Особенности логопедической работы обучающихся коррекционных школ с СНР тяжелой степени (вариант -II)
статья

Фарида Фаритовна Биктимерова
Особенности логопедической работы обучающихся коррекционных школ с СНР тяжелой степени (вариант -II)

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков. Все чаще, основной контингент логопункта составляют дети с  умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, обучающиеся по варианту – II.

Биктимерова Фарида Фаритовна,

                                             учитель – логопед высшей категории

                                                 ГБОУ Сибайская коррекционная школа для детей

с ограниченными возможностями здоровья

 

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков. Все чаще, основной контингент логопункта составляют дети с  умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, обучающиеся по варианту – II.

В аспекте социализации и социальной адаптации этих детей большое значение имеет развитие их речевой деятельности. Согласно данным исследований у 91% этих детей фиксируются все известные формы нарушений речевого развития, выраженные в различной форме (группа с отсутствием речи - «безречевые», группа с высказыванием на уровне отдельных слов и группа с наличием простой фразы). Поэтому  логопедической работе в нашей школе придается большое значение.  По сравнению с предыдущими годами, количество детей с тяжелыми нарушениями речи на логопункте увеличилось на 30%. Таким образом, вопрос оказания специальной помощи таким детям на сегодняшний день  весьма актуален.

Суть логопедического воздействия состоит в создании у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью тех «ключевых звеньев», которые обусловливают развитие речевой системы в целом и которые самостоятельно в речи у них не образуются (Б. М. Гриншпун). В обучении можно выделить два взаимосвязанных раздела: 

■ Формирование основы для овладения навыками коммуникации.

 ■ Развитие умений и навыков коммуникации. 

Коррекционно-логопедическая работа строится в четыре этапа: подготовительный, начальный, тренировочный и заключительный. Поэтапное структурирование осуществляется по спирали, на каждом следующем этапе задачи усложняются. Период пребывания на том или ином этапе обучения может быть различным в зависимости от тяжести нарушений в интеллектуальной и речевой сферах: одни дети могут усваивать материал быстрее, другие медленнее. Материал тематических разделов закрепляется в различных видах деятельности (игровой, предметно-практической, элементарной учебной). Работа направлена на стимулирование речевой функции, речевого общения (особого вида деятельности), на формирование и усвоение средств общения - вербальных и невербальных (визуальных речевых кодов: жестомимики, пиктографии), и, следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.  Обобщение   опыта  работы  позволило мне  выделить  следующие основные специфические особенности логопедического воздействия  на этих детей.

1. Постоянный индивидуальный  подход к ученику.

В работе невозможно ориентироваться на «среднего» ученика. Каждый ребенок,  в полном смысле «особый»; у него разный тип восприятия, внимания, памяти, разный характер и темперамент. Все психические проявления у этих детей выражены ярче, рельефнее, по сравнению с обычными детьми. Строгий индивидуальный подход   к каждому ученику с умеренной и тяжелой формой умственной отсталостью, учет положительных сторон личности , изыскание возможностей обучения для каждого из них – мое педагогическое кредо.

2. Комбинированный и игровой характер логопедических занятий в классе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

На занятии все время идет работа над подвижностью артикуляционного аппарата, звуками, развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Все занятия проходят в игровой форме,  что  позволяет естественно, тонко и ненавязчиво корректировать речевые недостатки, дает  возможность многократно повторять с детьми логопедические упражнения.  Именно в  игре формируются и развиваются все стороны речевой функциональной системы. В этом незаменимую роль играет и правильно организованная  коррекционно-развивающая среда.

Логопедический кабинет  должен быть оснащен большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики, игрушками-манипуляторами, типа сборно-разборных пирамид, башенок, простейших устройств, вкладышей, нанизывания, навинчивания, раздвижения, укладывания в коробки, разбрасывание и сбор в корзинки, тематическими  наборами  предметов, кукольным  театром, ширмой «Театрал» и.т.д.

 3. Формирование подражательной деятельности.

Первый шаг коррекционной работы - развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому работу свою с «безречевыми» детьми  нужно начинать именно  с развития подражательной способности. 

4. Организация контекста занятий.

Удержать произвольное внимание у  наших детей, особенно с умеренной умственно отсталостью чрезвычайно сложно.

И здесь очень важно учитывать  каждую мелочь: расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть особое отношение и специфический интерес, местоположение самого логопеда.

5. Наблюдение за внутренним состоянием ребенка.

На занятиях важна динамика внимания ребенка. Нельзя ни в коем случае  доводить  внимание ребенка до истощения. Важно научиться вовремя заметить, когда и как переключить внимание ребенка. Если ученик  начинает отвлекаться – уже поздно. Разрушается атмосфера занятия, эмоциональная связь нарушается. Во избежание этого, важно уметь  вовремя и максимально включать все анализа­торы, использовать  различные наглядно­сти. Например,  при постановке звука помогают зрительное восприя­тие артикуляции, тактильное восприятие муляжа, кинесте­тические ощущения от движения кисти руки, воспроизво­дящей положение языка при произношении данного звука, опора на кинеститеческие ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зон­да, шпателя.

      В процессе логопедической работы широко используются схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражне­ния, технические средства обучения.

 6. Моделирование ситуаций достижения.

Очень частой ошибкой  родителей (бывает что и педагогов) является стремление понять ребенка «с полуслова». Ребенок с тяжелыми формами умственной отсталости очень быстро привыкает к тому, что его все равно поймут. С одной стороны, это прекрасно, с другой стороны, у него может утрачиваться мотив, желание научиться (насколько это возможно для его уровня развития) говорить правильно. Именно поэтому  на занятиях я стараюсь  создавать ребенку такие условия, чтобы у него возникала потребность говорить.

 7. Медленный темп формирования новых навыков.

От этих детей невозможно ожидать быстрого результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время «поглощают» информацию, как будто «записывая» ее на свой внутренний магнитофон. Иногда результат работы может проявиться через 2-3 года. Поэтому родителям нужно сразу же объяснить, что логопед  -  это не волшебник, который одним взмахом руки может все исправить и ребенок сразу начнет говорить целыми фразами (если он безречевой о же немаловажное значение имеет и отдача самих родителей.

 8. Постоянная востребованность приобретенных навыков.

Вся логопедическая работа проходила бы впустую при отсутствии тесного контакта с родителями, воспитателем и дефектологом. Практика работы с «тяжелыми детьми»  в течение пяти лет показывает успешное использование индивидуальных тетрадей  для занятий в школе и дома с разработанными подробными конспектами занятий. Данные материалы удобны в использовании и воспитателям во внеурочные часы, и родителям. Именно такая непрерывная связь всех участников педагогического процесса, обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми идет работа на логопедических занятиях.

9. Неприемлемость жестких рамок поведения

Не надо  придерживаться  жёсткой дисциплины на уроке, хотя поведение учеников часто оставляет желать лучшего в силу их врождённых дефектов психического развития. Я считаю, что чрезмерная строгость и жёсткость к таким детям – неприменимые методы воздействия.

На уроках я стараюсь достучаться до каждого из своих учеников, идя по доброму, гуманному пути к их детским душам.

 

Безусловно, все указанные особенности работы логопеда предполагают огромное терпение и творчество. Наши частые гости – практиканты,  студенты педагогических ВУЗов – не раз  задают  вопрос: «Какими качествами должен обладать человек, работающий в вашей школе с  такими сложными детьми?»  На что я отвечаю, что с «особыми» детьми смогут работать педагоги и специалисты, обладающие и сами «особыми» качествами. Это  и  колоссальное терпение, способность сопереживать и понимать, выдумка, психологическая гибкость  –  черты, которые способствуют успеху в этой трудной, но очень важной работе, благодаря которой наши «тяжелые» детки получат дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе

Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...

Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида

Материал к семинару логопедов  "Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида" в г. Краснодаре 30.01.14 г....

Особенности логопедической работы в коррекционной школе VIII вида

В данной презентации раскрыты особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Особенности логопедической работы в коррекционной школе с обучающимися с НОДА, НОДА и УО

Особенности логопедической работы в коррекционной школе с обучающимися с НОДА, НОДА и УО...

Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В статье представлены особенности работы логопеда с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...

Особенности профориентационной работы в коррекционной школе

Задачи, направления и формы профориентационной работы со старшеклассниками с интеллектуальными нарушениями. Пример деловой игры по проблемам профориентации школьников старшего звена...