитие зрительного, слухового внимания, мышления, мелкой моторики руки;
- закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, навык согласования числительных с существительными, употребления предлогов;
- воспитывать познавательный интерес, гуманное отношение к птицам.
Оборудование: презентация перелетные птицы весной, магнитофонную запись со звуками природы, предметные картинки с изображением перелетных птиц и их жилищ, жилища птиц (гнезда на дереве, гнездо ласточки под крышей дома, скворечник).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_ptitsy.docx | 229.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫШЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
143334 Московская область, Наро-Фоминский район, д.Вышегород , д.3,4 тел.(496)-346-81-37 |
Конспект логопедического занятия по развитию речи
Тема: «Перелётные птицы весной»
(начальная школа)
Подготовила:
учитель-логопед Прилипко Ю.С.
д.Вышегород, 2021
Задачи:
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Перелётные птицы»;
- закрепление представлений детей о жилищах перелетных птиц, составление простого предложения с предлогом «в»;
- развитие зрительного, слухового внимания, мышления, мелкой моторики руки;
- закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, навык согласования числительных с существительными, употребления предлогов;
- воспитывать познавательный интерес, гуманное отношение к птицам.
Оборудование: презентация перелетные птицы весной, магнитофонную запись со звуками природы, предметные картинки с изображением перелетных птиц и их жилищ, жилища птиц (гнезда на дереве, гнездо ласточки под крышей дома, скворечник).
Ход занятия:
Проводится игра «Эхо»
Логопед включает запись звуков природы, дети отгадывают.
Игра «Спаси птенца»
Представьте, что у вас в руке маленький птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он ещё прилетит к вам.
Беседа по теме занятия с опорой на предметные картинки
Перед ребенком выставляются картинки с изображением перелетных птиц.
-Какие птицы изображены на картинках? Почему эти птицы называются перелетными?(Скворец, ласточка, грач, соловей, кукушка, жаворонок, журавль, аист, утка, иволга, лебедь, дрозд и другие).
Обращается внимание детей на изображение грача и соловья.
- Грачи и соловьи вьют гнезда весной из веточек, соломки и откладывают в гнездах яйца, из которых потом вылупляются птенцы.
Показывается изображение ласточки.
- Ласточка лепит свое гнездо из травы и глины около жилья человека под крышами домов. В гнезде ласточка тоже откладывает яйца.
Показывается изображение скворца.
Скворец сам гнезда не вьет, не лепит. Он селится в домике, который ему строит человек. Как называется домик скворца?( Скворечник)
Одновременно с рассказом о показываем картинки с изображением жилищ перелетных птиц. Показывается изображение кукушки.
- Кукушка не вьет, не лепит гнездо. Она откладывает яйца в чужие гнезда. Ее птенцов растят другие птицы.
Кукушка
О птенцах не вспоминаю,
Все летаю и летаю,
Посижу я на суку,
Покричу — ку-ку, ку-ку.
Я в чужие гнезда яйца
Оставляю без стыда,
Потому что я — кукушка,
Никогда не вью гнезда.
О. Г. Зыкова
- Посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы:
-Какие птицы вьют гнезда весной из веточек, соломки и откладывают в гнездах яйца? (Грачи и соловьи)
- Какая птица лепит свое гнездо из травы и глины около жилья человека под крышами домов? (Ласточка)
- Какая птица гнезда не вьет, не лепит? (Скворец)
- Какая птица откладывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
Пальчиковая игра «Сорока- ворона»
Сорока ворона кашу варила,
Сорока- ворона деток кормила.
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
И самому маленькому
Из большой миски
Да большой ложкой
Всех накормила!
Упражнение «Назови птенцов» (игра с мячом).
у ласточки - ласточонок;
у грача - грачонок;
у скворца - скворчонок;
у журавля – журавлёнок;
У кукушки – кукушонок;
У лебедя — лебеденок;
У утки — утенок;
У аиста – аистенок;
У гуся – гусенок.
- Птенцы любят своих родителей, и ласково их называют.
- Вспомните, как ласково можно назвать следующих птиц: соловья, лебедя, скворца, журавля.
Упражнение «Назови ласково» (игра с мячом)
соловей - соловушка;
лебедь - лебёдушка;
скворец - скворушка
журавль - журавлик, журавушка.
Физкультминутка
Ра-ра-ра-ра!
Дружно встала детвора.
Ру-ру-ру-ру!
Руки к небу подниму.
Потянусь я, потянусь я,
И немного подрасту.
Ря-ря-ря-ря!
Наклонюсь сейчас, друзья.
А потом ещё разок
И назад, и вперёд!
Ро-ро-ро-ро!
Можем прыгать мы легко.
И направо, и налево,
И на месте высоко.
Ры-ры-ры-ры!
Вот пришёл конец игры.
Вдох и выдох, руки вниз.
И за парту ты садись.
Отгадывание загадок с опорой на предметные картинки
Детям загадываются загадки. Из предложенных картинок они должны выбрать ответ-отгадку.
На шесте дворец, во дворце певец.
А зовут его?
(Скворец.)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка.)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)
Дидактическая игра «Какая ты птица» (занятие со световой песочницей)
В песке спрятаны картинки с птицами. Ребенок должен подуть или «раскопать» картинку, назвать птицу и составить предложение, например: «Я -скворец, перелётная птица, я не вью гнезда, живу в скворечнике».
Итог занятия. Оцениваем работу детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-конкурс "Перелетные птицы"
Урок для учащихся начальной школы коррекционно-развивающего обучения...
конспект урока по ремеслу "Перелетные птицы"
конспект урока, в классе для детей со сложной структурой дефекта....
Изготовление перелетной птицы в технике аппликация из ниток
Представляю урок трудового обучения для обучающихся начальной школы с двигательными нарушениями....
Конспект логопедического занятия в старшей группе "Перелетные птицы"
Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий...
Конспект занятия "Весна. Перелетные птицы"
Логопедическое занятие с детьми старшей группы по теме: " Весна. Перелетные птицы"...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Перелетные птицы. Весна"
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Перелетные птицы. Весна"...
конспект занятия по лексической теме: "Весна. Перелетные птицы"
Конспект итогового занятия по лексической теме....