Социально – психологический тренинг - «Лидер 21века»
методическая разработка (7, 8 класс)
Тренинг для обучающихся 7-8 класса по развитию сплоченности, положительного восприятия окружающих, осознания своего места в коллективе. Совместная работа классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога по формированию мотивации детей к проявлению лидерских качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenar_sp_trening_lider_21_vek_na_sayt.docx | 34.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально – психологический тренинг - «Лидер 21века».
Побеждать, не уничтожая,
повелевать, не унижая —
вот, в чем суть Лидера!
Цель: развитие положительного восприятия окружающих, осознание своего места в коллективе; формирование понятия «лидер»; развитие сплочённости обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- приобретение ребятами новых знаний в области теории лидерства;
- формирование мотивации детей к проявлению лидерских качеств;
- способствовать освоению ребятами новой социальной роли в обществе.
Развивающие:
- создание условий для развития качеств лидера;
- развитие творческих способностей, познавательных умений и освоение приёмов самостоятельной и коллективной работы;
- предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявлять и поддерживать индивидуальность.
Воспитательные:
- привитие навыков общения и коммуникации;
- формирование положительного отношения к социально – значимым и общечеловеческим ценностям.
Детей рассадить по группам, на столы положить человечков красного, синего и зелёного цвета, дети выбирают человечков сами и садятся в группы согласно цветам человечков. Ученые доказали, что каждый цвет оказывает на человека определенное психофизическое воздействие.
Красный — помогает несколько согреться, активизировать свою деятельность.
Зеленый — позволяет успокоиться, отдохнуть.
Синий — вызывает ощущение прохлады, помогает преодолеть эмоциональную вспышку.
Ход занятия - «Разбуди в себе лидера!»
1.Организационный момент. Психологический настрой.
Сказка «Царство цветов».
Жили - были в царстве цветов в сказочном лесу на солнечной полянке разные красивые цветы – Василёк, Лилия, Одуванчик, Ромашка, Роза, Георгин, Мак, Примула, Гортензия и другие. Жили они дружно, вместе радовались тёплому дождю и легкому ветерку, поддерживали друг друга в трудные минуты непогоды, когда дул холодный сильный ветер или лил ливень. Никто никого не обижал. Каждый цветок был по-своему красив. Но вот однажды занесло на полянку семечко, из которого выросла Незабудка. Видно, ещё семечком она была заколдована злой ведьмой. Выросла Незабудка и не понравилось ей, как дружно живут здесь все цветы. Вот начала она потихоньку всех жителей этого царства цветов ссорить между собой. Подошла она к Розе и говорит: «Давай играть только со мной. Ты такая красивая, зачем тебе другие цветы, а я буду твоей верной подругой». Только через несколько дней она уже подходит к Лилии и говорит: «Давай дружить только со мной. Не дружи с Розой, она хоть и красивая, но колючая и вредная. А я буду лучшей твоей подругой». Так Незабудка металась туда-сюда и вскоре перессорила всех жителей. И стало царство цветов погибать, без любви и помощи друг друга они ослабли, перестали цвести…
Обсуждение. Как вы думаете, почему это произошло? Чем может закончиться эта сказка?
2. Постановка целей и задач:
- Скажите, ребята, как часто мы слышим слова: первый учитель, первый космонавт, первый футболист, первый солист и т.д. Задумайтесь, что же обозначает слово «первый»? Сегодня познакомимся с понятием «лидер» и выясним, чем он отличается от остальных.
- Ребята, скажите, пожалуйста, как вы считаете, кто такой «Лидер»? Кто хотел
бы высказаться?
Педагог. Лидер от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди, способный пробудить интерес к делу. Он стремится «выложиться» для достижения цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, почувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих.
3. Педагог психолог.
Современное общество требует от человека наличия таких качеств, как решительность и целеустремленность, которые в совокупности с другими навыками формируют в человеке лидера. Общество требует от своих граждан наличие “активной гражданской позиции”, что подразумевает в числе прочих наличие своего мнения и умения отстаивать его; решимость в достижении намеченных целей, стремление вперед. Наличие такой позиции у человека есть проявление “лидерских” качеств личности.
Лидер – кто он?
Цель: знакомство, создание атмосферы доверия и взаимопонимания; побуждение интереса к занятиям; актуализация знаний о лидерстве, развитие коммуникативных способностей.
Материал: спички.
1) Знакомство.
Каждый участник рассказывает о себе, пока горит спичка.
- Имя. Кто по знаку зодиака?
- Любимое время года, блюдо, хобби?
- Какое качество своего характера вы считаете наиболее ценным?
4. Социальный – педагог. «Мои права».
Ни для кого не секрет, что наш мир постоянно меняется все с большей и большей скоростью. Именно, в связи с этим современным лидерам просто необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний и вносить инновации в своем деле. Это значительно повысит вашу конкурентоспособность.
Задание: Ребята делятся на две команды. Одна команда должна написать права ребенка, другая команда написать обязанности ученика.
5. Педагог психолог. Дискуссия “Кто такой лидер”.
Лидер — это авторитетный человек, которому доверяют в коллективе, с мнением которого считаются и позволяют принимать решения за весь коллектив. Лидера никто не назначает, не выбирает, он появляется в ходе развития отношений в коллективе. Лидер принимает решения, ведет за собой весь коллектив, чувствует настроение окружающих, участвует в решении конфликтов, несет большую ответственность за свои поступки, чем другие люди в коллективе. Коллектив доверяет ему. Быть лидером нелегко, почему же у некоторых это получается само собой? Можно ли добиться признания и повести за собой весь класс?
Давайте обсудим, как стать лидером в коллективе, а для начала выясним, как вы понимаете, кто такой лидер (ответы обучающихся).
В психологии принято различать следующие типы лидеров.
Эмоциональный лидер – умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.
Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.
Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи.
Лидер-организатор – умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.
Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности;
По итогам диагностики оценки коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся класса, получены следующие результаты:
- высокий уровень проявления – 30 %;
- средний уровень проявления – 30 %;
- ниже среднего – 20 %;
- низкий уровень проявления – 20 %.
По результатам диагностики основных свойств личности обучающихся класса, получены результаты:
- 47 % обучающихся имеют характеристики экстраверта;
1. Экстраверты - личности, в силу организации их нервных процессов, обращенные наружу, требующие постоянной стимуляции со стороны внешней среды. Им свойственна тяга к новым впечатлениям, такие люди нуждаются в компании; для них характерна раскованность поведения, они общительны, беззаботны, разговорчивы и в то же время импульсивны, иногда даже агрессивны. Их чувства - эмоции не всегда поддаются контролю.
- 35 % обучающихся имеют характеристики интроверта.
2. Интроверты обращены внутрь. Им не нужна значительная внешняя стимуляция, и это свойство формирует специфику поведения такого человека. Он малообщителен, друзей у него немного, но он предан им надолго. Интроверт избегает шумных компаний, медлителен, серьезен, планирует свои действия и поступки, достаточно хорошо контролирует свои эмоции.
- 16 % обучающихся имеют эмоциональную неустойчивость.
Следует отметить, что «чистых» экстравертов и интровертов практически не бывает, но каждый человек занимает в этом диапазоне позицию ближе к тому или иному полюсу.
Вопрос: Какими качествами нужно обладать лидеру? (ответы обучающихся)
Вывод:
Лидеру требуется наличие определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклоняться от поставленной цели, умение понимать себя и других, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственные силы, организаторские способности, сильная воля.
6. Социальный – педагог. Вы, конечно же, прекрасно знаете, кто такой лидер, и какими качествами он должен обладать. Поэтому сейчас вам предстоит составить портрет лидера. Вам розданы листочки, необходимо как можно больше написать качеств лидера, которыми он обладает. Свой листок подпишите обязательно.
7.Педагог психолог. Задание «Чемодан лидера».
Цель: развитие коммуникативных и организаторских качеств; создание атмосферы доверия; развитие.
Приглашаются двое желающих.
Упражнение 1. Посидите на стуле так, как сидят председатель Верховного Совета, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.
Упражнение 2. “Без командира”.
Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.
В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и тем, кто пассивен, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно.
Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
- Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.
Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность.
Постройтесь, пожалуйста:
- в колонну по росту
- в два круга
- в треугольник
- в шеренгу по росту
- в четыре колонны с одинаковым количеством участников
- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос
В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.
Обсуждение
1) Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?
2) Кто из вас лидер по натуре?
3) Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?
4) Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?
5) Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?
8. Социальный – педагог. Упражнение «Геометрическая фигура».
Все мы понимаем, что без команды лидер перестает быть лидером. Поэтому умение создавать команду одна из ключевых качеств лидера.
Упражнение выполняется в закрытом помещении, всей группе завязывают глаза. Эксперт предлагает ребятам найти верёвку и построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, не выпуская из рук верёвку. Участники имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведённое время (5 минут). Казалось бы, задание не столь сложно. Но в предложенном состоянии всё-таки сделать это не так-то легко. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают искать путь решения, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эти «кто-то» и есть лидеры.
9. Подведение итога.
Педагог: наше занятие подходит к концу. О чём мы с вами говорили (ответы детей).
Упражнение «Дополни фразу- Быть лидером значит…»
10. Заключительное слово.
Притча «О моллюске и орле»
Однажды два яйца стали рассуждать, кем бы они хотели быть, когда из них кто-нибудь вылупится. Первое яйцо сказало: «Я хотело бы быть моллюском. Лежишь под водой, ничего не делаешь. Что океан дает, то моллюск получает, не больше и не меньше. Мне такая жизнь по душе. Спокойное существование, контролируемое океаном». Второе яйцо сказало: «Нет, такая жизнь не по мне. Я хотело бы стать орлом. Летать, где хочу, делать, что нравится. Самому добывать пищу. Орел управляет своей жизнью, и никто не управляет им. Не хочу ограничений, не хочу быть рабом океана».
В этой притче есть мораль, или философский смысл. Кем вы хотите быть – моллюском или орлом? Выбор за вами.
«Если можешь стать орлом,
не стремись стать первым среди галок».
Пифагор.
11. Рефлексия. Перед вами звезда лидера, которую нам предстоит сегодня зажечь (нанесите цвет на макет звезды, соответствующий вашему настроению после занятия). Всем большое спасибо! До новых встреч!
Приложение
Памятка «Лидер 21 века»
- Активность – умение действовать энергично, напористо.
- Инициативность – творческое проявление активности.
- Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми.
- Сообразительность – способность доходить до сути явления, видеть их причины и следствия, определять главное.
- Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.
- Самообладание – способность контролировать свои чувства, своё поведение в сложных ситуациях.
- Работоспособность – выносливость, способность вести напряжённую работу.
- Наблюдательность – умение видеть, отмечать детали.
- Самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя.
- Организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО СНЯТИЮ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Разработка С П Т по снятию уровня тревожности, страха и замкнутость среди школьников....
Социально-психологический тренинг "Я и мое место в мире"
В работе психологической службы с социально-депривированными подростками все чаще используется такая форма групповой работы, как социально-психологический тренинг. Подростковый возрас...
Социально-психологический тренинг для подростков "Пойми себя"
Тренинг «Пойми себя» предназначен для юношей и девушек 9-11 классов. Особенности возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного инсти...
Групповое занятие с элементами социально- психологического тренинга «Познавая себя и окружающих»(10-11 класс).
Учащиеся данных классов входят в новый период возрастного развития - юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность в развитии социального интеллекта. Им важно...
Социально-психологический тренинг "Развитие сплоченности в группе с использованием методов арттерапии"
Пояснительная записка В настоящее время большое применение находят методы арттерапии в психологии, как при индивидуальной работе, так и при работе с группой. Арттерапия - понятие, включающее ...
Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"
Программа социально-психологического тренинга "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...
Описание представленной психологической практики.Социально-психологический тренинг «Право защищать себя»
Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социа...