Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности по развитию ориентировки в пространстве
учебно-методический материал
Дети с тяжелыми нарушениями речи затрудняются дифференцировать понятия «справа» и «слева», а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле. Пространственные нарушения проявляются и при рисовании, и при письме. Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. С трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Объем зрительной памяти детей с общим недоразвитием речи практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Это связано с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений. С понижением уровня речевого развития понижается уровень слуховой памяти. Дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей мышления. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов, возникают трудности в установлении предметно-следственных связей. Проблемную ситуацию оценивают поверхностно. Им характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость воображения. У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся данной категории с учётом особенностей психофизического развития и их индивидуальных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности по ориентировке в пространстве | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности по развитию ориентировки в пространстве
Сроки реализации | Содержание работы | Средства реализации |
октябрь | 1.Совершенствовать опыт моторной ориентировки в пространстве с учетом основных направлений. 2. Расширять представления о пространственных отношениях 3. Учить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию 4. Учить детей ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине) | Д.и. «Найди пакет», «Найди флажок» Д.и. «Катина квартира», «Поможем кукле расставить мебель», «Что где стоит» Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Юра «Составь такой же узор», «Расставь игрушки как у меня и расскажи как ты их поставил» |
ноябрь | 1. Совершенствовать опыт моторной ориентировки в пространстве с учетом основных направлений. 2. Формировать знания о правилах дорожного движения 3. Учить составлять план расстановки мебели в кукольной комнате, пользуясь заместителями предметов | Д.и. «Разведчики» (до 5 направлений сразу), игры в жмурки «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан» Д.и. «Улица» Д.и. «Маша купила новую мебель» |
декабрь | 1.Расширять представления о пространственных отношениях (слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между) 2. Расширять опыт ориентировки на плоскости по основным пространственным направлениям 3. Учить читать план-схему кукольной комнаты | Д.и. «Что где находится?», «Лисьи прятки» Д.и. «Подбери парные карточки» Д.и. «Куда спрятался жучок?», «Где Маша?», «Расставь мебель в кукольном уголке так, как нарисовано на карте» |
январь | 1. Учить ориентироваться на плоскости листа. Познакомить с промежуточными направлениями. 2. Учить ориентироваться от другого человека, от разных предметов. 3. Учить составлять план группы | Д.и. «Расскажи про свой узор» Задание: встать справа или слева от Тани, впер6еди или позади ее; - занять определенное пространственное положение по отношению к указанному предмету; - охарактеризовать свое место в пространстве относительно того или иного предмета; - расположить определенным образом один или несколько предметов относительно указанного ориентира. Назовите каждый предмет изображенный на карте-схеме. Покажите и назовите предмет в комнате, а потом найдите его на карте-схеме. |
февраль | 1. Закрепить умение читать карту-схему группы Учить соотносить элементы плана и пространства 2. Формировать знания о правилах дорожного движения 3. Учить передвигаться в заданном направлении по ориентирам. | Д.и. «Перевозка груза» Д.и. «Чье это место?», «Поменяйтесь местами» Д.и. «На улице» «Запомни ориентир и нарисуй на карте», «Найди по ориентирам игрушку» |
март | 1. Учить располагать предметы в реальном пространстве по схеме; словесно обозначать расположение предметов в пространстве соответствующими терминами: справа, слева, впереди, посередине, сзади, вверху, внизу 2. Совершенствовать умение детей передвигаться в заданном направлении по ориентирам и без них 3. Упражнять в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе | Д.и. «Разложи предметы как на схеме», «Скажи, что где находится» Д.и. «Найди предмет по указанным ориентирам», «Помоги найти дорогу белочке» Д.и. «Добавь слово» |
апрель | 1. Учить передвигаться в заданном пространстве ориентируясь по стрелке 2. Совершенствовать умение детей ориентироваться на листе бумаги 3. Учить составлять план участка. | Д.и. «Стрелки», «Казаки-разбойники» Графический диктант Изучают условные знаки, которыми на карте-схеме обозначаются предметы (деревья, кусты, игровое и спортивное оборудование, расцветку обозначений) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»
Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...
Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната
Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...
Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.
Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста. Задачи программы состоят в...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Развитию связной речи» для школ VIII вида.
Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она ...
Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения в старшей группе
Открытое индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с использованием современных педагогических технологий....
Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности "Я - ученик"
Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности "Я - ученик" с обучающимся с...