Текст выступления к презентации "Графический диктант - как средство развития ориентировки в пространстве"
презентация к уроку
Данная презентация направлена на развитие ориентировки в микропространстве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
graficheskiy_diktant_-_kak_sredstvo_razvitiya_orientirovki_v_prostranstve.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Графический диктант» - как средство
развития ориентировки в пространстве.
Слайд 1 У слабовидящих дошкольников по сравнению о нормально видящими развитие пространственной ориентировки протекает медленнее и со значительными трудностями. Это связанно с тем, что у таких детей зрительная информация об окружающем мире сильно ограничена, к тому же они, как правило, не умеют пользоваться при ориентировке пусть и неполноценным, но все же зрением.
Слайд 2 Ориентировка в пространстве - одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Важной задачей в обучении детей пространственной ориентировке является - научить детей ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги, тетради, фланелеграфа, поверхности стола, магнитной доске).
Особенно полезны (и очень нравятся детям) задания на ориентировку на листе бумаги в клетку, т.е. графические диктанты.
Слайд 3 Графический диктант - это воспроизведение рисунка под диктовку взрослого
Цель таких диктантов заключается в том, чтобы выработать стереотипы движений руки слева направо, сверху вниз.
Это готовит руку ребёнка к формированию правильного письма, развивает пространственную ориентировку на листе бумаги, зрительную память и фантазию, графические навыки, наблюдательность, совершенствует мелкую моторику кисти руки, формирует и закрепляет понятие «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «наискосок».
Слайд 4 Выполняется он на листе бумаги в клетку. Графические диктанты для дошкольников являются своеобразной увлекательной игрой, которая, к тому же, принесет детям много пользы.
- учат ориентироваться на листе бумаги,
- правильно отсчитывать клетки,
- работать по инструкции взрослого
- закрепляют понятия «право», «лево», «вперед», «назад
- готовят к обучению в школе
- развивают произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
А необычный. рисунок, рисунок, который получится в результате выполнения задания, будет своеобразным «призом» для дошкольников
Освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки - немаловажный этап в освоении детьми пространства.
Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи дошкольника, но подлинно пространственное содержание нередко скрыто от ребенка. Часто шестилетние дети не понимают смыслового значения употребляемых ими терминов. Освоение пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать в единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок детей, оно должно опираться на прочную основу. Словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях.
Рисование по клеточкам - очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития важных психических процессов: мышления, воображения, внимания, памяти. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстее, произвольного внимания, зрительной памяти. Уже в дошкольном возрасте очень важно научить ребенка пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, правильно находить ее стороны, углы, центр и середины сторон. Ориентация е клеточке в дальнейшем поможет ему красиво и правильно писать цифры, буквы, выполнять графические задания в тетрадях. У него будут заложены азы письма и рисования.
Слайд 5
Графические диктанты можно выполнять в нескольких вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради.
Слайд 6
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух
Слайд 7
З. Ребенок выполняет работу на слух, ,l\алее взрослый предлагает нарисовать точно такой же рисунок, но либо большего размера, чем образец, либо меньшего размера, чем образец.
Слайд 8
4. Ребенок выполняет работу на слух или срисовывает самостоятельно, а затем ему предлагается нарисовать точно такой же предмет, но в зеркальном отражении.
Для занятий необходима тетрадь в клетку, для детей с нарушением зрения лучше использовать тетрадь в крупную клетку. Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка - не экзамен, а игра. Помогайте ребенку, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеточкам.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 20 минут с детьми 5-6 лет и 25 минут с детьми 6-7 лет с обязательной динамической паузой или пальчиковой гимнастикой, но если ребенок увлекся и не жалуется на усталость пальчиков, не стоит останавливать его и прерывать занятие. Следите за посадкой ребенка и за тем, как ребенок держит карандаш.
Слайд 9 Задания подбираю по принципу «от простого r сложному».
1) Знакомство с клетчатым листом, тетрадью. Столбик и строчка.
Обычно, первые занятия в детском саду я начинаю с того, что предлагаю ребятам набор заданий и упражнений, которые научат их ориентироваться в клеточке. Учу пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, находить её стороны и углы. К. Шевелёв советует на первом занятии использовать демонстрационный плакат, на котором изображена клеточка, увеличенная в несколько раз. Дети должны правильно назвать и показать стороны клеточки. Далее выполняются упражнения в тетрадях в клеточку.
Предлагаю обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала ребенок действует по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Использую в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные - длиной в одну клетку). В сложных узорах ребенок учится определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).
2) Ориентировка на клетчатом листе
При письме в тетрадях в клеточку детям необходимо ориентироваться на листе бумаги в клетку, находить нужную клетку, отступать одну ~ли несколько клеток вниз, влево или вправо.
3) Письменные задания под диктовку.
После того, как дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги в клетку, перехожу к выполнению детьми письменных заданий под диктовку От исходной точки дети рисуют под диктовку образец какого-либо узора, далее продолжают рисовать узоры по образцу до конца строки или столбика, стараясь не отрывать ручку от бумаги. Далее предлагаю детям задания на рисование по клеткам контуров фигур, цифр и букв под диктовку, а затем по образцу. Наиболее любимыми заданиями у детей являются те, в которых в нарисованном под диктовку контуре они угадывают какой-либо знакомый им предмет из окружающего мира (собака, робот, елочка, машинка и др.).
4) Срисовывание (копирование) с образца
С целью развития у детей пространственных представлений на микроплоскости, фиксации взора, локализации, глазодвигательных функций, а также внимания, усидчивости провожу упражнения по срисовыванию с образца какой-либо фигуры или предмета по клеточкам. Образец, состоящий из сочетания геометрических фигур, дети должны срисовать, самостоятельно выбирая исходную фигуру, и последовательно, деталь за деталью, перерисовать весь контур - образец. Дети должны последовательно рассматривать клеточки слева направо и рисовать детали образца.
5) Дорисовывание недостающих частей фигур или предметов.
Более сложным для детей с амблиопией и косоглазием явилось упражнение на дорисовывание по клеткам недостающих частей фигур или предметов. Это связано с тем, что ребенку необходимо выделить контур предмета, все его мелкие детали, найти недостающие части и затем из «крупинок» собрать целое.
6) Срисовывание контуров в зеркальном отображении.
Самыми сложными среди упражнений на срисовывание по клеткам оказались упражнения на срисовывание контуров в зеркальном отображении. Чтобы дети поняли, что такое зеркальное отображение, провожу предварительную работу. К листу с нарисованным контуром надо подставить под углом 90 градусов маленькое зеркало, так, чтобы дети увидели, как будет выглядеть контур в зеркальном отображении. Для правильного срисовывания контура в зеркальном отображении дети должны правильно его «прочитать», начиная из точки № 1, которую выбирают на контуре. А затем, «читая» контур, дети одновременно рисуют его зеркальное отображение. Для объяснения детям последовательность рисования контура в зеркальном отображении, сначала рисую контур· на доске и срисовываю его, комментируя детям свои действия.
К концу учебного года дети умеют срисовывать по клеточкам сложные контурные изображения.
Графические диктанты можно дополнить загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.
Слайд 11 Какие игры учат детей ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Игра «Муха», играя, ребенок учится перемещаться на одну клетку в разных направлениях, проговаривая направления перемещения (вправо, влево, вверх, вниз). Игра: «Рассели жильцов» помогает закреплять умение ориентироваться в микропространстве по словесной инструкции.
Игра «Дойди до синего кружка» помогает вводить в активный словарь детей, слова, обозначающие основные направления перемещения на плоскости, развивает умение перемещаться на несколько клеток в разных направлениях, развивает прослеживающие функции глаз, формирует зрительное сосредоточение.
Слайд 12 Игры «Рассели жильцов», «Клетка» помогает закреплять умение ориентироваться в микропространстве по словесной инструкции.
Наши дети с нарушением зрения в большинстве своем не уверены в своих возможностях, поэтому нерешительны. Им необходима поддержка, поощрение, поэтому мы поддерживаем их всегда добрыми словами: «Молодец, у тебя всё хорошо получилось». Похвала стимулирует ребенка правильно выполнять задание. Игровая ситуация и использование разнообразных игровых и дидактических материалов помогает вызвать у ребенка интерес требующий от педагога настойчивости и терпения и. конечно же, огромного желания помочь детям.
Слайд 13. Таким образом, работа по формированию у детей дошкольного возраста умений ориентировки на листе бумаги проводится в игровой форме, что позволяет получать хорошие результаты.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию ориентировки в пространстве и коллективному конструированию для средней группы детей с нарушением зрения.
На интегрированном занятии дети с нарушением зрения обучаются ориентировке в пространстве и коллективному конструированию....
Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.
Методические рекомендацииИспользование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче,...
Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве
Консультация для родителей...
Зрительный диктант как средство развития навыка беглого чтения и грамотного письма у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием
В помощь педагогу...
Развитие ориентировки в пространстве.
Схемы описания эстафет большой пожвижности....
Математический диктант как средство развития внимания учащихся
В работе представлены виды математических диктантов для применения на уроках математики....
Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности по развитию ориентировки в пространстве
Дети с тяжелыми нарушениями речи затрудняются дифференцировать понятия «справа» и «слева», а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле. Пространственные...