Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
статья
В статье представлены особенности работы логопеда с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 14.84 КБ |
Предварительный просмотр:
На современном этапе развития российского общества наблюдается рост количества умственно отсталых детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.
Умственная отсталость понимается не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения ЦНС), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.
У таких детей отсутствует интерес к окружающему, они ослаблены, инертны. Потребность в общении и эмоциональный контакт со взрослым не возникает очень долго. Ребенок не предпринимает попыток тактильно-двигательного обследования предметов, имеет недоразвитие моторики и зрительно-двигательной координации, что существенно снижает его возможности в ознакомлении с окружающим предметным миром. Движения умственно отсталых детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Обычно для них необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия. Познавательная активность умственно отсталых детей крайне низкая. Сенсорно-перцептивная сфера не сформирована, память характеризуется малым объемом, мыслительные операции на элементарном уровне.
Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), характерен ряд особенностей – отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено либо невозможно. Все вышеперечисленные факторы мешают полноценному взаимодействию ребенка с миром, его социализации и адаптации в обществе.
Работа логопеда с такими детьми занимает важное место, поскольку нарушения речи являются очень распространенными, имеют стойкий характер и проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора, умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих, поэтому логопедическая работа обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.
Поэтому главными особенностями работы логопеда с умственно отсталыми детьми с множественными нарушениями является максимальное включение различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного), развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Характерным является и частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у обучающихся трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.
В работе с такими детьми логопеду необходимо опираться на основные принципы педагогики:
Принцип природосообразности – работа с детьми, имеющими нарушения в развитии должна основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, взаимодействовать с ребенком согласно его полу и психофизиологическим особенностям.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – обеспечивает реализацию работы с учетом индивидуальных особенностей детей в процессе коррекционно-развивающей работы.
Принцип системности подразумевает, что развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию и коррекции ребенка с ограниченными возможностями.
Принцип деятельностного подхода основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза.
Принцип единства диагностики и коррекции, который заключается в целостности процесса оказания коррекционной и медико-социальной помощи в развитии ребенка.
Принцип коррекционной направленности предусматривает преодоление недостатков психофизического развития детей посредством формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования.
Принцип «пошаговости» - постепенный переход от простого к сложному, от неизвестного к новому, при этом каждый последующий шаг основывается на результатах предыдущего.
Таким образом, при регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе у большинства умственно отсталых детей с ТМНР происходит развитие восприятий и моторики, идет формирование познавательной деятельности и обогащение пассивного словаря, что является предпосылками к развитию речевого восприятия детей, но, при этом, активный словарный запас, связная речь, грамматический и смысловой уровни развития речи часто не достигают нормы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с умственно отсталыми детьми.
Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо - речевое развитие детей, в том числе ...
Установление коммуникации с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Основные правила общения с детьми с ТМНР; базовые навыки, лежащие в основе коммуникации....
«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...
Конспект семинара-практикума для педагогов. Тема: Особенности профориентационной работы с умственно отсталыми детьми.
Семинар-практикум для педагогов.Цель: Оказание методической помощи педагогам в вопросе профориентационнойработы с умственно отсталыми детьми....
Арт-терапия в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития
Доклад о методах коррекции поведения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития представлен на собрании коллектива сотрудников ГКУ ЦССВ "Сколоковский"...
Семинар-практикум «Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...
«Правила ухода и присмотра за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Организация развивающей среды» Методические рекомендации
Методические рекомендации «Правила ухода и присмотра за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Организация развивающей среды» предназначены для родителей детей, имеющих мно...