Социально-психологический тренинг "Я и мое место в мире"
учебно-методический материал по психологии по теме
В работе психологической службы с социально-депривированными подростками все чаще используется такая форма групповой работы, как социально-психологический тренинг.
Подростковый возраст — наиболее драматичный и динамичный период становления личности. Общение является ведущей деятельностью этого возрастного периода. В то же время, навыки конструктивного общения развиты у социально-депривированнных подростков недостаточно, что связано, в первую очередь, с малым социальным опытом. В этот возрастной период происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую форму, изменяются интересы, привязанности, тематика проблемных ситуаций, значимость различных сфер жизни (выбора профессии и профессионального пути, религиозных и моральных убеждений, политических взглядов, межличностного общения, семейных ролей), способы преодоления трудностей. В конечном итоге подростковый возраст сводится к проблемам отношения со временем. Он необходим для нормального взросления и проявляются, в таких конфликтах, как диффузия времени и застой в работе. Феноменология кризиса такова: подросток не видит связи своего будущего с сегодняшним днем, он старается не думать о завтрашнем дне, в настоящем он ощущает постоянный цейтнот, ничего не успевает, его собственная необязательность приводит к снижению его самоуважения.
Таким образом, подростковый возраст является сензитивным для развития навыков конструктивного общения, формирования моделей и способов построения жизненной перспективы, осознания себя как мужчины/женщины и принятия соответствующей своему полу роли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа психолога в интернате | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
«Я И МОЕ МЕСТО В МИРЕ»
В работе психологической службы с социально-депривированными подростками все чаще используется такая форма групповой работы, как социально-психологический тренинг.
Социально-психологический тренинг — это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в общении. Социально-психологические тренинги могут посвящаться самым разным темам и при этом всегда включают в себя вопросы межличностного взаимодействия.
Подростковый возраст — наиболее драматичный и динамичный период становления личности. Общение является ведущей деятельностью этого возрастного периода. В то же время, навыки конструктивного общения развиты у социально-депривированнных подростков недостаточно, что связано, в первую очередь, с малым социальным опытом. В этот возрастной период происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую форму, изменяются интересы, привязанности, тематика проблемных ситуаций, значимость различных сфер жизни (выбора профессии и профессионального пути, религиозных и моральных убеждений, политических взглядов, межличностного общения, семейных ролей), способы преодоления трудностей. В конечном итоге подростковый возраст сводится к проблемам отношения со временем. Он необходим для нормального взросления и проявляются, в таких конфликтах, как диффузия времени и застой в работе. Феноменология кризиса такова: подросток не видит связи своего будущего с сегодняшним днем, он старается не думать о завтрашнем дне, в настоящем он ощущает постоянный цейтнот, ничего не успевает, его собственная необязательность приводит к снижению его самоуважения.
Таким образом, подростковый возраст является сензитивным для развития навыков конструктивного общения, формирования моделей и способов построения жизненной перспективы, осознания себя как мужчины/женщины и принятия соответствующей своему полу роли.
Развитие и формирование таких способностей личности наиболее удобно и эффективно осуществлять в виде тренинговых занятий. Программа социально-психологического тренинга направлена на решение этих задач.
Цель данной программы социально-психологического тренинга - повышение социально-психологической адаптированности подростков.
Тренинг направлен на решение следующих задач:
- активизировать механизмы самопознания и самовыражения;
- сформировать представления подростков о значимости, ценности себя и других людей;
- развить коммуникативные умения и навыки;
- развить навык осознания и выражения своих чувств;
- развить навык понимания и принятия чувств окружающих людей, в том числе сверстников противоположного пола;
- способствовать развитию представлений подростков о своей полоролевой принадлежности;
- расширить представления о полоролевых взаимоотношениях;
- развить навык полоролевого поведения;
- развить навык управления своим поведением;
- ознакомить подростков с понятиями и особенностями целеполагания, формирования перспективы, а также факторами, влияющими на формирование позитивной жизненной перспективы и целеполагания;
- установить соответствие между целями на будущее и реальными потребностями подростка, его личными представлениями о счастье;
- развить мотивацию к достижению позитивных жизненных целей;
- обучить способам конструктивного планирования своего будущего;
- преодолеть страх перед любым целеполаганием у тех подростков, которые имеют большой травмирующий опыт неудач и выбирают психологическую защиту по типу «не очень-то хотелось»;
- перенести положительный опыт из группы в реальную жизнь;
- развить навыки рефлексии.
Данная программа рассчитана на подростков 13-16 лет и состоит из цикла занятий, общее количество, которых составляет 38, продолжительность каждого занятия - два академических часа, частота проведения – два раза в неделю. Занятия проводятся в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений. Для реализации программы комплектуется группа из 8-12 человек, группа должна быть закрытой. Перед формированием групп с участниками проводится общая беседа и индивидуальные собеседования о целях и задачах проводимого тренинга.
Методы, используемые на занятиях: свободные дискуссии, релаксации, ролевые игры; метод направленного воображения, а также используются приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов, адекватный выбор стратегии поведения в зависимости от ситуации.
Социально-психологический тренинг «Я в мире людей» основывается на следующих программах: «Думая о будущем» С.В. Кривцовой, «Тренинг управления жизнью для подростков» В.Р. Шмидта, «Тренинг по развитию коммуникативных навыков для подростков» Г.И. Макартычевой, «Тренинг развития мотивов межличностных отношений» Т.В. Резниковой, тренинг «Мужчина и женщина» Р.М. Мухаметовой.
В данной программе предусмотрено 2 раздела и шесть блоков:
- Блок – «Познание себя и своих возможностей».
Цель: развитие представлений подростков о значимости, ценности себя и других людей.
Раздел I. «Инь-янь».
Цель: повышение уровня осознания подростками себя как мужчины/женщины и принятия соответствующей своему полу роли.
- Блок – «Я – Мужчина. Я - Женщина».
Цель: развитие представлений подростков о своей полоролевой принадлежности.
В этом блоке предусмотрено разделение группы по половому признаку. Занятия проводятся в один день, но раздельно с юношами и девушками.
- Блок – «Как понять их?».
Цель: расширение представлений подростков о полоролевых взаимоотношениях.
Раздел II. «Мой жизненный путь».
Цель: формирование позитивной жизненной перспективы и целеполагания, способностей к саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
- Блок – «Думая о будущем».
Цель: актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.
- Блок – «Линия времени».
Цель: развитие рефлексии собственной жизни, создание условий для развития временной перспективы, способности к целеполаганию.
- Блок – «Построение позитивной жизненной перспективы».
Цель: актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей, развитие навыков свободного выбора.
Первое и последнее занятия не входят ни в один блок. Первое занятие направлено на первоначальное сплочение группы, принятия правил совместной работы, а последнее – на подведение итогов, вербализацию подростками своих достижений, полученных в ходе проведения социально-психологического тренинга.
Программа социально-психологического тренинга опирается на следующие принципы:
- взаимодоверия и открытости;
- общение по принципу «здесь» и «сейчас»;
- персонификация высказываний;
- недопустимость непосредственных оценок;
- уважение к личности говорящего;
- активность и искренность;
- принятие себя, своих ценностей и потребностей как сейчас, так и в будущем, а также потребностей и ценностей сверстников, в том числе и противоположного пола;
- принятие своей гендерной роли и способов поведения в соответствии с этой ролью;
- исключение возможности простраивания жизненной перспективы в угоду чужим потребностям.
Материально-техническая база: бумага, листы ватмана, индивидуальные тетради, вырезки из газет и журналов, ручки, цветные карандаши, краски, фломастеры, ящик, мяч, коробка, стулья по количеству участников.
Тематический план занятий по программе
социально-психологического тренинга
№ | Тема занятия | Цель занятия | Количество часов |
1 | «Знакомство» | Создание благоприятных условий для работы в группе, информирование о целях занятий, принятие групповых правил, создание доброжелательной рабочей обстановки в группе, сплочение группы | 2 |
Блок 1 – Познание себя и своих возможностей | |||
2 | «Кто Я?» | Создание условий для осознания подростками своего «Я» | 2 |
3 | «Что я знаю о себе?» | Создание условий для осознания подростками своего «Я» | 2 |
4 | «Познай себя» | Развитие навыка понимания и умения уступать другим людям в затруднительных ситуациях | 2 |
5 | «Я великий мастер...» | Актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе | 2 |
6 | «Как я поступаю в различных ситуациях» | Осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях | 2 |
7 | «Я в мире людей» | Осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества | 2 |
8 | «Я в своих глазах и в глазах других людей» | Активизировать процесс рефлексии | 2 |
Раздел I «Инь-янь» Блок 2 - «Я - Мужчина и Я - Женщина» | |||
9 | «Мужчина и женщина» | Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины / женщины (полоролевая идентификация) | 2 |
10а | «Кодекс мужчины» | Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины и раскрытие способов поведения | 1 |
10б | «Кодекс женщины» | Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как женщины и раскрытие способов поведения | 1 |
11а | «Современная девушка - какая она?» | Моделирование образа идеальной девушки и раскрытие многоаспектности этого понятия | 1 |
11б | «Современный парень - какой он?» | Моделирование образа идеального парня и раскрытие многоаспектности этого понятия | 1 |
12 | «Два мира» | Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины / женщины (полоролевая идентификация). | 2 |
13 | Я - … (мужчина/женщина) | Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины / женщины (полоролевая идентификация). | 2 |
Блок 3 - «Как понять их» | |||
14 | «Эффективное общение» | Обучение эффективным способом общения. | 2 |
15 | «Ты + Я = Партнеры» | Обучение распознаванию отношений, построенных на деструктивном уровне, стимуляция переживания опыта конструктивных партнерских отношений | 2 |
16 | «Эффективное общение» | Обучение эффективным способом общения | 2 |
Раздел II «Мой жизненный путь» Блок 4 – «Думая о будущем» | |||
17 | «Думая о будущем» | Познакомить подростков с понятиями целеполагания, перспектива, факторами, влияющими на формирование позитивной жизненной перспективы и целеполагания | 2 |
18 | «Думая о будущем 2» | Познакомить подростков с главными целями жизни | 2 |
19 | «Цели жизни» | Развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения | 2 |
20 | «Пути достижения целей жизни» | Развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград | 2 |
21 | «Каковы мои жизненные цели?» | Актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению | 2 |
22 | «Цели и дела» | Повышение самооценки в достижении целей | 2 |
«Аукцион ценностей» | Повышение уверенности в достижении жизненных целей | 2 | |
24 | «Это сладкое слово — перспектива» | Актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению | 2 |
Блок 5 – «Линия времени» | |||
25 | «Назад в будущее» | Научить подростков рациональному использованию времени | 2 |
26 | «Искусство успевать» | Осознание собственного чувства времени | 2 |
27 | «И время, кто кого?» | Развитие навыков адекватного своим возможностям расчета времени | 2 |
28 | «Мой день через 10 лет» | Начать работу по моделированию будущего методом направленного воображения, дать участникам группы возможность привести в соответствие их личные ценности и цели, согласовать ближнюю и дальнюю перспективы | 2 |
29 | «В поисках смыслов жизни» | Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее | 2 |
30 | «Линия жизни» | Развитие рефлексии собственной жизни, создание условий для развития временной перспективы у подростков, способности к целеполаганию | 2 |
Блок 6 – Построение жизненной перспективы | |||
31 | «Чем нужно обладать, чтобы достигнуть желаемого?» | Актуализация представлений о личностных чертах, знаниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей | 2 |
32 | «Хочу. Могу. Умею» | Развитие навыков постановки жизненных целей и самоопределения в их достижении | 2 |
33 | «Я должен или я выбираю» | Создание плана действий для достижения жизненных целей | 2 |
34 | «Можно ли объять необъятное» | Актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению | 2 |
«20 000 дней» | Осознание своего жизненного плана, построение или вынесение во внешний план иерархии ценностных ориентаций, а также их «апробирование» в столкновении с «реалиями» игровой ситуации | 2 | |
36 | «Пять шагов» | Осознание своего жизненного плана, построение или вынесение во внешний план иерархии ценностных ориентаций, а также их «апробирование» в столкновении с «реалиями» игровой ситуации | 2 |
37 | «Я – подарок человечеству» | Актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей, развитие навыков свободного выбора, актуализация знаний, полученных на занятиях всего цикла, подведение итогов | 2 |
38 | «Подведение итогов» | Создание условий для рефлексии подростками своих достижений за время прохождения социально-психологического тренинга | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО СНЯТИЮ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Разработка С П Т по снятию уровня тревожности, страха и замкнутость среди школьников....
Социально-психологический тренинг для подростков "Пойми себя"
Тренинг «Пойми себя» предназначен для юношей и девушек 9-11 классов. Особенности возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного инсти...
Групповое занятие с элементами социально- психологического тренинга «Познавая себя и окружающих»(10-11 класс).
Учащиеся данных классов входят в новый период возрастного развития - юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность в развитии социального интеллекта. Им важно...
Роль и место активных социально-психологических методов в гражданском и патриотическом воспитании школьников.
Роль и место активных социально-психологических методов (элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий) в гражданском и патриотическом воспитании....
Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"
Программа социально-психологического тренинга "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...
Социально- психологический игровой тренинг «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»
Данная игра рекомендуется для проведения среди учащихся 6-8 классов, участвующих в групповых занятиях социально- педагогической направленности по программам «Твои права», «Юный гражданин». В осн...
Описание представленной психологической практики.Социально-психологический тренинг «Право защищать себя»
Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социа...
Комментарии
отзыв о разработке.
Спасибо за разработку тренинга. Меня заинтересовала ваша работа, так как сама пытаюсь работать в этом же направлении. Даже темы занятий похожи. Хотелось бы увидеть и ваш вариант разработанных занятий. Возможно что-то изменю в своих. Еще раз спасибо!
Спасибо большое! Очень
Спасибо большое! Очень интересный материал, особенно это касется, на мой взгляд, момента рационального использования времени, сейчас у детей, а тем более подростков, большие трудности с этим. Буду использовать этот аспект Вашего материала в работе с детьми, воспитывающимися в замещающих семьях. Еще раз спасибо!