Мотивация обучающихся к творческой деятельности как фактор успешности
рабочая программа
Программа по мотивации обучающихся к творческой деятельности как фактор успешности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_tablitse_9.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по выявлению способностей обучающихся к творческой деятельности «Мотивация обучающихся к творческой деятельности как фактор успешности развития личности детей»
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов ООО и СПО. Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию образования - формирование всесторонне развитой личности.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель программы: выявление творческих способностей (особенностей) обучающихся, создание условий для самореализации личности с различными способностями и интересами.
Основные задачи:
- Формирование у обучающихся с различными способностями и интересами позитивной мотивации к творческой деятельности.
2. Выявление и поддержка обучающихся, проявляющих интерес к творческой деятельности.
3. Создание условий для выявления творческих способностей обучающихся.
4. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей обучающихся.
5. Привлечение обучающихся с различными интересами и способностями к участию в проектах, конкурсах и иных мероприятиях творческой направленности.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению способностей:
- принцип доверия и поддержки;
- принцип добровольности;
- принцип индивидуальности;
- принцип выбора;
- принцип творчества и успеха;
- принцип привлекательности результатов;
- принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению творческих способностей обучающихся:
- наблюдение;
- диагностика;
- беседы с участниками образовательного процесса;
- консультации;
- дифференцированные задания;
- учебные задания практикоориентированной направленности;
- проектная деятельность;
- ролевые игры;
- предметные олимпиады и конкурсы;
- задания творческого и исследовательского характеров.
Диагностический инструментарий:
- методика «Сфера интересов» О.И. Моткова.
Модифицированная методика П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского:
- диагностика зоны актуального и ближайшего развития;
- уровень обучаемости (способность к учению);
- уровень обученности (результат);
1 уровень обученности – различение: низшая степень, когда учащийся отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам.
2 уровень обученности – запоминание: учащийся может пересказать содержание текста, но это не служит доказательством понимания.
3 уровень обученности – понимание: он предполагает нахождение существенных признаков и связей явлений, предметов на основе анализа и синтеза.
4 уровень - простейшие умения и навыки: показатель высокой степени обученности.
5 уровень – перенос: учащиеся умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации. Это самый высокий уровень.
Методы, используемые для выявления способностей обучающихся:
- наблюдение;
- наблюдение за игрой;
- беседа;
- изучение рисунков (совместно с психологом);
- тестирование (совместно с психологом);
- анкетирование детей и их родителей (совместно с психологом).
Методики диагностики уровня творческой активности обучающихся
Тест 1
1) Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.
Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;
3 балла – если это было дополнено деталями;
4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;
5 баллов – если изложение её было развёрнутым.
Низкий уровень – 0-1 балл;
Средний уровень – 2-3 балла;
Высокий уровень – 4-5 баллов.
Тест 2
2) Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).
Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.
Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.
Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.
Основными показателями креативности выступают:
- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;
- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;
- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
Высокий уровень – проявляет интерес;
Средний уровень – проявляет незначительный интерес;
Низкий уровень – не проявляет интереса к выполнению задания.
Тест 3
3) Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».
Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.
Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.
Показ фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.
При оценке данного задания мы (совместно с психологом) использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:
высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;
средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;
низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.
4) Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).
Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.
Анкета для родителей
1) Ф. И. ребёнка
2) Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий).
3) Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?
4) Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?
5) Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в театрах, совместно просматриваете конофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?
6) Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?
7) Всегда ли доделывает свою работу до конца?
8) Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?
9) Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?
10) Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?
ОПРОСНИК
Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.
№ | Особенности ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?» | |||||
2 | Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует | |||||
3 | Точно, правильно использует много слов в своей речи | |||||
4 | Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов | |||||
5 | Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми | |||||
6 | Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.) | |||||
7 | Легко справляется с загадками и может их придумывать | |||||
8 | Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление | |||||
9 | Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями | |||||
10 | Понимает значение чисел от 1 до 10 | |||||
11 | Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники | |||||
12 | Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции | |||||
13 | Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки | |||||
14 | Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники | |||||
15 | Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети | |||||
16 | Проявляет острую наблюдательность | |||||
17 | Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства |
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса к изучению дисциплин творческого цикла;
- применение полученных знаний в практической жизнедеятельности, в процессе общения;
- создание для каждого обучающегося ситуации успеха и достижений в каких-либо сферах и видах деятельности в зависимости от интересов, возможностей, способностей;
- обеспечение положительной динамики достижений обучающихся на различных уровнях;
- повышение самооценки обучающихся.
Система оценки результатов.
Для оценки результативности работы по выявлению способностей обучающихся используются следующие критерии:
- вовлечение обучающихся во внеклассную деятельность различного профиля;
- характер контакта с взрослым;
- апробация специально подобранных (совместно с психологом) дидактических игр и упражнений, способствующих вовлечению детей в творческий процесс. Критерии оценивания: уровень выполнения заданий, оказываемая ребенку помощь и степень его обучаемости, отношение к выполнению заданий, уровень активности при выполнении заданий, самостоятельное исправление ошибок.
Информационная карта мотивации обучающихся к творческой деятельности на основе диагностических материалов
2017-2018 учебный год | ||||||
Ф.И. ребенка | Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 | Оценка родителей | Психолого-педагог. оценка | Уровень мотивации |
Сергей С. | В | В | В | В (65баллов) | В | Сильная Мотивация |
Мария М. | С | С | С | С (38баллов) | С | Умеренная Мотивация |
Игорь Щ. | Н | С | Н | Н (25 баллов | Н | Слабая Мотивация |
Сильная мотивация – 1 обуч.
Умеренная мотивация – 1 обуч.
Слабая мотивация – 1 обуч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Проектная деятельность обучающихся на специальных курсах ....
Педагогические методики ориентированные на действие, как фактор повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.
В книге «Школа для 21 века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филипп С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов и работодателей, подчёркивает вопрос : « Каким вы хотите ...
Внеурочная творческая деятельность как фактор формирования компетенций.
Целью внеурочной деятельности в техникумах является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной профессиональной образовательной программой ...
Исследовательская деятельность как фактор успешности современного гимназиста
В современных социально-экономических условиях развития России одной из приоритетных задач, решаемых как педагогической теорией, так и педагогической практикой, является проблема поддержки талантливых...
Выступление на городском методическом объединении по теме "Мотивация обучающихся к творческой деятельности в условиях дополнительного образования"
Мотивация обучающихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования...
Районный семинар « Проектная деятельность как фактор успешной социализации обучающихся»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого–педагогического сопровожденияАдмиралтейского района Санкт–Петербурга (ГБУ ДО ЦППС Адмиралтейского...
«Выставочная деятельность как фактор успешности обучения изобразительному искусству»
laquo;Выставочная деятельность как фактор успешности обучения изобразительному искусству» /публикация в сборнике материалов IV открытой городской педагогической конференции "Панорама педаг...