Мастер – класс «Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».
методическая разработка по естествознанию на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает разработку содержания и технологий, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей . Технологией, направленной на достижение личностных результатов, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии — развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».
Цель:
Формирование общих представлений о теоретических основах технологии РКМ и использовании при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- Познакомить с теоретическими основами технологии РКМ
- Познакомить с авторскими наработками педагога по использованию ТРКМ при работе с детьми с ОВЗ;
- Показать на конкретных примерах, как учителя коррекционных учреждений могут использовать приемы ТРКМ на практике.
Результат – умение применить в своей деятельности методические приёмы технологии ТКРМ
Структура мастер – класса:
- Вступительная часть.
- Объявление темы и цели мастер-класса.
- Теоретически - демонстрационная часть.
- Пояснение и рекомендации
- Практическая часть.
- Освоение методических приемов технологии.
- Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
- Вступительная часть.
Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию мастер – класс на тему: «Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает разработку содержания и технологий общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей [1,с.7].
Технологией, направленной на достижение личностных результатов, является технология развития критического мышления (далее РКМ). Особенно важно, что базовая модель технологии стала практическим отражением закономерностей познавательной деятельности, которые были исследованы в работах Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Дьюи и др.
Цель данной образовательной технологии — развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.) [2, с.11].
2. Теоретическая часть.
Технология критического мышления: теоретические основы
Давайте вместе с вами реализуем принцип деятельностного подхода при знакомстве с теоретическими основами технологии РКМ. Мы предлагаем вам заполнить таблицу «Технология развития критического мышления». Вспомните, что вам известно о ТРКМ, запишите эти сведения в первой графе таблицы.
Сформулируйте вопросы рассматриваемой темы и заполните 2 колонку таблицы.
ЗНАЮ | Хочу узнать | Узнал |
Обсуждение .
Чтобы более подробно познакомиться с ТРКМ, предлагаем работу с текстом.
Задание 1: прочтите текст, который предложен ниже. Читая текст, помечайте соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения:
- «V» - помечается то, что уже известно;
- «-» - помечается то, что противоречит вашему представлению;
- «+» - помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;
- «?» - ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления».
Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов — осмысление — рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали. Наличие технологии предполагает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Все занятия построены в логике трёх стадий.
Целью стадии вызова является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по данному вопросу.
Стадия осмысления — реализации (realization) — это непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, лекцией учителя и т. д.). Она предполагает сохранение интереса к теме в процессе работы, активные методы восприятия информации, нанизывание «нового» знания на «старое», сопоставление «того, что было» и «того, что стало».
Третья стадия — стадия рефлексии — дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазового цикла.
Во второй части задания предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу. В нее лучше записывать ключевые слова или фразы.
ИНСЕРТ
V | + | - | ? |
Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Вывод: Итак, технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить.
Методические приемы использования технологии критического мышления при обучении детей с ОВЗ.
Отдельные приёмы технологии РКМ, а также целые уроки, разработанные в рамках данной технологии, используются в преподавании различных тем предметной области «Естествознание». При этом учитываются особенности психической деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, которые существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Поэтому к выбору приёмов, которые предлагает данная технология, при организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ нужно относиться избирательно.
Для данной категории детей на этапе фазы вызова применяются следующие приемы:
- составление списка «известной информации»;
- перепутанные логические цепи;
- графическая систематизация материала - разбивка на кластеры;
- Знаем/Хотим узнать/ Узнали (З-Х-У).
На стадии осмысления используются приёмы:
- система маркировки текста;
- разработки для самостоятельных работ;
- сравнительная таблица;
- поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы.
III фаза - фаза рефлексии должна помочь самостоятельно обобщить изученный материал.
Возможные приемы (зависят от приемов вызова):
- возвращения кластерам, З-Х-У, разработкам для самостоятельных работ;
- маркировочная таблица;
- бортовые журналы;
- синквэйн.
Пример из практики.
При изучении темы «Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья» по географии в шестом классе приём «Знаем – хотим узнать – узнали» становится ведущим.
После сообщения темы урока ученики вспоминают всё, что известно по изучаемому вопросу. Далее систематизируют знания о формах поверхности Земли и их обозначении условными цветами на физической карте. Составляют схему в первой графе таблицы:
Ученики рисуют условные цвета физической карты и отмечают, к какому виду поверхности они относятся.
Далее в ходе беседы обучающиеся сами определяют задачи изучаемой темы:
- равнины нашей страны;
- расположение равнин на карте.
На стадии осмысления идёт работа непосредственно с информацией – статьёй учебника. Перед работой с текстом детей с ОВЗ целесообразно подробно разобрать рисунки, тогда при чтении статьи ученикам с интеллектуальными нарушениями будет достаточно взглянуть на рисунок, чтобы понять содержание статьи [3, с. 73]. Ученики рассматривают рисунок 129, читают подпись (Восточно-Европейская равнина), находят равнину на карте. Такая предварительная работа позволяет создать конкретный зрительный образ изучаемого географического объекта и запоминание названия и местонахождения его будет более осознанное [4, с. 29].
Так как текст велик по объему, педагог адресует учащихся к прочтению отдельных логичных фрагментов, указывая их расположение на странице [5, с. 103]. Ученики читают о Восточно-Европейской равнине на странице 153.
По данному алгоритму дети знакомятся с Западно-Сибирской равниной и Среднесибирским плоскогорьем.
На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к таблице «З-Х-У»: отвечают на вопросы, которые сами поставили, записывают свои ответы в третью графу таблицы. Использование данного приёма позволяет детям с ОВЗ сопоставить имеющиеся знания с новой информацией, осмыслить и обобщить изученный материал.
Использование методических приемов технологии РКМ при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает целый ряд преимуществ: усиление мотивации, развитие самостоятельной деятельности, активизацию мышления, способности к анализу и обобщениям, обеспечивает всестороннее развитие навыков и умений работы с текстом. Технология РКМ открывает возможности для индивидуализации обучения, способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, несёт элементы творческого, исследовательского подхода, способствует формированию самостоятельности и творческой активности
3.Практическая часть.
Технология имеет множество методических приёмов. Существует очень много приемов ТРКМ. С приёмами «Знаем – хотим узнать – узнали», «ИНСЕРТ» или чтение с разметкой вы ознакомились на практике во второй части. Мы предлагаем объединиться в группы и освоить новый приём – составить синквейн о ТРКМ.
Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
Существуют определённые правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. [6, с.160].
Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________
4. Итак, оправдались ли наши ожидания? (Подведение итогов). Заполнение 3 колонки таблицы
Раздаточный материал № 1
Технология развития критического мышления
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Раздаточный материал № 2
Задание 1. Прочтите текст, который предложен ниже. Читая текст, помечайте соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения:
- «V» - помечается то, что уже известно;
- «-» - помечается то, что противоречит вашему представлению;
- «+» - помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;
- «?» - ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления».
Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов — осмысление — рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали. Наличие технологии предполагает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Все занятия построены в логике трёх стадий.
Целью стадии вызова является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по данному вопросу.
Стадия осмысления — реализации (realization) — это непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, лекцией учителя и т. д.). Она предполагает сохранение интереса к теме в процессе работы, активные методы восприятия информации, нанизывание «нового» знания на «старое», сопоставление «того, что было» и «того, что стало».
Третья стадия — стадия рефлексии — дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазового цикла.
Задание 2. Систематизируйте информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу. В нее лучше записывайте ключевые слова или фразы.
ИНСЕРТ
V | + | - | ? |
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - Санкт-Петербург: КАРО; 2009
- Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. – М: Просвещение, 1970
- Синёв В.Н., Стожок Л.С. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. – Киев, 1977
- Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе. – М: Просвещение, 2013
- Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. – М: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...
Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...
Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание...
Семинар для учителей. Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ. Мастер-класс "Использование приемов технологии критического мышления"
Методическая разработка проведения семинара для учителей ОРКСЭ по теме "Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ.План семинара:1. Нормативно-правовые основы ра...
Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии"
Мастер-класс "Использование элементов технологии критического мышления в основе системно-деятельностного подхода на уроках биологии". Использование различных приёмов на стадии вызова, осмысления, рефл...
Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...
Инновационные технологии и повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья на тему: "Инновационные технологии и повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"...