Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.
методическая разработка по русскому языку на тему

Хайдып Светлана Николаевна

Методические рекомендации

Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.

На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче, правильнее. И называется эта работа развитием речи. Такие уроки учат школьников эффективному и успешному общению. В итоге их речь становится богаче, развивается и обогащается словарь, грамматический и интонационный строй детской речи.

Всему в жизни надо учиться, правильному литературному языку – тоже. Владение языком – важнейшее средство формирования личности, поэтому излишне доказывать, насколько актуально это сегодня.

Каждый учитель занимается развитием речи учащихся. Однако словесник решает эту задачу на качественно ином уровне: он занимается развитием речи контролируемой и делает это целенаправленно, систематически. Стимулировать развитие речевых умений, способствовать саморазвитию учащихся, помогут тексты малой формы.

Для мини-диктанта на запятые при деепричастиях и деепричастных оборотах (а это приходится повторять и в 9-м классе) можно использовать следующий текст:

 Выбегая из трамвая, я увидел вертолет. В наших лужах утопая, он тихонько полз вперед. Я, решив помочь пилоту, подбегаю к вертолету и, толкая вертолет, вместе с ним ползу вперед. А пилот сидит, зевая, и не хочет мне помочь! Все на свете проклиная, я тогда помчался прочь.

Главная цель мини-изложения (сочинения) – привлечь внимание к тому, как это сказано.

Когда рассвело, я отправился в соседнюю деревню за парным молоком. Идя по лесной тропинке, я встретил знакомого ежика. Он, увидев меня, вежливо поздоровался (смех) и пригласил в гости. Я обещал как-нибудь зайти. Когда я вернулся домой, сестренка уже встала. Я передал ей приглашение. Но она, не поверив мне, назвала меня фантазером. Я предложил Насте пойти в лес со мной в любое время, когда она захочет.

Дальше ребята продолжают текст сами. Разумеется, так, чтобы там были предложения с союзом когда, деепричастия и деепричастные обороты. Кроме того, я требую, чтобы были подчеркнуты союзы когда и обведены запятые перед и после этих придаточных. Тогда хорошо работает зрительная память, и постановка запятых в этом случае скоро становится автоматическим навыком.

Работа с текстом-миниатюрой А. Приставкина «Муравей».

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации, определение читательской компетентности детей.

Муравей

Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.

По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!»

И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше. (69 слов.)

Беседа: «Учимся читать подтекст».

– Вчитайтесь внимательно в миниатюру «Муравей». О чём в ней говорится?

– Какие чувства вы испытывали, когда читали текст?

– Как вы думаете, что отражает название миниатюры? (Тему или основную мысль)

– Сравните эти тексты (про белочку и про муравья).

– Что объединяет эти произведения? Чем они различаются?

– О чём рассуждает автор? Какое настроение передаёт каждая из них. Задумайтесь над содержанием ваших высказываний: в этих словах заключена основная мысль текстов.

– Как иначе мог поступить человек в этой ситуации?

– Как бы вы поступили, если бы заметили в лесу муравья с ягодой?

– Как, по-вашему, автор относится к поступку человека?

– Выражено ли оно прямо, открыто в рассказе?

– Что вы можете сказать о человеке, который способен «увидеть» и «услышать» многое в природе и выразить свои чувства, своё отношение к этому? (Автор– человек очень наблюдательный, любит природу, познаёт её, радуется каждому общению с ней).

– Какие бы вопросы вы задали автору?

– Каким вы представляете муравья? Нарисуйте словесную картину.

– Рассмотрите рисунок. Как изображён главный герой миниатюры?

Предупреждение фактических ошибок

– Какие виды ошибок вы знаете? (Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, фактические).

– Из данных ниже слов и выражений выберите те, которые точнее передают время и действия муравья и помогают раскрытию основной мысли:

Бежал                  катил                   весь день                      большую

Шёл                     нёс                       с утра до вечера           тяжёлую

Нёсся                  тащил                  долго

на закате солнца

Итак, подведём итог:

Глагол тащил несёт в контексте миниатюры смысловую нагрузку и поэтому употреблён автором дважды. Неверно заменять его глаголами  шёл, бежал.

Неправильно было бы опускать  определение тяжёлую к существительному ягоду и заменять его определением большую.

Неверно вместо слов весь день тащил и на закате солнца оказался писать вскоре муравей оказался.

– Какие слова и выражения текста помогают читателю понять точку зрения писателя, его отношения к событиям?

Напишите подробное изложение. Выразите своё отношение к поступку человека. (Дети выражают своё отношение к поступку человека, аргументируя свою точку зрения. Ученики обращаются за доказательствами к исходному тексту изложения, толкуют, интерпретируют его на уровне фактуальной его информативности и своего жизненного и читательского опыта.

         Данный текст может предложен учащимся для перевода на родной язык (в национальных классах).

Традиционно небольшие тексты используются и для освоения учебного материала. В этом случае для задействия эмоциональной сферы можно использовать необычные по содержанию тексты. Например:

прочитайте текст и выполните задания.

Однажды вор залез в чужой курятник и украл курицу. Когда он убегал, он опрокинул лампу, и курятник загорелся. Курица смотрела назад и, видя огонь пожара, понимала: он спас ей жизнь.

Когда вор откармливал курицу пшеном и хлебом, курица понимала: он о ней заботится.

Когда вор скитался из города в город, пряча курицу за пазуху, курица понимала: он её любит.

Когда курица увидела, что вор замахнулся ножом, она поняла: он хочет покончить жизнь самоубийством. Она прыгнула на нож и прикрыла вора своим телом. И умерла счастливой.

•  Докажите, что это текст.

•  Определите тип речи.

•  Обоснуйте своё мнение. Обратите внимание на глаголы.

•  Может ли этот текст обойтись без глаголов?

Раскройте особенности текста-повествования.

Необходимы мини-тексты и при работе с орфограммами. Например, правило о правописании о и е после шипящих у существительных. Выполнили положенные упражнения. Класс получает задание подобрать слова на это правило, но так, чтобы они рифмовались со словом сучок. Выполняем все вместе. У нас получается: сучок – волчок – значок – дурачок. А к слову волчонок – зайчонок, бельчонок, девчонка, ручонка. Затем пишем мини-диктант:

Бежала собачонка,

за ней бегом девчонка.

В ручонке у девчонки

был остренький сучок.

Увидели речонку,

и тут же собачонка

в речонку от девчонки – скок!

Следовательно, миниатюры учащихся эффективны в учебном процессе. Во-первых, со стороны учителя, так как: 1) на их творческой основе осуществляется продуктивное общение с учащимися; 2) эти высказывания позволяют в большей степени, чем другие высказывания, осуществлять индивидуальный подход к детям и выявлять способности учеников. Во-вторых, со стороны школьников, так как: 1) с их помощью реализуется природная потребность подростков к творчеству; 2) они воспринимаются учащимися с большим интересом и азартом в силу малого объема и естественности, свободы высказывания; 3) они могут быть быстрым, живым откликом на события личной, школьной и общественной жизни, явлений культуры, природы; 4) создавая творческие работы, учащиеся осваивают и родной язык, и мир, высказывают свой взгляд на реальную действительность, познают и себя как личность. Красиво и точно об этом сказала М.И. Айгер.

Пиши скорей, не медли, слышишь,

Весь мир, весь путь, весь опыт свой,

Пойми, ведь то, что ты напишешь,

Не может написать другой.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

Методические рекомендации СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, 2017

Несмотря на множество исследований, на наш взгляд, проблема развития речи умственно отсталых школьников остается актуальной.Прогрессивные педагоги прошлого и настоящего основной задачей изучения русск...

РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

Главные задачи:- обогащение словарного запаса;- освоение орфоэпических норм;- развитие орфографической зоркости;- совершенствование навыков обращения со справочной литературой....

Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся

Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Сре...