Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Перелетные птицы. Весна"
план-конспект на тему

Капустина Елена Владиславовна

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Перелетные птицы. Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelyotnye_ptitsy.vesna_.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта фронтального логопедического  занятия

по развитию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной школе группе для детей с ОНР

Тема: «Перелетные птицы. Весна»

                                                                                                                                                                                                               Составила: учитель-логопед

                                                                                                                                                                                                                                        Капустина Е.В.

     

 

                                                                                                             ДОУ «Стрижи», 2017

Цель: создать условия для развития лексико-грамматической стороны речи, в процессе закрепления представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни в весенний период.

 

Задачи:

1. Коррекционно-обучающая.  Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы», совершенствовать навыки словообразования.

2. Коррекционно-развивающая. Упражнять детей в образовании и согласовании притяжательных прилагательных, развивать у детей навык звукового анализа и синтеза; продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения.

3. Коррекционно-воспитательная. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

Оборудование: Тематические картинки по теме: зима, весна; перелётные, зимующие птицы; признаки весны.

Символы звуков и буквы; Карта. Компас. Бинокль. Фонарик. Мяч. Игрушка-попугай. Сундучок с «монетами» - конфетами, раскрасками «Перелетные птицы». Конверты с письмами.

Структура занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Организационный момент

Логопед:- Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой и поздороваться). Логопед достает игрушку попугая.

- Ребята к нам прилетел попугай и вот, что он сообщил: «Вашу группу посетили пираты и превратили её в заколдованные острова. Жители этих островов просят вашей помощи, просят спасти их от злых чар.  Вы готовы им помочь?

Дети здороваются.

Дети внимательно слушают.

Ответы детей

2. Основная часть

1. - Нам придётся плыть по океану, на чём мы можем отправиться в путешествие?

- Для путешествия нам понадобятся некоторые предметы из этой коробочки. Выберите подходящие  предметы.

2. Логопед: - Прощаемся с попугаем и отправляемся в путь. Посмотрите на карту, куда нам надо плыть? Что нарисовано на первом острове на нашей карте? (Две снежинки).

Логопед: - Какая цифра должна быть на этом острове? (Цифра 2).

- Давайте посмотрим в бинокли, близко этот остров?

Логопед: - Чтобы отправиться в путешествие, надо произнести волшебные слова: «Раз, два покружись, в океане окажись».

3. Логопед: - Вот и остров! Ребята, посмотрите, здесь конверт с письмом. Жители этого острова написали письмо: «Пираты перепутали-заколдовали все времена года. У нас всё время холодно, а мы мечтаем о тепле». О каком времени года пишут в письме, если всё время холодно? (О зиме).

Логопед: - Какое время года наступает после зимы? (Весна).

(На столе выложены картинки-символы «Зимы», «Весны»).

Логопед: - Давайте расскажем о весне, помогут нам маленькие картинки из конверта.

Логопед: - На этом острове мы справились с заданием. Теперь давайте немного отдохнем. 

Физкультминутка. Имитация «движения  птиц» под аудиозапись.

4. Логопед: - Отправляемся дальше, посмотрим по карте, куда надо плыть. (На остров, обозначенный тремя птичками, ищем цифру 3).

Логопед: - На одной половинке острова жили зимующие птицы, на другой - перелётные, пираты всех птиц перепутали. Давайте расселим птиц правильно, под знаком «солнышко» поместим картинки с перелётными птицами, а под знаком «снежинка» с зимующими.

- Возьми картинку, кто у тебя, куда поселишь, почему?

- Почему этих птиц называют перелётными? (Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются).

- Почему птицы улетают осенью? (Становится холодно и нечем питаться).

- Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод? (Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться).

- Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной? (Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов).

5. Логопед: - Давайте вспомним, как называют птенцов.

Игра с мячом «Кто у кого»

У грача - грачата, у галки - галчата, у журавля - журавлята, у вороны - воронята, у стрижа - стрижата, у утки - утята, у скворца - скворчата.

– На этом острове мы тоже справились с заданием, смотрим по карте, куда нам надо плыть дальше? На острове нарисовано четыре жука, ищем цифру 4.

6. Логопед: - Мы попали на остров насекомых, но я здесь никого не вижу. (Нашли мешочек и конверт с письмом): «Пираты перепутали звуки и насекомые исчезли, чтобы их вернуть, надо составить 2 слова ЖУК и ОСА».

Логопед: -  Достаньте из мешочка по одной картинке. Составим сначала слово ЖУК. Выйдите те, у кого есть нужные картинки. Какой звук первый? Второй? Последний? Получилось слово ЖУК?

- А теперь составим слово ОСА.        

- Ребята, а как вы думаете для чего мы спасали насекомых?

Вы справились с заданием, теперь появятся насекомые и у птиц будет много еды. Птицы будут весело петь.

Логопед: - Пора плыть дальше, плывём на остров  под цифрой 5.

7. (Находят следующий конверт с письмом): «Помогите! Пираты могут сделать то, что в природе делать нельзя! Они могут нам навредить!»

Логопед: - Давайте составим таблички по охране птиц, расскажем о том, что нельзя делать и почему.

- Теперь все посетители острова будут знать эти правила, и вы их не забывайте. Давайте посмотрим, что показывает карта. Мы приплываем на остров, с которого начали свой путь.

Ответы детей (корабль, плот, пароход)

Дети выбирают предметы и объясняют свой выбор. (Компас и карта нам необходимы, чтобы знать, куда плыть. Бинокль нужен, чтобы смотреть вдаль. Фонарь будет освещать нам дорогу.)

Дети из пальчиков изображают бинокли

На «острове 2» дети находят конверт, в нём письмо и картинки-символы с признаками весны.

Дети должны вспомнить времена года. Умозаключения детей.

По картинкам-символам дети составляют рассказ о весне, достают картинки из конверта, объясняют её. (Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. Прилетают птицы. Появляются насекомые).

Дети выполняют движения.

Дети переходят к третьему столу. На нём лежат картинки с изображениями зимующих и перелётных птиц.

Дети выполняют задание, отвечают на вопросы.

Умозаключения детей.

Перемещаются к следующему «острову 4»

Дети выкладывают слова на мольберте (звукобуквенный анализ).

Открытие детьми нового. Умозаключения детей.

Индивидуальная работа.

Каждый ребенок составляет из картинок-символов фразу.

3. Итог занятия

Детей встречает Попугай: - Ребята, вы расколдовали все острова, и мы снова услышим пение птиц. В благодарность птицы оставили вам подарок.

Логопед: - А  у меня для вас есть жетоны. Если вы считаете, что справились с заданием очень хорошо – возьмите красный жетон, если хорошо – зелёный. А если вы считаете, что вы могли бы справиться лучше – синий.

- Скажите, где мы с вами побывали? Кому мы помогали?

- А что нам помогло выполнить задания?

- Нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три…

Покружись, в детском саду окажись.

Дети фиксируют свои достижения и проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ фронтального логопедического занятия "Зимующие птицы"

Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности...

Фронтально логопедическое занятие "Зимующие птицы"

Задачи:Активизация и обогащение предметного словаря по теме;Согласование существительных в падежных конструкциях;Активизация глагольного словаря;Словообразование (с использованием уменьшительно-ласкат...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: "Зима. Зимующие птицы".

Данный конспект способствует активизации словарного запаса по лексическим темам: "Зима", "Зимующие птицы". Формирует у детей умение составлять предложения с предлогами на, под. Будет полезен в работе ...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звук Рь буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Цель: сформировать у учащихся представление о звуке [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графический образ буквы,Коррекционные и развивающие: развитие зрительного восп...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений "Перелётные птицы весной"

Конспект НОД "Перелётные птицы весной" по формированию лексико- грамматических представлений воспитанников 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными ТНР...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия. Тема «Зимующие птицы».

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия.Тема «Зимующие птицы»....

Конспект фронтального занятия во 2 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению.Тема занятия: Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.

Цели:1.Вырабатывать умение различать текст по предложениям  опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме  «Весна», различать неречевые звуки. 2. Автоматизироват...