Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования обучащихся с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка
Программа работы школы по методической теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа работы ГБС(К)ОУ школы №46 «Центр РиМ»
над единой методической темой в 2012-2015
Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса. Методическая работа - главное направление работы школы, от которого зависит выработка стратегии и перспектива развития образовательного учреждения.
Методическая работа школы
а) отражает основные направления модернизации образования, достижения психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта;
б) повышает научно-методический уровень учебно-воспитательной работы школы, внедряя достижения передового педагогического опыта в образовательном учреждении;
в) стимулирует творческий поиск педагогического коллектива, приобщая учителей школы к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе;
г) обобщает и транслирует в образовательную среду города, страны передовой педагогический опыт коллектива школы.
Планирование методической работы в школе требует системного подхода, идеологической основой которого должна стать единая методическая тема.
Методическая тема формулируется в соответствии с программой развития образовательного учреждения.
Учитывая современные требования к школе, педагогический коллектив определил единую методическую тему на предстоящий двухлетний период работы: "Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ОВЗ", а также разработал Программу педагогических действий в этом направлении.
Цель программы:
- Обеспечение условий для повышения доступности качественного образования детей с ОВЗ.
- Эффективная реализация основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011- 2020 гг. «Петербургская Школа 2020»., Закона РФ «О специальном образовании лиц с ОВЗ.
Задачи:
Позиция 1 (для учащихся)
Создание единой комфортной коррекционно-развивающей среды, способствующей нравственному, физическому и духовному развитию учащихся:
- формирование целостной системы «сопровождения» каждого учащегося школы, направленное на решение образовательных задач, повышение эффективности качества обучения и воспитания; развитие жизненной компетенции разных категорий детей с ограниченными возможностями;
- создание вариативной системы обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ;
- реализация новых подходов и технологий в обучении;
- создание условий для сохранения здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- внедрение новых подходов к обновлению воспитательной системы;
- отработка новых форм совместной работы с семьей по поддержке развития и здоровья учащихся;
- обновление материально-технической базы и ресурсов образовательной среды.
Позиция 2 (для педагогов)
Обеспечение профессионального развития педагогических кадров:
- наращивание инновационного и научно-методического потенциала школы, укрепление связей
с различными научными учреждениями;
- развитие инновационных процессов путём внедрения новых образовательных технологий;
- разработка программы «Методическая поддержка»;
- стимулирование педагогов и специалистов к непрерывному профессиональному самосовершенствованию.
Позиция 3 (для администрации)
Создание новых механизмов оценки качества образования:
- создание аналитической системы разноаспектного анализа показателей функционирования и развития школы
- формирование открытой, широкой системы оценки качества образования с участием всех участников образовательного процесса, общественных институтов, отработка и введение механизмов и регламентов общественных обсуждений инноваций в образовании
Поставленные перед педагогическим коллективом задачи должны решаться через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы с учащимися и коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.
Ожидаемый результат:
Для учащихся.
- Создание в школе образовательной среды, направленной на качественное получение школьниками с ОВЗ ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации данной категории детей в постшкольном пространстве.
- Качественная организация социальной реабилитации школьников с тяжёлыми нарушениями.
- Формирование у школьников коммуникативных навыков и социального поведения.
- Формирование у школьников новых ценностных ориентаций, личностный рост каждого школьника.
- Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся, сохранения и укрепрления здоровья.
Для педагогогического сообщества.
- Достижение нового качественного уровня в ресурсном обеспечении образовательного процесса.
- Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с детьми, имеющими ОВЗ
- Создание системы инновационной деятельности.
- Усиление мотивации к инновационному труду со стороны педагогов школы.
- Разработка системы педагогического мониторинга за состоянием преподавания и уровнем обученности школьников.
- Позитивная динамика по показателям развития образования, обозначенных в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011- 2020 гг. «Петербургская Школа 2020».
ПЯТЬ ШАГОВ К ЦЕЛИ
ШАГ ПЕРВЫЙ:
"Повышение профессиональной компетентности учителя" (2012- 2014 учебный год)
Цели:
- Создать условия для повышения профессиональной компетентности учителей школы.
- Усилить личностно ориентированную направленность образования через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий.
- Развитие творческого потенциала педагогов и учащихся школы.
Задачи:
- Проанализировать педагогические условия развития творческой активности участников педагогического процесса.
- Организовать работу семинаров - практикумов.
- Осуществлять взаимообучение учителей.
- Стимулировать самообразование и творческий поиск учителей.
ШАГ ВТОРОЙ:
"Современный урок через внедрение новых педагогических и информационных технологий"(2012- 2014 учебный год)
Цели:
- Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
- Обеспечение условий для внедрения новых технологий для лучшей реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения.
Задачи:
- Выбор оптимальных технологий и методик повышения качества образования.
- Формирование у школьников навыков мотивации и самоконтроля в процессе обучения.
ШАГ ТРЕТИЙ:
"Эффективное развитие познавательных интересов учащихся на основе современных педагогических и ИКТ технологий" (2012 - 2013учебный год)
Цели:
- Формирование у школьника ценности образования.
- Активизация учащихся путем формирования у них познавательных интересов.
Задачи:
- Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям.
- Развивать у учащихся способность к саморазвитию.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ:
"Сотрудничество школы и семьи в повышении качества образованности и воспитанности учащихся" (2013 - 2014 учебный год)
Цели:
- Обновление содержания совместной работы семьи и школы по управлению развитием качества образованности и воспитанности учащегося
- Родительская поддержка в основе саморазвития и самооценки личности.
Задачи:
- Взаимодействие структур школы и родителей в формировании личности школьников.
- Развитие самостоятельности детей в условиях семьи.
ШАГ ПЯТЫЙ:
"Роль внедрения новых педагогических и информационных технологий в повышении качества образовательного процесса" (Результативность работы школы по методической теме) (2014 - 2015 учебный год)
Цели:
- Достижение оптимального уровня профессиональной квалификации педагогов.
- Обеспечение высокого уровня образованности и воспитанности учащихся.
Задачи:
- Использование новых педагогических и ИКТ технологий как средство удовлетворения образовательных потребностей и возможностей учащихся.
- Формирование у школьников личной ответственности за результаты своей деятельности.
- Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов
- Мониторинг качества образования и оценка деятельности.
Принципы методической работы:
Методическая работа школы строится на принципах открытости, партнерства, продуктивности.
Принцип открытости подразумевает взаимодействие всех частей системы (коей и является школа), обмен информацией друг с другом с целью улучшения качества работы. Рассматривается также открытость в отношении приходящих извне новшеств, связанных с изменением в образовательной политике государства, а также умением их принять и внедрить в образовательный процесс нашей школы.
Принцип продуктивности предполагает:
- единое образовательное пространство, которое мотивирует педагога повышать
профессиональный уровень;
- востребованный образовательный результат;
- высокое качество обученности учащихся.
Принцип партнерства означает взаимодействие с местными органами управления, другими учреждениями
Формы методической работы на 2012-2015 учебный год.
При планировании методической работы школы коллектив стремился отобрать те формы работы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы методической работы: тематические педагогические советы, методические объединения, работа учителей над методической темой школы, работа учителей над темой самообразования, открытые уроки, их анализ, организация курсовой переподготовки учителей, аттестация. Формы методической работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональным возможностям, образовательными потребностями и интересами учителей. Их объединяем в шесть блоков:
|
|
|
|
|
рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом; разработка экзаменационных материалов, анкет, различных положений, методик диагностики учащихся |
|
|
|
|
|
|
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ:
"Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ОВЗ"
I этап работы. Проблемно-поисковый (2012 год).
Этап теоретического изучения и анализа педагогических инноваций, связанных с проблемно-поисковой темой школы
Цель: Осмысление всеми участниками образовательного процесса основных задач и направлений работы, ценностно-смысловое согласование взаимодействия
- Изучение методической литературы по проблемно-поисковой теме.
- Изучение теоретических аспектов качественной подготовки специалистов.
- Составление библиографии по методической литературе.
- Создание информационной базы (составление тем методических разработок по применению технологий)
- Изучение основных направлений в развитии обучения.
- Проведение обучающих семинаров.
- Формирование творческих групп.
- Прохождение курсов стажировки.
- Проведение мониторинга качества знаний учащихся.
- Создание методик и проведение диагностики профессионального уровня педагогов с целью выявления готовности к инновационной и исследовательской деятельности.
- Оформление нормативной, учебно-методической документации.
- Систематизация и анализ проделанной работы (отчет).
II этап работы. Основной: экспериментально - практический (2013-2014 год)
Этап реализации инновационных программ.
Цель: реализации инновационных программ и проектов.
- Совершенствование методического уровня преподавателей – прохождение курсов повышения квалификации
- Проведение занятий школы профессионального мастерства
- Проведение педагогических семинаров
- Внедрение различных современных технологий и методик обучения в учебный процесс.
- Создание методического обеспечения занятий с использованием элементов новых технологий обучения.
- Создание методик для проведения мониторинга
- Проведение промежуточного мониторинга с целью корректировки методов и приёмов работы.
- Создание методических разработок по вопросам методики обучения.
- Трансляция педагогического опыта.
3 этап работы. Завершающий (обобщающий, аналитический) (2015 год)
Этап подведения итогов работы.
Цель: Анализ результативности работы по теме.
- Проведение творческого отчета учителей.
- Мониторинг качества знаний учащихся.
- Оценка результативности работы каждого педагога по методической теме.
- Публичный доклад ответственного за реализацию работы по методической теме.
- Обобщение опыта работы и тиражирование.
Диагностика профессионального уровня педагогов
Внедрение новых технологий обучения в образовательный процесс предполагает диагностику профессионального уровня педагогов, задачи которой состоят в следующем:
- понять особенности содержания деятельности каждого педагога в рамках программы методической работы;
- определить цель деятельности МО.
Основные параметры диагностики:
- система работы по повышению качества образования учащихся (ЗУНы, компетентности, метапредметные умения, социальный опыт);
- эффективность внедрения современных технологий;
- инновационная деятельность;
- исследовательские умения;
- теоретико-методологическая подготовка.
Итоги диагностики обсуждаются на научно-методическом совете, с педагогами проводится собеседование.
Индивидуальная работа учителя по теме исследования
Индивидуальные темы педагогического исследования определяются на заседаниях МО. Работа учителя по теме исследования (эксперимента) предполагает выполнение следующих этапов:
- разработка примерной тематики исследования; выбор темы;
- обоснование актуальности;
- определение целей и задач исследования;
- определение ожидаемого результата;
- проведения мониторинга качества знаний с целью фиксации первоначального результата;
- теоретические аспекты обоснования темы;
- определение тематики открытых и экспериментальных уроков;
- практические аспекты обоснования темы;
- обобщение результатов работы и заключительный мониторинг;
- трансляция опыта.
Руководитель МО встраивает индивидуальную работу (экспериментальную, исследовательскую) педагога в методическую тему школы, оказывает поддержку по внедрению достижений педагогической науки и передового педагогического опыта в процесс обучения учащихся. Программа работы предметных МО составляется на основе комплексной программы методической работы школы.
Методические мероприятия для профессионального развития педагогов
В рамках создания единого образовательного пространства для профессионального развития педагогов проводятся следующие мероприятия:
- научно-методическая конференция (педагоги представляют свой опыт) – с целью преобразования отдельных экспериментов в совокупный инновационный опыт;
- научно-методический семинары с приглашением специалистов СПб АППО и зарубежных коллег
- творческие отчеты педагогов на заседаниях МО по темам экспериментальной (исследовательской) работы;
- педсовет по теме "Анализ внедрения результатов работы в образовательный процесс";
- итоговая методическая конференция, на которой выделяется новая проблема, планируется методическая работа на следующий период.
Наставничество
Наставничество призвано обеспечивать методическую поддержку молодых специалистов, вовлекать их в работу методических объединений, поощрять участие в профессиональных конкурсах и др. Работа с молодыми специалистами в МО проводится по образцу плана, представленного в таблице.
Мероприятия | Сроки |
Определение наставников | Сентябрь |
Посещение уроков молодого специалиста наставником, заместителем директора по УВР с целью анализа и выдачи рекомендаций | Два раза в месяц в течение первого полугодия |
Оформление методических рекомендаций для молодого специалиста (по итогам посещения занятий) | В течение года |
Вовлечение молодого специалиста в методические мероприятия школы | В течение года |
Проведение консультаций для молодого специалиста по темам: основные методы построения урока;
| В течение года по мере необходимости |
Помощь молодому специалисту в работе с нормативными документами:
| В течение года по мере необходимости |
Анализ и оформление результатов работы с молодым специалистом | Май |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы: Обеспечение условий для повышения доступности качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Задачи работы :
Ожидаемый результат:
Методическая работа строится на: принципе открытости принципе продуктивности принципе партнерства
«Пять шагов к цели» ШАГ ПЕРВЫЙ : "Повышение профессиональной компетентности учителя" (2012- 2014 учебный год) Цели: Создать условия для повышения профессиональной компетентности учителей школы. Усилить личностно- ориентированную направленность образования через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий. Развивать творческий потенциал педагогов и учащихся школы. Задачи: Проанализировать педагогические условия развития творческой активности участников педагогического процесса. Организовать работу семинаров - практикумов. Осуществлять взаимообучение учителей. Стимулировать самообразование и творческий поиск учителей.
«Пять шагов к цели» ШАГ ВТОРОЙ : «Современный урок через внедрение новых педагогических и информационных технологий» (2012- 2014 учебный год) Цели: Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий. Обеспечение условий для внедрения новых технологий для лучшей реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения. Задачи: Выбор оптимальных технологий и методик повышения качества образования Формирование у школьников навыков мотивации и самоконтроля в процессе обучения.
«Пять шагов к цели» ШАГ ТРЕТИЙ : "Эффективное развитие познавательных интересов учащихся на основе современных педагогических технологий" (2012 – 2013 учебный год) Цели: Формирование у школьника ценности образования. Активизация учащихся путем формирования у них познавательных интересов. Задачи : Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям. Создавать условия учебной среды, адекватной возможности каждого ребенка. Развивать у учащихся способность к саморазвитию.
«Пять шагов к цели» ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ : "Сотрудничество школы и семьи в повышении качества образованности и воспитанности учащихся" (2013 - 2014 учебный год) Цели: Обновление содержания совместной работы семьи и школы по управлению развитием качества образованности и воспитанности учащегося. Родительская поддержка в основе саморазвития и самооценки личности. Задачи: Взаимодействие структур школы и родителей в формировании личности школьников. Развитие самостоятельности детей в условиях семьи.
«Пять шагов к цели» ШАГ ПЯТЫЙ : "Роль внедрения новых педагогических технологий в повышении качества образовательного процесса" (Результативность работы школы по методической теме) (2014 - 2015 учебный год) Цели: Достижение оптимального уровня профессиональной квалификации педагогов. Обеспечение высокого уровня образованности и воспитанности учащихся. Задачи: Использование новых педагогических технологий как средство удовлетворения образовательных потребностей и возможностей учащихся. Формирование у школьников личной ответственности за результаты своей деятельности. Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов Мониторинг качества образования и оценка деятельности.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: I этап работы. Проблемно-поисковый (2012 год) Этап теоретического изучения и анализа педагогических инноваций, связанных с проблемно-поисковой темой школы II этап работы. Основной : экспериментально- практический (2013 - 2014 год) Этап реализации инновационных программ. III этап работы. Завершающий (обобщающий, аналитический) (2015 год) Этап подведения итогов работы.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа ( VIII вида) N 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия» Методическая тема школы на 2012- 2015 учебные годы: «Использование современных технологий в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе как средство повышения качества образования
Доклад и презентация...
Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...
ВОСПИТАНИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОЙ ДРУГ КОМПЬЮТЕР»
Статья посвящена особенностям организации кружка начальной компьютерной грамотности в коррекционной школе VIII вида....
Использование информационных технологий в образовательном процессе как средство повышения качества образования
Компьютерные технологии все больше входят в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения. Все мы прекрасно понимаем, что сегодняшние школьники гораздо больше времени проводя...
Статья на тему: «Возможности дополнительного образования в повышении эффективности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Дополнительное образование, призвано помочь людям с нарушениями интеллектуального развития стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредств...
Физическое воспитание как средство повышения двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются вопросы физического воспитания как средство повышения двигательной активности обучающихся с ограниченными ограниченные возможности здоровья (интеллектуальное нарушение)....