СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО СНЯТИЮ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по психологии по теме

Дроздова Наталья Васильевна

Разработка С П Т по снятию уровня тревожности, страха и замкнутость среди школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spt_po_snyatiyu_trvozhnosti.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

ПО СНЯТИЮ  ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель социально – психологического тренинга  научить школьников управлять своими эмоциями, снятия страхов, коррекции эмоционально-волевой сферы, гармонизации межличностных отношений, укреплению уверенности в себе.

По результатам исследования были сформулированы следующие задачи:

- работа с тревожностью, в частности со страхами проверки знаний, ответа у доски, страх работы с новыми преподавателями.

- гармонизация межличностных отношений, укрепление командного духа класса;

- укрепление уверенности в себе, воли к победе в стремлении к личным и классным  достижениям.

На основании данного запроса были разработаны два основных модуля работы. Первый касался работы с эмоциональной составляющей, включает работу со страхами, укрепление уверенности в себе и гармонизацию внутреннего мира школьников, формирование адекватного уровня тревожности.  Второй нацелен на развитие навыков эффективной коммуникации, сплочения школьного коллектива.

Интегративный подход в проведении обучения позволил наиболее глубокой подойти к вопросам взаимодействия в социуме и получить участникам ценный опыт в исследовании как собственной личности, своих убеждений, привычек, страхов, так и навыков межличностного взаимодействия. Увидеть себя глазами сверстников, прожить вместе сложные жизненные ситуации, смоделированные на тренинге, отреагировать и выразить свои переживания, обсудить актуальные проблемы - все это было возможным в ходе тренинга.

При работе в социально-психологическом тренинге руководствовались также следующими принципами:

1. Принцип экологичности. Все, что происходит на тренинге не должно нанести вред или стать помехой в свободном развитии участников группы и ведущих.

2. Принцип целесообразности. Все упражнения, игры, задания служат реализации единой цели.

3. Принцип последовательности. Каждое последующее задание базируется на опыте и переживаниях, полученных при выполнении предыдущих, новые ресурсы внедряются в процесс обучения.

4. Принцип открытости. Быть искренним перед группой, декларировать цели и задачи тренинга, отвечать, по-возможности, честно на поставленные вопросы, создавать условия для раскрытия потенциала каждого из участников.

5. Принцип достоверности. Упражнения адаптированы к той действительности, в которой живут и взаимодействуют участники.

Формы и методы работы:

разогревающие упражнения;

моделирование ситуаций в ролевых играх;

упражнения в парах, группах;

мини-лекции;

групповые дискуссии.

Занятие №1 «На старте»

Цель занятия: знакомство и установление контакта ведущего и группы, снятие барьеров, создание атмосферы доверия и сплочению группы.

«Знакомство»

Ведущий: «Дети, сейчас мы проведем с вами игру «Знакомство». Для этого я буду кидать вам мячик, а вы будите называть себя. Можете назвать свое имя, можете придумать имя. И на протяжении всех занятий мы будем вас так, и называть или это имя сохраниться на протяжении всех занятий.

«Имя превратилось»

Ведущий: Сейчас мы  с вами отправимся в путешествие, в страну ИМЕН. Эта  такая страна, в которой все ваши имена превращаются…   в животных , растения. Придумывают в какое животное (растение) могло бы превратиться их  имя.

Ведущий  

Игра «Паровозик».

Цель: создание положительного фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, произвольный контроль, умение подчиняться требованиям одного.

Ход игры. Дети строятся друг, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. Концовка должна быть спокойной и объединяющей. Поэтому можно предлагаем встать детям в круг  и взять друг друга за руки.

«Зоопарк»

Ведущий раздает карточки с изображением животных (зайца, волка, медведя) и предлагает по очереди показать радостных животных. Далее он просит подумать, как удалось изобразить радость и понять, что изображена именно радость, а не какие-нибудь другие чувства.

На этом занятии вводится понятие «мимика», и ведущий объясняет, что это одно из средств выражения чувств.

Игра «Поймай фрукт».

Вначале  игры дети стояться в круг и ведущий объясняет условия игры: мячик -  называет фрукт (Яблоко) и ребенок должен его поймать, если ведущий называет другой предмет – дети при этом должны присесть. Дальше ведущий называет фрукт и кидает мяч, дети стараются ловит его, кто поймал- тот ведущий, но при этом дети на расходятся и держатся за руки.

Заключительное упражнение

Дети прощаются друг с другом, говорят: «Благодарю, мне очень понравилось».

 

Занятие №2 «В мире людей»

Цель занятия: посвящено дальнейшему сплочению группы, повышению коммуникативной грамотности участников, обучению навыкам конструктивного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Разминка

Ведущий сообщает, что далее все занятия  будут начинаться с  психологической «зарядки».

«Зайчик рассмеялся – зайчик испугался». Учащиеся по сигналу ведущего быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние, т.е. чередуют напряжение и расслабление.

«Раз, два, три, позу за мной повтори». Ведущий принимает какую-нибудь позу (включая мимику), дети замирают в той же позе. Один из участников ходит по классу и определяет тех, кто повторил позу неверно.

«Закончи предложение». Дети вспоминают самое счастливое чувство – радость. После этого они заканчивают предложения: «Для ребенка радость – это …», «Для ученика радость – это …», «Для мамы радость – это …».

«Собираем добрые слова»

Дети, кидая мячик друг другу, вспоминают добрые слова или хорошие качества людей.

«Скажи мишке добрые слова»

Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребята придумывают для него добрые слова. Затем каждый превращается в мишку (берет мишку в руки) и выходит к доске. Остальные участники придумывают для него добрые слова, т.е. «поглаживают» его.

Игра – размышление «Говорю, что вижу»

Инструкция: Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок – улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.

Заключительное упражнение

Дети прощаются друг с другом, говорят: «Благодарю, мне очень понравилось».

Занятие №3. «В море эмоций»

Цель занятия: посвящено расширению знания участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия, обучению навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.

Разминка

«Учимся жить в радости». Какие чувства и состояния вызывают у вас это слово? Мы здороваемся  - «Я рад тебя видеть!!!»

«Угадай, где я иду?» Ведущий, показывает детям ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу). Дети повторяют движения и отгадывают, по какой поверхности оно «осуществлялось».

«Превратились в животное». Ведущий, а затем и участники по очереди превращаются в какое-нибудь животное, остальные отгадывают (с использованием карточек животных), что это за животное.

Кричалка «Я очень хороший». Детям предлагают повторить вслед за ведущим по очереди слова «я», «очень», «хороший» так: сначала шепотом, потом громко, затем очень громко.

Беседа

Ведущий проводит беседу о том, как доставить радость другому человеку (рассмешить, погладить, сказать добрые слова).

 «Собираем добрые слова»

Дети, кидая мячик друг другу, вспоминают добрые слова или хорошие качества людей.

«Скажи  добрые слова Мишки и  соседу справа»

Ведущий «приглашает» на занятие игрушечного мишку. 1. Ребята придумывают для него добрые слова. Затем каждый превращается в мишку (берет мишку в руки) и выходит к доске. Остальные участники придумывают для него добрые слова, т.е. «поглаживают» его.

2. Предлагаем детям сказать доброе слово соседу справа.

Заключительное упражнение

Дети прощаются друг с другом, говорят: «Благодарю, мне очень понравилось».

Занятие №4 «В глубине души»

Цель занятия: посвящено созданию условий для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.

Разминка.

• «Дотроньтесь до...» Ведущий задает вопросы, например: «Кто сегодня умывался?», «Кто вчера ел шоколад?» Если дети хотят ответить «да», то они по сигналу ведущего прикасаются к кончику носа (левому глазу, правому уху и т.п.).

• «Мысленная картинка». После выполнения этого упражнения ведущий шепотом объявляет тему «Страх».

• «Покажи страшилку». Ведущий показывает детям рисунки страшных персонажей (Бабы-яги, Змея Горыныча, скелета). Затем отводит в сторону водящего, предлагает ему внимательно рассмотреть одного из этих персонажей и изобразить его как можно точнее. Остальные угадывают, какого «страшилку» изображает водящий.

   • Кричалка: «Ура успешной фотоохоте!» (Аналогичное задание см. в занятии 3.)

 «Котенок»

Дети представляют, что мама принесла домой котенка, которому страшно, грустно и совсем безрадостно. Каждый ребенок по очереди превращается в котенка, остальные гладят его и говорят добрые слова.

Сказка "О муравьишке, который пошел в школу».

Как-то ранней осенью я отправилась в лес за разноцветными листочками... Я шагала по тропинке, то и дело нагибаясь за красивым листиком. Когда цветной букетик был готов, я решила немного отдохнуть и присела на пенек, который вырос, как маленький домик, прямо на бугорке. Я провела рукой по пушистому мху и вдруг заметила, что не одна. По пеньку бегали муравьишки; те, которые побольше, — несли какие-то прутики и соринки, а малыши-муравейчики копошились все вместе под маленьким сучком. Пока я наблюдала за жителями пенька, мне припомнилась история, рассказанная моей бабушкой...

В одном лесу, на красивой земляничной поляне жили несколько муравьиных семейств. Взрослые муравьи ходили на работу и оставляли своих детишек-муравьишек кто дома с бабушкой, кто с мамой, а некоторые водили своих муравьишек в детский садик за старой сосной. Но вот муравьишки подросли и настала пора идти в школу, чтобы научиться писать, читать и чтобы узнать много интересного о том лесе, где они живут, о том, как жили муравьи до их рождения... Для всей поляны это было радостным событием. Родители купили деткам симпатичные рюкзачки, в которые сложили ручки, цветные карандашики и тетрадки, сделанные из тонкой коры клена.

И вот муравьишки пришли первый раз в школу. Их встретил муравей-учитель. Он познакомил со школой, показал класс, в котором они будут учиться. Муравьишки очень волновались, ведь они уже не просто дети, они теперь ученики. А что значит быть учеником, они не понимали. Пока они только разглядывали своего учителя...

Прошло какое-то время, некоторые муравьишки стали привыкать к школе, полюбили своего учителя, нашли друзей... Но некоторые скучали в школе по маме и дому. Одним из них был малыш по имени Усатик Реснички н. Он очень скучал в школе по маме, не мог долго сидеть на уроке — отвлекался, все время хотел домой. Он почти ни с кем не подружился и поэтому на переменках грустил. Иногда по утрам ему не хотелось идти в школу. Так продолжалось много дней, и муравьишка решил, что так будет всегда...

Однажды утром Усатик, как обычно, собирался в школу. Небо было серым, солнышко спряталось, от этого стало совсем печально и очень не хотелось идти в школу. Но мама сказала: "Пора в школу..." и дала бутерброд с малиновым вареньем. Вздохнув, Усатик зашагал по тропинке, глядя на серое небо, которое, казалось, вот-вот заплачет дождиком. Вдруг с неба упала капелька. «Ой? - сказала она. – Муравьишка, ты почему такой грустный?" – "Не видишь что ли, в школу иду", – нехотя отозвался Усатик.

"Ах, в школу, как это здорово! Значит, ты ученик?" — "Ну ученик, значит, а что?" — "А я вот сижу целыми днями в облачке и мечтаю, что когда-нибудь тоже пойду в школу. Но мы, капельки, не учимся», - грустно пролепетала капелька. "А почему ты так хочешь в школу? Там же так трудно: надо сидеть за партой, учитель все время что-то говорит, иногда я даже не успеваю понимать. А еще там много незнакомых муравьев и муравьишек, а еще..." — «Что еще?" — спросила капелька. "А еще там нет мамы",— ответил Усатик. «Глупыш, когда я с другими капельками лью дождиком возле школы, я вижу через окошко, как много там муравьишек: одни сидят за партой и разглядывают книжки, другие пишут какие-то закорючки". — "Буквы называются», — поправил Усатик. «Как здорово, буквы... А что ты еще знаешь?» — заинтересовалась капелька. «Ну... — с важным видом начал муравьишка, — знаю про буквы, их очень много, из букв составляют слова... А еще есть много интересных книжек с картинками». — «И ты их все умеешь читать?» — перебила капелька. "Ну нет, пока мне их читает мама или учитель, но я же научусь!» — «Как я тебе завидую, Усатик, ты найдешь себе друзей, узнаешь много интересного, будешь почти как взрослый. И главное — представь, как будут рады за тебя папа и мама. Ты будешь приходить из школы, рассказывать, что узнал, как провел время, с кем познакомился, что делал на переменках, какой у тебя учитель. Маме это будет очень интересно, ведь теперь у тебя появился кусочек дня, когда ее нет с тобой, когда ты что-то делаешь без ее помощи, потому что ты ученик». — «Ну ты знаешь, как это трудно», - сказал Усатик. «А разве интересно, когда все легко и просто, ведь это скучно. Хотя... я тебя очень хорошо понимаю — новые муравьишки, большая школа и все совсем не так, как дома. Но поверь мне, ты должен сам научиться быть учеником. Ведь все муравьишки тоже впервые в школе и им тоже нелегко. Просто некоторые привыкают быстро, у них кое-что лучше получается и они быстрее находят друзей. А некоторые привыкают немного медленнее и боятся быть одни. Не все же одинаковые, правда? Кому-то легче, кому-то труднее. Так что, Усатик, иди в школу, а вечером приди домой и расскажи маме, что было нового, какие были уроки, с кем ты играл. Просто подойди к ней и скажи: "Мам, послушай, как было сегодня в школе». — «Спасибо тебе, капелька, ну я побежал, а то опоздаю на урок», — прокричал муравьишка.

Усатик вбежал в школу, поднялся по ступенькам, вошел в класс и сел за парту рядом с другим муравьишкой. «Привет», — сказал сосед по парте. «Доброе утро», — ответил Усатик и улыбнулся. «А ты сегодня веселый», — отозвался муравьишка с другой парты.

Тут вошел учитель и начался урок. Усатик посмотрел по сторонам: небо за окном не казалось таким серым, потому что там, в тучке, жили капельки; учитель уже не казался таким чужим и непонятным, а другие муравьишки внимательно слушали учителя и уже открыли книжки. «Ну вот, опять задумался», — подумал Усатик. "Ресничкин Усатик, открой книжку», — сказал учитель. Усатик открыл книгу и почему-то снова улыбнулся. «Я ученик», — гордо подумал он.

Вечером, когда мама пришла с работы,  Усатик усадил ее на диван и сказал: "Знаешь, мам, в школе все так необычно... сегодня мы учили новые буквы и еще рисовали картинки, а еще...». — «Что еще, малыш?» — спросила мама. «А еще я соскучился по тебе, мамочка, но мне пора делать уроки, потому что завтра я, как и все муравьишки, снова пойду в школу, а вечером расскажу тебе о том, что там было».

(КАТЫНСКАЯ Е.)

Игра – мышление «Вперед – 5 класс»

Цель игры – проигрывание и репетиция будущего поведения в пятом классе.

Заключительное упражнение

Дети прощаются друг с другом, говорят: «Благодарю, мне очень понравилось».

Занятие №5 «Темноландия»

Цель занятия: создать условия для снятия тревожности, страха связанного с темнотой.

Разминка.

«Художники». Для выполнения этого упражнения потребуются театральный грим и две большие пластмассовые куклы. Дети делятся на две группы. Каждая из них задумывает то или иное чувство и соответственно гримирует свою куклу. Затем дети отгадывают, какое чувство задумано и изображено противоположной стороной.

 «Попугай». Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение, стараясь при этом выразить заранее задуманное чувство. Остальные дети отгадывают, какое чувство было задумано.

Игра – обсуждение  «Темноты можно бояться. Темноты не нужно бояться»

Ведущий читает две сказки о мальчике и девочке, которые боялись темноты.

При обсуждении ведущий обращает внимание на то, что многие дети и даже некоторые взрослые боятся темноты. И это не стыдно... Еще раз проговаривает способы, с помощью которых мальчик и девочка перестали бояться темноты.

Рисование «Темноландии»

Темноландия

Жил один маленький мальчик, очень похожий на тебя, мой юный слушатель. Он ужасно боялся темноты, никогда не выключал свет на ночь, даже когда мама очень ругалась, и старался не оставаться в темной комнате один.

Однажды ему приснился удивительный сон — очень яркий и красивый. Когда мальчик проснулся, он даже усомнился, а сон ли это был вообще, так четко отложились в его сознании образы... Он очень хорошо помнил, что закрывал глаза при свете, а сейчас, когда их открыл, то обнаружил полнейшую темноту. «Наверное, мама выключила свет», — подумал мальчик и тут увидел рядом с собой маленького человечка. Человечек был очень смешной: в большом колпаке, который постоянно сползал на глаза, в причудливых башмаках и со смешными большими ушами.

— Привет, Дениска, — дружелюбно улыбаясь, поздоровался человечек, назвав мальчика по имени.

— Здравствуйте, а вы кто? — очень удивясь себе, отвечал мальчик.

— Я - сказочный эльф Энни и пришел сюда, чтобы показать тебе волшебную, прекраснейшую страну, которая называется Темноландия. — Нет, я не пойду ее смотреть, — отвечал мальчик, ведь я боюсь темноты.

— Мы об этом знаем, и нам обидно, что ты боишься тех красот, которые у нас есть. Я хочу показать их. Ну, что, пойдем?

Мальчик ужасно не хотел идти в Темноландию, но, не желая показаться эльфу маленьким трусишкой, он сказал, что согласен идти смотреть красоты этой вечно темной страны.

В следующий же миг Денис вместе с эльфом оказался перед прекрасным замком, освещенным красивой полной луной и многочисленными звездочками. Они все улыбались мальчику и вежливо с ним здоровались.

— Это наш главный замок, а также ворота в нашу страну. Ну как тебе здесь?

— Здорово! — ответил мальчик. - Мне всегда казалось, — продолжил он, — что только днем, при солнечном свете, может быть красиво. Но замок прекрасен и ночью, он как будто осыпан серебристым инеем.

Они пошли дальше. Вскоре их встретил чудесный водопад, вода которого как-то по особенному играла в лунном свете. Вокруг летали восхитительные птицы, некоторые из них мыли свои перышки в струях водопада.

— А теперь посмотри на горы, — сказал эльф. — Их вершины покрыты снегом, который искрится и играет в лучах лунного света. Сейчас я отведу тебя в лес.

— Но ведь в лесу темно, и мы можем не увидеть луны, — вспомнил мальчик о своем страхе.

— Там не менее красиво, чем здесь. Ты не пожалеешь, что пошел, — сказал мальчику Энни.

Он оказался прав. В лесу при свете светлячков много добрых, красивых и смешных эльфов, взявшись за руки, веселились. Некоторые просто ходили по лесу и слушали пение лесных птиц, любовались светлячками, разговаривали с животными.

— Это и есть наша Темноландия и ее жители. Но скоро утро, Денис, и тебе пора вставать, — сказал добрый сказочный эльф.

— Да, я пойду, — ответил мальчик, - мне очень понравилось, у вас все очень здорово и красиво, до свидания.

—До свидания, - ответили маленькие эльфы, - вспоминай нас, когда будешь ложится спать.

— Тебя проводить, Денис? Ведь в нашей стране нет ни одного фонаря, тебе не страшно? — спросил эльф Энни.

— Не надо, спасибо, как может быть страшно в такой красоте? Я пойду один, — ответил Денис.

И попрощавшись со всеми человечками, мальчик пошел домой по чудесному лесу со светлячками, посмотрел на прощание на сказочные горы, полюбовался волшебным водопадом и прекрасным замком. Тут он проснулся и открыл глаза.

На следующий вечер, ложась спать, он по привычке лег в постель, не выключив свет. Но потом встал и направился к выключателю: «Чего бояться, если Темноландия так прекрасна?»

Зайдя в комнату сына через некоторое время, мама очень удивилась, а отец сказал, что их сын, возможно, повзрослел.

(С. ЗУБАРЕВА, Р. МАСЛЕННИКОВА)

 Игра – размышление «Я и моя темнота»

Детям предлагаем закрыть шторы, выключить свет, и побороть свой страх – смехом. То есть обсмеять эту темноту и покружиться в ней комнате.

Заключительное упражнение

Дети прощаются друг с другом, говорят: «Благодарю, мне очень понравилось».

Занятие №6  «Счастье»

Цель занятия: создать условия для размышления – что такое счастье.

 «Закончи предложение»

Дети заканчивают предложения: «Радость — это когда...», «Печаль — это когда...», «Страх — это когда...», «Гнев — это когда...», «Обида — это когда...», «Стыд — это когда...».

Разминка

• «Зеленый крокодил в синей шляпе». Ведущий предлагает детям подумать и сказать, что они будут делать, если к ним сейчас постучит в дверь и войдет большой крокодил в синей шляпе с полями. Дети по очереди «раскрывают» свои варианты.

Затем им предлагают для обсуждения следующие ситуации,

«Прозвенел звонок. Все встали у своих парт. И вдруг учительница не входит, а впрыгивает на одной ножке...»

«Вы открываете свой пенал, а оттуда выпрыгивает мама, маленькая, размером с ластик...»

Можно предложить детям самим придумать ситуации,

• «Угадайка». Участники должны внимательно посмотреть на своего соседа и угадать, что нравится в нем его маме.

Дети по очереди проговаривают вслух свои догадки. После этого они выбирают правильно угадавших. (Хотя чаще всего дети, о которых говорят, затрудняются отметить правильность или неправильность отгадок.) После первого круга можно организовать второй, в котором дети угадывают, что нравится в соседе его друзьям, далее третий круг — что нравится учительнице в школе. Ведущий должен быть готов оказать детям помощь в угадывании, особенно в третьем круге.

Сказка «Кузя»

Давным-давно жил маленький мальчик Боря со своими многочисленными игрушками. Среди этих игрушек был странный слоненок по имени Кузя, вызывавший общие насмешки своим неказистым видом. Как ему было обидно!

Долго лежал Кузя среди других игрушек, горько размышляя, почему он не такой, как все, почему с ним не играют ни Боря, ни другие игрушки. Все остальные игрушки - красавцы как на подбор, а он ободранный, ни красоты, ни проку,

И вот однажды он оказался в грузовике, который ехал в детский дом к детишкам, у которых не было родителей. Слоненок находился в большой компании других игрушек, и, как всегда, тут же нашлись и добрые, и завистники. Последних оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу его внешности. И так ему стало больно за все эти годы страданий и издевательств! В довершение всех унижений грузовик неожиданно тряхнуло, слоненок вылетел из кузова, закувыркался на дороге и остался одиноко лежать у обочины.

Шло время, а Кузя так и лежал у обочины. Но однажды проезжавший мимо мусоросборщик подобрал слоненка, погрузил его вместе с другим мусором на баржу и поплыл к самому глубокому месту, где обычно сбрасывали никому не нужный хлам.

Пока они плыли, Кузя размышлял: неужели только для этого он появился на свет! «Если это конец, — подумал он, — то надо хотя бы иметь мужество и выброситься самому... по своей воле... уйти глубоко под воду по своему выбору!» Так он и сделал. И был немало озадачен и смущен, обнаружив, что не только не потонул, но, напротив, закачался на волнах и даже поплыл своим особым стилем.

Оглянувшись, он увидел много интересного: раздуваемые ветром паруса лодки, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны. На душе у него стало радостно. Так он и плавал по волнам, пока его не выбросило на берег. Опять безнадежность! До чего же бессмысленной казалась ему его жизнь! Погревшись на солнышке, слоненок как-то незаметно уснул под равномерный шорох волн.

Проснулся он от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые его подняли. Кузя увидел улыбающееся лицо маленькой девочки Марины, которая с восторгом повторяла: «Это просто чудо! Настоящее чудо!» На него никто еще не смотрел с такой любовью... и никогда он не слыхал такой похвалы в свой адрес... никто не держал его в руках так осторожно и заботливо. Слоненок был в полной растерянности, но его ловко подхватили и доставили туда, где было много других слонят и где все восхищались его неповторимостью. Марина ловко посадила его среди других игрушек. Все относились к нему с большим почтением. Мало того, было признано, что это самый прекрасный слоненок из всех слонят!

Кузю неоднократно представляли разным людям, говоря, что это самый лучший слоненок, который был подарен морем, и он завоевал огромное количество симпатий. Все отмечали его изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств.

"Сколько бедствий я перенес, — думал слоненок Кузя, - и всё же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно!"

(М. ПОЛУНИНА)

При обсуждении обращается внимание детей на важность добрых слов и доброго отношения девочки Марины, которые полностью изменили жизнь слоненка.

Заключительное упражнение

Дети прощаются друг с другом, говорят: «Благодарю, мне очень понравилось».

ВЫВОД

Применение коррекционных методов полностью зависит от характера тех причин, которые обусловили тревожное  поведение ребенка.

Однако, несмотря на то, что наличие тревоги в поведении ребенка всегда создает большие трудности взаимодействия с ним, нельзя оценивать тревожные тенденции как исключительно отрицательные.

Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности ребенка в процессе его аффективного развития.  Обычно это неизбежный этап психокоррекционной работы, пройдя через который с помощью взрослого ребенок может приобрести более адекватные  формы контакта с окружающей его действительностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние социально-психологического климата учреждения на формирование социальной направленности школьников

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (с...

Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО

Формирование жизненных  компетенций  является главным приоритетом  для учащихся  школ VIII вида, т.к. для ребёнка с ОВЗ, как правило,  имеющего  ограничения контактов с м...

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ для младших школьников

Цикл развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста по развитию социальных и личностных компетенций....

Психологические основы обучения младших школьников технике чтения на иностранном языке

Исходя из особенности раннего начала обучения иностранным языкам на современном этапе, можно предположить, что одним из основных положений методики формирования техники чтения на французском языке до...

Доклад на МО начальных классов "Социальное и психическое развитие младших школьников"

Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала её граждан, без развития их активности, инициативы и способностей....

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа по достижению социально-психологической компетенции школьников младшего и среднего возраста группы социального риска и трудных детей "Три С"

Дополнительная общеобразовальная программа направлена на психолого-педагогическую коррекцию и развитие личности несовершеннолетнего. Расчитана на 30 часов и проходит в форме активного общения детей, к...