Педагогические методики ориентированные на действие, как фактор повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.
статья по географии по теме

Перепёлкина Тамара Ивановна

В книге «Школа для 21 века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филипп С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов и работодателей, подчёркивает вопрос : « Каким вы хотите видеть будущего специалиста?» - получал, как правило. один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_metodiki.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические  методики ориентированные на действие, как фактор повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.

В книге «Школа для 21 века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филипп С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов и работодателей, подчёркивает вопрос : « Каким вы хотите видеть будущего специалиста?» - получал, как правило. один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Действительно если выпускник школы или вуза не утратил интереса к знаниям, если он ищет и находит необходимую информацию для решения тех или иных научных и прикладных проблем, то ему легче будет повысить профессиональный уровень.

Сегодня, когда традиционный подход в образовании взаимодействует с новыми педагогическими технологиями, эффективность учебного часа заметно возросла. Тому способствует ряд обстоятельств. А именно:

  • Вовлечение каждого старшеклассника в активный познавательный процесс, позволяющий применить приобретённые  знания  на практике и чёткое осознание того, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
  • Совместной работы класса и педагога при решении разных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
  • Постоянного испытания своих интеллектуальных, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями.

       Из инновационных педагогических технологий остановимся на кейсовом методе как одном из видов самостоятельной работы, обеспечивающим активизацию творческой деятельности старшеклассников. Кейсовый метод обучения является одним из эффективных средств развития и закрепления знаний, на основе которых старшеклассник принимает самостоятельные решения. Старшеклассникам предлагается на рассмотрение проблемная кейсовая ситуация, для решения которой создаются творческие группы. Вырабатываются критерии эффективности группы (проработка проблемы, использование разнообразных источников информации, оригинальность представления, участие каждого в подготовке и предоставлении результатов).

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, выбирать оптимальный результат и составлять план его осуществления

        Таким образом, если в течение учебного года такой подход применяется многократно, то у школьников вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

       Как научить учащихся активно самостоятельно работать с учебником, причем так, чтобы не было скучно? Конечно можно заставить прочитать параграф и затем заставить воспроизвести его на оценку. Это традиционный репродуктивный метод. Обучение с помощью этого метода неэффективно: ученики спустя неделю не помнят выученный параграф, и требуется его неоднократное повторение, чтобы кое-что отложилось в голове. Самым эффективным способом работы с книгой является фреймовый подход. Фреймом является одна из проекций объекта, представленная в виде схемы. Учащиеся быстрее усваивают свёрнутые знания, представленные в виде логической конструкции.

             В результате этой работы учащиеся начинают свободно ориентироваться в учебном материале, учатся выделять главное в параграфе (теме), классифицировать элементы знаний, понятий и хорошо знают содержание учебника. Использование такого подхода в обучении позволяет строить взаимодействие по схеме: учитель –текст – ученик, при этом функция учителя изменяется в сторону координатора, а функция ученика приобретает характер внутреннего диалога с источником учебной информации. Фреймовый подход к организации знаний способствует свёртыванию и сжатию информации, особенно полезен при организации больших объёмов памяти.

Основные функции фрейма заключаются в следующем:

- классификация образов с помощью минимального количества признаков;

- полное описание, включающее пространственные отношения;

               В курсе географии 10 класса я использую следующие фреймы:

  • Минеральные ресурсы;
  • Водные ресурсы;
  • Сельское хозяйство;
  • Население.

В курсе 11 класса - это то обобщающее «ядро» или каркасная структура, которая рассматривается при изучении географических образов разных стран.  Фрейм «Страны Европы», фрейм «Население  Латинской Америки», «Природные ресурсы Канады и их использование».

           Каждый отдельный блок географических знаний («Рельеф», «Климат» и т.д.) должен включать тренировочные и итоговые практические и самостоятельные работы. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.

          Рассматривая возможности использования фреймовой педагогической технологии в дисциплине «География»  можно сделать вывод, что

- уровень обученности учащихся повышается;

-включенность учащихся в учебный процесс;

- мотивация к познанию;

-системность и цельность знаний;

- фреймовая организация учебного времени создаёт эффект его экономии.

Нет необходимости спорить о важности игр в жизни детей. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, пути решения неясны, а это приводит к творческому поиску.

Виды игр в системе. 

Игры по форме деятельности учащихся можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам – на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний. По типам – это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры на местности и в классе. По форме проведения – игры-аукционы, защиты, соревнования на лучшие качества, скорость, количество, путешествия по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс-конференции, игры-драматизации, инсценировки, поиск решения проблем, игры-исследования и открытия.

С учетом современных требований Государственного стандарта образования игры помогают научить школьников объяснять, прогнозировать, обобщать.

Эти уроки проходят под девизами: «Турнир эрудитов», «Дневники пропавшей экспедиции», «Материки древней Гондваны» и т.д. Они могут проводиться в форме викторины «Что? Где? Когда? Почему?», конкурсы фантастических проектов (например, строительство плотин в проливах), защиты природоохранных проектов (тропических лесов, вод океана и т.д.), предложение типа «Что было бы, если бы…(Анды были расположены не на западе, а на востоке Южной Америки? или… растаяли ледники Антарктиды и т.д.). При организации игры класс делится на группы, каждая группа выбирает лидера, распределяет обязанности, готовит эмблему, изучает дополнительную литературу. Учитель разрабатывает специальные задания для каждой группы, например, при изучении океанов, предлагаю ученикам такие ситуации:

  1. Один из вас будет капитаном, другой – штурманом. Надо выбрать маршрут плавания по Атлантическому океану, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побываете.
  2. Представьте, что вы потерпели кораблекрушение и спаслись на плоте. Расскажите о случившемся, о попытках выжить.
  3. Попробуйте пройти маршрутом Христофора Колумба и описать путешествие.
  4. Совершите воображаемое путешествие к Северному полюсу. Выберите способ передвижения. Какие трудности вам встретились на пути.
  5. Поставьте себя на место Робинзона Крузо. Опишите свои приключения.

В данном случае применяется исследовательский метод обучения, который может эффективно осуществляться лишь на основе систематического выполнения учащимися проблемных заданий  

При современном уровне информатизации образования появилась возможность пользоваться на уроках географии  различными дисками, которые в яркой и красочной форме знакомят учеников с уникальными объектами и явлениями Земли,  киносюжетами, текстовыми дополнениями диктора и текстами, поясняющими какой-либо объект или явление. Здесь же предлагаются тестовые задания разных уровней сложности за которые ученик может получить оценку, выставленную компьютером, предлагаются мультимедийные задания и игры, где необходимо правильно расставить по местам географические названия объектов или распределить предложенных на слайде животных по разным природным зонам, или расставить на разных участках предложенных на слайде географических карт, значки полезных  ископаемых и разнообразных типов тектонических структур земной коры и т.д. Здесь ярко проявляет себя частично-поисковый (эвристический) метод обучения, основанный на аргументации, обобщениях и выводах учащихся, нахождении ими возможной альтернативы решения того или иного вопроса или задания.

Разнообразные формы и методы учебных занятий дают возможность: выявить  способности каждого учащегося, вызвать неподдельный интерес к предмету,  укрепить сотрудничество учителя и учащегося, ученику стать активным участником учебного процесса, научиться отстаивать свое мнение, суждение, сопереживать друг за друга, усваивать материал непосредственно на уроке.

 Информационная поддержка предмета выражается в использовании программного обеспечения по географии. Начиная с 6 класса можно внедрять в процесс обучения электронные учебники: «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Медиатека по географии: «Уроки географии 6-7 классы», «Социальная и экономическая география мира. 10 класс» и многочисленные интерактивные пособия по отдельным темам и блокам, а также интерактивные карты все это является хорошим пособием для преподавания уроков географии и подготовки учащихся к олимпиадам.
Внедряя новые информационные технологии, ставим перед собой следующие задачи: научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать, также важно применять компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий.
При объяснении нового материала можно использовать цветные рисунки и фотографии, видеофрагменты, справочные таблицы, анимацию. При закреплении знаний для быстрого повторения наиболее значимых вопросов применять рисунки, схемы, анимации через мультимедиа-проектор. Особо удобно и для учителя и для ученика использование компьютера для контроля знаний. Учащимся предлагаем задания: ответить на вопросы теста, расшифровать схему, проанализировать таблицу и т.д. и сразу можно проверить правильность выполнения заданий, учащиеся видят свои ошибки. Получается очень интересно, удобно и быстро.
Для учащихся, которые интересуются географией, предлагаю занимательную форму выполнения домашнего задания в виде составления презентации и публикации по изученной теме.
           Использование информационных технологий обеспечивает возможность проведения компьютерных практикумов – занятий, в ходе которых ученики с помощью персонального компьютера решают учебные задачи по определенной теме курса или при подготовке к ЕГЭ. Таким образом, использование информационных технологий и персонального компьютера, безусловно, повышает интерес учащихся к предмету, стремление к самостоятельности, создает благоприятные условия для раскрытия их склонностей и способностей.
         Третье направление – использование в работе тестовых заданий. Необходимость применения тестов обусловлена, прежде всего, тем, что задания районных олимпиад, теоретического тура областных олимпиад по географии составлены в форме тестов, причем различного вида. Вот почему используя эту форму в качестве промежуточного контроля знаний учащихся на уроках, а так же в системе индивидуальных занятий с одаренными школьниками можно хорошо подготовить детей. Применение тестов обусловливается вторым фактором – введением ЕГЭ, что требует от каждого учащегося умения справляться с заданиями в тестовой форме, а подготовку к ЕГЭ мы начинаем с 6 класса.
          Четвертое направление – это создание в школе системы индивидуальных занятий по географии. На мой взгляд, это одно из самых важных условий для работы по углубленному и расширенному изучению материала заинтересованными обучающимися. Именно на этих занятиях происходит практическая отработка теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов, совершенствуются навыки работы с дополнительной литературой, компьютерными программами, а также школьники приобретают навыки выполнения исследовательских проектов. По моему глубокому убеждению, именно такие занятия способствуют более ранней профилизации образовательного процесса, осознанному выбору школьниками будущей профессии.
           Современное преподавание географии - это соединение фактов с более активным развитием мышления и самостоятельности - качествами столь ценимыми в технологиях развивающего обучения.

          Место и роль карты в преподавании географии Связи карты с географией многообразны и существенны:

1. Карта - "альфа и омега" (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается.

2. Карта - стимул к заполнению пустых мест. Карта не только пассивно регистрирует успехи географического исследования, но и активно стимулирует к его расширению и углублению.

3. Карта в высокой степени способствует выявлению географических закономерностей, т.е. закономерностей в пространственном размещении, соотношении, сочетании и взаимодействии явлений на поверхности земного шара.

4. Карта - необходимый посредник между крайне ограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадным по своим размерам объектом географического исследования; карта - второй язык географии.

5. Карта - один из критериев географичности. Дело в том, что география по своему охвату наука исключительно обширная. Недостаточная определенность ее границ была на всем протяжении исторического развития одним из главных источников ее болезней. Задача уточнения этих границ является одной из важных задач ее методологии.

Значение карты для географии как науки уже предопределяет ее значение для географии как предмета преподавания, ибо преподавание есть в конце концов не что иное, как воспроизводство научно-исследовательской работы с юным поколением, конечно, воспроизводство крайне упрощенное и крайне сокращенное, но все же имеющее немало общего с работой в научно-исследовательском порядке. И многое, что было сказано о значении карты для географии как науки, переносится и на значение карты для географии как предмета преподавания.

 Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что учитель станет действительно педагогически творческим  только в том случае, если он сможет, с одной стороны, создавать фрагменты уроков на основе готовых или собственных программных продуктов, с другой стороны, овладеет методикой преподавания предмета в современных условиях.

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки учителей. Сегодня учитель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Учитель в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических фактов - он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.


академических фактов - он помогает учащимся понять сам процесс обучения. Учитель помогает ученикам найти необходимую им информацию; выяснить, соответствует ли она заданным требованиям; а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики как фактор повышения мотивации обучающихся».

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики как фактор повышения мотивации обучающихся»....

Использование QR-кода в образовательной деятельности- как фактор повышения мотивации обучающихся

Использование QR-кодав образовательной деятельности- как фактор повышения мотивацииобучающихся...