Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"
план-конспект по психологии на тему
Программа социально-психологического тренинга "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению. Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_treninga.docx | 14.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"
Цель данной программы – устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа “Я”.
Задачи программы:
1. Формирование социального доверия.
2. Развитие социальной активности детей.
3. Развитие социальных эмоций.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Формирование адекватной самооценки у детей.
6. Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
Частота занятий – один раз в неделю.
Длительность – 45 минут.
ЗАНЯТИЕ 1. “Знакомство”
1. “Знакомство”
Цель: сближение участников группы.
Дети садятся в круг, каждый по очереди представляет себя и говорит, что он любит и не любит, следующий участник сначала повторяет все о предыдущем, а после представляет себя и т. д.
2. “Таблички с именами”
Цель: знакомство, получение первичной информации друг о друге.
Каждый подросток пишет на табличке свое имя и рисует свой символ, эмблему. По окончании работы каждый называет свое имя и расшифровывает свою эмблему.
3. “Молекулы”
Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Инструкция: “Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так – согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекулах может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Сейчас все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, три, атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.
4. “Три товарища”
Цель: знакомство, получение первичной информации друг о друге, формирование коммуникативных навыков.
Группа делится на подгруппы по три человека в каждой. На каждую группу раздается анкета.
Анкета “Три товарища”
Вот три вещи, которые мы все любим:
1. _________________________________________
2. _________________________________________
3. _________________________________________
Вот три вещи, которые мы все не любим:
1. _______________________________________
2. _______________________________________
3. _______________________________________
В этом мы отличаемся друг от друга:
Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я _________________________
Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я _________________________
Имя:_____________ Я отличаюсь от других тем, что я _________________________
5. “Гордиев узел”
Цель: снятие напряженности.
Инструкция: “Встаньте, закройте глаза, руки вытяните вперед на уровне груди, идите вперед и попытайтесь взять в каждую руку руки других участников”.
6. “Рефлексия”
Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.
7. “Колокол”
Цель: сплочение группы, создание атмосферы единства.
Дети встают в круг, поочередно поднимают правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде “колокола”, произносят “Бом!” и синхронно, с силой бросают руки вниз. Повторить несколько раз.
ЗАНЯТИЕ 2 “Мой мир”
1. “Приветствие”
Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени.
2. “Подари улыбку”
Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, смотря друг другу в глаза.
3. “Зеркало”
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, преодоление неуверенности, произвольный контроль.
Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь на пары, один – водящий, другой – “зеркало”. Водящий смотрится в “зеркало”, а оно отражает все его движения. После участники меняются ролями, а затем и напарниками.
4. “Клеевой дождик”
Цель: развитие сплоченности группы, снятие напряжения.
Дети встают друг за другом и, держась, за плечи впереди стоящего преодолевают препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть “широкое озеро” и т. д.
5. “Я люблю”
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие активного слушания.
Дети по очереди называют свое имя и говорят о том, что они любят больше всего, следующий повторяет все, что говорили предыдущие и после говорит о себе и т. д.
6. “Я самый”
Цель: снятие внутренних зажимов, поиск внутренних ресурсов.
Каждый по очереди заканчивает предложение: “Я самый…”
7. “Рефлексия”
Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.
ЗАНЯТИЕ 3 “Умение слушать”
1. “Приветствие”
Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени.
2. “Испорченный телефон”
Участвуют 5 человек, остальные – зрители. Четырех участников просят выйти за дверь и по одному заходить в комнату. Задача – максимально точно передать полученную информацию. Зачитывается текст, каждый участник передает его следующему, результат сравнивают с оригиналом. Все участники обсуждают, что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию, как наиболее точно передать информацию.
3. “Ты мне нравишься, потому что…”
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
Участники по очереди садятся на стул в центре круга, остальные говорят ему: “Ты мне нравишься, потому, что ты…(добрый, веселый и т. д. )
4. “Никто не знает”
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии.
Перебрасывая мяч по кругу, участники продолжают фразу: “Никто из вас не знает, что я…(умею шить, петь и т. д. ).
5. “Картина двух художников”
Цель: умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, эмпатии.
Участники парами, держась за один карандаш, не договариваясь, должны нарисовать любую картину.
6. “Рефлексия”
Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.
ЗАНЯТИЕ 4 “Усиление сплоченности”
1. “Приветствие”
Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени
2. “Браво”
Цель: усиление сплоченности, снятие внутренних зажимов.
“Кто из вас был в цирке или в театре и видел, как публика с восторгом рукоплещет артистам? Кто из вас когда – нибудь мечтал об этом? Каждый из нас время от времени заслуживает таких аплодисментов. Теперь каждый, по очереди, будет вставать на стул, а другие будут громко аплодировать ему”.
3. “Пересядьте все те, кто…”
Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Из круга убирается один стул. Психолог говорит: “Пересядьте все те, кто в красном (в джинсах, у кого есть сестра и т. д. ). Тот участник, который замешкался, и ему не хватило стула – становится ведущим.
4. “Найди себя”
Цель: самораскрытие, работа с образом “Я”.
Предлагается набор разных предметов: ракушка, игрушка, кубик и т. д. Предлагается посмотреть на них и выбрать один предмет, который чем - то похож на вас, чем – то нравится, придумать и рассказать историю об этом персонаже.
5. “Комплименты”
Цель: усиление сплоченности, снятие внутренних зажимов.
Дети по кругу, передавая друг другу мяч, говорят рядом сидящему: “Мне нравится, что ты добрый”, а сосед отвечает: “Да, я добрый, а еще я умный” и т. д.
6. “Релаксация - “Путешествие на облаке” (К. Фопель “Как научить детей сотрудничать? Книга 2 стр. 23)
7. “Рефлексия”
Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.
ЗАНЯТИЕ 5 “Работа с “Я-образом”
1. “Приветствие”
Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени
2. “Узкий мост”
Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы.
На полу мелом чертится тонкая линия, необходимо вдвоем пройти по этому мосту.
3. “10 Я”
Цель: самораскрытие, работа с образом “Я”.
10 раз ответить на вопрос: “Кто я? Какой я?”. Листы с заданием не подписываются, психолог перемешивает их и зачитывает, участники пытаются догадаться, кто автор.
4. “Хорошо или плохо”
Цель: посмотреть на одно и то же явление с разных точек зрения.
Выбирается какое - либо качество человека (доброта). По кругу один участник говорит: “Хорошо быть добрым, потому что…”, а следующий за ним говорит: “Плохо быть добрым, потому что…”
5. “Релаксация- “Место, где я себя прекрасно чувствую” (К. Фопель “Как научить детей сотрудничать?” кн. 2 стр. 51)
6. “Рефлексия”
Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.
ЗАНЯТИЕ 6 “Почувствуй себя любимым”
1. “Приветствие”
Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени
2. “Щепки плывут по реке”
Цель: развитие тактильных ощущений.
Участники становятся в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один участник – щепка. Он медленно проплывает между “берегами”, они мягкими прикосновениями помогают “щепке”. Упражнение можно проводить с открытыми и с закрытыми глазами.
3. “Ласковое имя”
Цель: создание позитивного настроя, развитие чувства доверия друг к другу.
Каждый участник по очереди становится в центр круга, а остальные называют его ласковыми именами.
4. “Мои достижения”
Цель: поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки.
Каждый участник пишет на листке бумаги о том, чего он достиг за последнее время, после листочки вывешиваются на всеобщее обозрение, содержание зачитывается и обсуждается.
5. “Аплодисменты по кругу”
Цель: переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, создание атмосферы принятия.
Все становятся в круг. Психолог подходит к одному из участников, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему и аплодируют и т. д.
6. “Мы тебя любим”
Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
Все участники становятся в круг. Каждый участник по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: “Мы тебя любим!”.
7. Релаксация “Путешествие” (Школьный психолог, № 15/2006 г. , стр. 23)
Цель: расслабление, развитие воображения.
8. “Спасибо за прекрасный день”
Цель: развитие умения ярко и выражено благодарить.
Дети по очереди берутся за руки и говорят друг другу: “спасибо за прекрасный день”, потом, когда образуется круг, все вместе произносят: “спасибо, до свидания, до встречи”.
ЗАНЯТИЕ 7 “Путь доверия”
1. “Приветствие”
Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени
2. “Надписи на футболке”
Цель: создание позитивного настроя на работу, развитие взаимопонимания, доверия.
Придумать и написать соседу справа надпись на футболке так, чтобы она подходила ему, отражала его внутреннее содержание, передавала его настроение. Обсуждение.
3. “Слепой и поводырь”
Цель: формирование чувства близости, развитие чувства безопасности, умения сопереживать.
Упражнение проводится в парах. Один – “слепой”, другой – его “поводырь”, который должен провести “слепого” через различные препятствия (у “слепого” завязаны глаза). После прохождения маршрута участники меняются ролями.
4. “Кошки-мышки”
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, преодоление страхов.
Выбираются “кошка” и “мышка”. Все остальные образуют круг, взявшись за руки, - это “домик мышки”. Задача “кошки” поймать “мышку”. Стоящие в кругу защищают, прячут “мышку” от “кошки”.
5. “Релаксация “Поделись с ближним” (К. Фопель “Как научить детей сотрудничать?” кн. 2 стр. 122)
6. “Рефлексия”
Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.
ЗАНЯТИЕ 8 “Агрессия и гнев”
1. “Приветствие”
Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени
2. “Превращение злости”
Цель: создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности.
На доске два участника разноцветными мелками в быстром темпе пытаются закрасить все поле доски. Дорисовать изображение вдвоем до образа.
3. “Портрет агрессивного человека”
Цель: сплочение группы, развитие наблюдательности, способности к самовыражению.
Участники группы обсуждают, как выглядит агрессивный человек: черты его лица, походка, жесты, мимика. Нарисовать всей группой портрет агрессивного человека.
4. “Хорошо или плохо быть агрессивным”
Цель: развитие наблюдательности, способности посмотреть на явление с разных точек зрения.
Участники по очереди говорят, почему агрессивным быть плохо и почему быть агрессивным хорошо.
5. “Толкалки”
Цель: развитие умения анализировать свою агрессию через игру, соизмерять свои силы, расширение контактов в группе.
Упражнение выполняется в парах. По знаку психолога участники попарно упираются друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места.
6. “Ворвись в круг”
Цель: снятие эмоционального напряжения, приобретение навыков конструктивного поведения.
Участники встают в круг и крепко держаться за руки. Один из участников остается за кругом и пытается прорваться в круг. После того, как это ему удалось, за круг выходит другой участник.
7. “Рефлексия”
Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.
ЗАНЯТИЕ 9 “Сделай себя счастливей”
1. “Приветствие”
Все участники группы здороваются друг с другом, называя по имени
2. “Мне нравится, что ты…”
Цель: создание позитивного настроения, развитие умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом.
Участники по кругу говорят друг другу комплименты, продолжая фразу: “Мне нравится, что ты…”
3. “Распускающийся бутон”
Цель: активизация совместной деятельности, создание позитивного настроения.
Группа садится на пол и берется за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук, после чего “цветок” начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.
4. “Волшебный стул”
Цель: снятие внутренних зажимов, поиск своих ресурсов.
Каждый по очереди может сесть на стул и рассказать о своем заветном желании.
5. “Театр”
Цель: развитие выразительности движений, коммуникативных навыков.
Участники делятся на 2 группы, которые получают задания при помощи мимики и жестов изобразить ситуацию из жизни (“У зубного врача”, “Контрольная работа” и т. д. ), после угадывают, что пытались показать их товарищи.
6. “Общий рисунок”
Вся группа совместно на большом листе бумаги рисует один рисунок. Например: “Город счастья”
7. “Я желаю всем”
Цель: создание позитивного настроя, сплочение группы.
Каждый участник тренинга по очереди заканчивает фразу: “Я желаю всем…”.
Литература:
1. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М. :ТЦ “Сфера”, 1999.
2. Руководство “Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации” под редакцией д. м. наук Н. В. Вострокнутова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...
Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»
Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5» Программа предназначена для ра...
Программа социально-психологического тренинга формирования адекватной самооценки у подростков «Как полюбить свою внешность»
Программа социально-психологического тренинга формирования адекватной самооценки у подростков «Как полюбить свою внешность»Целевая аудитория: мальчики и девочки подросткового возраста (13 – 14 лет).Це...
ПРОГРАММА «Социально-психологический тренинг» для педагогов
Актуальность программы продиктована с одной стороны, необходимостью специалистов взаимодействовать, обучать, контактировать с разными категориями учащихся ( группы риска, особенные д...
Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В данной работе вы найдет все документы для работы с детьми из определенных категорий...
Программа социально-психологического тренинга "Формирование потребности в ЗОЖ как профилактики формирования девиаций у подростков"
В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируют...
Программа социально-психологического тренинга командообразования
Цель тренинга – сплочение учебного коллектива школьников, развитие навыков конструктивного взаимодействия....