Конспект логопедического занятия по формированию грамматических категорий у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР. "Овощи".
план-конспект
Фронтальное логопедическое занятие по теме «Овощи» разработано для дошкольников старшего дошкольного возраста седьмого года жизни с ОНР III уровня и является составной частью модульной образовательной коммуникативной технологии формирования и коррекции речемыслительной деятельности. Технология представляет собой целостную систему работы по восполнению пробелов в становлении речевой и интеллектуальной деятельности и реализуется в течение трех лет пребывания ребенка в детском саду.
Конспект содержит цели и задачи, подробное изложение хода логопедического занятия. Содержание занятия определяется основной образовательной программой дошкольного образования (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие») и программой коррекционного обучения данной возрастной группы.
Занятие носит комплексный характер и содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Разнообразие игровых заданий дает возможность индивидуально подходить к каждому ребенку с учетом его психофизических особенностей, позволяя системно работать над развитием всех сторон речи и мышления: формировать, развивать и закреплять необходимые компоненты (операциональные и содержательные).
На занятии используются элементы сюжетно-ролевой игры и здоровьесберегающих технологий, упражнения для развития сенсомоторики, зрительно-пространственной ориентации, мыслительных операций, при этом ребенок ставится в ситуацию постоянного оречевления всех своих действий, что способствует развитию всех сторон речи и закреплению формируемых коммуникативных навыков.
Использование ИКТ и различных развивающих заданий при проведении занятия способствует повышению интереса и развитию мотивационной готовности к логопедическим занятиям у детей, а также - повышению концентрации и устойчивости внимания, развитию работоспособности и сохранению продуктивности деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_teme_ovoshchi.docx | 37.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед
МАДОУ г.Нижневартовска
ДС № 49 «Родничок»
Ишметова Валия Мирхафизяновна
Конспект логопедического занятия
по формированию речемыслительной деятельности
у дошкольников старшего дошкольного возраста
(седьмой год жизни) с ОНР.
Тема: Овощи.
Аннотация
Фронтальное логопедическое занятие по теме «Овощи» разработано для дошкольников старшего дошкольного возраста седьмого года жизни с ОНР III уровня и является составной частью модульной образовательной коммуникативной технологии формирования и коррекции речемыслительной деятельности. Технология представляет собой целостную систему работы по восполнению пробелов в становлении речевой и интеллектуальной деятельности и реализуется в течение трех лет пребывания ребенка в детском саду.
Конспект содержит цели и задачи, подробное изложение хода логопедического занятия. Содержание занятия определяется основной образовательной программой дошкольного образования (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие») и программой коррекционного обучения данной возрастной группы.
Занятие носит комплексный характер и содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. Разнообразие игровых заданий дает возможность индивидуально подходить к каждому ребенку с учетом его психофизических особенностей, позволяя системно работать над развитием всех сторон речи и мышления: формировать, развивать и закреплять необходимые компоненты (операциональные и содержательные).
На занятии используются элементы сюжетно-ролевой игры и здоровьесберегающих технологий, упражнения для развития сенсомоторики, зрительно-пространственной ориентации, мыслительных операций, при этом ребенок ставится в ситуацию постоянного оречевления всех своих действий, что способствует развитию всех сторон речи и закреплению формируемых коммуникативных навыков.
Использование ИКТ и различных развивающих заданий при проведении занятия способствует повышению интереса и развитию мотивационной готовности к логопедическим занятиям у детей, а также - повышению концентрации и устойчивости внимания, развитию работоспособности и сохранению продуктивности деятельности.
Цель:
1.Активизировать, обогащать и закреплять знания обучающихся об овощах, о труде взрослых, сезонных работах в огороде.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать и обогащать словарь путем подбора признаков, действий к предмету, синонимов, антонимов, родственных слов;
- закреплять приобретенные произносительные навыки;
- развивать темпо-ритмические характеристики речи;
- совершенствовать навыки:
- употребления существительных с суффиксами со значением уменьшения и увеличения;
- употребления относительных и сложных прилагательных и согласования их с существительными в роде и числе, падеже;
- согласования количественных числительных с прилагательными и существительными.
- составления сложносочиненных предложений при сравнении овощей;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать зрительное и слуховое внимание и память;
- развивать речевое дыхание;
- совершенствовать координацию речи с движением;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза;
- развивать речемыслительную деятельность (операции анализа, синтеза, сравнения), пространственно-временные представления;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к труду сельских жителей, потребность в здоровом образе жизни;
- совершенствовать умение работать в коллективе;
- повышать активность, сознательность, интерес к логопедическим занятиям.
Материалы и оборудование
Демонстрационные: проектор, экран, презентация «Овощи» в режиме PowerPoint, предметные картинки.
Технологии:
- здоровьесберегающая технология;
- информационно-коммуникативная технология;
- диалог с детьми;
- рефлексия.
Форма проведения: фронтальная
Предварительная работа:
- беседа об овощах, о сезонных работах в огороде, о здоровом образе жизни;
- разучивание пальчиковой гимнастики «Засолка капусты», физминутки «Урожай»;
- использование графических моделей «Семейка слов» и алгоритмов описания предмета в рамках всех лексических тем;
- отгадывание загадок, чтение художественной литературы по теме «Овощи»;
Этапы:
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, отгадайте загадку:
Называют нас плодами,
В огороде мы растем,
Летом жарким созреваем,
Сбора урожая ждем.
Дети: Это овощи.
Логопед: Какие овощи вы знаете?
Дети: Помидор, картофель, репа, перец, кабачок, огурец, свекла, редис, лук.
(Слайд 2)
II. Введение в тему.
Стук в дверь: «Вам письмо».
Логопед читает письмо: «У меня в огороде вырос богатый урожай овощей. Пожалуйста, помогите побыстрее его убрать».
Подписи нет. Как вы думаете, кто прислал это письмо?
Дети: Это письмо прислал человек, который выращивает овощи в огороде.
- Правильно, это письмо от огородника.
- Как вы думаете, почему нужно поскорее убрать урожай?
Дети: Потому что может наступить холодная погода, и овощи замерзнут. Семье огородника нечего будет кушать зимой.
Логопед: Правильно, молодцы! Огородник долго и много трудился, вырастил столько вкусных, полезных продуктов, которые нужны всем людям. Нельзя допустить, чтобы заморозки (лексическое значение) уничтожили его труд. Поможем ему? Отправляемся в огород.
III. Основная часть.
1. Активизация и обогащение словаря (Игры «Подбери признаки, действия к предмету», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому»)
Логопед: Вот мы и в огороде. (Слайд 3)
- Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!)
- Вы узнали огородника? (Да). (Слайд 4)
- Что он делает в огороде весной? (Слайд 5)
Дети: Огородник копает, сажает, поливает.
- А летом? (Слайд 6)
Дети: Поливает, удобряет, выращивает, пропалывает, работает.
- Чем занимается огородник осенью? (Слайд 7)
Дети: Собирает урожай, делает заготовки на зиму.
Логопед: Почти весь год огородник работает. Как сказать по-другому? (Трудится)
- Следит за огородом, а по-другому? (Наблюдает)
- Он все время работает, ему даже некогда…(отдохнуть)
- Что нужно огороднику для работы?
Дети: Огороднику нужна лопата, грабли, коса, лейка, ведро, тачка, молоток.
- Назовите эти предметы одним словом?
Дети: Это огородные инструменты.(Слайд 4)
-Давайте покажем, что ими делают.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики
- Лопата копала, копала, копала,
Потом улеглась, видно очень устала.
- Сгребаем граблями землю («причесать» язык зубами)
- Коси, коса, пока не высохла роса («часики»)
- Песенка водички из лейки.
- Глубокое ведро («чашечка»)
- Молоток стучал, стучал («т-т-т» по альвеолам)
Огородник ухаживал за растениями, и они дали щедрый урожай, а по-другому…(богатый). (Слайд 8)
- Какие замечательные овощи выросли! Похвалите их. (Овощи большие)
- Как сказать по-другому? (крупные, огромные)
- Все овощи крупные и даже совсем нет каких? (маленьких, мелких),
- Какие еще овощи? (красивые, аппетитные, сочные, сладкие, горькие, твердые, полезные)
- Все овощи полезные, и совсем нет, каких? (вредных)
- Овощи поспели, значит, они…(спелые, зрелые).
- Овощи приятно пахнут, значит, они какие? (ароматные)
- Как сказать по-другому? (душистые)
Дыхательная гимнастика
-Давайте понюхаем овощи (наращивание фразы): Вдох – Ах! (на выдохе). Вдох – Ах, как! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет овощами! (на выдохе).
2. Игра «Семейка слов» (Слайд 9, 10)
Логопед: Много грядок с овощами в огороде. А вот эта грядка необычная. Что же тут растет? (графические модели для образования родственных слов).
Дети: На этой грядке выросла «семейка» слов.
Логопед: От какого слова они «родились»? (От слова «огород»)
Дети образуют родственные слова с опорой на графические модели и картинки:
(Огород, огородик, огородище, огородный, огородник, огородница, огородничать, огородничество, Огородников).
Логопед: Придумайте предложения с этими словами.
Дети: Заботливый огородник поливает овощные грядки. На грядке стоит огородное пугало и отпугивает птиц, чтобы они не клевали овощи.
3.Динамическая пауза.
Речь с движением «Урожай»
Логопед: Ребята, нам надо спешить с уборкой урожая! Возьмем корзины, они пока еще…(пустые) и поэтому какие? (легкие) (имитация ходьбы с легкой корзиной)
В огород пойдем, урожай соберем.
Мы моркови натаскаем,
Мы картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
(Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения).
Логопед: Теперь наши корзины доверху нагружены овощами, поэтому они какие? (Корзины полные и тяжелые). Покажите, как вы их понесете.
Логопед: Вспомните, как мы убирали овощи? Что выдергивали? Как убирали капусту? Что еще можно срезать? Сорвать? Выкопать?
Дети: Морковь, репу, лук выдергивали. Капусту срезали. Можно срезать тыкву, кабачок. Можно сорвать огурцы, помидоры, горох, укроп. Выкопаем картофель.
4. Игра «Карлики-великаны» (Слайд 11, 12)
Логопед: Не только мы собираем урожай, карлики и великаны тоже трудятся на своих огородиках и огородищах.
У нашего огородника вырос огурец, у карликов – (огурчик), а у великанов -(огурчище)
Логопед: Морковь, помидор, тыква, баклажан, лук, картошка.
Дети приседают, называя «маленькие» овощи, встают на носочки, называя «огромные» овощи.
5. Игра с мячом «Скажи одним словом про овощ»
Логопед: Редис белый и розовый – бело-розовый редис,
- тыква яркая и оранжевая, значит, она….. (ярко-оранжевая)
- огурец темный и зеленый,
- кабачок светлый и зеленый,
- помидор кислый и сладкий
6. Игра «Веселый счет» (Слайд 13)
Логопед: Мы собрали целую корзину овощей. Назовите, чего сколько лежит в корзине?
Дети: В корзине лежит пять длинных огурцов, три красных помидора и т.д.
7. Игра «Слоги слово загадали» (Слайд 14)
Логопед: Огородник предлагает поиграть в игру. Отгадайте слова, запомните их по порядку.
Слоги слово загадали:
«па» - в конце, а «ре» - в начале; (репа)
«ва» - «тык»; (тыква)
«ковь» - «мор»; (морковь)
«дис» - «ре»; (редис)
«нок» - «чес»; (чеснок)
- Повторите слова (репа, тыква, морковь, редис, чеснок).
8. Игра «Убери лишнее»-
На наборном полотне 8 картинок с изображением овощей
Логопед: Уберите те овощи, про которые не было загадок. Что вы убрали? Оставшиеся картинки расставьте по порядку. (Дети расставляют картинки по порядку: репа, тыква, морковь, редис, чеснок ) (Слайд 15)
9. Игра «Что где стоит?» (Слайд 15)
Логопед: Огородник продолжает загадки. Какой овощ стоит перед редисом? (Морковь) Как еще можно сказать, где стоит морковь? Используйте слова «после», «за», «между», «слева», «справа».
Дети: Морковь стоит после тыквы; между тыквой и редисом.
- Какой овощ лишний? Почему?
Дети: Лишняя тыква, потому что она растет над землей, а остальные овощи – в земле.
10. Игра «Сравни тыкву и морковь» (по алгоритму) (Слайд 16, 17)
Логопед: Давайте сравним тыкву и морковь. Чем они похожи?
Дети: Это овощи, растут на грядке, они оранжевые, сладкие, полезные, сочные, твердые, можно кушать в сыром и вареном виде, выжать сок.
Логопед: Чем отличаются эти овощи?
Дети: Тыква крупнее моркови; тыква круглая, а морковь длинная, продолговатая; тыква растет над землей, а морковь – под землей; тыкву срезают, а морковь выдергивают; у тыквы толстая корка, а у моркови ее нет; у тыквы много семечек внутри, а у моркови - нет.
11. Игра «Овощные блюда». (Слайд 18)
Логопед: Огородник благодарен за помощь и приготовил нам в подарок целый мешок овощей. Огородница спрашивает: « Нужно ли есть овощи? В каком виде они полезнее: в сыром или вареном?» Почему? Любите ли вы овощные блюда? Что готовят ваши мамы из овощей?
Дети: Овощи нужно кушать, в них много витаминов. Полезнее сырые овощи. Моя мама варит овощной суп, делает капустный салат, выжимает томатный сок, готовить картофельное пюре и т.д.
Логопед: Хозяйка говорит, что в ее семье круглый год кушают овощи и очень любят, когда она готовит: (Слайд 19)
- оладьи из кабачков, какие оладьи?; (кабачковые оладьи)
- рагу из овощей;
- икру из баклажанов;
- запеканку из тыквы и моркови; (тыквенно-морковная запеканка)
- приправу из томатов и чеснока
Хозяйка говорит, что она всегда солит капусту на зиму, так как в ней сохраняются витамины, и нас хочет научить этому.
Пальчиковая гимнастика. (Слайд 20)
Мы капусту рубим, мы морковку трем,
Мы капусту солим, мы капусту жмем
И в бочку кладем.
IV. Итоги. Окончание занятия.
Логопед: Ребята, вы – молодцы! Все хорошо потрудились и помогли сельским жителям. Что нового и полезного вы сегодня узнали?
Список литературы
- http://idi-k-nam.ru/
- festival.1september.ru/preschool/ логопедия
- http://www.logolife.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Сад.Фрукты.Ягоды.
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Конспект интегрированного логопедического занятия "Путешествие в страну Звукляндию" для детей старшего дошкольного возраста
Материал представлен в виде конспекта интегрированного логопедического занятия по дифференциации звуков. В основу легли материалы М.Ф. Фомичевой...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».
Тема: «Образование относительных прилагательных от существительных». Образовательные области: «коммуникация», «познание».Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового учебного материала....
Логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Предметная область Формирование правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.Тип занятия Логопедическое занятие для детей с общим недоразвитием речи с...
Конспект логопедического занятия по формированию навыков употребления предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «ИЗ-ЗА» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
Конспект логопедического занятия по формированию навыков употребления предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «ИЗ-ЗА» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».Авто...