Зрительный диктант как средство развития навыка беглого чтения и грамотного письма у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием
консультация на тему
В помощь педагогу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zritelnyy_diktant_kak_sredstvo_razvitiya_navyka.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зрительный диктант как средство развития навыка
беглого чтения и грамотного письма у обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием»
Известный русский психолог Борис Герасимович Ананьев заметил: «Дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма». Т. е. успешность дальнейшему обучению детей всем другим предметам школьного курса напрямую зависит от того, как сформированы у них навыки чтения и письма.
Русский язык - один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений даже в массовой школе. В школе для учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии эта проблема стоит еще острее, т.к. речь ребенка с ОВЗ в силу нарушенного интеллекта имеет столь существенные отклонения от нормы, что обучение становится возможным только при условии большой коррекционной работы. Надо, в первую очередь, развивать мышление, память, внимание детей с интеллектуальным недоразвитием и на этом фундаменте строить изучение грамматики и художественных текстов.
Все педагоги сходятся во мнении, что можно добиться от учащихся знания правил русского языка. Каждый учитель проводит многочисленные и разнообразные упражнения по отработке каждого орфографического правила и, тем не менее, письмо учащихся изобилует ошибками, т. к. обучающийся с отклонениями в умственном развитии не переносит в свою практическую деятельность знание грамматического правила, особенно, если меняется условие работы. То есть, учащиеся могут правильно выполнять упражнение на применение того или иного правила, но в диктанте это правило уже не использует, тем более, в самостоятельных и творческих работах. Знания и умения по русскому языку учеников с интеллектуальным недоразвитием очень непрочные и без постоянного повторения быстро утрачиваются, они затрудняются в нахождении в тексте слова на изучаемое правило. Это умение – орфографическую зоркость - необходимо у них специально вырабатывать.
Учитывая все эти факторы, напрашивается вывод, что одним из средств формирования навыка грамотного письма и беглого чтения в коррекционной школе VIII вида могут быть зрительные диктанты.
Психологами установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти учащихся.
Например: ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова, он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысла предложения, не может связать все слова воедино. В таком случае, естественно, возникает необходимость работы над оперативной памятью. Для коррекционной работы в этом направлении применяется методика зрительных диктантов.
Дети с интеллектуальной недостаточностью гораздо медленнее и с большим трудом овладевают техникой чтения. В младших классах учащиеся, в основном, читают или вяло, медленно или очень торопятся. При чтении дети часто ошибаются: не прочитывают окончания, пропускают буквы, читают по догадке, и т.д. В старших классах также, читая новый текст, они обычно затрачивают много времени, затрудняются в прочтении сложных слов, допускают ошибки, искажающие звуковой состав слова. Это мешает ученикам понимать прочитанное, препятствует приобретению новых знаний, затормаживают общее развитие.
Для развития оперативной памяти учащихся школы VIII вида рекомендуется проводить зрительные диктанты следующим образом:
1) зрительные диктанты выполняются регулярно и на каждом уроке письма (русского языка) в течение 2-3 месяцев. Можно повторять этот прием дважды в течение учебного года;
2) длительность проведения зрительного диктанта на уроках не должна превышать 5 минут;
3) речевым материалом диктантов является одно предложение с постоянным увеличением общего количества букв в нем;
4) на начальном этапе работы объем предложения может составлять 8 -10 букв и постепенно увеличиваться, но не более чем до 40 букв;
5) предложение прочитывается с установкой на его запоминание. Количество времени экспозиции в начале работы 20-16 секунд, в конце 12- 18 секунд;
6) в случае, если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают ещё раз для повторного зрительного восприятия;
7) если отдельные учащиеся не запомнили речевой материал, он предлагается им только для нового прочтения, но уже по индивидуальной карточке;
8) после окончания записи предложения всеми учащимися вновь демонстрируется, и школьники проверяют написанное;
9) если многие учащиеся не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложение предъявляется вторично на следующем уроке;
10) речевой материал для зрительного диктанта подбирается с учетом изучаемых и уже пройденных орфографических правил. Однако, не следует бояться наличия слов с ещё не знакомыми орфограммами. Зрительное восприятие и моторное воспроизведение слова может опережать изучение соответствующего орфографического правила и облегчать его усвоение.
11) наиболее оптимальными сроками для проведения зрительного диктанта оказывается 4-5 классы, где осуществляется подготовительная работа к беглому чтению, и где многие орфограммы к этому времени уже пройдены.
Как я уже говорила выше, необходимость применения данного вида работы вызвана тем, что основная масса детей имеют низкий уровень речевого развития в целом. Часто слабая техника чтения и письмо с большим количеством ошибок являются следствием не только интеллектуальной недостаточности учащихся, но их плохой памяти и неустойчивого внимания. Следовательно, чтобы улучшить качество чтения и письма, надо развивать эти психические процессы: оперативную память, речедвигательную и смысловую память, произвольное внимание, объем внимания. Чем больше видов памяти участвует в процессе письма и чтения, тем оно грамотнее.
Усвоение каждого орфографического правила – сложная задача для школьника с интеллектуальным недоразвитием. Своеобразие его памяти обусловлено тем, что для запоминания каждого правила ученику требуется длительное время и большое количество разнообразных упражнений и повторений. Но особенно затрудняет детей с ОВЗ самостоятельное использование правил. Правило учащимся, как обычно, применяется лишь по отношению к тем словам, которые используются в качестве примеров при изучении этих правил. Распространения правила на другие слова тех же грамматических форм и категорий осуществляется редко, с большими затруднениями, а в ряде случаев – и неправильно. Это вызывается, прежде всего, тем, что дети с трудом обнаруживают слова, при написании которых следует применить изученное правило, т.к. не видят в каждом из этих слов специфических особенностей, которые позволяют обобщить их, подвести под одно общее правило.
Работа по нахождению орфограмм, т.е. по развитию орфографической зоркости, сложная, но очень полезная. Практически на каждом уроке русского языка ребята вспоминают 1 - 2 , а иногда 3 правила, находят слова на эти правила, т.е. выполняется одно из главных требований обучения во вспомогательной школе: многократность закрепления материала. У учащихся с ОВЗ умения и навыки вырабатываются медленно и отличаются неустойчивостью. А данная система работы хорошо организует их целенаправленную деятельность в течение длительного времени.
И ещё об одной проблеме, с которой мы сталкиваемся во время проведения зрительных диктантов. Вначале ребята читают предложения так, как они привыкли говорить, сливая предлог с последующим словом в единое слово, очень характерна некоторая смазанность речи, а при чтении «про себя» у них складывается нечеткий кинестетический образ того или иного слова. Иногда это даже приводит к грубым смысловым ошибкам при воспроизведении предложения. Например: «МАТРОС НОСИТ ТЕЛЬНЯШКУ» ученик записал «МОРОС НОСИТ ТЕЛЬНЯШКУ». Слова МАТРОС и МОРОЗ акустически близки. Когда ребенок читает это слово, он не акцентирует внимание на каждой букве, а как бы скользнул по нему взглядом, запомнил основной кинестетический образ, а при припоминании в этот образ прекрасно вписалось слово «МОРОЗ» ( МОРОС) как более близкое и знакомое ребенку.
Чтобы запомнить написание слова ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется. Такой прием рассчитан на обострение зрительного внимания к слову.
С ребятами также проводятся несколько видов упражнений по выработке навыков орфографического чтения. В основном, это устные картинные диктанты. Я показываю ребятам предметную картинку и прошу ученика отдельно произнести слово так, как оно пишется. Остальные слушают и соглашаются или нет. Далее орфографическим чтением отдельных слов, записанных на карточках. Постепенно переходим к словосочетаниям, и предложениям.
Зрительные диктанты основаны на зрительном восприятии текста. Текст записывается на доске, школьники анализируют орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку сами проверяют текст.
Проведение зрительных диктантов в 3 классе
Зрительные диктанты состоят из отдельных слов. Слоговая структура слов постепенно усложняется в строго регламентированной последовательности.
Цель проведения зрительных диктантов в 3 - м классе: тренировка зрительной и смысловой памяти, тренировка устойчивости произвольного внимания.
Последовательность усложнения слоговой структуры слов следующая:
1) слова из одного закрытого слога (односложные слова)
1. с твердыми согласными;
2. с мягкими согласными;
3. с мягкой согласной, мягкость которой обозначается буквой «ь»;
4. со стечением согласных в начале слова;
5. со стечением согласных в конце слова;
6. со стечением согласных в начале слова и мягкой согласной.
2) слова из 2 - х слогов (двухсложные слова)
1. оба слога открытые, все согласные твердые;
2. один слог открытый, другой закрытый, все согласные твердые;
3. первый слог закрытый, второй - открытый все согласные твердые;
4. первый слог - открытый с гласным 2 ряда, второй открытый или закрытый;
5. один слог открытый, другой слог закрытый, в одном из слогов мягкая согласная,
6. оба слога открытые с мягкими согласными,
7. оба слога открытые, стечение согласных в начале первого слога, все согласные твердые
8. оба слога открытые, стечение согласных в начале первого слога, все согласные мягкие.
9. Оба слога закрытые.
3) Слова из трех слогов (трехсложные слова). Все слоги открытые.
Количество слов для предъявления на одном уроке подбирает сам учитель в зависимости от состава класса так, чтобы проведение зрительного диктанта не занимало более 5 мин. урока. В 3 классе в зрительный диктант включаются только слова, написание которых не расходится с их произношением. Желательно при одном предъявлении слов группы брать слова, отличающиеся друг от друга одной буквой. Например: предъявлять слова на одном уроке в следующем порядке: МАК-РАК-ЛАК-БАК
СТУЛ-СТОЛ-СТОН.
Этот прием хорошо активизирует внимание и смысловую память учащихся. Слова для зрительного диктанта в 3 классе должны быть написаны на отдельных карточках печатным шрифтом. Высота букв - не более 3 см. По усмотрению учителя гласные буквы можно выделить красным цветом.
Проведение зрительных диктантов в 4 классе
Первые 4 недели зрительные диктанты в 4 классе состоят из отдельных слов, как и в 3 классе. Работа проводится аналогично, но на более сложном речевом материале. Начиная с 5 учебной недели 1 четверти, для зрительных диктантов берутся предложения.
Цель проведения зрительных диктантов в 4 классе - тренировка зрительной и смысловой памяти, тренировка оперативной памяти учащихся, увеличения объема и устойчивости внимания. Последовательность усложнения слоговой структуры слогов следующая:
1) слова односложные
1. со стечением согласных в начале слова
2. со стечением согласных в конце слова
3. со стечением согласных в начале и в конце слова и с «ь» в конце слова.
2) слова двусложные
1. один слог открытый, другой закрытый, в одном из слов мягкий согласный, мягкость которого обозначается гласной 2 ряда.
2. оба слога закрытые, стечение согласных на стыке слогов.
3. оба слога открытые, стечение согласных в начале слова, возможны мягкие согласные
4. два стечения согласных в одном слове.
5. один слог открытый, другой – закрытый, мягкий согласный в 1 слоге, мягкость обозначается буквой «ь»
6. слова с разделительным «ь»
7. два стечения согласных в слове и наличие дополнительной трудности, например «ь».
3) Слова трехсложные, подчиняющиеся фонетическому принципу.
По мере изучения правил правописания в зрительные диктанты можно вводить слова на пройденные случаи. При изучении грамматических тем слова различных видов соответственно цели урока.
По мере становления навыка можно вводить трудные случаи фонетически правильного письма, требующие привлечения внимания к зрительному образу слова. Это могут быть слова с разделительным «ь», с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, и т.д.
Количество предъявляемых на одном уроке предложений зависит от состава класса. Предложения зрительного диктанта в 4 классе вводится с учетом усложнения его синтаксической структуры. Работа начинается с простого предложения и постепенно усложняется в такой последовательности:
1. Простое нераспространённое предложение.
2. Простое предложение с одним второстепенным членом.
3. Простое предложение, распространенное одним второстепенным членом с предлогом
4. Простое предложение, распространенное двумя второстепенными членами
5. Простое предложение, распространенное двумя второстепенными членами, одно из них с предлогом.
Необходимо оценивать зрительные диктанты ежедневно. Ребят это дисциплинирует, поддерживает постоянный интерес к этому виду работы. Естественно, учитель не оставит без внимания тот факт, что некоторые учащиеся стали получать по зрительному диктанту только «2» и выяснит причину. Потом уже с учетом этих причин будет строить дальнейшую работу. Таким образом, зрительные диктанты помогут учителю лучше выяснить, кто из учащихся нуждается в индивидуальном подходе на уроках.
Зрительный диктант как вид работы полезно применять в коррекционной школе для детей с ОВЗ с целью развития оперативной, смысловой, зрительной памяти учащихся, а, в конечном счете - для совершенствования навыка беглого чтения и орфографически грамотного письма. Зрительные диктанты позволяют развивать орфографическую зоркость, навык фонематического анализа, самоконтроль.
Зрительный диктант как вид работы отвечает коррекционной направленности обучения в школе VIII вида, т.к. требует от учащихся выполнения операций запоминаний, анализа и синтеза на уровне звука и буквы, слова и предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков беглого чтения
Одним из направлений работы над развитием устной речи это формирование навыков чтения. Качество полноценного навыка чтения имеет большое значение для приобретения знаний по любому предмету...
Подготовка детей с нарушенным интеллектом к овладению навыком беглого чтения.
Данная разработка адресована учителям и родителям, которые встречаются с детьми, имеющими затруднения в переходе на беглое чтение. Такие школьники постоянно отстают от контрольных норм скорости чтения...
Прагматонимы как эффективное средство развития навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку
Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Приобщаясь к культурному наследию прошлого, человек обогащается н...
Коррекционно-развивающая программа. Развитие навыков беглого чтения на английском языке.
Для формирования навыков осознанного чтения, так же как и любого другого навыка, важна многократность упражнений в самом чтении. Учитывая сложность работы по формированию навыков осознанного чтения дл...
Развитие навыков смыслового чтения на уроке "Обобщение и систематизация основных понятий темы "Компьютер как универсальное средство для работы с информацией"
Анализ результатов экзаменационных работ по информатике и ИКТ показывает, что часть ошибок допущена только потому, что ученик «не увидел…», «невнимательно прочитал», &la...
Развитие навыков беглого чтения
В настоящее время актуальна проблема низкого уровня технических навыков чтения, который связан с недостаточной скоростью мыслительных процессов большинства современных детей. Развитие этого показателя...
доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся
Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...