Инновационные технологии и повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Петрушкова Нина Васильевна

Статья на тему: "Инновационные технологии и повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Петрушкова Нина Васильевна

ГБОУ школа №34 Невского района Санкт-Петербурга

Инновационные технологии  и повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

 Образование – одна из важнейших сфер человеческой деятельности и определяющий фактор развития человечества, требующий внедрения в образовательную практику новейших технологий, которые способствуют повышению качества обучения и эффективности работы учителя - логопеда.

Используя инновационные технологии при создании современного урока в коррекционной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, важно учитывать особенности развития этих детей. Необходимо такое развивающее обучение, при котором у детей осуществляется простой перенос знаний, возникает возможность применения полученных знаний для решения новых аналогичных задач.

 Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекция развития детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья должна осуществляться в предметно-практической деятельности.

Учитывая особенности развития познавательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья,  в начальной школе чаще используют игровые технологии обучения, элементы информационно-коммуникативных технологий, элементы технологии проектного обучения, технологии интегрированного урока.

Игровые технологии - это такая организация учебного процесса, при которой обучение осуществляется в процессе включения учащихся в учебную игру. Игра способствует эмоциональному восприятию учебного материала, более качественному усвоению умений и навыков. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее возможностями выбора и элементами соревнования, самоутверждения, самореализации.

 Использование элементов информационно-коммуникативных технологий позволяет одновременно воздействовать на два важных органа (слух и зрение) облегчает процесс восприятия и запоминания информации. Применение на уроках разработанных логопедом интерактивных презентаций,  активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет эффективно проводить проверку выполненных заданий и обеспечивает возможность ученику самостоятельно убедиться в правильности ответа.

Использование компьютерных технологий дает увеличение плотности урока, позволяет логопеду  повысить темп урока. Что  одновременно повышает качество обучения и интерес учащихся.

Технология проектного обучения – такой вид обучения,  при котором ученикам не даются готовые знания, а используется технология защиты их индивидуальных проектов. При этом логопед помогает:

- в поиске источников информации;

-сам является источником информации;

-поддерживает и поощряет учащихся;

-координирует и корректирует процесс;

-поддерживает непрерывную обратную связь.

При организации интегрированного урока появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи. В процесс познания включаются все анализаторы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильно-двигательные), что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.

Каждый логопед определяет для себя те формы работы, которые для него более приемлемы, которым он отдает предпочтение.

Используемые технологии способствуют повышению эффективности обучения. Дети быстрее усваивают программу на этапе начального обучения, у них высокая учебная мотивация, они более открыты для общения, адекватны в социуме.  

Литература:

1. Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.М. Щербаков - М.: НЦ ЭНАС, 2001.- 184с.

2.Гладкая В.В. «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида» Издание 2-е. Методическое пособие. М., «Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 г.

3.Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : Учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. завед. и слушателей курсов переподготовки, обуч. по спец. 031700 — Олигофренопедагогика

4. Маллер А.Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие. Изд. 2-е испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с. (метод. библиотека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике "Реабилитация- фактор повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья"

"Включение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в пространство его развития"....

Мастер – класс «Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает разработку содержания и технологий, определяющих пути и способы достиже...

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...

Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."

Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь ...