РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» для обучающихся с расстройством аутистического спектра
учебно-методический материал
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Ребенок с РАС имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы.
Одним из разделов АООП обучающихся с РАС является коррекционно-развивающая работа, в которой важное место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у таких детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Дети имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому формирование речевого слуха и произносительной стороны речи является обязательной частью коррекционно-развивающих занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblako_1.zip | 299.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Н.К. Горбанева
Россошанского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрено на заседании МСШ Протокол №1 от 30.08.2018г. Руководитель МСШ ______________ О. А. Фоменко | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________ М. В. Нардова | «Утверждаю» Директор школы ______________ Н. В. Иващенко Приказ №136 от 01.09.2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика»
для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант )
1 КЛАСС
Программа разработана:
Курганской Татьяной Александровной,
учителем иностранного языка
первой квалификационной категории
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Ребенок с РАС имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы.
Одним из разделов АООП обучающихся с РАС является коррекционно-развивающая работа, в которой важное место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у таких детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Дети имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому формирование речевого слуха и произносительной стороны речи является обязательной частью коррекционно-развивающих занятий.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по программе «Логопедическая гимнастика» позволяют проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей ребенка. Работа по развитию фонематического восприятия и формированию правильного звукопроизношения способствует наиболее полноценному овладению обучающимися устной речью, что имеет важное значение для получения ими образования, социальной адаптации, формирования личности в целом.
Цели программы:
- создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, позволяющего учитывать особые образовательные потребности детей с РАС на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода;
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
- максимальная коррекция дефектов устной речи, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.
Задачи программы:
- ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире;
- обучать его простым навыкам контакта, в том числе речевого;
- развивать устную речь, фразовую и связную речь, обогащать и активизировать словарный запас;
- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития;
- развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы;
- создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале;
- уточнять грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;
- подготовить к обучению письменной речи (письмо и чтение):
- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;
- формировать пространственно-временные представления и понятия;
- совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
Данная программа коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» рассчитана на 17 часов. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание традиционных и инновационных методов и приемов. Программа предусматривает проведение занятий в индивидуальной форме. Периодичность занятий - 1 раз в две недели. Продолжительность занятий - 20 минут.
Планируемые результаты
В результате работы по программе коррекционно-развивающих занятий «Логопедическая гимнастика» у ребенка с РАС можно планировать следующие результаты:
- развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
- овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
- формирование правильного звукопроизношения;
- умение правильно использовать поставленные звуки;
- развитие умения контролировать собственную речь.
Личностные:
- развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
- желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
- умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
- наличие мотивации к овладению устной речью.
Предметные:
- развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание на слух звуков речи;
- овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и синтеза;
- формирование правильного звукопроизношения;
- умение правильно использовать поставленные звуки;
- развитие умения контролировать собственную речь.
Содержание коррекционно-развивающих занятий
Содержание рабочей программы «Логопедическая гимнастика» включает в себя:
- сбор анамнестических данных, обследование состояния общей и артикуляционной моторики, обследование неречевых психических функций, диагностика уровня сформированности фонематического восприятия, обследование состояния произносительных навыков;
- формирование артикуляторной базы, развитие органов артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие слухового внимания и слухового контроля;
- постановку и автоматизацию нарушенных звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, введение звуков в самостоятельную речь, развитие фонематического восприятия, развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 уч. год
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||
1 | Диагностика уровня сформированности фонематического восприятия | 1 | ||
2 | Формирование артикуляторной базы звуков | 1 | ||
3 | Гласные звуки. Согласные звуки | 1 | ||
4 | Постановка звука «с». Автоматизация звука «с» в начале, середине, конце слова | 1 | ||
5 | Автоматизация звука «с» в стечении согласных и в связной речи | 1 | ||
6 | Постановка звука «сь». Автоматизация звука «сь» в начале, середине, конце слова | 1 | ||
7 | Автоматизация звука «сь» в стечении согласных и в связной речи | 1 | ||
8 | Постановка звука «з». Звук «з» в начале, середине слов | 1 | ||
9 | Звук «з» в связной речи. Дифференциация звуков «с»-«з» | 1 | ||
10 | Постановка звука «ц». Автоматизация звука «ц» на конце, в середине и начале слов | 1 | ||
11 | Автоматизация «ц» в связной речи. Дифференциация звуков «ц»-«с» | 1 | ||
12 | Постановка звука «ш». Автоматизация звука «ш» в начале, середине, конце слова и в стечении согласных | 1 | ||
13 | Автоматизация звука «ш» в связной речи. Дифференциация звуков «ш»-«с» | 1 | ||
14 | Постановка звука «ж». Звук «ж» в начале, середине слов | 1 | ||
15 | Звук «ж» в связной речи. Дифференциация звуков «ш»-«ж» | 1 | ||
16 | Звук «ж» в связной речи. Дифференциация звуков «ж»-«з» | 1 | ||
17 | Повторение пройденного материала | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся с расстройством аутистического спектра
Основной целью коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с расстройством аутистического спектра является создание оптимальных условий для познания ребенком объектов в совокупности сенсорны...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 1 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫБазовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Предмет «Физическая к...
Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отст...
Рабочая программа учебного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
1, 2, 3, 4 классы1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...
Рабочая программа учебного курса "Ручной труд" для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
3,4 классы1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. курса.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с расстройствами аутистического спектра» 1 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...