Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.
методическая разработка по русскому языку на тему
Методические рекомендации
Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.
На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче, правильнее. И называется эта работа развитием речи. Такие уроки учат школьников эффективному и успешному общению. В итоге их речь становится богаче, развивается и обогащается словарь, грамматический и интонационный строй детской речи.
Всему в жизни надо учиться, правильному литературному языку – тоже. Владение языком – важнейшее средство формирования личности, поэтому излишне доказывать, насколько актуально это сегодня.
Каждый учитель занимается развитием речи учащихся. Однако словесник решает эту задачу на качественно ином уровне: он занимается развитием речи контролируемой и делает это целенаправленно, систематически. Стимулировать развитие речевых умений, способствовать саморазвитию учащихся, помогут тексты малой формы.
Для мини-диктанта на запятые при деепричастиях и деепричастных оборотах (а это приходится повторять и в 9-м классе) можно использовать следующий текст:
Выбегая из трамвая, я увидел вертолет. В наших лужах утопая, он тихонько полз вперед. Я, решив помочь пилоту, подбегаю к вертолету и, толкая вертолет, вместе с ним ползу вперед. А пилот сидит, зевая, и не хочет мне помочь! Все на свете проклиная, я тогда помчался прочь.
Главная цель мини-изложения (сочинения) – привлечь внимание к тому, как это сказано.
Когда рассвело, я отправился в соседнюю деревню за парным молоком. Идя по лесной тропинке, я встретил знакомого ежика. Он, увидев меня, вежливо поздоровался (смех) и пригласил в гости. Я обещал как-нибудь зайти. Когда я вернулся домой, сестренка уже встала. Я передал ей приглашение. Но она, не поверив мне, назвала меня фантазером. Я предложил Насте пойти в лес со мной в любое время, когда она захочет.
Дальше ребята продолжают текст сами. Разумеется, так, чтобы там были предложения с союзом когда, деепричастия и деепричастные обороты. Кроме того, я требую, чтобы были подчеркнуты союзы когда и обведены запятые перед и после этих придаточных. Тогда хорошо работает зрительная память, и постановка запятых в этом случае скоро становится автоматическим навыком.
Работа с текстом-миниатюрой А. Приставкина «Муравей».
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации, определение читательской компетентности детей.
Муравей
Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.
По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!»
И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше. (69 слов.)
Беседа: «Учимся читать подтекст».
– Вчитайтесь внимательно в миниатюру «Муравей». О чём в ней говорится?
– Какие чувства вы испытывали, когда читали текст?
– Как вы думаете, что отражает название миниатюры? (Тему или основную мысль)
– Сравните эти тексты (про белочку и про муравья).
– Что объединяет эти произведения? Чем они различаются?
– О чём рассуждает автор? Какое настроение передаёт каждая из них. Задумайтесь над содержанием ваших высказываний: в этих словах заключена основная мысль текстов.
– Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?
– Как бы вы поступили, если бы заметили в лесу муравья с ягодой?
– Как, по-вашему, автор относится к поступку человека?
– Выражено ли оно прямо, открыто в рассказе?
– Что вы можете сказать о человеке, который способен «увидеть» и «услышать» многое в природе и выразить свои чувства, своё отношение к этому? (Автор– человек очень наблюдательный, любит природу, познаёт её, радуется каждому общению с ней).
– Какие бы вопросы вы задали автору?
– Каким вы представляете муравья? Нарисуйте словесную картину.
– Рассмотрите рисунок. Как изображён главный герой миниатюры?
Предупреждение фактических ошибок
– Какие виды ошибок вы знаете? (Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, фактические).
– Из данных ниже слов и выражений выберите те, которые точнее передают время и действия муравья и помогают раскрытию основной мысли:
Бежал катил весь день большую
Шёл нёс с утра до вечера тяжёлую
Нёсся тащил долго
на закате солнца
Итак, подведём итог:
Глагол тащил несёт в контексте миниатюры смысловую нагрузку и поэтому употреблён автором дважды. Неверно заменять его глаголами шёл, бежал.
Неправильно было бы опускать определение тяжёлую к существительному ягоду и заменять его определением большую.
Неверно вместо слов весь день тащил и на закате солнца оказался писать вскоре муравей оказался.
– Какие слова и выражения текста помогают читателю понять точку зрения писателя, его отношения к событиям?
Напишите подробное изложение. Выразите своё отношение к поступку человека. (Дети выражают своё отношение к поступку человека, аргументируя свою точку зрения. Ученики обращаются за доказательствами к исходному тексту изложения, толкуют, интерпретируют его на уровне фактуальной его информативности и своего жизненного и читательского опыта.
Данный текст может предложен учащимся для перевода на родной язык (в национальных классах).
Традиционно небольшие тексты используются и для освоения учебного материала. В этом случае для задействия эмоциональной сферы можно использовать необычные по содержанию тексты. Например:
прочитайте текст и выполните задания.
Однажды вор залез в чужой курятник и украл курицу. Когда он убегал, он опрокинул лампу, и курятник загорелся. Курица смотрела назад и, видя огонь пожара, понимала: он спас ей жизнь.
Когда вор откармливал курицу пшеном и хлебом, курица понимала: он о ней заботится.
Когда вор скитался из города в город, пряча курицу за пазуху, курица понимала: он её любит.
Когда курица увидела, что вор замахнулся ножом, она поняла: он хочет покончить жизнь самоубийством. Она прыгнула на нож и прикрыла вора своим телом. И умерла счастливой.
• Докажите, что это текст.
• Определите тип речи.
• Обоснуйте своё мнение. Обратите внимание на глаголы.
• Может ли этот текст обойтись без глаголов?
Раскройте особенности текста-повествования.
Необходимы мини-тексты и при работе с орфограммами. Например, правило о правописании о и е после шипящих у существительных. Выполнили положенные упражнения. Класс получает задание подобрать слова на это правило, но так, чтобы они рифмовались со словом сучок. Выполняем все вместе. У нас получается: сучок – волчок – значок – дурачок. А к слову волчонок – зайчонок, бельчонок, девчонка, ручонка. Затем пишем мини-диктант:
Бежала собачонка,
за ней бегом девчонка.
В ручонке у девчонки
был остренький сучок.
Увидели речонку,
и тут же собачонка
в речонку от девчонки – скок!
Следовательно, миниатюры учащихся эффективны в учебном процессе. Во-первых, со стороны учителя, так как: 1) на их творческой основе осуществляется продуктивное общение с учащимися; 2) эти высказывания позволяют в большей степени, чем другие высказывания, осуществлять индивидуальный подход к детям и выявлять способности учеников. Во-вторых, со стороны школьников, так как: 1) с их помощью реализуется природная потребность подростков к творчеству; 2) они воспринимаются учащимися с большим интересом и азартом в силу малого объема и естественности, свободы высказывания; 3) они могут быть быстрым, живым откликом на события личной, школьной и общественной жизни, явлений культуры, природы; 4) создавая творческие работы, учащиеся осваивают и родной язык, и мир, высказывают свой взгляд на реальную действительность, познают и себя как личность. Красиво и точно об этом сказала М.И. Айгер.
Пиши скорей, не медли, слышишь,
Весь мир, весь путь, весь опыт свой,
Пойми, ведь то, что ты напишешь,
Не может написать другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путем использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок на уроках русского языка, чтения и развития речи.
Данный материал способствует развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса....
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Работа над монологической речью на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся
Формирование монологической речи учащихся на уроках русского языка...
Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников
Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...
Методические рекомендации СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, 2017
Несмотря на множество исследований, на наш взгляд, проблема развития речи умственно отсталых школьников остается актуальной.Прогрессивные педагоги прошлого и настоящего основной задачей изучения русск...
РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ
Главные задачи:- обогащение словарного запаса;- освоение орфоэпических норм;- развитие орфографической зоркости;- совершенствование навыков обращения со справочной литературой....
Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся
Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Сре...