Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка на тему

Семенова Оксана Владимировна

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь коррекционные программы школ VIII вида предполагают ежегодное повторение одного и того же материала) работу привлекательной для учащихся, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

     Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь коррекционные программы школ VIII вида предполагают ежегодное повторение одного и того же материала) работу привлекательной для учащихся, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным.

    Разумеется, новые технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание школьником того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

     В специальных школах, так же как и в общеобразовательных, можно очень эффективно использовать компьютерные технологии и ЦОРы.

    Наша практика показала, что можно выделить несколько направлений использования компьютера и ЦОРов в нашей работе:

     1. Использование прикладного программного обеспечения по различным предметам. Во время индивидуальной работы за компьютером осу- ществляется совместная деятельность зрительного и моторного анализаторов, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную. К сожалению, арсенал программного обеспечения для специальных школ невелик. Поэтому мы используем существующие медиапродукты компаний «1С», «Новый диск» и «БукаСофт», адаптируя работу с ними для своих уче- ников.

     2. Выполнение вспомогательной функции при подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий. У детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует или очень низкая учебная мотивация. Сегодня решать эту проблему помогают презентации, выполненные в среде Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker, CMART Notebook. Звук, движение, цвет на экране — это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка-олигофрена, делают процесс обучения более осознанным. Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных средств с применением интерактивного оборудования решает многие проблемы в обучении наших детей. Все ребята, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной доской, проявляют большее желание участвовать в уроках. Дети стали чувствовать себя более комфортно на уроке, перестали бояться выходить к доске. Интерактивная доска помогает их самоутверждению, развивает общую и мелкую моторику, так как на доске можно работать не только маркерами, но и рукой и даже пальчиками.

     3. Преподавание начальных элементов компьютерной грамоты наша задача — уже с начальной школы привить детям гигиенические нормы работы за компьютером, убедить их, что компьютер — это не только средство развлечения, а еще и средство творческого самовыражения каждого из них. Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения является процесс рисования. Научно обосновано и доказано, что дети, выполняя простейшие движения мышкой, развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, чем если бы они выполняли те же самые движения ручкой на листе бумаги. Возможности графического редактора в этом плане огромные. Обучение превращается в занимательную игру, которую ребёнок создаёт собственными руками.

     4.Средство эмоциональной разгрузки Во время проведения уроков включение коротких видеозаставок снимает у учеников усталость, повышает заинтересованность в уроке, заряжает новой энергией. Детям нравится, когда в конце урока, как поощрение за хорошую работу, им разрешается посмотреть какой-либо видеоклип или ролик, снятый по сюжетам детских песен или мультфильмов.

      5. Средство для создания и использования учебных тренажеров, тестовых заданий созданные педагогами интерактивные тренажеры по разным предметам дают ребенку возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники.

    6. Средство для изготовления раздаточного дидактического материала. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером — это мини-типография педагога, позволяющая готовить наглядные пособия, раздаточный материал к урокам. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью учащихся с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях. Все это в конечном итоге является частицей вклада в проблему адаптации и выживания детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире, наполненном информацией и новыми технологиями.

Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами физической культуры и ритмики

     Дети, в силу своего возраста, не думают и не задумываются о своем здоровье и здесь наша задача — задача взрослых — помочь понять, что ничего нет прекраснее здоровья. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в школе и семье. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья не знает, как вести здоровый образ жизни, и этому его надо учить. На сегодняшний день ситуация следующая: за период обучения в школе здоровье детей ухудшается, количество патологий возрастает. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность.

    Целью физкультурно-оздоровительной работы в школе- интернате № 15 является оздоровление, физическое развитие детей через формирование интереса к спорту, здоровому образу жизни и непосредственное участие школьников в спортивной жизни школы, города, области.

   Для осуществления поставленных целей школа решает следующие задачи: ● Повышение уровня физкультурного образования и включение в занятия физкультурой и спортом большинства учащихся. Для осуществления двигательной активности предусмотрены предметы «Ритмика», «ЛФК».

 ● Учащиеся школы-интерната занимаются в спортивной секции, танцевальном кружке «Ритм». Физкультурно-спортивная работа строится на дифференцированном подходе к каждому ребенку на основе его функционального состояния. Учащиеся школы-интерната принимают участие  по футболу, волейболу, легкой атлетике.

● В учебном процессе используются различные формы физического воспитания: физкультурные минутки на уроках, игры и физические упражнения на переменах и в группе продленного дня. Все это способствует укреплению сохранных двигательных функций, предупреждению появ- ления развития вторичных нарушений, развитию самостоятельности, переносу в повседневную жизнь необходимых двигательных навыков и умений, способствуют улучшению эмоционального состояния.

● Укрепляется материально-техническая база образовательного учреждения для занятий физической культурой и ритмикой.

   Основные положения воспитательного процесса в области физической культуры и ритмики в школе-интернате № 15:

— каждый ученик — активный участник и полноправный член учебно-воспитательного процесса;

— пребывание ребенка с особенностями развития в условиях психологического комфорта;

— комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых физкультурных занятиях;

— коррекционная направленность индивидуальной работы с ребёнком с ОВЗ на уроках физкультуры, обеспечивающих активизацию ресурсных возможностей организма ребёнка с ОВЗ:

— создание условий для школьников физического напряжения, спортивная деятельность должна быть разнообразной по содержанию, в то же время задания обязательно должны быть доступны каждому ученику как по темпу выполнения их так и по характеру деятельности;

— ориентация на оценку преподавателем успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении;

— применение как индивидуальных, так и групповых и коллективных форм работы на уроках физкультуры;

— обеспечение общего представления об основных этапах урока физкультуры и ритмики, на основе использования сигнальных карточек, отражающих символами алгоритм занятия, чтобы учащиеся знали, очерёдность выполнения заданий;

— активное использование спортивного инвентаря на уроках.

     В целом и вся организация учебно-воспитательного процесса, вся образовательная среда школы решает задачи охраны и укрепления здоровья детей. Таким образом, использование средств и методов адаптивной физической культуры в работе с детьми с ОВЗ, позволяет преодолевать нарушения, предупреждать развитие патологических состояний, укреплять их психическое здоровье. Максимальный эффект в реализации имеющихся у ребенка возможностей достигается лишь в том случае, если применяемые методы, средства, формы обучения, воспитания и коррекции строятся в соответствие с психофизиологическими особенностями возраста и с учетом индивидуального развития ребенка. В процессе реализации потребностей в физическом и духовном развитии средствами физической культуры и ритмики происходит социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание...

Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают учеников не...

Информационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Применение их в обучении детей с ОВЗ способствует развитию у них навыков и умений, необходимых для успешной социализации ...

Использование современных образовательных технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья

Работа  посвящена проблеме использования современных образовательных технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья....

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об...

Выступление на МО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Выступление на МО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В  ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...